СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа имеет художественно-эстетическую, научно-техническую и профориентационную направленность. Её реализация позволит приобщить учащихся к искусству фотографии во всех аспектах и тем самым окажет влияние на формирование их художественного вкуса. Программа рассчитана на изучение образовательного компонента в объёме 180 часов. Реализуется в течение 1 года обучения.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа объединения по интересам "Зеркало души" (Цифровая фотография)»

Пояснительная записка

Программа объединения по интересам «Зеркало души» с базовым уровнем изучения образовательной области «Фотоискусство» разработана для реализации в учреждениях дополнительного образования на базе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи (художественный профиль).

В отличие от воспоминаний, которые блекнут и исчезают со временем, фотографии остаются неизменными. В настоящее время фотография является широко доступной как никакой другой вид визуального искусства, и в то же время, именно фотография имеет средства и возможности научить изобразительному мышлению. Именно этими факторами и обусловлен выбор направления образовательной области.

Программа имеет художественно-эстетическую, научно-техническую и профориентационную направленность. Её реализация позволит приобщить учащихся к искусству фотографии во всех аспектах и тем самым окажет влияние на формирование их художественного вкуса и развитие нравственных качеств.

Актуальность программы состоит в том, что она предназначена для обучения учащихся среднего и старшего возраста без первоначального уровня подготовки базовым видам фотографической съемки и основам обработки изображений на компьютере с использованием соответствующего программного обеспечения.

Цель программы: создание условий для развития индивидуальных и творческих способностей учащихся и их профессиональная ориентация через занятия основами фотографического искусства.

При реализации программы решаются следующие задачи.

Обучающие:

  • создание условий для приобретения необходимых теоретических знаний и практических навыков при фотографической съёмке основных жанров;

  • изучение композиционных и психологических приемов построения снимка и их практическое применение;

  • изучение основ обработки фотоизображений в программе растровой графики PhotoShop.

Развивающие:

  • создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся в избранном виде деятельности;

  • формирование навыков самостоятельной творческой работы;

  • создание условий для осознанного выбора профессии.

Воспитательные:

  • воспитание учащихся на лучших традициях отечественной и мировой культуры;

  • воспитание целеустремлённости в достижении высоких творческих результатов;

Порядок чередования тем и их продолжительность устанавливается в зависимости от склонностей учащихся и их заинтересованности. Срок реализации программы – 1 год. Возраст учащихся 12-17 лет. Программа ориентирована на образовательный компонент в объеме 180 часов. Данное количество учебных часов предполагает проведение занятий 2 раза в неделю продолжительностью 2 и 3 часа соответственно.

Образовательный процесс осуществляется в виде теоретических и практических занятий.

На теоретических занятиях изучаются только те инструменты и приёмы и только в том объёме, в котором они будут использоваться в последующей практической работе.

Численность учебной группы – 15 человек. Практические занятия по отдельным темам (практические работы по съёмке портрета, студийной съёмке) там, где возможности помещения или специального оборудования не позволяют проводить занятия с группой полного состава, проводятся по подгруппам – по 6 - 8 человек.

Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков осуществляется по качеству выполненных работ и по результатам участия в выставках, творческих конкурсах.


Учебно-тематический план.

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практи-

ка

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2

2

-

2

Введение в фотографию. История фотографии

4

3

1

3

Устройство фотоаппарата

7

3

4

4

Цифровая фотография. Композиция и

Дополнительные композиционные

элементы в фотографии

10

5

5

5

Жанры фотографии

5

3

2

6

Натюрморт. Композиционное построение предметов в натюрморте

10

4

6

7

Портрет. Масштабы портрета, виды

портрета, точка съёмки


10

4

6

8

Пейзаж. Особенности съёмки «сельского» и «городского» пейзажа

10

4

6

9

Репортажная съемка

10

4

6

10

Макрофотосъемка

10

4

6

11

Особенности искусственного и

естественного освещения. Техника съемки


14

6

8

12

Ночная съемка. Фокусировка в

темноте, фризлайт

10

4

6

13

Стробизм

6

2

4

14

Пинхол. Изготовление и съемка

10

4

6

15

Работа с файлами. Создание папок

4

2

2

16

Текстовой редактор Word.

4

2

2

17

Жанровая съёмка. Характер жанрового снимка

5

2

3

18

Программа «Adobe Photoshop»

8

3

5

19


Творчество замечательных людей в изобразительном искусстве

4

3


1

20

Посещение музеев, выставок

10

-

10

21

Выполнение тематических проектов:

«Мои одноклассники», «Родная

природа», «Зимушка-зима», «Школьные

праздники»,«Достопримечательности Гомеля», «Весна красна», «Флора и фауна»

25

-

25

22

Итоговое занятие

2

-

2


Итого:

180

64

116



Содержание программы обучения

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с планами на учебный год. Постановка цели и задач работы объединения.

Тема 2. Введение в фотографию. История фотографии: основные этапы развития фотографии, её жанры, фотография как искусство, возможности современной фотографии.

Основы фотографии. Фотограммы. Получение фотографического изображения: понятие о светочувствительности материалов. Первые понятия о фотокомпозиции.

Получение фотографического изображения. Классификация фотоплёнок, основные части фотоаппарата и их назначение, порядок работы с фотоаппаратом, определение экспозиции.

Практические занятия: фотосъёмка. Анализ отснятого материала с точки зрения изученного теоретического материала. Промежуточная диагностика.

Тема 3. Устройство фотоаппарата. Правила работы с фотоаппаратами. Различные типы фотоаппаратов. Кадрирование снимка. Устройство и назначение основных частей фотоаппаратов. Инструктаж по технике безопасности.

Особенности устройства цифрового фотоаппарата. Устройство цифрового фотоаппарата, его основные функции и характеристики, влияющие на качество снимка (матрица, объектив, стабилизатор, видоискатель, дисплей). Выбор цифровой камеры, исходя из целей использования. Видеоурок «Устройство фотоаппарата».

Практические занятия: фотосъемка. Пробная фотосъемка на улице и в помещении со вспышкой и без неё. Анализ соответствия требованиям качества полученных фотоснимков.

Автоматические функции и ручные настройки цифрового фотоаппарата. Виды замеров, экспозиции, фокусировки, разрешения. Баланс белого.

Практические занятия: фотосъемка. Анализ отснятого материала с точки зрения изученного теоретического материала. Промежуточная диагностика.

Тема 4. Цифровая фотография. Композиция и дополнительные композиционные элементы в фотографии. Композиция и дополнительные композиционные элементы в фотографии. Особенности цифрового изображения. Размер кадра, глубина цвета. Их влияние на качество изображения.

Форматы цифрового изображения. Достоинства и недостатки форматов цифрового изображения.

Практическое занятие: изучение параметров изображения на личных фотоаппаратах.

Представление о снимке как о картине. Объект фотографирования. Построение изображения на фотоснимке. Правила композиции (третей, золотого сечения, диагонали).

Практическое занятие: анализ композиционного построения фотографий известных авторов.

Тема 5. Жанры фотографии. Понятие жанра в живописи и фотографии. Пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура и скульптура, спорт. Фотосъемка животных, репортаж, жанровая фотография.

Практическое занятие: определение жанров в живописи и в фотографии.

Тема 6. Натюрморт. Композиционное построение предметов в натюрморте. Освещение в натюрморте; выявление фактуры предметов светом; особенности съёмки на цветные фотоматериалы; эффектные фильтры и насадки.

Практические занятия: съёмка натюрморта в помещении.

Практические занятия: съёмка натюрморта на природе.

Тема 7. Портрет. Масштабы портрета, виды портрета, точка съёмки. Основы портретной съёмки: масштабы портрета, виды портрета, точка съёмки. Освещение в портретной съёмке: направления света, виды света, осветительное оборудование, используемое при съёмке портрета.

Практические занятия: съёмка портрета в помещении.

Практические занятия: съёмка портрета на природе.

Тема 8. Пейзаж. Особенности съёмки «сельского» и «городского» пейзажа. Композиция в пейзаже. Фактор освещения. Городской пейзаж. Архитектура. Скульптура. Ракурс. Перспектива. Фрагмент.

Практические занятия: фотосъемка с использованием правил композиции в практической деятельности. Съёмка по теме «Городской пейзаж». Анализ, оценка и самооценка работ.

Практические занятия: выездная съёмка по теме «Сельский пейзаж». Анализ, оценка и самооценка работ.

Тема 9. Репортажная съемка. Основные правила и требования к репортажной съемке. Съемка торжественных мероприятий. Съемка спортивных мероприятий.

Практические занятия: фотосъемка с использованием правил композиции в практической деятельности. Анализ, оценка и самооценка работ. Съемка торжественных мероприятий. Съемка спортивных мероприятий.

Тема 10. Макрофотосъемка. Технические требования фотокамеры. Глубина резкости изображаемого пространства. Фокусное расстояние или зуммирование. Знакомство с фотоработами известных авторов.

Практические занятия: съемка с использованием правил макрофотосъемки.

Тема 11. Особенности искусственного и естественного освещения. Техника съемки. Освещение в фотографии. Основные направления освещения: переднее, боковое, заднее (контровое). Простейшие схемы установки света. Особенности съемки при естественном освещении. Виды света, роль отражающих поверхностей.

Практическое занятие: фотосъемка при естественном освещении.

Штативы, моноподы и другие опоры. Основные требования к съёмке с учётом использования штативов, моноподов и других опор. Характеристики штативов, моноподов.

Практические занятия: использование штативов и других опор в различных световых условиях съёмки. Обработка отснятого материала и его анализ.

Осветительная аппаратура. Осветительная аппаратура, применяемая при съемке портрета, натюрморта. Простейшие схемы установки света. Особенности съемки при естественном освещении.

Работа с объектом, моделью. Расположение, поза, жест, движение и мимика, подход. Источники света. Виды освещения.

Практические занятия: размещение осветительных устройств в соответствии с требованием жанра и идеей фотоснимка. Отработка навыков постановки искусственного освещения в соответствии с требованиями жанра. Анализ творческих работ, самооценка и взаимооценка соответствия полученных результатов критериям оценки качества.

Тема 12. Ночная съемка. Фокусировка в темноте, фризлайт. Условия съемки в ночное время. Особенности съемки. Техника рисования светом. Темновые токи. Цветные фильтры. Видеоурок по теме «Фризлайт».

Практические занятия: Съемка с длительной выдержкой на штативе.

Тема 13. Стробизм. Импульсные источники света. Предоставление видеоматериала. Знакомство с фотоработами известных авторов.

Практические занятия: съемка с использованием искусственного света вспышек.

Тема 14. Пинхол. Изготовление и съемка. Изображение в темной комнате.

Практические занятия: Изготовление камеры-обскура из бумаги.

Тема 15. Работа с файлами. Создание папок. Переименование папки, файла, создание новой папки, упорядочивание файлов в папке, стирание файлов, папок, запись на флешь-карту, стирание с флешь-карты, форматирование флешь-карты, проверка флешь-карты на наличие вируса, архивирование файлов, разархивирование файлов.

Практические занятия: создание папок, упорядочивание личных файлов в папке.

Работа с дисками, просмотр слайдов, копирование «слайдов» с «Диска» в папку «Мои документы», настройка «Слайд-шоу».

Практические занятия: просмотр слайдов, копирование «слайдов» с «Диска» в папку «Мои документы».

Тема 16. Текстовой редактор Word. Знакомство с клавиатурой, перелистывание страниц, клавиши знаков препинания и цифровые, выделение текста, выбор шрифта, определение «красной строки» и отступов, выбор шрифта в «Формате», вырезание текста в окне, копирование и перенос текста, проверка орфографии, сохранение документа во время работы, вставка надписей в рамках, введение параметров страницы, введение «красной строки» и интервалов, создание пронумерованных списков, проверка орфографии, вставка рисунка из других приложений. Обобщение: линейка инструментов Word «Основная».

Практические занятия: изготовление различных текстов «Поздравительные письма», «Стихи в орнаментарной рамке», «Расписание уроков».

Тема 17. Жанровая съёмка. Определение жанра; характер жанрового снимка: комический, драматический, трагический; этика поведения фотографа при съёмке жанра.

Практические занятия: определение жанров в фотографии.

Тема 18. Программа «PhotoShop».

Фильтры. Фильтры и их назначение, поиск файла в папках компьютера, работа с окнами изображения, изготовление копии изображения, создание дополнительного слоя, применение фильтра, прозрачность слоя.

Практические занятия: изменение изображения при помощи фильтров программы «PhotoShoр». Их назначение и возможности. Улучшение фотографий.

Знакомство с инструментами для улучшения фотографий, кадрирование, коррекция цвета, «тонирование» фотографий, получение чёрно-белой фотографии, размытие участков изображения.

Практические занятия: улучшение фотографий.

Ретушь фотографий. Знакомство с инструментами, вызов набора кистей, дополнительные кисти, ретушь мелких точек и царапин с помощью фильтра, быстрые клавиши основных команд, ретушь с помощью инструмента «Штамп».

Практические занятия: ретушь фотографий.

Создание искусственного фона. Инструменты выделения, различные способы выделения, сохранение области выделения, смена области выделения, изменение насыщенности цвета, работа ластиком, заливка цветом выделенной области.

Практические занятия: создание портрета (объекта) на искусственном фоне.

Создание комбинированного изображения. Выделение нужной области при помощи инструментов выделения, перемещение выделенной области, вырезание выбранного фрагмента, перенесение целого изображения в другую фотографию, подгонка размера изображения.

Практические занятия: закрепление пройденного материала.

Меню программы «PhotoShop». Обобщающая тема по меню программы «PhotoShop»: меню «Файл», «Редактирование», «Изображение», «Слой», «Выделение», «Фильтр», «Просмотр».

Тема 19. Творчество замечательных людей в изобразительном искусстве. Знакомство с жизнью и творчеством знаменитых фотографов и художников: Александра Родченко, Вадима Гиппенрейтера, ХайдиХоллинджера, Владимира Архипова, ЭвгенаБавчара, Ника Найта, Евгения Халдея и др.

Практические занятия: анализ фотографий известных авторов.

Тема 20. Посещение музеев, выставок.

Выставки фото, видео техники. Выставки компьютерных технологий. Выставки дизайна.

Тема 21.Выполнение тематических проектов: «Мои одноклассники», «Родная природа», «Зимушка-зима», «Школьные праздники», «Достопримечательности Гомеля», «Весна красна», «Флора и фауна». Особенности съёмки тематических проектов.

Практическое занятие: фотосъемка с использованием правил композиции в практической деятельности. Анализ, оценка и самооценка работ.

Тема 22. Подведение итогов.

Подготовка к итоговому занятию.

Практические занятия: отбор, доработка, распечатка «выставочных работ».

Итоговое занятие. Выставка лучших работ. Награждение наиболее активных учащихся.


Ожидаемые результаты

Учащиеся овладевают навыками создания художественных фотографий, пригодных для последующего использования для плакатов, оригинал-макетов, в различных сферах фотожурналистики и рекламно-издательской деятельности.

По итогам завершения обучения учащиеся

должны знать:

  • жанры современной художественной фотографии (портрет, пейзаж, натюрморт, репортаж, реклама);

  • основы обработки фотографических изображений в программе растровой графики PhotoShop;

  • художественно-выразительные средства фотографии и основы композиции;

уметь:

  • грамотно обращаться с фотографическими аппаратами различных моделей;

  • владеть различными техниками создания фотографических изображений;

  • выполнять операции по ретушированию и цветокоррекции фотографических изображений;

  • владеть навыками анализа фотографических изображений.

Результаты обучения отражаются в коллекциях фотографий и работ учащихся, выполненных ими с применением приёмов и эффектов цифровой обработки изображения.

При оценке работ учащихся следует обращать внимание на полноту использования приёмов и эффектов, пройденных по данной теме, аккуратность выполнения и оригинальность содержания работы.

Критерием оценки работ является: полнота коллекции в соответствии с пройденными темами; соответствие применённых приёмов и эффектов содержанию работы; наличие и количество оригинальных работ (качественно выполненных работ, содержание которых не обсуждалось на занятиях).


Формы и методы реализации программы

В работе объединения по интересам применяется индивидуально-групповая форма проведения занятий, которая позволяет педагогу уделить должное внимание каждому учащемуся. Проводятся мастер-классы по работе со съёмочной и осветительной техникой, встречи с профессиональными фотографами, экскурсии.

С целью обеспечения комфортной эмоциональной среды, занятия проводятся с переключением видов деятельности, что способствует удержанию внимания учащихся.

Основные методы работы при реализации программы – объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.

Оценка уровня знаний учащихся проводится дифференцировано, с учётом возраста, что позволяет реализовать гуманистический подход и обеспечить свободное, творческое развитие личности.

Для мониторинга результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  • стартовый (сентябрь месяц): собеседование с целью выявления исходного уровня мотивации учащегося;

  • текущий (выполнение конкурсных работ);

  • итоговый (май): итоговая выставка работ.



Литература и информационный ресурс

Техника фотографии



1. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. – М.: Высшая школа, 1988.

2. Курский Л.Д. Работа фотографа вне павильона. – М.: Легкая индустрия, 1980.

3. Шеклин А.В. Фотографический калейдоскоп. – М.: Химия, 1988.



Искусство фотографии



1. Артюшин Л.Ф. Цветная фотография. – М.: Искусство, 1986.

2. Демин В. Цветение земли. – М.: Искусство, 1987.

3. Килпатрик Д. Свет и освещение. – М.: Мир, 1988.

4. Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. – М.: Искусство, 1992.

5. Луински Х., Магнус М. Книга по фотографии. Портрет. – М.: Планета, 1991.

6. Малышев В. Искусство видеть. – М.: Молодая гвардия, 1985.

7. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 1989.

8. Морозов С. Творческая фотография. – М.: Планета, 1986.

9. Пондопуло Г.К. Фотография и современность. – М.: Искусство, 1982.

10. Престон-Мэфем К. Фотографирование живой природы. – М.: Мир, 1985.

11. Родионов Н.А. Вечное движение. – М.: Планета, 1972.

12. Хейлин Р. Светофильтры. – М.: Мир, 1988.

13. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. – М.: Искусство, 1987.



Изобразительное искусство



1. Бауер В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.

2. Зачарованный мир. Волшебные животные. – М.: Терра, 1996.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 1993.

3. Маркова Н.К. Пейзаж в русской живописи от классицизма до символизма. – М.: Арт-родник, 1999.

4. Мастера живописи. «МОНЕ». – М.: Белый город, 1998.

5. Мастера живописи. «РЕНУАР». – М.: Белый город, 1998.

6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.

7. Энциклопедия для детей. Том 7. Книга 1-я и 2-я. Искусство. – М.: Аванта +, 2000.



Компьютерные технологии



1. Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. – СПб: Питер, 2003.

2. Введениев Microsoft. Windows 95. – М.: «Microsoft Corporation», 2001.

3. Мак-Клелланд Д. Фотошоп 6 для чайников. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2001.

4. Занятнов Д., Поляков О., Жаров А. Практический самоучитель управления компьютером. – М.: МикроАрт, 1999.

5. Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Самоучитель работы с фото, аудио, видео, СD, DVD на домашнем компьютере. – М.: Технолоджи-3000, 2003.

6. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. – М.: Олма-пресс, 2002.

7. Форстер Джефф «After Effects+ Photoshop». - М.:НТПресс, 2009.


13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!