Пояснительная записка
Программа объединения по интересам «Зеркало души» с базовым уровнем изучения образовательной области «Фотоискусство» разработана для реализации в учреждениях дополнительного образования на базе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи (художественный профиль).
В отличие от воспоминаний, которые блекнут и исчезают со временем, фотографии остаются неизменными. В настоящее время фотография является широко доступной как никакой другой вид визуального искусства, и в то же время, именно фотография имеет средства и возможности научить изобразительному мышлению. Именно этими факторами и обусловлен выбор направления образовательной области.
Программа имеет художественно-эстетическую, научно-техническую и профориентационную направленность. Её реализация позволит приобщить учащихся к искусству фотографии во всех аспектах и тем самым окажет влияние на формирование их художественного вкуса и развитие нравственных качеств.
Актуальность программы состоит в том, что она предназначена для обучения учащихся среднего и старшего возраста без первоначального уровня подготовки базовым видам фотографической съемки и основам обработки изображений на компьютере с использованием соответствующего программного обеспечения.
Цель программы: создание условий для развития индивидуальных и творческих способностей учащихся и их профессиональная ориентация через занятия основами фотографического искусства.
При реализации программы решаются следующие задачи.
Обучающие:
создание условий для приобретения необходимых теоретических знаний и практических навыков при фотографической съёмке основных жанров;
изучение композиционных и психологических приемов построения снимка и их практическое применение;
изучение основ обработки фотоизображений в программе растровой графики PhotoShop.
Развивающие:
создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся в избранном виде деятельности;
формирование навыков самостоятельной творческой работы;
создание условий для осознанного выбора профессии.
Воспитательные:
Порядок чередования тем и их продолжительность устанавливается в зависимости от склонностей учащихся и их заинтересованности. Срок реализации программы – 1 год. Возраст учащихся 12-17 лет. Программа ориентирована на образовательный компонент в объеме 180 часов. Данное количество учебных часов предполагает проведение занятий 2 раза в неделю продолжительностью 2 и 3 часа соответственно.
Образовательный процесс осуществляется в виде теоретических и практических занятий.
На теоретических занятиях изучаются только те инструменты и приёмы и только в том объёме, в котором они будут использоваться в последующей практической работе.
Численность учебной группы – 15 человек. Практические занятия по отдельным темам (практические работы по съёмке портрета, студийной съёмке) там, где возможности помещения или специального оборудования не позволяют проводить занятия с группой полного состава, проводятся по подгруппам – по 6 - 8 человек.
Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков осуществляется по качеству выполненных работ и по результатам участия в выставках, творческих конкурсах.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Общее кол-во часов | В том числе |
Теория | Практи- ка |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 2 | 2 | - |
2 | Введение в фотографию. История фотографии | 4 | 3 | 1 |
3 | Устройство фотоаппарата | 7 | 3 | 4 |
4 | Цифровая фотография. Композиция и Дополнительные композиционные элементы в фотографии | 10 | 5 | 5 |
5 | Жанры фотографии | 5 | 3 | 2 |
6 | Натюрморт. Композиционное построение предметов в натюрморте | 10 | 4 | 6 |
7 | Портрет. Масштабы портрета, виды портрета, точка съёмки | 10 | 4 | 6 |
8 | Пейзаж. Особенности съёмки «сельского» и «городского» пейзажа | 10 | 4 | 6 |
9 | Репортажная съемка | 10 | 4 | 6 |
10 | Макрофотосъемка | 10 | 4 | 6 |
11 | Особенности искусственного и естественного освещения. Техника съемки | 14 | 6 | 8 |
12 | Ночная съемка. Фокусировка в темноте, фризлайт | 10 | 4 | 6 |
13 | Стробизм | 6 | 2 | 4 |
14 | Пинхол. Изготовление и съемка | 10 | 4 | 6 |
15 | Работа с файлами. Создание папок | 4 | 2 | 2 |
16 | Текстовой редактор Word. | 4 | 2 | 2 |
17 | Жанровая съёмка. Характер жанрового снимка | 5 | 2 | 3 |
18 | Программа «Adobe Photoshop» | 8 | 3 | 5 |
19 | Творчество замечательных людей в изобразительном искусстве | 4 | 3 | 1 |
20 | Посещение музеев, выставок | 10 | - | 10 |
21 | Выполнение тематических проектов: «Мои одноклассники», «Родная природа», «Зимушка-зима», «Школьные праздники»,«Достопримечательности Гомеля», «Весна красна», «Флора и фауна» | 25 | - | 25 |
22 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
| Итого: | 180 | 64 | 116 |
Содержание программы обучения
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с планами на учебный год. Постановка цели и задач работы объединения.
Тема 2. Введение в фотографию. История фотографии: основные этапы развития фотографии, её жанры, фотография как искусство, возможности современной фотографии.
Основы фотографии. Фотограммы. Получение фотографического изображения: понятие о светочувствительности материалов. Первые понятия о фотокомпозиции.
Получение фотографического изображения. Классификация фотоплёнок, основные части фотоаппарата и их назначение, порядок работы с фотоаппаратом, определение экспозиции.
Практические занятия: фотосъёмка. Анализ отснятого материала с точки зрения изученного теоретического материала. Промежуточная диагностика.
Тема 3. Устройство фотоаппарата. Правила работы с фотоаппаратами. Различные типы фотоаппаратов. Кадрирование снимка. Устройство и назначение основных частей фотоаппаратов. Инструктаж по технике безопасности.
Особенности устройства цифрового фотоаппарата. Устройство цифрового фотоаппарата, его основные функции и характеристики, влияющие на качество снимка (матрица, объектив, стабилизатор, видоискатель, дисплей). Выбор цифровой камеры, исходя из целей использования. Видеоурок «Устройство фотоаппарата».
Практические занятия: фотосъемка. Пробная фотосъемка на улице и в помещении со вспышкой и без неё. Анализ соответствия требованиям качества полученных фотоснимков.
Автоматические функции и ручные настройки цифрового фотоаппарата. Виды замеров, экспозиции, фокусировки, разрешения. Баланс белого.
Практические занятия: фотосъемка. Анализ отснятого материала с точки зрения изученного теоретического материала. Промежуточная диагностика.
Тема 4. Цифровая фотография. Композиция и дополнительные композиционные элементы в фотографии. Композиция и дополнительные композиционные элементы в фотографии. Особенности цифрового изображения. Размер кадра, глубина цвета. Их влияние на качество изображения.
Форматы цифрового изображения. Достоинства и недостатки форматов цифрового изображения.
Практическое занятие: изучение параметров изображения на личных фотоаппаратах.
Представление о снимке как о картине. Объект фотографирования. Построение изображения на фотоснимке. Правила композиции (третей, золотого сечения, диагонали).
Практическое занятие: анализ композиционного построения фотографий известных авторов.
Тема 5. Жанры фотографии. Понятие жанра в живописи и фотографии. Пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура и скульптура, спорт. Фотосъемка животных, репортаж, жанровая фотография.
Практическое занятие: определение жанров в живописи и в фотографии.
Тема 6. Натюрморт. Композиционное построение предметов в натюрморте. Освещение в натюрморте; выявление фактуры предметов светом; особенности съёмки на цветные фотоматериалы; эффектные фильтры и насадки.
Практические занятия: съёмка натюрморта в помещении.
Практические занятия: съёмка натюрморта на природе.
Тема 7. Портрет. Масштабы портрета, виды портрета, точка съёмки. Основы портретной съёмки: масштабы портрета, виды портрета, точка съёмки. Освещение в портретной съёмке: направления света, виды света, осветительное оборудование, используемое при съёмке портрета.
Практические занятия: съёмка портрета в помещении.
Практические занятия: съёмка портрета на природе.
Тема 8. Пейзаж. Особенности съёмки «сельского» и «городского» пейзажа. Композиция в пейзаже. Фактор освещения. Городской пейзаж. Архитектура. Скульптура. Ракурс. Перспектива. Фрагмент.
Практические занятия: фотосъемка с использованием правил композиции в практической деятельности. Съёмка по теме «Городской пейзаж». Анализ, оценка и самооценка работ.
Практические занятия: выездная съёмка по теме «Сельский пейзаж». Анализ, оценка и самооценка работ.
Тема 9. Репортажная съемка. Основные правила и требования к репортажной съемке. Съемка торжественных мероприятий. Съемка спортивных мероприятий.
Практические занятия: фотосъемка с использованием правил композиции в практической деятельности. Анализ, оценка и самооценка работ. Съемка торжественных мероприятий. Съемка спортивных мероприятий.
Тема 10. Макрофотосъемка. Технические требования фотокамеры. Глубина резкости изображаемого пространства. Фокусное расстояние или зуммирование. Знакомство с фотоработами известных авторов.
Практические занятия: съемка с использованием правил макрофотосъемки.
Тема 11. Особенности искусственного и естественного освещения. Техника съемки. Освещение в фотографии. Основные направления освещения: переднее, боковое, заднее (контровое). Простейшие схемы установки света. Особенности съемки при естественном освещении. Виды света, роль отражающих поверхностей.
Практическое занятие: фотосъемка при естественном освещении.
Штативы, моноподы и другие опоры. Основные требования к съёмке с учётом использования штативов, моноподов и других опор. Характеристики штативов, моноподов.
Практические занятия: использование штативов и других опор в различных световых условиях съёмки. Обработка отснятого материала и его анализ.
Осветительная аппаратура. Осветительная аппаратура, применяемая при съемке портрета, натюрморта. Простейшие схемы установки света. Особенности съемки при естественном освещении.
Работа с объектом, моделью. Расположение, поза, жест, движение и мимика, подход. Источники света. Виды освещения.
Практические занятия: размещение осветительных устройств в соответствии с требованием жанра и идеей фотоснимка. Отработка навыков постановки искусственного освещения в соответствии с требованиями жанра. Анализ творческих работ, самооценка и взаимооценка соответствия полученных результатов критериям оценки качества.
Тема 12. Ночная съемка. Фокусировка в темноте, фризлайт. Условия съемки в ночное время. Особенности съемки. Техника рисования светом. Темновые токи. Цветные фильтры. Видеоурок по теме «Фризлайт».
Практические занятия: Съемка с длительной выдержкой на штативе.
Тема 13. Стробизм. Импульсные источники света. Предоставление видеоматериала. Знакомство с фотоработами известных авторов.
Практические занятия: съемка с использованием искусственного света вспышек.
Тема 14. Пинхол. Изготовление и съемка. Изображение в темной комнате.
Практические занятия: Изготовление камеры-обскура из бумаги.
Тема 15. Работа с файлами. Создание папок. Переименование папки, файла, создание новой папки, упорядочивание файлов в папке, стирание файлов, папок, запись на флешь-карту, стирание с флешь-карты, форматирование флешь-карты, проверка флешь-карты на наличие вируса, архивирование файлов, разархивирование файлов.
Практические занятия: создание папок, упорядочивание личных файлов в папке.
Работа с дисками, просмотр слайдов, копирование «слайдов» с «Диска» в папку «Мои документы», настройка «Слайд-шоу».
Практические занятия: просмотр слайдов, копирование «слайдов» с «Диска» в папку «Мои документы».
Тема 16. Текстовой редактор Word. Знакомство с клавиатурой, перелистывание страниц, клавиши знаков препинания и цифровые, выделение текста, выбор шрифта, определение «красной строки» и отступов, выбор шрифта в «Формате», вырезание текста в окне, копирование и перенос текста, проверка орфографии, сохранение документа во время работы, вставка надписей в рамках, введение параметров страницы, введение «красной строки» и интервалов, создание пронумерованных списков, проверка орфографии, вставка рисунка из других приложений. Обобщение: линейка инструментов Word «Основная».
Практические занятия: изготовление различных текстов «Поздравительные письма», «Стихи в орнаментарной рамке», «Расписание уроков».
Тема 17. Жанровая съёмка. Определение жанра; характер жанрового снимка: комический, драматический, трагический; этика поведения фотографа при съёмке жанра.
Практические занятия: определение жанров в фотографии.
Тема 18. Программа «PhotoShop».
Фильтры. Фильтры и их назначение, поиск файла в папках компьютера, работа с окнами изображения, изготовление копии изображения, создание дополнительного слоя, применение фильтра, прозрачность слоя.
Практические занятия: изменение изображения при помощи фильтров программы «PhotoShoр». Их назначение и возможности. Улучшение фотографий.
Знакомство с инструментами для улучшения фотографий, кадрирование, коррекция цвета, «тонирование» фотографий, получение чёрно-белой фотографии, размытие участков изображения.
Практические занятия: улучшение фотографий.
Ретушь фотографий. Знакомство с инструментами, вызов набора кистей, дополнительные кисти, ретушь мелких точек и царапин с помощью фильтра, быстрые клавиши основных команд, ретушь с помощью инструмента «Штамп».
Практические занятия: ретушь фотографий.
Создание искусственного фона. Инструменты выделения, различные способы выделения, сохранение области выделения, смена области выделения, изменение насыщенности цвета, работа ластиком, заливка цветом выделенной области.
Практические занятия: создание портрета (объекта) на искусственном фоне.
Создание комбинированного изображения. Выделение нужной области при помощи инструментов выделения, перемещение выделенной области, вырезание выбранного фрагмента, перенесение целого изображения в другую фотографию, подгонка размера изображения.
Практические занятия: закрепление пройденного материала.
Меню программы «PhotoShop». Обобщающая тема по меню программы «PhotoShop»: меню «Файл», «Редактирование», «Изображение», «Слой», «Выделение», «Фильтр», «Просмотр».
Тема 19. Творчество замечательных людей в изобразительном искусстве. Знакомство с жизнью и творчеством знаменитых фотографов и художников: Александра Родченко, Вадима Гиппенрейтера, ХайдиХоллинджера, Владимира Архипова, ЭвгенаБавчара, Ника Найта, Евгения Халдея и др.
Практические занятия: анализ фотографий известных авторов.
Тема 20. Посещение музеев, выставок.
Выставки фото, видео техники. Выставки компьютерных технологий. Выставки дизайна.
Тема 21.Выполнение тематических проектов: «Мои одноклассники», «Родная природа», «Зимушка-зима», «Школьные праздники», «Достопримечательности Гомеля», «Весна красна», «Флора и фауна». Особенности съёмки тематических проектов.
Практическое занятие: фотосъемка с использованием правил композиции в практической деятельности. Анализ, оценка и самооценка работ.
Тема 22. Подведение итогов.
Подготовка к итоговому занятию.
Практические занятия: отбор, доработка, распечатка «выставочных работ».
Итоговое занятие. Выставка лучших работ. Награждение наиболее активных учащихся.
Ожидаемые результаты
Учащиеся овладевают навыками создания художественных фотографий, пригодных для последующего использования для плакатов, оригинал-макетов, в различных сферах фотожурналистики и рекламно-издательской деятельности.
По итогам завершения обучения учащиеся
должны знать:
жанры современной художественной фотографии (портрет, пейзаж, натюрморт, репортаж, реклама);
основы обработки фотографических изображений в программе растровой графики PhotoShop;
художественно-выразительные средства фотографии и основы композиции;
уметь:
грамотно обращаться с фотографическими аппаратами различных моделей;
владеть различными техниками создания фотографических изображений;
выполнять операции по ретушированию и цветокоррекции фотографических изображений;
владеть навыками анализа фотографических изображений.
Результаты обучения отражаются в коллекциях фотографий и работ учащихся, выполненных ими с применением приёмов и эффектов цифровой обработки изображения.
При оценке работ учащихся следует обращать внимание на полноту использования приёмов и эффектов, пройденных по данной теме, аккуратность выполнения и оригинальность содержания работы.
Критерием оценки работ является: полнота коллекции в соответствии с пройденными темами; соответствие применённых приёмов и эффектов содержанию работы; наличие и количество оригинальных работ (качественно выполненных работ, содержание которых не обсуждалось на занятиях).
Формы и методы реализации программы
В работе объединения по интересам применяется индивидуально-групповая форма проведения занятий, которая позволяет педагогу уделить должное внимание каждому учащемуся. Проводятся мастер-классы по работе со съёмочной и осветительной техникой, встречи с профессиональными фотографами, экскурсии.
С целью обеспечения комфортной эмоциональной среды, занятия проводятся с переключением видов деятельности, что способствует удержанию внимания учащихся.
Основные методы работы при реализации программы – объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.
Оценка уровня знаний учащихся проводится дифференцировано, с учётом возраста, что позволяет реализовать гуманистический подход и обеспечить свободное, творческое развитие личности.
Для мониторинга результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:
стартовый (сентябрь месяц): собеседование с целью выявления исходного уровня мотивации учащегося;
текущий (выполнение конкурсных работ);
итоговый (май): итоговая выставка работ.
Литература и информационный ресурс
Техника фотографии
1. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. – М.: Высшая школа, 1988.
2. Курский Л.Д. Работа фотографа вне павильона. – М.: Легкая индустрия, 1980.
3. Шеклин А.В. Фотографический калейдоскоп. – М.: Химия, 1988.
Искусство фотографии
1. Артюшин Л.Ф. Цветная фотография. – М.: Искусство, 1986.
2. Демин В. Цветение земли. – М.: Искусство, 1987.
3. Килпатрик Д. Свет и освещение. – М.: Мир, 1988.
4. Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. – М.: Искусство, 1992.
5. Луински Х., Магнус М. Книга по фотографии. Портрет. – М.: Планета, 1991.
6. Малышев В. Искусство видеть. – М.: Молодая гвардия, 1985.
7. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 1989.
8. Морозов С. Творческая фотография. – М.: Планета, 1986.
9. Пондопуло Г.К. Фотография и современность. – М.: Искусство, 1982.
10. Престон-Мэфем К. Фотографирование живой природы. – М.: Мир, 1985.
11. Родионов Н.А. Вечное движение. – М.: Планета, 1972.
12. Хейлин Р. Светофильтры. – М.: Мир, 1988.
13. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. – М.: Искусство, 1987.
Изобразительное искусство
1. Бауер В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.
2. Зачарованный мир. Волшебные животные. – М.: Терра, 1996.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 1993.
3. Маркова Н.К. Пейзаж в русской живописи от классицизма до символизма. – М.: Арт-родник, 1999.
4. Мастера живописи. «МОНЕ». – М.: Белый город, 1998.
5. Мастера живописи. «РЕНУАР». – М.: Белый город, 1998.
6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.
7. Энциклопедия для детей. Том 7. Книга 1-я и 2-я. Искусство. – М.: Аванта +, 2000.
Компьютерные технологии
1. Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. – СПб: Питер, 2003.
2. Введениев Microsoft. Windows 95. – М.: «Microsoft Corporation», 2001.
3. Мак-Клелланд Д. Фотошоп 6 для чайников. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2001.
4. Занятнов Д., Поляков О., Жаров А. Практический самоучитель управления компьютером. – М.: МикроАрт, 1999.
5. Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Самоучитель работы с фото, аудио, видео, СD, DVD на домашнем компьютере. – М.: Технолоджи-3000, 2003.
6. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. – М.: Олма-пресс, 2002.
7. Форстер Джефф «After Effects+ Photoshop». - М.:НТПресс, 2009.
13