МБОУ Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа №1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Школа будущего ученика»
Программа подготовительного курса для детей 6 — 7-летнего возраста
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Школа будущего ученика»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 | Наименование программы | Школа будущего первоклассника «Школа будущего ученика» |
2 | Основание для разработки программы | Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению |
3 | Основные разработчики программы | Ковалёва В.А. |
4 | Основная цель программы | обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе |
5 | Задачи программы | организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе. |
6 | Условия достижения цели и задач программы | Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов |
7 | Основные направления программы | Адаптация к школьному обучению проходит через: формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе; расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде; обогащение активного словаря ребенка, связной речи; логическую и символическую пропедевтику. |
8 | Сроки реализации программы | 01.08. - 28.08. |
9 | Пользователи основных мероприятий программы | Дети 6-7-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс |
10 | Ожидаемые результаты | обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников, развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению |
| | |
Введение
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Пояснительная записка
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Содержание образовательного процесса определяется данной программой. Обучение строится на педагогически обоснованном выборе учителем средств, форм и методов обучения, способствующих формированию общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие обучающихся. Ведущей деятельностью при подготовке к обучению в школе являются игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические. Занятия могут носить интегрированный характер.
Количество занятий:
• образовательная область филология (русский язык) — 10 занятий;
• образовательная область математика и конструирование — 10 занятий;
• предметы художественно-эстетического цикла: ИЗО — 3 занятия, художественный труд — 3 занятия;
• здоровье и физическая культура — 4 занятия.
Сроки проведения занятий: август, 10 учебных дней по 3 занятия продолжительностью 20 — 25 минут, перемены по 20 минут. Обучение проходит в здании школы в условиях летней оздоровительной площадки в кабинетах начальных классов, музыки и спортивном зале.
Цель данной программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Программа рассчитана на детей 6-7-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Основные принципы работы:
• учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей;
• системность и плановость;
• уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• занимательность, непринуждённость, игровой характер учебного процесса;
• развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, мышления, воображения, речи;
• взаимодействие с родителями.
Мероприятия для родителей
№ п/п | Дата | Мероприятие | Отвественный |
1. | | Родительское собрание «Новые образовательные стандарты: перспективы и пути реализации» | Ковалёва В.А. Сиротенко А.А. |
2. | | Стартовая дианостика первоклассников | Ковалёва В.А. Лузан О.А. |
3. | | Анкетирование. Диагностика. | Лузан О.А. |
4. | | Анкетированиедетей: выявление положительного отношения к школьному обучению. | Лузан О.А. |
5. | | Родительский всеобуч «Внеурочная деятельность — требование ФГОС» | Учителя 1-х классов |
6. | | Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников, ответы на вопросы. Консультация библиотекаря. | Зам. дир. по УВР, психолог , учителя нач. кл. Библиотекарь |
7. | | Подведение итогов работы школы будущего первоклассника. | Зам. дир. по УВР, учителя нач. кл. |
Содержание программы адаптационных занятий
Русский язык (10часов)
Пояснительная записка
Занятия по русскому языку построены как обучающие навыкам учебного сотрудничества. Материал, которым работают дети: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, то есть направленные на развитие познавательных способностей. Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса к работе. Занятия можно разделить на два этапа: разговорная часть урока и письмо. Работа по письму предполагает работу в альбомах ( рисование, штриховка), работа в тетрадях (рисование узоров, письмо элементов букв, печатанье). Данный курс рассчитан на 10 занятий по 20-25 минут. Наполняемость групп желательно 12-15 человек.
На занятиях задания разнообразятся, виды деятельности меняются. К детям приходят сказочные персонажи и любимые игрушки и предлагают интересные игры и задания. Например: при изучении буквы «А» - Айболит, «В»- Винни Пух и т.д.. Также используются картинки и иллюстрации для пересказов и составления предложений, рассказов. Используются разнообразные таблицы для чтения: слоговая таблица, схемы слогов, предметные картинки. Сюжетные картинки используются на занятиях для обучения дошкольников составлению рассказа или как опора для пересказа.
Занятия по письму проводятся в тетрадях и альбомах.
Цель занятий по чтению, развитию речи:
*дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе;
* развить у детей готовность к обучению чтению в первом классе;
*развитие фонематического слуха и речевой активности;
* укрепление руки, улучшение координации движений;
*усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
*умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма.
Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать
На них осуществляется этап подготовки детей к письму:
*укрепление руки, улучшение координации движений;
*усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
*умение ориентироваться в пространстве листа, строки;
*снижение психологической нагрузки ребенка.
Приобретенные знания, умения, навыки.
*владеть понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»;
*уметь различать звуки речи на слух;
*уметь составлять простые предложения;
*пересказывать по серии картин или по наводящим вопросам;
*конструировать буквы;
*штриховать по образцу.
Тематическое планирование по русскому языку
Тема 1. Экскурсия в библиотеку.
Этапы занятий | содержание | игры |
беседа | Беседа библиотекаря. Работа с известными детскими книгами. | |
Звуко - буквенный анализ | Классификация известных и неизвестных букв на стеллажах с книгами. | Конструирование с помощью палочек известных букв. |
чтение | Чтение сказки | Игра «И я тоже» |
письмо | Обведите фигуру (персонажа сказки) учить держать тетрадь, карандаш, посадка. | Посадка. Умение держать ручку. Дается рисунок лисы дети раскрашивают ей фартук печатной буквой Л,А,И,С |
Занимательный материал | Игра «Закончи предложение» | Лиса легла на … куда? По дороге ехал … кто? |
Работа по картинке | Работа по сюжетным картинкам | Сложить рисунок по сказке из частей. |
Тема 2. Здравствуй, школа!
Этапы занятий | цель | содержание | игры |
Беседа | Введение знаков «Я» «Мы» | Привлечь внимание детей к новому знаку. Тренировочный узор | «попугай» |
Исследование слуховой дифференциации | Выявление отклонений в речевом и слуховом развитии | Ребенку показывают картинки. Произносим слово и просим ребенка показать названный предмет ( см игры) | (з-с) коза – коса (с-т) санки –танки (с-ш) мышка-миска и т.д. |
Пересказ Работа по картине | Составление рассказа по картине «Моя семья» Введение понятия предложение. | Составление рассказа. Запись предложения схемой. Определение количества слов в предложении | |
Письмо См. Н.А.Завьялова Интегрированный курс | Знакомство с разлиновкой тетради. Штриховка | Обведение квадрата по трафарету. Штриховка прямыми и наклонными линиями | Штриховка. Различие строк. |
Занимательный материал | Игра «И я тоже» | Отработка умения задавать вопросы и отвечать на вопрос. | Бросаем мяч и задаем вопрос…дети отвечают «И я тоже» затем меняемся |
Тема 3. Устная речь. Предложение. Слово.
Этапы занятий | цель | содержание | игры |
Беседа | Работа по картине «Летний пейзаж» | Сравнение погоды за окном и на картине | |
Звуко-буквенный анализ | Введение понятий звук, буква | Составление из квадратов слов ( Баба, дед, мышка) | Разыгрывание сказки Инсценировка |
Чтение | Умение слушать. Введение понятия слово | Сказка «Репка» | Составление рисунка к сказке из разрезных частей |
Пересказ | Развитие речи детей | Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу должны описать свое животное или героя сказки, не называя его, по плану: 1 Внешний вид 2 Чем питается Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого укажет, тот начинает рассказ и т.д. | зоопарк |
письмо | Развитие внимательности. Посадка, мелкая моторика руки | Составление схемы предложения. Раскрашивание героев сказки | Линии |
Занимательный материал | Загадки с рифмующимися отгадками на тему природы | | |
Тема 4. Гласные и согласные звуки.
Этапы занятий | цель | содержание | игры |
Проверка правильности звукопроизношения | Выявление отклонений в речевом развитии | Подбираются картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: С.СЬ.З.ЗЬ.Ц.Щ.Р.РЬ.Л.ЛЬ Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении | С- сахар Сь-сироп Зь- зефир Ц - цветок |
Дифференциация согласных | Развитие речи, выявление отклонений в речевом развитии | Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Придумай предложения. | Палка – балка, башня -пашня |
Чтение | умение пересказывать | Работа с детскими книгами – краткий пересказ содержания | |
пересказ | Проверка связной речи | Ребенка просят рассказать, что он видит на картинке. Обратить внимание, то ребенок должен не только перечислить увиденные на картинке предметы, а назвать время суток, дать имена, объяснить, что делают персонажи | Режим дня, моя семья, на реке, кот – рыболов. |
письмо | Умение ориентироваться в пространстве листа | Печатанье букв, обозначающих согласные звуки | Короткая и длинная палочки. Печатная буква А. |
Занимательный материал | Активизация словаря | Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед, давая с каждым шагом слова - Что можно купить? (платье, платок) -- Что можно варить? | |
Работа по картинке | Развитие речи, наблюдательности | | Расположить картинки в последовательности |
Тема 5. Моя семья.
Этапы занятий | цель | содержание | игры | |
беседа | Составление предложений по картинке учебника АЗБУКА | Дети составляют предложения, чертят схемы предложений. По схемам составляют предложения | | |
Звуко -буквенный анализ | | Начало предложения. Конец предложения | | |
Проверка чтения | Выявить кто из детей не умеет читать, но знает буквы | 1 В. Показывается карточка с буквой и спрашивается какая это буква. 1 Положите перед ребенком несколько карточек с буквами. Назовите букву и попросите их показать нужную карточку | 3. Прочитай слоги. ТА, ТО, НЫ, РЕ, КУ, ПО, БУ, ГУ, РА, НА, ЛУ, ЛА. | |
пересказ | Ответы на вопросы | Сказка «Теремок» | Инсценировка | |
письмо | Умение ориентироваться в элементах букв | Дождливая погода | Наклонная палочка с петлей внизу. | |
Занимательный материал | Игра «Где чей домик» | Даются картинки и дома. Надо соединить предмет с домом линией | Оса, рыба, кот, лиса Дупло, река, дом, нора | |
Работа по картинке | Развитие речи | Составление рассказа | | |
Тема 6. Овощи. Фрукты.
Этапы занятий | цель | содержание | игры |
беседа | Привитие навыков культуры поведения | О чистоте, о правилах гигиены | |
Звуко -буквенный анализ | Подбор слов к схеме. Определение звуков в слове | Дается схема слов из красных и синих кружочков и рисунки овощей, фруктов. Надо соединить схему и рисунок | Штриховка. Игра «Что лишнее» Слива, груша, машина, арбуз, огурец |
Проверка умения чтения | Выявить кто из детей не умеет читать | Попросить ребенка прочитать рассказ, а затем задать ему несколько вопросов. -Кто свил гнездо? - Что сделал воробей? - кого позвала ласточка на помощь? - Что сделали ласточки? | Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. ласточка позвала на помощь подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда. |
пересказ | Коммуникативный принцип общения | | |
письмо | Буква О | Выделение звука в слове. Слова с буквой о | С помощью шнура письмо буквы о. печатанье буквы О |
Исследование восприятия | Проверка мелкой моторики рук | Задание. Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги | |
Работа по картинке | | | |
Тема 7. Домашние животные.
Этапы занятий | цель | содержание | игры |
беседа | Привитие любви к животным | Составление предложений по картине | Узнай животное по описанию |
Звукобуквенный анализ | Составление схемы слов | Даны картинки слов с буквой А, У. надо под ними кружочками написать слова. На месте звука А,У написать букву | |
письмо | Буква А научить узнавать букву, выделять звук А из слов, печатать | Выделение звука в словах. Слова с буквой А | Печатанье буквы А,Ф,М |
Исследование восприятия | Выявление степени овладения анализом на уровне определения количества звуков в слове | На листке три схемы звукового состава слова: вокруг них картинки: рак, волк, лев, сыр, бант. Вы видите домики с разным количеством окошек и рядом картинки. Рак – 3 звука, соединяю с домиком, в котором 3 окошка. | Оценка 3 балла- прав. вып. 2 – балла единич. ош. 1 балл – наличие большего количества ошибок 0 баллов- неприятие Задачи6 полное отсутствие количества звуков в слове и кол-ва «окошечек» |
Работа по картинке | Привитие интереса к занятиям. Развитие реи. внимания | Кошка му Собака мяу Медведь гав Корова ууу | Кто как поет? Соединить линией. Игра на внимательность |
Тема 8. Игрушки.
Этапы занятий | цель | содержание | игры |
беседа | Развитие речи, коммуникабельность ребенка | Рассказать о своей любимой игрушке | |
Звуко -буквенный анализ | Составление схемы слова | Даются картинки игрушек. Под ними начертить схему слова | |
Проверка умения чтения | | Даются картинки на обратной стороне подписано кто это или то это. Дети читают или отгадывают правильно или нет. | Игра «Правильно – неправильно» |
тестирование | Проверка состояния фонематического слуха, фонематического восприятия. | Посмотрите расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будут самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук (С), то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук (С), значит нужно зачеркнуть кружок. | 3 балла- все верно 2 -балла есть ошибка 0 – неприятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошечек» |
Развитие мелкой моторики | Совершенствование способности к зрительному восприятию | Машина из геометрических фигур | Можно изменить и штриховку. Кузов прямые линии, кабина ….. |
Тема 9. Птицы и насекомые.
Этапы занятий | цель | содержание | игры |
беседа | Развитие речи. Составление рассказа о погоде | | Летает – не летает |
тестирование | Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация. | Рассмотрите рисунок. (1 рисунок с птицами, 1 рисунок с животными). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию | 3 балла- линия проведена правильно к зверям 2 балла- проведена к птицам 0- задание не выполнено |
письмо | Развитие мелкой моторики. Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги. | Из игры Квадрата Пифагора дети составляют птицу по образцу, а затем штрихуют как говорит учитель | |
Исследование восприятия | | | |
Работа по картинке | Развитие мышления, последовательности изложения мысли | Работа по серии картинок « кукла плачет» | Расставить картинки в порядке развития событий. |
Тема 10. Сказки.
Этапы занятий | цель | содержание | игры |
Беседа | | | |
Звукобуквенный анализ | | | |
тестирование | Проверка степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове | Вы видите «домик» с тремя окошками и рядом с ними картинки. Каждое окошко- звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком | Муха лиса гусь 3 балла- все правильно; 2 балла ошибка в один звук; 0 баллов – неприятие задачи, полное отсутствие соответствия кол-ва звуков |
Пересказ | | | |
Письмо | | | |
Исследование восприятия | | | |
Работа по картинке | | Складывание пазлов по сказкам | |
Литература для учителя:
1. Н.А.Завьялова Интегрированный курс подготовки дошкольников Баланс 2009 г
2. Л.Климанова «Обуение грамоте по учебнику «АБВГДейка» г. «Начальная школа» 2010 г. №35
3. Л.С.Прокофьева Физкультминутки к урокам письма. Ж. «Завуч начальной школы» № 3 2009 г
Математика (10часов)
Пояснительная записка
Важнейшими общими целями при подготовке к обучению математике являются создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребенка.
Конкретное предметное содержание отобрано таким образом, чтобы подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями: устанавливать сходства и различия в предметах и математических объектах; выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством4 давать тонный ответ на поставленный преподавателем вопрос; подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.).
Формирование математических представлений производится на основе широкого использования дошкольного опыта ребенка. В связи с этим, например, порядок ознакомления с натуральными числами, несколько отличается от традиционного. Так, сначала дети учатся называть числа по порядку от 1 до 10, узнавать знакомые цифры, пересчитывать предметы.
Проводится подготовка к усвоению в дальнейшем понятия величины: дошкольники знакомятся с примерами наиболее распространенных в практике величин – длина, масса, время. Линия логического развития детей начинается уже на самых первых занятиях математикой, когда они выполняют простейшие действия классификации ( например, раскладывает предметы или фигуры по цвету, по размеру, по форме). На доступных примерах им разъясняется смысл таких «логических» слов, как «любой» , «каждый», «все», «какой- нибудь») и т. д.
Большое значение для математического развития ребенка имеет линия геометрической пропедевтики. На занятиях дети знакомятся с некоторыми геометрическими фигурами, их названиями и изображениями.
Цель: создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребенка;
Задачи:
- подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями;
- устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах;
- выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
- давать точный ответ на поставленный вопрос;
- подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий ( число, отношение, величина и др.).
Планируемые результаты:
- выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
- показывать и называть предмет, расположенный левее ( правее), выше (ниже) данного предмета; предмет расположенный между данными предметами;
- сравнивать предметы по размерам, по длине, по массе, используя практические способы;
- определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или в множествах элементов поровну;
- называть числа в прямом и в обратном порядке от 1 до 10;
- пересчитывать элементы данного конечного множества;
- читать любое число от 1 до 10;
- называть и различать геометрические фигуры: шар, куб, квадрат, треугольник.
Содержание курса ( тематическое планирование)
№ | тема | часы | Содержание |
1 | Выявление подготовленности учащихся. Упражнения со счетным материалом. Счет предметов. | 1 | Измерение шагами кабинета. Сравнение отрезков методом наложения друг на друга. Знакомство с полем тетрадного листа |
2 | Сравнение предметов (сюжетных рисунков) с целью выявления в них сходства и различия. Различение предметов по цвету ( одного и того же цвета, разных цветов). Счет предметов. Сравнение по форме, цвету, размеру. | 1 | Вычерчивание лесенки. Продолжи ряд Учитель показывает предметы – ученики цифру |
3 | Понятия «один», «каждый», «все» , «не все», «кроме» . задачи на нахождение одинаковых свойств предмета. | 1 | Дорисуй фигуру Найди среди фигур 2 одинаковые |
4 | Форма фигур ( круг, треугольник, квадрат, пятиугольник) классификация. Задачи на нахождение различных свойств предмета. Игра «Что лишнее» | 1 | Танграм. Обведение контуров, силуэтов в тетради и их штриховка |
5 | Расположение предметов в пространстве или на плоскости так, чтобы один из них был выше или ниже, левее или правее другого, помещение предмета внутри ( вне) замкнутого контура. | 1 | Игра « отгадай, кто где стоит» |
6-7 | Сравнение величин: сравнение предметов по размерам; выражение результатов сравнения словами: «больше», «меньше», таких же размеров»; «выше», «ниже», и др. определение времени по часам с точностью до часа | 2 | Тренировка зрительной и пространственной памяти. Игра «Что изменилось» На столе несколько предметов. Дети смотрят, запоминают. Затем закрывают глаза, в это время учитель меняет местами 1-2 предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о изменениях. |
8 | Составление пар из элементов двух множеств для определения отношения, в котором находятся данные множества; выражение полученных результатов словами: «столько же предметов», « больше предметов». «меньше предметов» | 1 | Закрепление представления о геометрических фигурах, учить, находить предметы определенной формы. Игра «Найди такой же» |
9 | Название чисел по порядку от 1 до 10. распознавание цифр. Тестирование . | 1 | Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости ( влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки. |
10 | Закрепление изученного и проверка знаний. Тестирование. | 1 | Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания : соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов ( кружков, квадратов) |
На момент поступления в школу, ребенок должен уметь:
-считать в пределах 10 ( прямой и обратный счет);
-уменьшать и увеличивать число на 1;
-сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число;
-сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, весу;
-размещать предметы в порядке возрастания, убывания;
-различать цвет и форму предметов;
-различать геометрические фигуры;
-ориентироваться на листе бумаги.
Литература:
- программа «Преемственность» подготовка к обучению – Москва 2009 г
- «Обучение в 1 классе» пособие для учителя;
-«Начальная школа» №8 -2011г. №10 – 2011г
Предметы художественно – эстетического цикла и физической культуры
Изо, труд и физкультура – 10 часов
Цель:
*формировать изобразительные навыки и развитие мелкой моторики;
*слушать и выполнять указания взрослого;
*контролировать свои действия, уметь увидеть и поправить допущенные ошибки;
*укрепление здоровья детей.
Задачи:
*развитие творческой активности детей;
*приобщение детей к народной культуре, классическому искусству разных видов ( изобразительное);
*формирование умений создавать прекрасное в разных видах художественной деятельности;
*развитие двигательной активности.
№ | Тема занятий | Основное содержание | Отработка навыков и умений | Дата поведения |
1 | ИЗО Воздушные шары | В альбомах нарисован один шар. Другие шары рисуют сами дети. Гимнастика пальчиков. | Научить правильно держать карандаш, кисть. Навык удержания направления движения по овалу. Навык произвольной регуляции силы нажима. Положение кисти при движении по овалу. Рисуем круги, уменьшая и увеличивая размер. | |
2 | Физкультура Построение в колонну и шеренгу. | Построение в колонну и шеренгу. Подвижные игры. | Умение строиться в колонну и шегенгу. | |
3 | Труд ( конструирование) Квадрат Пифагора. | Выложить из квадрата лису. Составление рассказа о лисе. Выучить стихотворение, вспомнить загадку. | Штриховка в разных направлениях | |
4 | Физкультура Подвижные игры. | Общеразвивающие упражнения. Подвижные игры. | Умение принимать и соблюдать правила подвижных игр. | |
5 | Труд Аппликация из цветной бумаги. | Выполнение аппликации из цветной бумаги по образцу. | Умение составлять изображение из кусочков цветной бумаги. | |
6 | ИЗО. Цветы. | Овладение линией контура, штриховки, пятна. Гимнастика пальчиков | Умение проводить одинаковые штрихи в разных направлениях. Навык прекращения движения в нужной точке. | |
7 | Физкультура Прыжки в длину и высоту. | Прыжки в длину и высоту. Подвижные игры. | Умение выполнять прыжки в длину и высоту на одной и двух ногах. | |
8 | Труд Оригами. | Оригами. Самолёт, кораблик. Чтение стихов. | Умение складывать, сгибать бумагу по образцу. | |
9 | ИЗО Рисование пальчиком по доске | Дети составляют рисунок из элементов письма (машину, цветок, снежный день, дом) | Умение составлять рисуок из мазков в виде элементов письма. | |
10 | Физкультура Комплекс утренней зарядки. | Разучивание комплекса упражнений для утренней зарядки. Подвижные игры. | Умение выполнять упражнения из комплекса утренней зарядки. | |
Литература
1. Н.В.Ушакова. Развитие навыков учебной деятельности дошкольников «Завуч начальной школы», 2009, №5
2. Н.А.Завьялова. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе. - Волгоград, Учитель, 2010
5