Ключевые слова: литература и культура родного края, литературное краеведение, образовательные экскурсии, тургеневские места, духовные традиции.
Увидеть и познать свой край можно либо своим глазами, либо с помощью книг.
М. В. Ломоносов
Что может быть возвышеннее и поучительнее, как следить за жизнью и чувствами личности, или почему-нибудь обратившей на себя внимание потомства, или просто близкой к нам вследствие закона, так прекрасно переданного Теренцием в своём стихе: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо».
А. В. Дружинин
Связи Орловского края с большой российской литературой широки, глубоки и многообразны. Орёл знаменит как «литературное гнездо России». «Орёл вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родине никакой другой русский город», – с гордостью писал Николай Семёнович Лесков. В Орле родились И. С. Тургенев, Л. Н. Андреев, Б. К. Зайцев, здесь делали первые шаги в литературе «талантливейший художник русский» И. А. Бунин, И. А. Новиков, один их основателей первого в мире цыганского профессионального театра «Ромэн» А. В. Германо.
В Орле провели свои юные годы, учились и вступали в жизнь самобытнейший русский писатель Н. С. Лесков, известный фольклорист П. И. Якушкин, поэт А. Н. Апухтин, классик украинской литературы Марко Вовчок.
С орловской землёй тесно связаны имена А. А. Фета, М. М. Пришвина, И. Е. Вольнова, Д. И. Блынского, Л. Н. Афонина и других.
Целью изучения литературы в школьные годы является воспитание читателя, не только имеющего навыки чтения, пересказа, анализа, но и умеющего интерпретировать и составлять свой текст, читателя, способного разобраться в потоке информации и потоке литературы. Изучение литературы родного края даёт возможность развивать устную и письменную форму речи, способствует формированию коммуникативной культуры личности.
Учителю необходимо показать обучающимся, как писатели использовали в своём творчестве орловский материал, как полно отразили быт, природу, нравы, образ жизни орловцев, кто из земляков оказался прототипом литературных героев, какие факты из жизни наших предков стали достоянием художественного творчества.
Можно выделить два пути использования материалов литературы родного края в школьной практике:
во-первых, использование местного материала, привлекаемого как дополнительные сведения для формирования представлений об общих тенденциях, основных направлениях творчества или для иллюстрации биографии того или иного автора, биографических и творческих связей писателей с определёнными местами и т. п.;
во-вторых, обращение к литературно-краеведческому материалу, который является важным источником познания русской литературы и составляет компонент литературного образования. В программе по литературе для основной школы выделен подраздел «Объекты образовательных экскурсий»1.
Актуальность введения в практику учителя образовательных экскурсий в той или иной форме (очная, заочная, виртуальная, интерактивная) очевидна: ФГОС прочно устанавливает связь между урочной и внеурочной деятельностью. Предполагается, что внеурочная деятельность, которой уделяется важное внимание как форме развития личностных и метапредметных компетентностей учащихся, должна быть продолжением работы школьников на уроке.
Организация образовательных экскурсий способствует расширению образовательного пространства, развитию партнёрских связей, возможному достижению главной цели воспитания и образования молодёжи – воспитанию личности гражданина своего Отечества; человека, ценящего, любящего свой край. Это хорошая школа воспитания чувства взаимопонимания и уважения, интересная форма сотрудничества педагогических и ученических коллективов.
Экскурсия как процесс познания представляет собой предметно-чувственную, практическую деятельность человека, поэтому включает в себя чувственную и логическую части. Развитие эмоциональной сферы личности во время экскурсии – обязательное условие успеха экскурсии. Процесс познания начинается с личного контакта человека с объектом. Поэтому так важно самому увидеть, почувствовать, пережить, испытать положительные эмоции. Если процесс познания на чувственном уровне состоится, то можно говорить и о логическом познании.
Объектами познания на экскурсионном маршруте являются такие, которые представляют материальную и духовную культуру страны, родного края.
«Посещение школьниками мест, связанных с жизнью и творчеством выдающихся писателей, становится заметным фактом их личной биографии, сближает с писателями, обеспечивает личностно переживаемое чувство узнавания при чтении материалов о жизни и творчестве писателей, об истории создания произведений классиков русской литературы и литераторов-земляков. Конечно же, более сильное впечатление на школьников производит личное участие в экскурсионной группе или индивидуальное посещение музея, но возможна и заочная экскурсия, проведённая учителем по аудиовизуальным и печатным изобразительным материалам, издаваемым крупными музеями, а также посещение официального сайта музея.
Традиционно образовательные литературные экскурсии проводятся в музеях, посвящённых жизни и творчеству писателей-классиков, чьё творчество изучается на уроках литературы»2.
В перечне значатся следующие важные для нас, жителей Орловского края, объекты, связанные с именами:
«И. С. Тургенева (мемориальный и природный музей-заповедник «Спасское-Лутовиново», с. Спасское-Лутовиново Мценского района Орловской обл.; Мемориальный Дом-музей И. С. Тургенева, Москва; Литературный музей И. С. Тургенева, г. Орёл);
Н. С. Лескова (Дом-музей, г. Орёл);
И. А. Бунина (Литературно-мемориальный музей, г. Елец; Музей, г. Орёл)»3.
Приходит учителю на помощь и внеурочная деятельность, которую можно и нужно организовать, привлекая возможности культурного пространства региона. В этом помогут и музеи, библиотеки, фирмы, где разработана система экскурсий по литературным местам нашей области.
Используя огромный образовательный и воспитательный потенциал литературы родного края, учитель призван изучать, популяризировать, способствовать сохранению великого культурного наследия родного края.
Современному учителю литературы для организации интересного и эффективного урока важно знание не только конкретного литературного памятника, фактов биографии того или иного автора, сведений о его жизни и творчестве, но и тех литературных событий сегодняшнего дня, которые с этим автором связаны. Это знание позволит учителю организовать не только деятельность учащихся на уроке, но и внеурочную деятельность.
Литературно-краеведческая работа подразумевает разные виды деятельности:
создание своих школьных литературных экспозиций, литературных страниц школьных сайтов;
составление паспортов литературных объектов края;
составление перечня литературных объектов и персоналий своего края;
разработку новых литературных маршрутов;
подготовку экскурсоводов для проведения литературных экскурсий;
налаживание межведомственных связей: школа – музей, школа – библиотека и т.п.
ФГОС обращает внимание на интегративный характер преподавания литературы и других гуманитарных предметов. Ещё в середине XX века учителя, методисты отмечали, что изучать литературу в отрыве от истории, географии, изобразительного искусства невозможно. «В занятиях краеведением целесообразно объединить усилия учителей словесности, истории, географии. Это сближение диктуется единством целей обучения и возможностью охватить больший круг вопросов, связанных с изучением родного края. Разумеется, местный материал, которым располагает учитель истории, географии и литературы, во многом не сходен. Различна и методика его анализа. Однако тесная связь учителей в области краеведения, несомненно, обогатит каждого из них. В самом деле, изучение литературы прошлого родного края невозможно без знания его истории. История края, в свою очередь, непременно включает вопросы культуры, в том числе литературы и искусства. Литературное краеведение является одним из путей познания жизни и активного приобщения к ней. Оно призвано не только накапливать факты, но и объяснять их, не только вооружать учащихся знаниями, но и учить применять их в жизни. Краеведение – активная сила, помогающая формированию мысли, характера и чувств нового человека», – говорил известный методист М. Д. Янко4.
***
В России 2018-й объявлен Годом И. С. Тургенева в связи с 200-летием нашего великого земляка.
Литературная общественность, музеи, писатели, читатели, уже готовятся к этому знаменательному событию. Большая работа ведётся и в образовательных учреждениях.
Нами собран разнообразный материал, связанный с жизнью и творчеством выдающегося земляка (см. «Приложения») и позволяющий организовать разнообразную урочную и внеурочную работу, исследовательскую и проектную деятельность.
И. С. Тургенева всегда интересовали вопросы образования, просвещения народа.
22 мая 1861 года И. С. Тургенев писал Марко Вовчок: «Оканчиваю роман «Отцы и дети», устраиваю свои отношения с мужиками, завожу школу...»
Писатель не мог поступить иначе, так как верил, что «народ без образования... всегда будет плох, несмотря на свою хитрость и тонкость».
Он считал своим гражданским долгом всячески способствовать духовному становлению крестьянских детей не только своей литературно-общественной деятельностью, но и непосредственно, практически.
Летом 1868 года он писал Полине Виардо, что долго беседовал со своими бывшими крестьянами: «Я обещал им восстановить школу, в течение некоторого времени существовавшую в Спасском...».
Тургенев читает журнал «Школьная жизнь», его волнует, как учатся дети, как обеспечен учебный процесс, просит управляющего приобрести необходимые учебники и выслать их для школы. Он интересуется мальчиком Никитой Герасичевым: «...что делается с умным мальчиком Никитой, которого я видел третьего года в школе и который делал такие успехи? Жив ли он, и продолжает ли хорошо учиться, и как идёт вообще школа?» (письмо из Парижа в мае 1876 года). Отношение Ивана Сергеевича к школе, конкретная забота обо всём, что касается школьной жизни, поражает. Так, например, Тургенев пишет управляющему Спасским имением: «Готов определить 200 рублей жалованья в год дельному учителю и учительнице, если таковые найдутся. Невозможно допустить, чтобы в моём имении, в имении человека, который обязан всем своим знанием перу, существовала плохая и неудовлетворительная школа. Одобряю все ваши распоряжения насчёт школы и разрешаю вам выписать нужные книги и прочие школьные потребности».
Будучи уже тяжело больным, Тургенев не перестаёт интересоваться положением дел в его школе. Узнав из письма Ж. А. Полонской, что школа плохо посещается детьми, спешит сообщить управляющему о своей тревоге и обращается к крестьянам Спасского: «...жалею, что, по слухам, ваши дети мало посещают школу. Помните, что в наше время безграмотный человек то же, что слепой или безрукий».
Необходимость работы над биографией писателя обусловлена спецификой художественной литературы. Познать художника слова, его жизнь – значит одновременно познать особенности его эпохи, проникнуть в общественную психологию поколения, к которому он принадлежал. В самой жизни выдающегося человека отражаются неповторимые черты его времени.
Биография важна не только потому, что способствует уяснению истории литературы с её сложностями. Она не в меньшей мере нужна для того, чтобы подготовить учащихся к уяснению конкретных художественных произведений. Биографические факты являются одним из источников художественного образа. «В творениях поэта всегда, нередко даже без его на то согласия, отражается он сам, отсвечиваются его собственный образ мыслей, его чувства, опыты, наклонности, любимые занятия», – писал В. К. Кюхельбекер5. Конечно, значение и смысл образа всегда шире и глубже биографического факта, который использован в произведении. Тем не менее мы не можем не учитывать того, что события личной жизни писателя определяют содержание художественного образа.
Читая произведения И. С. Тургенева, работая с материалами о нём, обучающиеся самостоятельно открывают для себя писателя, его творчество, эстетические, нравственные позиции. А познанное самостоятельно по-настоящему переходит в убеждение и характер.
Облик писателя, его судьба вызывают наибольший интерес и взволнованность тогда, когда мы создаём на занятиях атмосферу непосредственного контакта с художником, когда обстоятельства его жизни предстают в конкретных картинах («И. С. Тургенев. «Зазорные» родственники Тургенева», «Мать великого писателя (Варвара Петровна Тургенева)», «И. С. Тургенев и его дочь Полина», «И. С. Тургенев и дети»).
Мы совершаем путешествие не только в пространстве, но и во времени, даём представление об облике писателя, показываем «жизнь лица».
Школьники должны понять, какие стороны характера художника вызваны обстановкой его жизни. Окружение должно быть представлено не только событиями и лицами знакомых и друзей, охарактеризованных бегло, но и пейзажем, который особенно помогает передать настроение.
Обстановка, окружение писателя («Иван Сергеевич Тургенев и братья Жемчужниковы», «И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой», «И. С. Тургенев и М. Г. Савина», «Захар Мухортов – знакомый Тургенева»; «Орёл – мой родной город», «Ландшафтный сквер „Дворянское гнездо”», «Заповедная зона», «По следам «Записок охотника»: Бежин луг», «По следам «Записок охотника»: Льгов – Ильинское – Спасское», «Поездка в Полесье», «И. С. Тургенев в Баден-Бадене»), события общественной жизни («Такие люди, как И. С. Тургенев, не приносят ущерба тиранам, но убивают тиранию», «Русские классики в суде и о суде», «Однажды раннею весной»), круг любимых произведений искусства и авторов, увлечения («И. С. Тургенев – поэт», «Сказки И. С. Тургенева», «И. С. Тургенев о П. И. Чайковском: „Музыка показалась мне очаровательной”», «В дороге», «Шахматные досуги И. С. Тургенева в Германии») – всё это должно постепенно подводить к выявлению лейтмотива творчества того или иного периода, давать возможность войти в творческую лабораторию писателя, показать творческий процесс, его характер, особенности, вовлечь в мир писателя, приобщить исторически, эмоционально к давнему времени. При чтении произведений общение школьников с писателем будет более глубоким, волнующим, если изучение биографии оказалось содержательным.
Всё это способствует литературному образованию, приобщению человека к духовным традициям отечественной культуры, культуры родного края.
ПРИМЕЧАНИЯ
1Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. 5–9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – Москва: Просвещение, 2014. – С. 346–348.
2Там же. – С. 346.
3Там же. – С. 347.
4Янко М. Д. Литературное краеведение в школе. – М.: Просвещение, 1965. – С. 192.
5Русские писатели о литературном труде. – Л., 1954.
ПРИЛОЖЕНИЯ *
* Материалы раздела «Приложения» опубликованы в блоге.