«Большое космическое путешествие»
Цель:
расширить представления детей о космосе;
развить интерес к достижениям науки и техники;
создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей;
формировать умение работать в микро- коллективе.
Задачи:
обучающие: расширить представления учащихся о космических телах, космических полетах, закрепить знания по изучаемым предметам.
развивающие: создать условия для развития внимания, наблюдательности, воображения, словарного запаса, общего кругозора.
воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в команде, уважение к истории и природе страны и мира.
Оборудование:
для учителя: компьютер с программой PowerPoint, экран, колонки, выставка из научно-популярных и художественных детских книг о космосе и планетах, выставка детских рисунков и проектных работ о космосе.
для учащихся (для командной игры):
бортовой журнал;
модели планет Солнечной системы;
изображение планет Солнечной системы;
листы с заданиями, ручки, клей, ножницы.
Ход мероприятия.
( слайд с изображением звездного неба и название мероприятия)
Ведущий: Внимание! Мы находимся в центре управления полетами. Как вы думаете, почему мы сегодня здесь собрались?
Учащиеся: Ответы детей
(слайд –открытка)
Ведущий: Сегодня здесь состоится большое событие – увлекательное путешествие наших юных космонавтов.
Именно в этот день- 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле "Восток" совершил полет первый космонавт планеты. Это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин, чем мы гордимся и всегда будем это помнить. С того дня прошло 55 лет. Сейчас для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике.
Как известно, космонавтом может стать лишь человек умный, смелый, решительный, выносливый, сильный. … Сейчас мы проверим, обладают ли наши юные космонавты этими качествами, чтобы отправиться в космическое путешествие.
Ведущий: Итак, команды прибыли. Они в полной боевой готовности. Участники каждой команды отличаются мужеством, сообразительностью, ответственностью, дружелюбием, словом все они готовы достойно пройти все испытания, которые могут выпасть на их долю в течение космического путешествия. В состав экипажа входят: капитан, штурман, радист, спасатели и ученые. Каждый профессионал своего дела. И если они достойно пройдут отборочные тесты, то отправятся в космическое путешествие на космических кораблях. Подготовка юных покорителей космоса оценивается опытными экспертами:
После представления каждого члена жюри
1. ______________________________________________________________
2. ______________________________________________________________
3. ______________________________________________________________
(Жюри получают таблицу критериев)
Ведущий: а сейчас команды должны представиться уважаемому жюри и гостям нашего мероприятия.
КОНКУРС №1 «Приветствие» - Разминка
(в приветствии необходимо отразить название команды, представить девиз и эмблему. Команды по очереди выходят перед жюри, после выступления занимают свои места. Наибольший балл 2.)
Ведущий: Итак, экипажи готовы. Но у нас проблема. Ребята, с вами желает полететь в Космос один герой, которого вы очень хорошо знаете. Это Малыш из любимой всеми сказки. От него в ЦУП пришло письмо. Давайте прочитаем его. Все вместе примем решение, стоит его брать или ему надо еще немного подрасти.
(слайд – письмо с изображением героя)
Дорогие ребята! Я очень хочу совершить увлекательное путешествие в космос к планете Солнце. Туда я доберусь очень быстро. На этой планете мне понадобятся шуба и шапка. Я буду пролетать мимо искусственного спутника Луна, мимо группы звёзд. Узнаю название всех 12 планет. И увижу, как Солнце вращается вокруг Земли. |
(Каждой команде раздаются письма. Учащиеся читают и исправляют ошибки. Исправленные письма ведущий отдает жюри. После этого слайд с исправленным письмом появляется на экране.
За каждый правильный ответ 1 балл.)
Дорогие ребята! Я очень хочу совершить увлекательное путешествие в космос к звезде Солнце. Туда я доберусь не очень быстро. На этой звезде мне не понадобятся шуба и шапка. Я буду пролетать мимо естественного спутника Луна, мимо созвездий. Узнаю название всех 8 планет. И увижу, как Земля вращается вокруг Солнца. |
Ведущий: В 2006 году ученые пришли к выводу, что Плутон слишком мал и присвоили ему название – планетоид, т.е. малое небесное тело. Поэтому, в Солнечной системе 8 планет.
Ведущий: Как вы думаете? Готов ли Малыш лететь с нами.
Учащиеся: Нет, ему надо подрасти и больше узнать о Космосе.
(слайд с ракетой)
КОНКУРС №2 «Собери ракету»
Ведущий: Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей Солнечной системе и проверим, есть ли жизнь на планетах.
Как вы думаете? Что нам нужно для путешествия в Космос? Ну, конечно, ракета. Итак, следующий этап – сбор ракеты. Сейчас каждая команда соберет для себя ракету. Готовы?
(Команды из деталей собирают космический корабль.
Жюри отмечает, какая команда справилась быстро и правильно. Критерий: скорость сборки. Наибольший балл 2.)
Ведущий: Корабли готовы, молодцы, ребята. Теперь можно лететь. А на какую планету вы полетите. Знаете?
В ЦУП пришли шифрограммы для каждого экипажа. В них зашифровано название планеты, на которую каждый из вас полетит.
КОНКУРС №3 «Шифрограмма»
Ведущий: Ответственные за этот конкурс - радисты.
Каждой команде предлагается разгадать шифрограмму. В ней спрятано ключевое слово, которое и станет названием планеты.
Шифрограммы: Меркурий, Венера,Марс.
(Каждая команда получает задание с зашифрованной планетой.
Шифр – азбука Морзе.
Жюри отмечает, какая команда справилась быстро и правильно. Наибольший балл 3.)
Ведущий: Итак, каждая команда знает на какую планету лететь. Команда «Орион» - (слайд) планета Меркурий, команда «Одиссей» - (слайд) планета Венера, команда «Прометей» - (слайд) планета Марс.
(Раздать бортовые журналы с заданием:
Прилететь на планету.
Исследовать её.
Заполнить бортовой журнал.
Сделать вывод: можно ли жить на этой планете?)
Пять, четыре, три, два, один!
Поднимается ракета.
Чертит небо ярким светом.
(звук взлетающей ракеты)
(Слайд с картинкой звездного неба, появляется изображение инопланетянина)
КОНКУРС №4 «Как устроен наш космический дом»
Инопланетянин: Я страж Солнечной системы. Знаете ли вы, как устроен наш «Космический дом»? Я разрешу вам лететь дальше, если вы сумеете распределить в правильной последовательности от Солнца планеты Солнечной системы?
Ведущий: Ребята, перед вами лежат модели планет Солнечной системы. Члены экипажа должны расположить их в правильной последовательности. Ответственный – штурман.
(Жюри отмечает, какая команда справилась быстро и правильно.
Наибольший балл 2.)
(На слайде появляется правильное изображение планет в солнечной системе.)
Инопланетянин: Молодцы, все хорошо знают, как устроен наш космический дом. Я пропускаю вас.
Ведущий: Мы продолжаем наш полет.
(слайд с изображением сказочной планеты, звучит сигнал SOS)
КОНКУРС №5 «Планета Фризлайт»
(звоним по Skype на планету «FreezeLight», на экране появляется сказочный персонаж – королева страны)
Королева: Помогите!!! Спасите нас!!! Наша планета погибает! Я королева сказочной планеты Фризлайт. Ее нет ни на одной звездной карте. Наша планета создана из света. Растения, животные, дома, техника – все из света. Мы жили очень счастливо. Пока на планету не обрушилось страшное горе. Злая колдунья Тьма поглотила весь свет на нашей планете. Помогите нам!!!
Ведущий: Уважаемые экипажи! На ваших кораблях есть спасатели. Они готовы оказать помощь жителям планеты Фризлайт?
Учащиеся: Конечно готовы.
(От каждой команды выходят по два человека (спасатели). Ведущий им дает конверт с заданием. Команда «Орион» - изобразить животных, команда «Одиссей» - изобразить дома для жителей, команда «Прометей» - изобразить растения. Они уходят в темную комнату, где изображают растения, животных, дома в технике «Фризлайт». Когда экипажи будут возвращаться на Землю, они заберут членов своей команды. А те в свою очередь должны предоставить фотоотчет о своей работе.)
КОНКУРС №6 «Верный курс»
(слайд летящих кораблей в космосе изображение космических пиратов, звучит сигнал опасности)
Ведущий: Внимание! Опасность! Вашим кораблям угрожает опасность! Произошёл сбой в системе управления кораблями. Космические пираты пытались взломать бортовые компьютеры. Утерян правильный курс кораблей. Для того чтобы восстановить его, надо разгадать кодовое слово. Причем, у каждого экипажа оно свое.)
Ведущий: Внимание, экипажи. Перед вами карточки с заданием. Вы должны определить созвездие. Название созвездия и будет вашим кодовым словом. Разгадав их, вы отправитесь к своим планетам. Ответственные – командиры.
(Командиры должны расшифровать созвездия. «Орион» - Большая Медведица, «Одиссей» - Кассиопея, «Прометей» - Лебедь. На экране появляется правильное изображение созвездий)
Жюри отмечает, какая команда справилась быстро и правильно. Наибольший балл 3.
(По мере ответов появляются фото отгаданных созвездий на слайде)
КОНКУРС №7 «Планета»
(слайды с выходом космонавтов в космос)
Ведущий: Каждый экипаж совершил посадку на своей планете. Ваша задача найти как можно больше информации о своей планете и оформить бортовой журнал. Все члены экипажа собирают информацию о планете. Ответственные: ученые.
(общий стол, на котором лежат заготовки с информацией о планете)
Оформлять бортовой журнал нужно по правилам, которые указаны в задании.
Задание: 1 страница – название планеты, изображение планеты (фото) 2 страница – характеристики планеты (заполнить таблицу), вклеить информацию о своей планете. |
Ведущий: Ученые отправляется в отсек корабля, где есть интернет. Находят изображение своей планеты и возвращается к экипажу.
(Задание: Пройди к компьютеру. Найди изображение своей планеты. Сравни с изображениями, которые лежат на столе. Выбери нужное и возвращайся к экипажу.
Команды оформляют свои бортовые журналы.)
Ведущий: Внимание! На кораблях заканчивается кислород. Возвращаемся на Землю. По пути забираем наших спасателей с планеты Фризлайт.
(в скайпе набираем планету «Фризлайт» и забираем членов экипажа. На планете Фризлайт спасатели выходят и по очереди представляют фотоотчет о своей работе.
(Жюри отмечает, какая команда справилась быстро и правильно. Наибольший балл 3.)
Ведущий: Внимание, экипажи. Мы приземлились на планету Земля. Ваша задача представить свои бортовые журналы и отчитаться. Ответственные: все члены экипажа.
(Экипажи приземляются на Землю в ЦУП и сдают бортовой журнал.
Представляют «Парад планет» )
(Жюри отмечает, какая команда справилась правильно. Наибольший балл 3)
Ведущий: Пока жюри подводит итоги. Всех приглашают на танец в честь возвращения на Землю.
(звучит песня «Я ракета»)
Победителей награждают грамотами.
Девизы
Команда «Орион»
Девиз: «Нам всегда нужна удача, только так, а не иначе!»
Команда "Одиссей"
Наш девиз: "Команда "Одиссей", зовемся мы не зря,
скорее к новым звездам отправимся друзья".
Команда "Прометей"
Наш девиз: "Нам покорятся звезды, откроются миры, команда "Прометей" готова для игры".