СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект «Применение технологии проблемного обучения для формирования положительной мотивации на уроках математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный образовательный проект является практико-ориентированным и  проведен в 5 и 8 классах, по продолжительности – долгосрочный.

Цель проекта: реализация технологии проблемного обучения как средства формирования положительной мотивации к изучению математики.

 

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект «Применение технологии проблемного обучения для формирования положительной мотивации на уроках математики»»

Больше-Агишевский филиал МОУ «Шацкая средняя школа»










Образовательный проект:


«Применение технологии проблемного обучения для формирования положительной мотивации на уроках математики»



Проект по доминирующей деятельности: практико-ориентированный.



Заявитель: обучающиеся 5 и 8 классов.






Автор проекта:

учитель математики Воронкова Ольга Павловна








2016-2017 учебный год



Больше-Агишевский филиал МОУ «Шацкая средняя школа»

Автор проекта: учитель математики Воронкова Ольга Павловна

Образовательный проект:

«Применение технологии проблемного обучения для формирования положительной мотивации на уроках математики»


Краткое описание проекта:

По доминирующей деятельности данный образовательный проект является практико-ориентированным и проведен среди детей двух групп, по продолжительности – долгосрочный.

Цель проекта:

реализация технологии проблемного обучения как средства формирования положительной мотивации к изучению математики.

Задачи проекта:

  • изучение психолого-педагогической литературы и учебно-методической литературы по реализации технологии проблемного обучения на уроках математики;

  • обоснование важности применения технологии проблемного обучения;

  • определение роли и места проблемного обучения на уроках математики;

  • Выявление методики использования элементов проблемного обучения на уроках математики

  • провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Целевая аудитория, на которую рассчитан проект – обучающиеся 5 и 8 классов.

План-график реализации проекта

  • Первый этап (сентябрь 2016 г) - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, разработка и определение задач исследования.

  • Второй этап (октябрь2016г – февраль 2017 г) - практическая организация работы по формировании положительной мотивации к изучению математики через использование технологии проблемного обучения.

  • Третий этап (март 2017) - уточнение и обобщение результатов.

Ожидаемые результаты:

  1. Повысить познавательную мотивацию и самостоятельность при решении задач;

  2. Повысить качество успеваемости;

  3. Повысить личную уверенность у каждого ребенка в себе как в человеке способном и компетентном.



Наш век – век информационного бума – поставил перед школой задачу: в сравнительно короткий срок воспитать ученика, аналитически мыслящего, умеющего быстро воспринимать, «считывать» информацию, перерабатывать её. Иными словами, по мнению общества, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить».

Изучение математики многим учащимся даётся с трудом, отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. В этих условиях задача педагога заключается в поиске более эффективных форм, способов и условий обучения. За годы педагогической деятельности я изучала и применяла на практике различные подходы, методы и технологии обучения учащихся, искала наиболее действенные и результативные способы обучения математике.

Современные ФГОСы  ориентируют педагога на инновационные технологии, предлагают не давать знания в готовом виде, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую исследовательскую деятельность.

Одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Соответственно, учитель должен стать организатором самообразования учащихся, побуждающим к творческому поиску. Все это может быть осуществлено только в результате совместной творческой деятельности учителя и ученика.

Однако я столкнулась с рядом проблем:

  • развитие мышления учащихся;

  • недостаточна положительная мотивация к изучению предмета у некоторых учащихся;

  • быстрая утомляемость на уроках;

  • создание условий, вызывающих познавательную потребность у ребенка.

Причины обращения к проблеме:

Мой педагогический опыт показывает, что обучение не требующее от обучающегося творческого мышления, приводит к тому, что многие дети становятся интеллектуально пассивными, и не испытывают никакого удовлетворения от выполненной учебной работы. При организации учебного процесса необходимо, прежде всего, создать условия, вызывающие познавательную потребность у ребенка, целостное развитие личности и готовность самой личности к дальнейшему развитию. Поэтому необходимы поиски новых путей реализации учебных программ. Решить обозначенные проблемы возможно, если изучая теоретический материал, подкреплять его практической деятельностью.

Одним из таких путей является технология проблемного обучения.

Применение на уроках элементов технологии проблемного обучения позволяет создать каждому обучающемуся ситуацию успеха, что немаловажно, на мой взгляд. Если ученик не получает удовлетворения от учебы, то учеба становится в тягость.

Противоречия:

  • между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики;

  • между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;

  • между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени.

Стратегическая цель проекта: реализация технологии проблемного обучения как средства формирования положительной мотивации к изучению математики.

Учебные цели:

  • овладение конкретными математическими навыками, необходимыми для применения в практической деятельности;

  • формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе;

  • формирование понимания значимости математики для общественного прогресса.

развивающие цели:

  • развитие интеллекта учащихся;

  • развитие навыков самостоятельного учебного труда;

  • развитие творческих способностей

воспитательные цели:

  • воспитание чувства уважения к себе, уверенности в своих возможностях;

  • воспитание чувства уважения к другому человеку;

  • воспитание тактичности и вежливости;

  • воспитание ответственности.


Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  • изучение психолого-педагогической литературы и учебно-методической литературы по реализации технологии проблемного обучения на уроках математики;

  • обоснование важности применения технологии проблемного обучения;

  • определить роль и место проблемного обучения на уроках математики;

  • Выявление методики использования элементов проблемного обучения на уроках математики

  • провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.


Основное содержание проекта

Одним из путей решения данных проблем считаю  формирование у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию. Инновационный метод, позволяющий добиться позитивных результатов на пути преодоления указанных проблем, является технология проблемного обучения.

«Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций» (М.И. Махмутов).

С.Л. Рубинштейн, характеризуя психологическую природу мыслительного процесса, указывал: “Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия”

Используя в своей работе элементы данной технологии, я на своих уроках сочетаю традиционную форму изложения материала с включением проблемных ситуаций.

Элементы технологии  проблемного обучения я применяю на всех этапах урока математики: при объяснении, закреплении, контроле. Проблемные ситуации должны быть различными по содержанию, по их месту в структуре урока. Создание проблемных ситуаций, стимулирует стремление учащихся к самостоятельным открытиям математических фактов, их доказательств.

Для создания проблемных ситуаций и для развития активного самостоятельного творческого мышления на своих уроках использую разные типы задач, которые приводит психолог В.А. Крутецкий, исследуя проблемы развития математических способностей учащихся.


Вид задачи

Пример задачи

Проблема

Задачи с несформулированным вопросом

Шоколад стоит 65 руб., коробка конфет 120 руб.

Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи.

Задачи с недостающими данными

Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного пешехода равна 5,2 км/ч, а скорость другого – на 1,5 км/ч больше. Какое расстояние будет между пешеходами через 2 часа?

Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи?

Чего не хватает?

Что нужно добавить?

Докажи, что теперь задачу можно будет решить?

И т.п.

Задачи с излишними данными

Масса 11 ящиков яблок 132 кг, а масса 18 ящиков груш 162 кг. В магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш?

Какие данные являются лишними?

А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных?

Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?

И т.п.

Задачи на соответствие данных

Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л воды. Можно ли плыть в этом бассейне?  


Несоответствие  единиц измерения объема. (м3 и л)

Задачи с несколькими решениями

Найти сумму всех целых чисел от 1 до 50

формирование способности переключения внимания от одной операции к другой, от одного способа к другому


А так же использую логические задачи, задачи-шутки, задание на перебор вариантов и другие которые сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывая напряжение ума, развивают логику рассуждения. Если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие развития его мыслительных способностей.

На уроках открытия новых знаний отдаю предпочтение технологии проблемного обучения, т.е. организую учебные занятия таким образом, что учебный материал не преподносится «в готовом виде», а требует от ученика самостоятельного поиска, «домысливания», «достраивания» содержания учебного материала до целостной системы знаний и умений. (Приложение 1)

Активной творческой работе, поиску путей разрешения нестандартных учебных и жизненных ситуаций способствуют уроки – практикумы, где ребята работают в парах. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. В итоге анализа ситуации ученики сами формулируют проблему и предлагают способ её решения, опираясь на уже имеющиеся знания и умения. (Приложение 2).

Проблемный подход формирует не только учащихся, но и учителя. Создавая на уроке проблемные ситуации, важно управлять процессом их разрешения, стимулировать мышление при помощи поставленных вопросов, быть терпимой к ошибкам учеников, которые допускаются ими в попытке найти собственное решение. Именно проблемные ситуации помогают помочь мне приучить учеников высказывать свое мнение, отстаивать его, спорить. При постановке задания, вызывающую проблемную ситуацию необходимо соблюдать следующие условия:

  • Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся. Они должны быть достаточными для понимания условий задания, достигаемой конечной цели и путей его выполнения;

  • Задание должно включать один неизвестный элемент, потребность в котором должна вызываться у учащихся в процессе выполнения задания;

  • Неизвестное, которое нужно открыть для выполнения поставленного задания, составляет общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;

  • Выполнение проблемного задания должно вызывать у ученика потребность в усваиваемом знании.

Общая схема организации процесса формирования новых знаний и навыков в моей работе принимает следующий вид:


Анализ данных

.

Постановка проблемы

Поиск способов получения результата


Осуществление полученного результата


Осознание решения


Первичное закрепление


Анализ работы учащихся и их коррекция

Практикум

Контроль.


В результате работы сложилась система, включающая в себя:

  • работу в парах: ставится проблема, учащиеся пытаются решить эту проблему вместе, проводят исследования, выделяют гипотезу по решению этой проблемы;

  • обсуждение и выбор общего решения;

  • уроки – зачеты по темам курса;

Опыт показывает, что ребята с удовольствием работают в парах сменного характера. То, чему научились друг у друга, хорошо усваивается, следовательно, создается ситуация «успеха», а это приводит к активизации познавательной деятельности.

На этапе обсуждения и выбора решения формируется у учащихся умение ставить перед собой учебные цели и задачи, четко выражать мысли, выслушивать мнение одноклассников, сравнивая его со своим, выделять главное, сопоставлять, делать выводы.

Для проверки усвоения материала использую разноуровневые самостоятельные работы, контрольные срезы и контрольные работы, тестирование, создаю презентации. Использую форму итоговых работ близкой к форме проведения итоговой аттестации.

При оценке знаний я учитываю объем знаний по учебному вопросу, умение применять их к решению практических задач, понимание изученного, самостоятельность суждений. Контрольно-оценочная деятельность на уроках выполняет стимулирующую функцию для обучающихся и является ясной и понятной для каждого обучающегося.

На протяжении всего урока развивается математическая речь, совершенствуются умения и навыки общения, совершенствуется умение информационной переработки текста, развиваются умения выполнять самопроверку и взаимоконтроль.


Ресурсное обеспечение проекта является достаточным для его реализации:

  • кабинет математики соответствует санитарно-гигиеническим требованиям;

  • имеется возможность применения на уроках мультимедийной установки (ноутбук, проектор, экран);

  • имеется выход в интернет;

  • в кабинете в достаточном объёме представлена дополнительная литература по математике;

  • накапливаются обучающие компьютерные презентации.

Мультимедийные презентации использую на своих уроках для организации обучения, закрепления, контроля знаний. Привлекателен урок-презентация тем, что обеспечивает получение большего объема информации за короткий период, оперативность проверки и основан преимущественно на наглядном восприятии. Интернет, аудио-видео продукты – все это позволяет повысить эффективность освоения предмета и мотивацию обучения, позволяет делать уроки не похожими друг на друга. Включение информационных технологий делает процесс обучения более технологичным и результативным.

Уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта: имею первую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование позволяет мне эффективно пополнять знания по содержанию и методике преподавания математики. Для реализации данных современных образовательных технологий я прошла курсовую подготовку по информационным технологиям по теме « Применение пакета свободного программного обеспечения», а также курс подготовки по «использованию электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в основной школе». Использование Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов позволяет мне создавать свои презентации. (Приложение 3)

Внеурочная деятельность. Изучение математики тесно связано с внеклассной деятельностью по предмету. Внеурочная познавательная деятельность учащихся имеет больше разнообразных форм по сравнению с учебным процессом. Ежегодно в школе проходят предметные недели математики, в ходе которых проводятся различные математические, интеллектуальные конкурсы, в которых мои ученики принимают активное и успешное участие.

Кроме того дети пробуют свои силы и в различных заочных конкурсах и олимпиадах. Число участников в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» среди моих обучающихся за последние 3 года выросло до 100%. Занимают достойные призовые места среди учащихся опорной школы и входят в десятку лучших работ в регионе. Во Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике «Олимпис» из 11 участников – 6 лауреатов II и III степени.

Целевая группа, на которую рассчитан проект – обучающиеся 5 и 8 классов.

Я работаю в сельской школе и преподаю свой предмет во второй ступени образования по программам для общеобразовательных учреждений, рекомендованных МОРФ, направленных на реализацию минимума содержания среднего (полного) общего образования.

Программы, которые я использую, соответствуют возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям. УМК отвечает моим требованиям как учителя, и активизирует познавательную деятельность обучающихся в сфере математического образования. Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованные Министерством образования и науки РФ.

Программы:

  1. Математика в 5-6 классах, автор Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.

  2. Алгебра 8, автор Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк и др. под ред. С. С. Теляковского

  3. Геометрия 7-9, автор А.В. Погорелов.


План реализации проекта

Исследование проводилось в период I и II триместра 2016-2017 учебного года и состояло из следующих этапов:

  • Первый этап (сентябрь) - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, разработка и определение задач исследования.

  • Второй этап (октябрь - февраль) - практическая организация работы по формировании положительной мотивации к изучению математики через использование технологии проблемного обучения.

  • Третий этап (март) - уточнение и обобщение результатов.


Новизна проекта заключается в применении психологических исследований к организации учебной деятельности школьников. При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.).

Метод направлен на изучение уровней познавательной активности.

Выявление уровней мотивации необходимо для того, чтобы определить и поставить цели воспитания и развития личности в определенной последовательности.

В исследовании, которое было проведено на первом этапе в сентябре 2014 года, а затем на конец I и II триместров участвовали 7 обучающихся 5 и 8-х классов, в которых я преподаю математику.

Результаты таковы:







Результаты успеваемости



Общая успеваемость

Качественная успеваемость

Средний балл


5 класс

8 класс

5 класс

8 класс

5 класс

8 класс

На начало учебного года

100%

100%

33%

50%

3,3

3,8

Итоги I триместра

100%

100%

67%

50%

3,7

4,0

Итоги II триместра

100%

100%

67%

75%

3,7

4,25


В перспективе планирую, совершенствование системы самоконтроля учащихся на уроке и системы мониторинга повышения качества образования обучающихся, что позволит получить полную объективную информацию о состоянии математического образования в классах и скорректировать дальнейшую педагогическую деятельность.


В итоге, на мой взгляд, успешная и более качественная деятельность, способствующая развитию личности, формированию математической культуры достигается за счет:

  • изучения психолого-педагогических особенностей учащихся;

  • четкого, логического структурирования содержания тем;

  • доступности;

  • творческой направленности;

  • грамотного сочетания методов и приемов обучения;

  • применения разнообразных форм организации учебной деятельности.

Результаты реализации образовательного проекта:

  1. Изучены основные тенденции проблемного обучения;

  2. Мною выявлено, что при целенаправленном применении технологии проблемного обучения возможно успешное обучение всех учащихся;

  3. У детей повысилась познавательная мотивация и самостоятельность при решении задач;

  4. Повысилось качество успеваемости;

  5. В результате обучения детей умениям наблюдать, сравнивать, ставить проблему, выдвигать гипотезу, делать посильные выводы, мыслить и доходить до истины самостоятельно у детей появилась познавательная потребность и умение вести самостоятельную работу;

  6. Повышается личная уверенность у каждого ребенка в себе как в человеке способном и компетентном.

Мне, как любому учителю, хочется, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при решении любого типа задания, владели необходимыми и достаточными умениями и знаниями по математике. Я стараюсь воспитать активно мыслящую личность.

Анализ проводимой мною работы и личный опыт позволяют сделать вывод о том, что организация проблемных ситуаций на уроках математики являются эффективным подходом к преподаванию предмета. Повышается не только уровень знаний ученика, но и его мыслительная активность. Анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, он сам получает из него новую информацию. Постепенное овладение учащимися системой творческих умственных действий приводит к накоплению умений, навыков, опыта таких действий, изменению качества самой умственной деятельности, к выработке особого типа мышления, к новому уровню развития и готовности решать более сложные задачи.



















Литература:

  1. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/

  2. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979.

  3. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод.пособие/ Е.В. Зарукина, Н.А. Логвинова, М.М,Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010.

  4. .Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднюю школу: Психология // Народное образование. – 2002. - №8. –

5. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. / М. И. Махмутов// – М.: Просвещение, 1977.

6. Зуева М. Л. Педагогика и психология. Эффективность использования проблемного подхода для формирования ключевых компетенций. /М. Л. Зуева // Ярославский педагогический вестник – 2007

7. Орехова О. Ю. Применение проблемного обучения на уроках математики. / О. Ю. Орехова // Учебно-методический кабинет – [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/matematika/primenenie-problemnogo-obuchenija-na-urokah-matematiki.html

8. Вальян Н. С. Роль проблемного изучения в организации поисковой деятельности учащихся и развитии их познавательных мотивов. / Н.С. Вальян // Вестник Омского государственного педагогического университета. – 2007

9. Калужина, Т. Н. Проблемное обучение на уроках математики: учеб.пособие / Т.Н. Калужнина // Таганрог. – 2011.

10. Далингер В. А. Технология развивающего обучения математики, обеспечивающая формирова-ние исследовательских умений у учащихся. / В. А. Далингер // ОГПУ – 2005

11.Дозморова Е. В. Возможности развития творческого мышления обучающихся 5-х -6-х классов на уроках математики с помощью вопросов. /Е. В. Дозморова // ТОИПКРО – 2008

  1. Карелина Т.М. О проблемных ситуациях на уроках геометрии // Математика в школе. – 2000. - № 5

  2. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1972

Приложение 1

Примеры проблемных ситуаций на уроках ОНЗ.

Урок по теме «Сумма внутренних углов треугольника», на котором происходит выдвижение гипотезы, формулировка вывода и его опытная проверка.

Задача: Построить треугольник по трем заданным углам:

  1. =60°, С=45°;

  2. А=70°, =30°, С=50°;

По окончании построения уже можно выдвинуть предположение о сумме внутренних углов треугольника. Затем предлагаю на практике проверить свое утверждение и построить треугольник у которого B=30°, а величину

Проблема: «Почему в предлагаемых заданных нельзя построить треугольник, несмотря на то, что известны величины трех углов?


Урок геометрии на тему «Трапеция».

Задача: В трапеции АВСD (ВСװАD) проведена средняя линия MN. Основание ВС=8см, AD=14 см, АВ=5 см CD=9 см. Вычислить периметр трапеции MBCN.

В предложенной задаче обучающиеся находят боковые стороны новой трапеции; одно основание им известно, а найти длину второго, которое является средней линией трапеции не могут (недостаточно знаний о трапеции). Возникает противоречие между потребностью в решении задачи и недостаточностью прежних знаний.


















Приложение 2.

Тема: «Объем параллелепипеда», математика в 5 классе.

Пятиклассники должны предложить способ вычисления объёмов геометрических тел









Тема «Площадь прямоугольника»

Задание: Вычислите площадь каждой фигуры.

На каждой парте карточки с разными фигурами, которые учащиеся разбивают на прямоугольники, треугольники и вычисляют площадь














15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!