СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовтаельный проект на тему: "Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся к урокам литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики.

Просмотр содержимого документа
«Образовтаельный проект на тему: "Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся к урокам литературы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №18 г. Екатеринбурга






ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:

«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ»






Автор:

Селезнева Екатерина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №18






г. Екатеринбург, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ



I. Обоснование актуальности проекта и его новизны 3

II. Цель и задачи проекта 6

III.Ожидаемые результаты проекта 9

IV. Содержание проекта 10

V. Ресурсы 19

VI. Этапы проекта 20

VII. Перспективы развития проекта 23

VIII. Список использованной литературы 24

Приложение 25


























I. Обоснование актуальности проекта и его новизны


Пришёл однажды к мудрецу человек, который собирался стать учителем и спросил: «Скажи, мудрец, каким должен быть хороший учитель?» «Посмотри на гнездо на вершине дерева», - сказал мудрец. «Придёт время, и мудрая птица подтолкнёт окрепшего птенца к краю. Начнёт он падать, но, не достигнув земли, расправит крылья и уверенно устремится ввысь. Сам научится он избегать опасности и добывать еду, подражая матери. Так и хороший учитель должен учить своих учеников самостоятельности, ибо еще мой учитель говорил мне: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

По моему мнению, сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и к литературе в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости. Это и понятно, ведь учитель перестал быть единственным источником знаний. С экранов телевизоров, компьютеров, со страниц книг, журналов и газет на детей обрушивается мощный поток самой разнообразной информации. И замечу, информации яркой, запоминающейся, интересной. От перегрузки сведениями организм обучающегося спасается привычным способом – лишняя информация не воспринимается, быстро забывается. О чем надо позаботиться, чтобы на уроке каждый ученик работал активно и увлеченно, и как использовать это для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса? Я думаю, необходимо развивать познавательный интерес учащихся, учить их самостоятельности. Я согласна с К. Кушнером, который писал: «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими».


Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности – познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Для того чтобы учащимся было интересно работать на уроках литературы, нужно выбирать различные формы и приёмы организации этих уроков, использовать занимательный материал, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к литературе, что способствует повышению качества знаний по предмету.

Актуальность проекта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Практическая значимость проекта заключается в том, что проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием? Поставленной цели можно достичь разными средствами. Нельзя допускать скуки и однообразия на уроках. Толчком к заинтересованности может стать эмоциональное возбуждение учащихся, которое, в свою очередь, достигается с помощью стимулов. Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным можно считать создание проблемной ситуации через самостоятельную деятельность по реализации проектов или исследовательских работ.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)

Сегодня учителя все чаще в практике работы используют нестандартные уроки с элементами проектно-исследовательской деятельности. Необычность таких уроков активизирует деятельность учащихся, развивает интерес к предмету, усиливает мотивацию обучения, воспитывает творческую личность. В своей работе я постаралась раскрыть сущность применения данной технологии на уроках литературы в среднем звене.










II. Цель и задачи проекта

Одним из эффективных путей повышения качества образования школьников является реализация идей проблемного обучения. Система заданий поискового характера способствует более осознанному и глубокому усвоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию обучающихся. Неотъемлемой частью эффективного образования в области литературы является проектно-исследовательская работа обучающихся. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода можно направлять деятельность обучающихся на творческое усвоение научных знаний и овладение методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения школьниками.

Развитие познавательных способностей учащихся – длительный процесс. Система работы учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели, а самое главное – с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся. В подростковом возрасте ведущая деятельность – «общественно-полезная». Человек начинает ориентироваться в поведении не на взрослых (родителей, учителей), а на таких, как он (друзей, одноклассников). В данный период формируется «личность». Главным для школьников является самоидентификация, самовыражение, самореализация, успешная социализация. Как же найти выход из создавшейся ситуации? Как организовать деятельность школьников так, чтобы они, реализуя себя в содержательном общении со сверстниками, одновременно не потеряли интереса к учебному труду? Поиски ответов на поставленные вопросы и определили основную цель педагогической деятельности – это повышение познавательного интереса учащихся II ступени средствами проектно-исследовательских технологий.

Проблема и цель определили объект исследования.

Объект исследования: педагогический опыт по использованию проектно-исследовательских технологий на уроках литературы.

Предмет исследования: технология проектно – исследовательской деятельности как средство повышения познавательного интереса учащихся к урокам литературы.

Работа по методу проектной деятельности является достаточно сложной. Если большинство методов обучения требуют наличия традиционных компонентов взаимодействия во время учебного процесса по схеме «учитель – ученик», то в момент работы над проектом предполагается постоянное сотрудничество учеников. На мой взгляд, наиболее значимым принципом метода проекта является восприятие мира с учетом детской психики, поэтому я стараюсь задавать направление развития ученика, показывать и рассказывать о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогать фантазии ученика раскрыться в полной мере.

Метод проектно-исследовательской деятельности на моих уроках способствует решению следующих задач:

  • развитие познавательных навыков учащихся;

  • развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

  • развитие критического и творческого мышления.

Гипотеза исследования: применение в процессе обучения литературе элементов проектно-исследовательской деятельности способствует формированию познавательного интереса и повышению качества учащихся к предмету.

Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта данного проекта. В основе такой работы лежит исследовательская деятельность самих учащихся. Таким образом, отличительная черта проектно-исследовательской технологии – поиск информации, которая затем будет разработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы.

Основные принципы, которыми должен руководствоваться учитель в своей педагогической деятельности:

  • Побуждать интерес к учебе и желание изучать литературу.

  • Стремиться быть направляющим в процессе обучения.

  • Знать свой предмет и всегда приходить на урок с удовольствием, быть эрудированным, интересным, не повышать голос без причины.

  • Быть строгим, общительным, но не болтливым, понятно объяснять, давать советы, если это необходимо.

  • Быть наставником, уметь зажечь искру интереса и повести за собой.

  • Давать знания не только интересные, но и имеющие практическую направленность.

Методы исследования: изучение литературы, сравнение, сопоставление, анализ, анкетирование, наблюдение, тестирование.



















III. Ожидаемые результаты проекта

Реализация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время проводится с 2019 года по настоящее время.

В процессе применения на уроках литературы элементов проектно-исследовательской деятельности у учащихся уже наблюдается развитие познавательного интереса к данным предметам и способствует повышению качества знаний.

Для диагностики уровня развития у учащихся проектных умений используются разные варианты способов оценки проектов (Приложение №1). В качестве экспертов помимо учителя выступают все участники проекта. При использовании оценивания, ориентированного на учащихся, школьники в большей степени вовлечены в процесс оценивания, что подчеркивают и педагогические исследования. У школьников развивается чувство контроля над процессом обучения, они начинают видеть в себе способных и успешных учеников.

Оценка проектных умений может осуществляться и по итогам письменной рефлексии. Возможно сравнение показателей, полученных разными способами: оценка учителем и учащимися - экспертами, самооценка.

Таким образом, представляемый педагогический опыт предлагает новые уровни оценивания деятельности учащихся.

Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:

  • устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;

  • положительная динамики уровня обученности;

  • качественная динамика мотивации учебной деятельности;

  • устойчивые навыки проектно-исследовательской деятельности.



В рамках социализации личности:

  • развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;

  • осознание ценности творческого открытия учащимися;

  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников.

Результативностью опыта также можно считать рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время научно-исследовательской и проектной деятельностью по разным предметам.

Проверкой эффективности педагогической деятельности по формированию исследовательских познавательных компетенций являются изменения в учебной мотивации, в достижении требований к уровню подготовки учащихся, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом по литературе, ростом результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня (Приложение №2), готовность и умение использовать механизмы и средства проектно - исследовательской технологии.

Кроме того, учитель-предметник в результате получает подборку цифровых образовательных ресурсов по выбранной теме учебного предмета для дальнейшего использования в других классах.













IV. Содержание проекта

Проблема активизации познавательного интереса учащихся «стара как мир», но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому «воспитание или возбуждение интереса к предмету», по мнению М.М. Поташника, – ключ к учению, познанию.

Формирование познавательных интересов начинается задолго до школы, в семье, их возникновение связывают с появлением у детей таких вопросов, как «Почему?», «Отчего?», «Зачем?». Интерес выступает первоначально в форме любопытства. К концу дошкольного возраста под влиянием старших у ребенка формируется интерес к учению в школе: он не только играет в школу, но и делает успешные попытки овладеть чтением, письмом, счетом и т.п.

В начальной школе познавательные интересы углубляются. Формируется сознание жизненной значимости учения. С течением времени познавательные интересы дифференцируются: одним больше нравится математика, другим – чтение и т.п. Большой интерес проявляется у детей к процессу труда, особенно если он совершается в коллективе.

Если в начальной школе дети учатся, как правило, с желанием, то примерно к 5 классу этот огонек постепенно угасает. Действительно, при переходе детей из начальной школы в среднюю отмечается тревожный и парадоксальный факт: интерес к учению от класса к классу уменьшается, несмотря на то, что интерес к явлениям и событиям окружающего мира продолжает развиваться, становится более сложным по содержанию. Учение и другие виды познания вступают в конфликт, так как новые интересы школьников недостаточно удовлетворяется в школе. Разбросанность и неустойчивость интересов учащихся объясняется и тем, что они «нащупывают» свой основной, центральный, стержневой интерес как основу жизненной направленности и пробуют себя в разных областях.

Когда интересы и склонности школьников, наконец-то, определяются, то у них начинают формироваться и ярко проявляться способности.

В старшем школьном возрасте развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению определяют дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими, сознательно регулировать их. В конце старшего возраста учащиеся овладевают своими познавательными процессами, подчиняют их организацию определенным задачам жизни и деятельности.

Учение по-прежнему остаётся основным видом деятельности для старшего школьника. И от того, как учится ребёнок, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина.

Сознательно – положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдается расхождение: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школьному учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения школьников к учению, как показали исследования, играют содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха.

Старший школьный возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростка, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что – то новое, чему – либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально как взрослые. Это стимулирует школьников к выходу за пределы школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков.

Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею «обучения посредством делания». Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда. Его называли методом проблем. Определяя суть этого метода, называли его «от души выполняемый замысел».

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т.Шацкого в Москве работала первая станция по народному образованию. В 1931г. Постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века.

Родившись от идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования. Но суть этого метода остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний.

Интересны исследования по внедрению метода учебных проектов на уроках как способа организации учебно-познавательной деятельности учащихся изложены в трудах Н.Ю.Пахомовой, В.В. Гузеева. Прекрасно изложен теоретический материал в обучающей программе для учителей «Intel» «Обучение для будущего».

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».

Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в школе наук.

На уроках литературы я использую в основном краткосрочные проекты (Приложение №3) из-за ограниченности во времени.

Главными достоинствами этого обучения я считаю следующие:

  • актуальность. В центре технологии – ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;

  • создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель – ученик, ученик – ученик становится фактором развития и самоопределения личности;

  • дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;

  • использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;

  • формирование исследовательских умений;

  • мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками – всё это повышает мотивацию обучения.

Типология проектов:

  • Исследовательские проекты.

  • Творческие проекты.

  • Ролевые, игровые проекты.

  • Информационные проекты.

  • Практико-ориентированные проекты.

Ход работы над проектом я определяю через следующие этапы:

  1. Подготовка к работе над проектом:

  • определение темы и целей проекта;

  • формирование групп для работы над проектом;

  • планирование этапов работы.

  1. Работа над проектом в группах:

  • планирование работы;

  • исследование;

  • оформление выводов и результатов.

  1. Представление – защита проекта.

  2. Оценка проекта (несколько уровней оценки):

  • самооценка;

  • оценка других групп;

  • оценка учителя;

  • оценка специально созданной группы экспертов.

  1. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:

  • Что мы делали?

  • Как мы делали?

  • Каковы результаты?

  • Каков мой личный вклад в решение проблемы?

К примеру, на уроке литературы в 5 классе при изучении темы «Русские поэты 20 века о Родине и родной природе» для реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над проектом «Создай свой сборник».

Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает свое задание. В течение 10-14 дней ученики подбирают материал в соответствии со своими заданиями. Группы имеют «Листок контроля и учета». В него вписываются этапы и результаты работы группы, итог которой они представят на заключительном этапе проекта.

На первом этапе – погружение в проект – я стараюсь пробудить интерес учащихся к проекту. В результате работы над проблемой я вместе с учащимися определяю цель и задачи проекта – поиск способов решения проблемы проекта.

На втором этапе я организую школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них. При этом необходимо учитывать характер задания, используя индивидуальный подход. В этом проявляется личностно ориентированный аспект проектной деятельности.

Третий этап – осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют наибольшую самостоятельность в поиске информации по теме. Я постоянно контролирую ход самостоятельной работы учащихся, так как при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

Четвертый этап – презентация проекта – одна из целей проектной деятельности обязателен, потому что именно на заключительном этапе проекта появляется ощущение завершенности.

Продуктом проектной деятельности учащихся стали сборники стихотворений русских писателей о родной природе.

Одним из таких видов деятельности стал групповой проект по литературе в 5 классе под названием «Создай свой мультфильм». Учащиеся защищали их в течение всего учебного года. В конце 6 класса школьники должны сдать проект «Создай буктреллер».

Метод проектов, безусловно, успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие учителя, так как необходима поддержка и поощрение учеников. И без координации действий учителем работа может зайти в тупик, и интерес снизится, а возможно, и совсем сойдет на нет.

Хотя проектное и личностно-ориентированное обучение дает возможность использовать множество подходов (обучение в деле, самостоятельные занятия, совместный мозговой штурм, ролевая игра и т.д.), учит ребят анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения ученикам, видящим свой результат, но это не панацея от всех бед в деле обучения. Это хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.







V. Ресурсы

Координаторы проекта

Директор школы

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений.

Научно-методические ресурсы:

  • теоретический анализ психолого-педагогической и тематической литературы по исследуемой проблеме;

  • беседа;

  • анкетирование;

  • анализ продуктов деятельности.

Программное обеспечение:

  • рабочие программы по литературе.

Материально-технические ресурсы. При организации проектно – исследовательской деятельности учащихся пользуюсь:

  • проектором;

  • сетью Интернет.











VI. Этапы проекта

Проект долгосрочный, рассчитан на 5 лет (2019-2024 учебный год.) и включает 3 этапа.


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Подготовительный этап

(сентябрь – ноябрь 2019 г.)

  • Проведение анкетирования обучающихся, родителей, классного руководителя и учителя русского языка и литературы.

  • Анализ исходного уровня мотивации учащихся к изучению литературы.

  • Обсуждение вопросов разработки инновационного проекта с членами педагогического коллектива.

  • Изучение и анализ материалов по теме проекта.

  • Составление программы по реализации проекта.

  • Разработка программы и плана мероприятий, повышающих познавательный интерес к урокам литературы.

  • Полная информированность педагогов и обучающихся о проекте.

2. Основной этап

(декабрь 2019 г. – январь 2024 г.)


  • Осуществление деятельности в рамках проекта в соответствии с составленным планом.

  • Работа над исследовательскими и творческими проектами обучающихся.

  • Систематическое применение проектно-исследовательских технологий на уроках литературы.

  • Разработка материалов с использованием проектно-исследовательских методов.

  • Проведение открытых уроков с использованием проектно-исследовательских методов.

  • Представление опыта педагогическому коллективу МБОУ Одинцовской гимназии №13 в форме мастер-классов.

  • Промежуточный контроль за реализацией проекта.

  • Участие в конкурсах.

  • Повышение мотивации учащихся к изучению литературы.

  • Создание исследовательских и творческих работ.

  • Участие в конкурсах разного уровня.

  • Создание банка разработок с использованием проектно-исследовательских методов.

  • Размещение информации о проекте на личном сайте.

3. Заключительный этап (февраль-июль 2024г.)

  • Проведение анкетирования обучающихся, родителей, классного руководителя и учителя русского языка и литературы.

  • Осуществление рефлексии деятельности участников проекта по результатам его реализации.

  • Обобщение, распространение педагогического опыта (публикации).

  • Оценка эффективности реализации проекта.

  • Подготовка и презентация аналитического доклада.

  • Определение перспектив дальнейшего развития проекта.

  • Создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации проекта.

  • Публикации по проекту в сети, на сайте методических разработок.

  • Презентация результатов проекта.

  • Разработка плана дальнейшего развития проекта.



































VII. Перспективы развития проекта

1. Более широкое использование проектно-исследовательских методов при обучении литературе в школе – мини-проекты, рассчитанные на один урок или часть урока, и большие проекты, для выполнения которых требуется длительное время.

2. Увеличение комплекса проектных мероприятий и расширение их географии для обучающихся на всех ступенях обучения.

3. Организация школьного или районного семинара по теме проекта для обмена опытом с коллегами из других школ. Публикации учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта.

4. Проблемы, выявленные в ходе описания проекта, могут стать темой самообразования для дальнейшей работы. Например: «Проблемы применения проектно-исследовательских технологии в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла».



VIII. Список использованной литературы

1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения./ «Директор школы», № 6, 1995

2. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы /Под ред. А. В. Леонтовича. – М. ВАКО, 2014

3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / «Народное образование», № 7, 2000.

4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. / «Учитель», № 4, 2000.

5. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. / «Учитель», № 1, 2000.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов и системы повыш. Квалиф. Пед. Кадров/ Полат Е.С. и др. Под ред Е.С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.

7. «Intel» «Обучение для будущего» Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века


































Приложение №1

1. Анкетирование.

Анкета для выявления проектных умений

Оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 – умею; 2 – иногда получается; 1 – чаще не получается; 0 – не умею

Ф.И. ученика, класс_____________________________________________

Учебный проект ________________________________________________

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1. Формулировать проблему



2. Ставить цель

 

 

3. Ставить задачи

 

 

4. Выбирать методы и способы решения задач

 

 

5. Планировать работу

 

 

6. Организовать работу группы

 

 

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др.

 

 

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

 

 

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

 

 

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект

 

 

11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

 

 

12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

 

 


2. Проектирование и реализация собственного портфолио развития.

3. Психологическое тестирование (по одной из методик уровня мотивационно – личностного развития учащихся).

4. Педагогическое наблюдение педагога.

Приложение №2


Как правильно составить презентацию

Умение хорошо презентовать свою деятельность – одно из самых продуктивных средств для привлечения внимания к своей работе.

Что такое компьютерная презентация? Презентация (от английского слова – представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата.


Некоторые правила организации материала в презентации

  • Главная информация располагается в начале.

  • Тезис слайда помещается в заголовок.

  • Анимация — не развлечение, а метод передачи информации.

  • Анимация — еще и средство привлечения и удержания внимания.

  • Обязательное логическое построение информации на слайдах.

  • Правило «пять» на «пять»: на одном слайде не должно располагаться более пяти фраз, и каждая из них должна состоять не более чем из пяти слов.

  • Приветствуется визуальная привлекательность и эмоциональность.

  • При подборе иллюстраций желательно учитывать, что они должны быть со­держательными.

  • Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, ли­ИИ должны сочетаться между собой и не противоречить смыслу и на­строению презентации

  • Выбрать шрифты желательно, не увлекаясь их затейливостью и разнообразием.






Приложение №3


Темы проектов

1. «Художники – иллюстраторы сказок» (творческий).

2. «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях» (творческий).

3. «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки в иллюстрациях» (электронная презентация).

4. «Юмористические рассказы, А. П. Чехова» (создание сценария).

5. «Добро и зло в сказке-пьесе С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (спектакль).

6. «Русские поэты 20 века о Родине и родной природе» (создание сборников).

7. «Создай свой мультфильм».

8. «Создай буктрейлер».

9. «По страницам прочитанной книги» (литературно-музыкальная композиция по произведениям А. С. Пушкина)

10. Презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!