Конспект урока в 6 классе.
Тема урока: «Образы духовной музыки Западной Европы»
Цель урока: раскрыть сущность духовной музыки Западной Европы на примерах произведений Дж. Каччини «Ave, Maria!» и Дж. Перголези «Stabat Mater»
Задачи:
Познакомить с особенностями драматургии духовной музыки в Западной Европе;
Познакомить с понятиями «кантата», «полифония», «a capella», «бард»;
Познакомить обзорно с фрагментами произведений Дж. Каччини «Ave, Maria!» и Дж. Перголези «Stabat Mater»
Ход урока.
1.Организационный этап.
2. Приветствие: Учитель: «Добрый день, ребята!».
Слайд №1 (Эпиграф урока: «Чем чище музыка любви, тем громче музыка печали. Чем громче музыка печали, тем выше музыка любви…» (Булат Окуджава)
3.Актуализация знаний. Учитель: Музыка любви и печали может звучать без музыкального сопровождения (а capella), под любой инструмент и под орган. Это может быть возвышенная музыка, которая звучит в храмах.
Как называется такая музыка? (Духовная)
Что лежит в основе такой музыки? (Библейские сюжеты, тексты Священного Писания)
Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Духовная музыка)
Слайд №2 Сегодня мы с вами познакомимся с духовной музыкой Западной Европы.
4.Объяснение нового материала.
Слайд №3 Такая музыка в Европе звучала под орган. Для какого места предназначен этот музыкальный инструмент? (Для католических соборов)
Сейчас мы послушаем «Ave, Maria!» Послушайте и скажите, какой характер у этой музыки, что она изображает?
Ответы учеников.
Слайд №4 Не только в музыке, но и в живописи (Слайд №5), и в скульптуре обращались к религиозной теме.
Какое состояние у матери запечатлено в этом образе? (Скорбящее, так как Иисус после распятья у матери Марии на руках)
Опишите, какой образ у Марии и почему он такой?
Первичное закрепление знаний.
Слайд №6
Слайд №7 А мы с вами знакомимся со следующим произведением духовной музыки Дж. Перголези, кантата «Stabat Mater».
Кантата- (записать определение) вокально-инструментальное произведение для солистов, хора, оркестра
5.Переходим к слушанию и обратите внимание, будет звучать один голос или много голосов.
Слайд №8 Слушание Дж. Перголези, кантата «Stabat Mater» (видеофрагмент «Stabat Mater Dolorosa»)
Слайд №9 (Текст кантаты на латинском языке с переводом)
Слайд №10
Полифония- (записать определение) многоголосие, которое основано на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий.
Слайд №11 Анализ музыкального произведения
Ребята работают в тетрадях , затем зачитывают свои ответы.
Оба произведения духовные, возвышенные, имеют общий музыкальный образ.
6. Работа над песней. «Мир, который нужен мне»
8. Обобщение и закрепление.
Что нового вы узнали? Что понравилось?
С какими произведениями вы познакомились?
Ответы детей.
9. Рефлексия.
Итог. Что запомнилось больше всего?
Домашнее задание.
Привести примеры поэтических произведений духовных образов.
2