Открытый урок по литературному чтению во 2 классе
Учебник: литературное чтение, 1 часть
Авторы: Климанова, Горецкий. УМК «Школа России»
Тип урока: открытие нового знания
Формы и методы: фронтальная, индивидуальная; словесные, наглядные.
Технология продуктивного чтения.
Тема урока: «Образы героев стихотворных и прозаических произведений о животных. Какими бывают собаки? И.М.Пивоварова «Жила-была собака..» Сравнение стихотворения, небылицы и сказки».
Цели урока:
Познавательные:
Познакомить учащихся с произведениями: И.М.Пивоварова «Жила-была собака..», Д.Хармс «Иван Топорышкин пошёл на охоту», Ю.Коваль «Удивительная грядка»
Познакомить с новым художественным приёмом « преувеличение»
Научить сравнивать стихотворения, небылицы, сказки
Работать над выразительностью и техникой чтения
Формировать у учащихся умения подтверждать свои ответы с опорой на текст
Пробуждать свою активность
Развивающие:
Формирование личностных УУД (осознание детьми в потребности чтения предложениями)
Формирование регулятивных УУД ( осознание цели чтения перед прочтением первичного и вторичного чтения; контроль и самоконтроль за правильностью чтения себя и своих товарищей; умение оценивать свои действия; коррекция своих и чужих ошибок в результате чтения)
Формирование познавательных УУД (развитие мыслительной операции анализа литературных произведений; извлечение информации из текста)
Формирование коммуникативных УУД ( формирование умений подтверждать свою точку зрения при обсуждении)
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к «братьям нашим меньшим», умение сопереживать, быть добрыми по отношению к животным; больше читать произведения различных писателей и поэтов о природе
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с авторскими небылицами, сигнальные карточки, смайлики для рефлексии, учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.
План урока:
Орг.момент (приветствие, готовность к уроку, эмоциональный настрой) - 2 мин
Проверка домашнего задания- 5 мин
Подготовительная работа к открытию нового знания:- 5 мин
-речевая разминка
-загадка
-тема урока
-цели урока ( вместе с детьми)
-задачи урока (вместе с детьми)
4. Изучение нового материала-10 мин
- знакомство с произведениями разных авторов
- чтение и анализ
5. Физминутка- 1 мин
6. Продолжение работы по теме-10 мин
7. Обобщение. -2 мин
8. Итог урока. Рефлексия. Д/з -5мин
1.Орг момент
Здравствуйте ребята.
Посмотрите на свои парты, всё ли у вас лежит? Учебник, рабочая тетрадь, пенал. Молодцы. Садитесь. Сегодня у нас с вами гости. Покажем, чему научились вы за это время.
На партах у вас лежат смайлики ( красный , синий, желтый). Покажите, какое настроение у вас сейчас? Очень хорошо. Я надеюсь, что оно таким и останется.
2. Проверка д/з Л.Н.Толстой «Филипок» в.1,4,6
3. Введение в новую тему:
Начнём мы с вами с речевой разминки.
–читаем все вместе вслух по слогам (жужжащее чтение)
–читаем, выделяя звук (р)
–кто прочитает выразительно?
2) Анализ стихотворения, использованного для речевой разминки.
-Кто герои этих стихотворений? Вороны, грачи, синицы – птицы. А другими словами? (животные)
-Чтобы узнать о каком животном пойдет сегодня речь, отгадайте загадку.
Кто гуляет по двору
Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру?
Большая Забияка
Грозная ……(собака)
3)Тема сегодняшнего урока: «Образы героев стихотворных и прозаических произведений о животных. Какими бывают собаки? Ирина Михайловна Пивоварова «Жила-была собака…»Сравнение героев стихотворения, небылицы и сказки»
Какие цели на уроке мы поставим перед собой? (Узнаем, какими бывают собаки. Сравним их описание в разных типах текстов)
А какие задачи будем решать на уроке литературного чтения? ( Читать правильно, выразительно, вдумчиво, рассуждать, делать выводы)
4) Работа по теме.
Откройте учебники на стр. 114 Посмотрите на иллюстрации, что изображено, какая собака ? (Огромная, очень большая) Можно предположить, о какой собаке пойдёт речь в стихотворении?
Чтение по цепочке (по 4 строчки)
-Что узнали о собаке? Как вы думаете, в стихотворении описываются реальные события?
-А как вы узнали, с помощью каких слов? Найдите подтверждение в тексте. Автор использовала ещё один художественный приём «преувеличение» Этот прим используется и в других видах текста. Какие вы знаете? (небылицы, сказки). А как вы думаете, для чего используют этот приём? ( Чтобы лучше показать читателям свои эмоции по отношению к предмету, передать характер, как этот предмет выглядит. Ну и чтобы, было интереснее!)
5) Физ-ка
На зарядку становись!
Рука вверх. Другая вниз!
Повторяем упражненье
Делаем быстрей движенье! (руки перед грудью, рывки)
Раз-вперед наклонимся
Два-назад прогнемся
И наклоны в стороны
Делать мы возмёмся.(вперед, назад. В стороны)
Приседания опять
Будем дружно выполнять.(1-2-3-4-5)
Кто там начал отставать)?
На ходьбу мы перейдём (ходьба на месте)
И урок опять начнём.
6).Продолжение работы по теме:
Знакомство с авторскими стихами-небылицами: Д.Хармс «Иван Топорышкин пошёл на охоту», Ю.Коваль «Удивительная грядка»
Вспомним сказку С.Маршака «Кошкин дом». Народную сказку « Кот и лиса».
Анализ стихотворений с опорой на новую тему
Даниил Хармс
«Иван Топорышкин пошел на охоту»
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор,
Иван, как бревно провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван повалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван как бревно перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
Юрий Коваль
Удивительная грядка
У меня на грядке ≈
Крокодил
Растёт!
А в реке Москва-реке
Огурец живет!
Осенью на грядке
Крокодил
Поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в реке Москва-реке
Клюнет на крючок ≈
Как вам это нравится? ≈
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет все в порядке?!
7.Обобщение.
Давайте сравним: похожи ли между собой стихотворение И.М.Пивоваровой и небылицы, которые вы прочитали? Чем? (сказочные, выдуманные события, преувеличение)
Общий вывод: явное и намеренное преувеличение в произведениях применяется с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли.
8)Итог урока: Закончите предложение
Я на уроке узнал нового…
На этом уроке я могу похвалить себя за..
Сегодня я сумел ответить на все вопросы
Рефлексия.
Оцените себя с помощью смайликов (отлично, хорошо, старайся)
Д/з учебник стр 114-115, придумать устно конец стихотворения.
Молодцы! Сегодня вы хорошо потрудились, спасибо вам за урок!
«Иван Топорышкин пошел на охоту»
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор,
Иван, как бревно провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван повалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван как бревно перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.