СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы главных героев в сказке -были М. М. Пришвина "Кладовая солнца".

Категория: Литература
Тема: Проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образы главных героев в сказке -были М. М. Пришвина "Кладовая солнца".»

6 класс.

Тема: Образы главных героев в сказке -были М. М. Пришвина "Кладовая солнца".

Цель урока: раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты

Задачи урока:

ОБУЧАЮЩИЕ:

1.Проанализировать образы героев: Насти и Митраши.

2. Приблизить учащихся к пониманию идеи сказки- были: взаимоотношения между людьми

РАЗВИВАЮЩИЕ:

3.Развивать связную речь, мышление, воображение

4.Уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

5.Воспитывать нравственные качества на примере героев

6.Воспитывать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать чувства сострадания, сопереживания и милосердия.

Техническое обеспечение:  Проектор, компьютер

Ход урока:

Примечания

Время

  1. Организационный момент:

У: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня чудесный день! Я рада приветствовать вас на уроке! Кто отсутствует в классе сегодня?

Д: Здравствуйте, отсутствующих нет.


Заранее дети делятся на 2 команды. Столы ставят удобно для работы в группе.

1 мин

  1. Постановка темы и цели урока:

У: На предыдущих уроках мы начали изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Ребята, давайте вспомним, кто является главными героями в сказке-были?

Д: Настя и Митраша

У: Правильно! Скажите, а познакомились ли мы подобно с ними?

Д: Нет

У: Действительно, тогда, как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Д: Главные герои в сказке-были «Кладовая солнца»

У:Правильно. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока «Образы главных героев в сказке -были М. М. Пришвина "Кладовая солнца".

У: Значит, чем мы сегодня на уроке займемся?

Д: Раскроем особенности характеров героев

У: Верно. Сегодня у нас с вами необычный урок– я выступлю в роли руководителя творческой мастерской, в которой мы вместе создадим портреты. Вы сегодня будете творить, т.е. что – то создавать. Мастерская – от слова мастер, мастерить – придумывать, делать своими руками.



3 мин

2.Работа по теме урока:

У: Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?

Д: Описание внешности, его внутреннего мира, круга общения, возраст и т.д.

У: Молодцы, правильно! Нам предстоит создать ещё внутренние словесные портреты детей. А это невозможно сделать, не познакомившись со словесным описанием героев. Для начала давайте вспомним, какие средства художественной выразительности мы уже знаем?

Д: Эпитет — художественное определение

Метафора — перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

Олицетворение- наделение неживых предметов свойствами живых.

Сравнение- это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.













Отвечают по поднятой руке.

7 мин

  1. Работа в группах:

У: Молодцы! На столах у вас есть конверты. Внутри вы увидите план, по которому вам нужно составить литературный портрет героя, опираясь на текст учебника, приводя примеры. Кроме того, вы увидите несколько задания по тексту, которые вам нужно будет прокомментировать. Ребята, на выполнение работы у вас будет 15 минут. Удачи вам! Время пошло.


На фоне тихо играет музыка.

Приложение 1.

Приложение2.

15 мин

  1. Выступление команд

У: Итак, время подошло к концу, давайте проверим, как вы выполнили задание. Первыми выступят ребята с портретом Митраши. А мы внимательно слушаем, отмечаем главное.

Д: Выступление команды

У:Хорошо, молодцы! Ребята, может быть у вас есть к команде какие-то вопросы?

Вот у меня есть. Почему родители назвали мальчика Митрашей? Что вы знаете об этом имени?

Д: Митраша – полное имя Дмитрий – в переводе с греческого обозначает посвящённый богине Диметре, богине земледелия и плодородия. Митраша любит крестьянский труд, он живёт на земле.

У: Хорошо, отлично! Смотрим выступление команды с портретом Насти.

Д: Выступление команды.

У: Хорошо, молодцы! Ребята, может быть у вас есть к команде какие-то вопросы?

Вот у меня есть. Что вы знаете об имени Настя, Анастасия?

Д:Анастасия – с греческого “воскрешённая к жизни”. Закончилась война, нет родителей, но Настя не растерялась, она продолжает жить и поддерживать брата.

У: Молодцы! А теперь, обратите внимание, на столах есть таблицы. Возьмите каждый себе по одному листочку. Давайте вместе ее заполним. Что общего мы выделили в портретах ребят?

Д: Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.

Старались помочь им; наши любимцы.

Они были очень милые.

У: Запишите себе, пожалуйста, в таблицу.

Д: Записывают

У:А какие отличия мы можем выделить?

Д: Настя – уступчивая и благоразумная.

Митраша – строптивый (упрямый).

У:Молодцы! Запишите себе.

Д: Записывают

У: А теперь давайте вместе ответим на вопрос: «Почему дети все-таки поссорились?»

Д: Из-за упрямства и нежелания принимать позицию другого, из-за эгоизма.

У: А почему они помирились?

Д: Потому что они брат и сестра, они семья.

У: Действительно, семья- самое главное, что у нас есть. Только семья может дать правильный совет, выслушать и помочь в трудную минуту.


























Приложение 3.

10мин

5.Подведение итогов, рефлексия:

У: Значит, какой мы можем сделать вывод?

Д: Что нужно уметь слушать и слышать людей, которые рядом. Необходимо любить своих родных, прощать и принимать их.

У: Правильно! Помогли ли нам литературные портреты Насти и Митраши представить их?

Д: Да!

У: У вас на столах есть пустые листочки. Нарисуйте на них, пожалуйста, цветок или любое другое растение, который отражает ваше настроение сегодня уроке. Почему именно растение я попросила вас нарисовать- узнаем на следующем уроке по литературе.

Д: рисуют

У: Уходя, мне сдайте


3 мин

6.Домашнее задание и выставление оценок:

У: Домашнее задание:

Письменно ответить на вопрос: «Что значит для вас семья? » в 10-15 предложениях.

У: Большое вам спасибо за урок! Сегодня вы очень мне помогли и хорошо потрудились. До завтра!

Положительные оценки самым активным детям.

1 мин





Приложение 1.

Конверт «Портрет Насти»

Внешний

Внутренний



Возраст:



Внешность:







Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…







Задания:

1.Прочитайте эпизод “Сборы Насти и Митраши за ягодой” – отрывок на стр. (43–44) от слов: “Настя, начиная собираться,…” до слов: “…где растёт сладкая клюква”.

Подготовьтесь выразительно его прочитать.

Действующие лица: автор, Настя, Митраша.

Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?









Конверт « Портрет Митраши»

Внешний

Внутренний



Возраст:





Внешность:







Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…















Задания:

1.Прочитайте эпизод “На Блудовом болоте” – отрывок на стр. (47–48) от слов: “Проверив по компасу направление троп,……” до слов: “-Кра!” – закричала ворона”.

Подготовьтесь выразительно его прочитать.

Действующие лица: автор, Настя, Митраша.

Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?







Приложение 2. (Для учителя)

Портрет Насти

Внешний

Внутренний

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Сравнение – как золотая курочка.

Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх.

Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…

Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; поглаживает брата по затылку

Любит родителей: как и покойная мать…

Портрет Митраши

Внешний

Внутренний

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Метафора– мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки.

Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста.

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос

Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.















































Приложение 3.

Сходства

Различия























Сходства

Различия






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!