СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения». (Путешествие в Италию)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто, с исполнителями этого стиля, с музыкальными образами песен Ф.Шуберта, Ф.Мендельсона, М.Глинки и жанром «баркаролы».

Просмотр содержимого документа
««Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения». (Путешествие в Италию)»

МБОУ «Синьял-Покровская СОШ»

Чебоксарского района Чувашской республики







Урок музыки в 6 классе

«Образы песен зарубежных композиторов.

Искусство прекрасного пения».

(Путешествие в Италию)












Учитель: Никитин О. Г.




2016г


Тема: «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения». (Путешествие в Италию)


Цель урока:

● знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто, с исполнителями этого стиля, с музыкальными образами песен Ф.Шуберта и жанром «баркаролы».



Задачи:

образовательные -

● освоение вокального жанра – баркаролы.

  • обращение к вокальному творчеству русского ком­позитора

М.И. Глинки. Знакомство с романсом-баркаролой «Ве­нецианская ночь»

знакомство с баркаролой «Санта Лючия».

  • знакомство с песенным творчеством Ф.Шуберта;

  • знакомство с выдающимися вокалистами 19 – 20 века.


развивающие

  • развитие навыков зрительно-слухового восприятия музыки;

  • развитие навыков музыкального анализа, вокально-хорового исполнения и эмоционального отношения к музыке;

  • формирование умения наблюдать за развитием музыки от интонации, музыкальной темы до становления музыкального образа в целом;

  • развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение, характер, понимать содержание;

  • развивать вокально-хоровые навыки, творческое воображение;


воспитательные

  • воспитание эмоционально-нравственного от­ношения к традициям русской классики и музыке других народов мира.

  • воспитание эстетического чувства.

  • воспитывать чувства прекрасного.



Формирование УУД

Личностные УУД:

- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства

Познавательные УУД:

- стремление к приобретению музыкально- слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров

- усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства

Регулятивные УУД:

- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки

Коммуникативные УУД:

- совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки



Форма урока: комбинированный урок с элементами творческих заданий и повторения.

Оборудование: компьютер, проектор (для демонстрации презентации), музыкальный инструмент (баян).

Музыкальный материал:

«Венецианская ночь» М. И. Глинки;

«Баркарола» Ф. Шуберта;

«Санта – Лючия» в исполении Р. Лоретти;

«Аве Мария» Шуберта в исполнении М. Каллас

План урока:

  1. Орг. момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Повторение изученного

4. Объяснение нового материала.

5. Слушание музыки, музыкальный анализ

6. Вокально – хоровая работа. Разучивание песни «Венецианская ночь»

7. Слушание «Санта - Лючия»

8. Контроль знаний, творческое задание.

9. Итог урока. Комментированное выставление оценок.

10. Домашнее задание.










Ход урока.

    1. Орг. момент. Здравствуйте, я рад вас видеть. И вновь мы с вами на уроке одного из самого удивительного вида искусств – музыки. Я уверен, что вы сегодня получите не только новые знания, но и, соприкасаясь с прекрасным, станете чуть добрее и душевнее.

Посмотрите на экран. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я выбрал следующие слова:

(Слайд 1стих)

«Голос, голос,

Кто тебя не слышит,

Тот без крыльев на земле живет:

Кажется, что это небо дышит,

Кажется, что даль тебя зовет…

(В. Семернин)


У: Ребята, попробуйте сами догадаться, о чем сегодня на уроке мы будем с вами говорить?

Д.: О голосе!

У: А какое музыкальное направление рассказывает нам о голосе?

Д: Вокал!

У: Да, действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. ( Слайд 2)

3.Повторенее ранее изученного материала

Но прежде всего мы с вами вспомним ранее изученный материал -

определение музыкальных жанров, которые составляют основу во­кальной музыки - музыки для голоса.

У. На экране выписаны определения музыкальных жанров, которые составляют основу вокальной музыки.

Давайте их вспомним: ( Слайд 3)

Вокал – Д. искусство пения

РомансД. музыкальное произведение, жанр камерной музыки, предназначенной для исполнения перед небольшой аудиторией. Романс исполняется сольно и имеет аккомпанемент.

Песня – Д. жанр вокальной музыки, имеет запев и припев.

Вокализ – Д. пение без слов на гласные звуки.

4. Знакомство с новыми музыкальными жанрами.

У: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по Италии.

– Я предлагаю Вам мысленно перенестись в Италию.

– Что Вы знаете об этой стране?

– Чем она прославилась на весь мир?

Д: Пицца, макароны….Красивым пением, операми.


(слайд №4)

Италия расположена на юге Европы, на Апенинском полуострове. Вы знаете столицу Италии – Рим? (слайд №5)

Италия – родина оперы. Жанр оперы возник в конце 16 века в Италии. (слайд №6). В Венеции в 17 веке был открыт первый в мире постоянный оперный театр. (слайд №7). В Неаполе певческое искусство достигло высокого расцвета. Замечательные итальянские певцы прославились по всему миру не только прекрасными голосами, но и высочайшим вокальным мастерством, получившим название bel canto. (слайд №8)А в Милане известный оперный театр «Ла Скала».

Давайте познакомимся с репродукциями картин А.П. Боголюбова «Сорренто» и С.Ф.Щедрина «Санто – Лючия в Неаполе». (слайд №9-10)


У: Что общего в этих картинах?

Д: Присутствие моря.

У: Правильно, присутствие моря. Теплые южные моря – Средиземное, Адриатическое, Ионическое – играют в жизни итальянцев важную роль. Многие жители этой страны занимаются рыболовством. Кроме моря у итальянцев есть еще одна страсть – пение. И нередко оба предмета почитания море и песня - объединяются. Примером тому – песни о море, о воде, а точнее песни на воде – знаменитые итальянские баркаролы. Баркаролы родились в Венеции – городе на воде.

Все передвижения в нем осуществляется только на лодках. Называются эти плоскодонные, одновесельные лодки – гондолы (слайд №11) Правят ими гондольеры, распевая при этом песни.

Одно из таких произведений мы сейчас с Вами прослушаем. (слайд №12)

«Песня венецианского гондольера» Феликса Мендельсона.

(Почувствуем себя в лодке-гондоле)

Прослушивание.

У: - Что вы представили, слушая эту музыку?

Как звучала музыка? Какие инструменты здесь вы услышали?


Именно у лодочников-гондольеров родились прекрасные песни на воде - БАРКАРОЛЫ. Баркарола - жанр итальянской вокальной музыки.

Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки -- гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы -- песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе -- мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера), и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные.

«Барка» - по-итальянски «лодка», (rollare означает испытывать бортовую качку. Отсюда БАРКАРОЛА – качающаяся лодка), а баркарола – песня на воде или песня лодочника.

(определение в тетрадь) (Слайд №13)


Очень часто многие поэты писали свои стихи под впечатлением от услышанной мелодии. А композиторы, очарованные поэтическим текстом, сочиняли свою прекрасную музыку. Так и произошло с произведением русского композитора М.И. Глинки, с которым мы сегодня познакомимся.

В 30-е годы 19 века М.И.Глинка отправляется в Италию, на родину профессиональной вокальной музыки. Он хочет усовершенствоваться в композиторском вокальном мастерстве.

В Италии композитор знакомится с русским поэтом И. Козловым. Очарованный поэтической красотой его стихов, а также красотой итальянских пейзажей, Глинка в духе итальянской баркаролы пишет свой знаменитый романс «Венецианская ночь» на стихи Козлова.

(Слайд №14)

Романс «Венецианская ночь» можно смело отнести к числу самых поэтичных и светлых романсов М. Глинки. Давайте сейчас послушаем это прекрасное произведение. А затем вам надо ответить на вопрос:

- Как звучала музыка? Что вы представили, слушая эту музыку?


5. (СЛУШАНИЕ «Венецианской ночи» М.И.Глинки на стихи И.Козлова) (Слайд №15)

После прослушивания – Музыкальный анализ.

- Как звучала музыка?

- Какой образ запечатлен в этой музыке?

- Какую картину нарисовал композитор музыкальными красками?

- Что вы представили, слушая эту музыку?


6. Вокально-хоровая работа.

А сейчас мы разучим первый куплет романса Глинки.

1.Прочтем слова 1 куплета (хором) ». (Слайд №16)

2. Пропевание учителем

3.Разучивание по фразам

4. Исполнение детьми

«Венецианская ночь» - разучивание. Определение особенности вокально­го исполнения.

(Метод эмоционального воздействия). Исполнение 1куплета «Венецианской ночи

У: Можно ли назвать этот романс музыкальным пейзажем?

Почему?

Д.: Романс рассказывает нам о природе, описывает ночную реку, луну…

У: Да, верно. Ритм баркаролы здесь служит основным средством для создания музыкального пейзажа. Мерное ритмическое покачивание, «всплески волн» в аккомпанементе и легкая, словно воздушная мелодическая линия выразительно оттеняют поэтическое ощущение природы. Музыка романса полна светлого безмятежного чувства.

Ребята, а из ранее изученных нами песен какой вы можете привести пример музыкального пейзажа?

Д: Песня о России.

У: Верно. Давайте ее исполним. (Слайд №17)

Повторение «Песня о России».

У: Многие композиторы стремились побывать в Италии, проникнуться духом этой страны, величием памятников, картин, музыки. Франц Шуберт австрийский композитор также был очарован «песнями на воде». Сейчас мы познакомимся с его произведением «Баркарола»– ( Слайд №18)

У: Давайте прочитаем эти слова и попробуем представить какая музыка должна быть.

Чтение стиха.

У: А теперь прослушаем Баркаролу Шуберта

Слушание «Баркарола» Ф. Шуберта( Слайд №19)

Задание к прослушиванию

  • Какой образ создан в этом произведении?

  • Что общего в Баркароле и картине?


    - В Италии, в 1850 году, родилась ещё одна баркарола, написанная итальянскими авторами Энрико Коссовичем и Теодоро Котпро.

    В 60-е годы 20 века эта баркарола стала известной благодаря итальянскому чудо-мальчику Робертино Лоретти (Слайд №20)

    «Санта - Лючия»… Название, похоже на женское имя, хотя на самом деле так называется морская бухта, в которой даже в бурю море спокойно и ласково. Сейчас мы послушаем эту песню. Обратите внимание, что такая манера пения называется БЕЛЬКАНТО - «прекрасное пение». Заключается она в виртуозном владе­нии певца своим голосом». (Слайд №21)

    Итак, «Санта - Лючия » в исполнении РОБЕРТИНО ЛОРЕТТИ.

    (Слайд №22)

    После прослушивания:

    Бельканто (итал. bel canto, буквально — прекрасное пение), стиль вокального исполнения, сложившийся в Италии к середине 17 в. и составляющий основу итальянской вокальной школы. Для бельканто характерны красота и пластичность вокализации, предельная лёгкость, гибкость и свобода пения, плавность переходов от звука к звуку, изящество и виртуозный блеск исполнения .( Слайд №23-24)

    (определение бельканто в тетрадь)

    У: Посмотрите на экран. ( Слайд №25-29)Здесь вы видите портреты великих исполнителей бельканто:

    Итальянский тенор Энрико Карузо, греческая певица Мария Каллас

    ( сопрано), русские оперные певицы Ирина Архипова и Елена Образцова.

    Одной из самых известных исполнительниц этого стиля является МАРИЯ КАЛЛАС (1923—1977)

    Эта выдающаяся певица прошедшего века при жизни стала настоящей легендой. Мария Каллас родилась в семье греческих эмигрантов. Необыкновенный талант проявился в раннем детстве. После окончания школы поступила в консерваторию. В 24 года выступила на сцене одного из известных театров и произвела фурор.

    Прослушивание произведений в исполнении Марии Каллас и (Энрико Карузо.)

    ЭНРИКО КАРУЗО (1873—1921) итальянский певец. Красота его тембра заключалась не в ровности звучания, а, наоборот, в богатстве и разнообразии красок. Карузо своим голосом выражал все чувства и переживания — временами казалось, что игра и сценическое действие для него излишни.

    ИРИНА АРХИПОВА(1925) ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА (1939). (Ленинград). Певицы экстра-класса.

    МАРИО ДЕЛЬ МОНАКО (1915—1982) (Флоренция) «Один из выдающихся современных певцов, он обладал редкими вокальными данными, — пишет И. Рябова. — Его голос, обширного диапазона, необычайной силы и насыщенности, с баритональными низами и сверкающими верхними нотами, неповторим по тембру.

    1. Итог урока: ( Слайд №30)

    У: В какой стране зародилось искусство прекрасного пения? (Италия)

    У: Какое названии получило это искусство? (Бельканто)

    У: С каким новым в жанром вокальной музыки мы сегодня познакомились? (Баркарола – песня на воде)

    У: Назовите фамилии композиторов, писавших баркаролы? (Глинка, Мендельсон, Шуберт и др.)

    У: Назовите имена выдающихся исполнителей бельканто. (М. Каллас, Э. Карузо, И. Архипова, Е. Образцова, Р. Лоретти и др.)

    10.Комментированное выставление оценок.

    11. Домашнее задание: подготовить сообщения о Ф. Шуберте.

    Спасибо за работу на уроке

    (Слайд №31)


  • Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!