МБОУ «Синьял-Покровская СОШ»
Чебоксарского района Чувашской республики
Урок музыки в 6 классе
«Образы песен зарубежных композиторов.
Искусство прекрасного пения».
(Путешествие в Италию)
Учитель: Никитин О. Г.
2016г
Тема: «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения». (Путешествие в Италию)
Цель урока:
● знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто, с исполнителями этого стиля, с музыкальными образами песен Ф.Шуберта и жанром «баркаролы».
Задачи:
образовательные -
● освоение вокального жанра – баркаролы.
М.И. Глинки. Знакомство с романсом-баркаролой «Венецианская ночь»
знакомство с баркаролой «Санта Лючия».
знакомство с песенным творчеством Ф.Шуберта;
знакомство с выдающимися вокалистами 19 – 20 века.
развивающие –
развитие навыков зрительно-слухового восприятия музыки;
развитие навыков музыкального анализа, вокально-хорового исполнения и эмоционального отношения к музыке;
формирование умения наблюдать за развитием музыки от интонации, музыкальной темы до становления музыкального образа в целом;
развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение, характер, понимать содержание;
развивать вокально-хоровые навыки, творческое воображение;
воспитательные –
воспитание эмоционально-нравственного отношения к традициям русской классики и музыке других народов мира.
воспитание эстетического чувства.
воспитывать чувства прекрасного.
Формирование УУД
Личностные УУД:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства
Познавательные УУД:
- стремление к приобретению музыкально- слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров
- усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства
Регулятивные УУД:
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки
Коммуникативные УУД:
- совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки
Форма урока: комбинированный урок с элементами творческих заданий и повторения.
Оборудование: компьютер, проектор (для демонстрации презентации), музыкальный инструмент (баян).
Музыкальный материал:
«Венецианская ночь» М. И. Глинки;
«Баркарола» Ф. Шуберта;
«Санта – Лючия» в исполении Р. Лоретти;
«Аве Мария» Шуберта в исполнении М. Каллас
План урока:
Орг. момент.
2. Определение темы и цели урока.
3. Повторение изученного
4. Объяснение нового материала.
5. Слушание музыки, музыкальный анализ
6. Вокально – хоровая работа. Разучивание песни «Венецианская ночь»
7. Слушание «Санта - Лючия»
8. Контроль знаний, творческое задание.
9. Итог урока. Комментированное выставление оценок.
10. Домашнее задание.
Ход урока.
Орг. момент. Здравствуйте, я рад вас видеть. И вновь мы с вами на уроке одного из самого удивительного вида искусств – музыки. Я уверен, что вы сегодня получите не только новые знания, но и, соприкасаясь с прекрасным, станете чуть добрее и душевнее.
Посмотрите на экран. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я выбрал следующие слова:
(Слайд 1стих)
«Голос, голос,
Кто тебя не слышит,
Тот без крыльев на земле живет:
Кажется, что это небо дышит,
Кажется, что даль тебя зовет…
(В. Семернин)
У: Ребята, попробуйте сами догадаться, о чем сегодня на уроке мы будем с вами говорить?
Д.: О голосе!
У: А какое музыкальное направление рассказывает нам о голосе?
Д: Вокал!
У: Да, действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. ( Слайд 2)
3.Повторенее ранее изученного материала
Но прежде всего мы с вами вспомним ранее изученный материал -
определение музыкальных жанров, которые составляют основу вокальной музыки - музыки для голоса.
У. На экране выписаны определения музыкальных жанров, которые составляют основу вокальной музыки.
Давайте их вспомним: ( Слайд 3)
Вокал – Д. искусство пения
Романс – Д. музыкальное произведение, жанр камерной музыки, предназначенной для исполнения перед небольшой аудиторией. Романс исполняется сольно и имеет аккомпанемент.
Песня – Д. жанр вокальной музыки, имеет запев и припев.
Вокализ – Д. пение без слов на гласные звуки.
4. Знакомство с новыми музыкальными жанрами.
У: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по Италии.
– Я предлагаю Вам мысленно перенестись в Италию.
– Что Вы знаете об этой стране?
– Чем она прославилась на весь мир?
Д: Пицца, макароны….Красивым пением, операми.
(слайд №4)
Италия расположена на юге Европы, на Апенинском полуострове. Вы знаете столицу Италии – Рим? (слайд №5)
Италия – родина оперы. Жанр оперы возник в конце 16 века в Италии. (слайд №6). В Венеции в 17 веке был открыт первый в мире постоянный оперный театр. (слайд №7). В Неаполе певческое искусство достигло высокого расцвета. Замечательные итальянские певцы прославились по всему миру не только прекрасными голосами, но и высочайшим вокальным мастерством, получившим название bel canto. (слайд №8)А в Милане известный оперный театр «Ла Скала».
Давайте познакомимся с репродукциями картин А.П. Боголюбова «Сорренто» и С.Ф.Щедрина «Санто – Лючия в Неаполе». (слайд №9-10)
У: Что общего в этих картинах?
Д: Присутствие моря.
У: Правильно, присутствие моря. Теплые южные моря – Средиземное, Адриатическое, Ионическое – играют в жизни итальянцев важную роль. Многие жители этой страны занимаются рыболовством. Кроме моря у итальянцев есть еще одна страсть – пение. И нередко оба предмета почитания море и песня - объединяются. Примером тому – песни о море, о воде, а точнее песни на воде – знаменитые итальянские баркаролы. Баркаролы родились в Венеции – городе на воде.
Все передвижения в нем осуществляется только на лодках. Называются эти плоскодонные, одновесельные лодки – гондолы (слайд №11) Правят ими гондольеры, распевая при этом песни.
Одно из таких произведений мы сейчас с Вами прослушаем. (слайд №12)
«Песня венецианского гондольера» Феликса Мендельсона.
(Почувствуем себя в лодке-гондоле)
Прослушивание.
У: - Что вы представили, слушая эту музыку?
Как звучала музыка? Какие инструменты здесь вы услышали?
Именно у лодочников-гондольеров родились прекрасные песни на воде - БАРКАРОЛЫ. Баркарола - жанр итальянской вокальной музыки.
Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки -- гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы -- песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе -- мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера), и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные.
«Барка» - по-итальянски «лодка», (rollare означает испытывать бортовую качку. Отсюда БАРКАРОЛА – качающаяся лодка), а баркарола – песня на воде или песня лодочника.
(определение в тетрадь) (Слайд №13)
Очень часто многие поэты писали свои стихи под впечатлением от услышанной мелодии. А композиторы, очарованные поэтическим текстом, сочиняли свою прекрасную музыку. Так и произошло с произведением русского композитора М.И. Глинки, с которым мы сегодня познакомимся.
В 30-е годы 19 века М.И.Глинка отправляется в Италию, на родину профессиональной вокальной музыки. Он хочет усовершенствоваться в композиторском вокальном мастерстве.
В Италии композитор знакомится с русским поэтом И. Козловым. Очарованный поэтической красотой его стихов, а также красотой итальянских пейзажей, Глинка в духе итальянской баркаролы пишет свой знаменитый романс «Венецианская ночь» на стихи Козлова.
(Слайд №14)
Романс «Венецианская ночь» можно смело отнести к числу самых поэтичных и светлых романсов М. Глинки. Давайте сейчас послушаем это прекрасное произведение. А затем вам надо ответить на вопрос:
- Как звучала музыка? Что вы представили, слушая эту музыку?
5. (СЛУШАНИЕ «Венецианской ночи» М.И.Глинки на стихи И.Козлова) (Слайд №15)
После прослушивания – Музыкальный анализ.
- Как звучала музыка?
- Какой образ запечатлен в этой музыке?
- Какую картину нарисовал композитор музыкальными красками?
- Что вы представили, слушая эту музыку?
6. Вокально-хоровая работа.
А сейчас мы разучим первый куплет романса Глинки.
1.Прочтем слова 1 куплета (хором) ». (Слайд №16)
2. Пропевание учителем
3.Разучивание по фразам
4. Исполнение детьми
«Венецианская ночь» - разучивание. Определение особенности вокального исполнения.
(Метод эмоционального воздействия). Исполнение 1куплета «Венецианской ночи
У: Можно ли назвать этот романс музыкальным пейзажем?
Почему?
Д.: Романс рассказывает нам о природе, описывает ночную реку, луну…
У: Да, верно. Ритм баркаролы здесь служит основным средством для создания музыкального пейзажа. Мерное ритмическое покачивание, «всплески волн» в аккомпанементе и легкая, словно воздушная мелодическая линия выразительно оттеняют поэтическое ощущение природы. Музыка романса полна светлого безмятежного чувства.
Ребята, а из ранее изученных нами песен какой вы можете привести пример музыкального пейзажа?
Д: Песня о России.
У: Верно. Давайте ее исполним. (Слайд №17)
Повторение «Песня о России».
У: Многие композиторы стремились побывать в Италии, проникнуться духом этой страны, величием памятников, картин, музыки. Франц Шуберт австрийский композитор также был очарован «песнями на воде». Сейчас мы познакомимся с его произведением «Баркарола»– ( Слайд №18)
У: Давайте прочитаем эти слова и попробуем представить какая музыка должна быть.
Чтение стиха.
У: А теперь прослушаем Баркаролу Шуберта
Слушание «Баркарола» Ф. Шуберта( Слайд №19)
Задание к прослушиванию
Какой образ создан в этом произведении?
Что общего в Баркароле и картине?
- В Италии, в 1850 году, родилась ещё одна баркарола, написанная итальянскими авторами Энрико Коссовичем и Теодоро Котпро.
В 60-е годы 20 века эта баркарола стала известной благодаря итальянскому чудо-мальчику Робертино Лоретти (Слайд №20)
«Санта - Лючия»… Название, похоже на женское имя, хотя на самом деле так называется морская бухта, в которой даже в бурю море спокойно и ласково. Сейчас мы послушаем эту песню. Обратите внимание, что такая манера пения называется БЕЛЬКАНТО - «прекрасное пение». Заключается она в виртуозном владении певца своим голосом». (Слайд №21)
Итак, «Санта - Лючия » в исполнении РОБЕРТИНО ЛОРЕТТИ.
(Слайд №22)
После прослушивания:
Бельканто (итал. bel canto, буквально — прекрасное пение), стиль вокального исполнения, сложившийся в Италии к середине 17 в. и составляющий основу итальянской вокальной школы. Для бельканто характерны красота и пластичность вокализации, предельная лёгкость, гибкость и свобода пения, плавность переходов от звука к звуку, изящество и виртуозный блеск исполнения .( Слайд №23-24)
(определение бельканто в тетрадь)
У: Посмотрите на экран. ( Слайд №25-29)Здесь вы видите портреты великих исполнителей бельканто:
Итальянский тенор Энрико Карузо, греческая певица Мария Каллас
( сопрано), русские оперные певицы Ирина Архипова и Елена Образцова.
Одной из самых известных исполнительниц этого стиля является МАРИЯ КАЛЛАС (1923—1977)
Эта выдающаяся певица прошедшего века при жизни стала настоящей легендой. Мария Каллас родилась в семье греческих эмигрантов. Необыкновенный талант проявился в раннем детстве. После окончания школы поступила в консерваторию. В 24 года выступила на сцене одного из известных театров и произвела фурор.
Прослушивание произведений в исполнении Марии Каллас и (Энрико Карузо.)
ЭНРИКО КАРУЗО (1873—1921) итальянский певец. Красота его тембра заключалась не в ровности звучания, а, наоборот, в богатстве и разнообразии красок. Карузо своим голосом выражал все чувства и переживания — временами казалось, что игра и сценическое действие для него излишни.
ИРИНА АРХИПОВА(1925) ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА (1939). (Ленинград). Певицы экстра-класса.
МАРИО ДЕЛЬ МОНАКО (1915—1982) (Флоренция) «Один из выдающихся современных певцов, он обладал редкими вокальными данными, — пишет И. Рябова. — Его голос, обширного диапазона, необычайной силы и насыщенности, с баритональными низами и сверкающими верхними нотами, неповторим по тембру.
Итог урока: ( Слайд №30)
У: В какой стране зародилось искусство прекрасного пения? (Италия)
У: Какое названии получило это искусство? (Бельканто)
У: С каким новым в жанром вокальной музыки мы сегодня познакомились? (Баркарола – песня на воде)
У: Назовите фамилии композиторов, писавших баркаролы? (Глинка, Мендельсон, Шуберт и др.)
У: Назовите имена выдающихся исполнителей бельканто. (М. Каллас, Э. Карузо, И. Архипова, Е. Образцова, Р. Лоретти и др.)
10.Комментированное выставление оценок.
11. Домашнее задание: подготовить сообщения о Ф. Шуберте.
Спасибо за работу на уроке
(Слайд №31)