Тема урока:
«Уноси моё сердце в звенящую даль…»
Образы романсов С.В.Рахманинова
- Эпиграфом к теме сегодняшнего урока является последняя строчка стихотворения «Вечер» И.Бунина:
«Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне».
Какое настроение вызывают эти слова?
На какую мысль они наталкивают?
Творчество пробуждается тогда, когда человек находится в единении с природой, открыт миру, чутко его воспринимает…
Близки ли мы к природе сегодня? Попытайтесь « заглянуть в себя».
Часто ли современный человек испытывает такие простые и вместе с тем глубокие, возвышенные чувства от общения с природой?
Сегодня мы познакомимся с творчеством русского композитора, пианиста, дирижёра С.В.Рахманинова.
Композитора упрекали в старомодности, а он говорил:
«Не хочу ради того, что я считаю модой, изменять постоянно звучащему тону, сквозь который слышу окружающий меня мир».
Путешествие в «мир Рахманинова» начинается…
Сергей Васильевич Рахманинов
1873 - 1943
Русский композитор, пианист, дирижёр.
На какие размышления наводят вас фрагменты просмотренного фильма?
"Я русский композитор, и моя Родина
наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды".
С.В. Рахманинов жил и творил на рубеже
XIX – XX веков.
Столкновение нового со старым во всех сферах жизни,
в том числе и в искусстве.
Время, связанное с первой мировой войной
и революциями, охватившими всю Россию.
С.Рахманинов стремился сохранить свой внутренний мир,
сумел отстоять своё мнение.
Искренне, взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе.
Как пианист он объездил весь мир.
И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени.
Для композитора сирень была символом Родины.
стихи Екатерины Бекетовой
По утру, на заре,
По росистой траве,
Я пойду свежим утром дышать.
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать…
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях,
На душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт…
СИРЕНЬ
Задание:
- Послушайте романс «Сирень» и скажите , какие чувства вложил композитор в музыку?
- Как композитор выражает контраст между взволнованным чувством человека и образом безмятежной природы?
Романс рассказывает о любви, нежности. Музыка выразительная, присутствует элемент изобразительности. В музыке чувствуется прозрачность воздуха, лёгкое дыхание ветвей сирени. Созданы ясные, спокойные образы, полные душевного покоя. Возможно, композитор испытывал счастливые моменты своей жизни, что нашло отражение в его музыке.
В мелодии было развитие. Во второй части романса звучат более напряжённые интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.
Послушайте транскрипцию этого романса в исполнении самого композитора и ответьте на следующие вопросы:
- В чём отличие двух исполнителей романса «Сирень»?
- Какой образ создаёт каждый из исполнителей?
- Найдите созвучия между музыкальными и зрительными образами
Сам автор передаёт свои чувства, переживания, волнение. Поэтому музыка рисует образ человека.
А в первом, вокальном исполнении передаётся безмятежность природы, образ прозрачности, покоя подчёркивается высоким женским голосом – сопрано.
«Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке…
И когда Верочка Скалон выбежала в сад…он ахнула…поражённая дивным великолепием сиреневого убранства.
… Верочка осторожно раздвинула ветви и в
шаге от себя увидела Серёжу Рахманинова,
племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал
кисти сирени ладонями и погружал в них
лицо…У каждой был свой привкус.
Белая – это словно лизнуть пробку от
маминых французских духов;
лиловая отдаёт чернилами;
самая вкусная–голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…
Рассказ « Сирень»
Выводы:
- Композитор, художник, писатель, а так же исполнитель создают каждый свой образ, выражая своё внутреннее состояние.
- Зрительные образы усиливают восприятие слушателей, делают музыкальный образ более разнообразным.
Домашнее задание: Нарисуй Сирень…