СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы русской народной и духовной музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная разработка урока включает элемент театрализации. Рекомендую подготовить элемент костюма скоморохов, шумовые инструменты, выбрать активных ребят на роль скоморохов.

Просмотр содержимого документа
«Образы русской народной и духовной музыки»

Водолеева О.С. учитель музыки

МАОУ «СОШ №90»

Конспект урока по предмету «Музыка»

Класс: 6

  1. Авторы и название учебной программы:

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка»

  1. Учебная тема:

Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

  1. Название учебного занятия

Образы русской народной и духовной музыки. №9 (1 час)

  1. Педагогическая идея урока:

Русь святая, православная, мать святорусская земля.

  1. Цель учебного занятия:

Познакомить с музыкальным искусством Древней Руси.

Задачи:

1. Формирование представлений о народной и духовной музыке Древней Руси

2. Развитие мыслительной деятельности, путем сопоставления и выявления общего, опираясь на образное содержание, музыкальный язык.

3. Формирование увлеченного отношения к музыкальной культуре родной страны

  1. Планируемые образовательные результаты учебного занятия

Личностные:

- осознание национальной принадлежности на основе знакомства и изучения лучших образцов музыки Русской Православной церкви.

- реализация творческих способностей во время исполнения музыкальных произведений на уроке.

- проявление устойчивого интереса к искусству, музыкальным традициям Южного Урала.

Метапредметные:

- умение анализировать, сравнивать произведения искусства, умение работать с текстом, размышлять.

Предметные:

- формирования вокально-хоровых навыков на примере песен «Во кузнице» и «Молитва»

- раскрыть понятия знаменного распева, крюковой записи, литургии, скомороха, домры, гудка.

- разучивание песни Булата Окуджавы «Молитва»

  1. Тип учебного занятия: урок получения новых знаний

  2. Формы организации деятельности учащихся: в парах, в группах.

  3. УМК: учебник «Музыка» 5 класс, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева

Дополнительная литература:

  1. http://poslovicy.ru/pro-rus/


Оборудование:

Рабочее место учителя (АРМ)

Мультимедийный проектор

Музыкальный центр

Гитара

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Сеть интернет

Раздаточный материал

Презентация





  1. Этапы учебного занятия



Название этапа



Ведущая деятельность

учителя

учащихся

Организационно-мотивационный

Предлагает рассмотреть представленные изображения.


Предлагает назвать свои ассоциации к изображениям.


Просит сформулировать и записать тему урока.

Рассматривают изображения


Называют ассоциации.



Формулируют и записывают тему урока.







Информационно-аналитический

Предлагает посмотреть презентацию и записать новые понятия.


Задает вопрос: После какого события на Руси появляется церковная музыка?

В каком году произошло крещение Руси?


(После прослушивания знаменного распева) Задает вопрос о характере звучания, исполнителях, музыкальном сопровождении.


Предлагает сравнить понятия (икона, фреска)


(После прослушивания «Да исправится молитва моя» П.Чеснокова) Задает вопрос о характере звучания, исполнителях, музыкальном сопровождении.


Знакомит с церковными жанрами (тропарь, литургия, молитва, кондак, всенощная)


Знакомит с песней Булата Окуджавы «Молитва»

Задает вопрос о характере, содержании песни.


Предлагает исполнить песню


Предлагает прослушать песню «Во кузнице»

Задает вопрос: Можно ли отнести данный фрагмент к церковной музыке, почему?


Что такое фольклор?


Задает вопрос: Кто являлся носителем народного творчества?


Готовит выход скоморохов (представители из класса)



















































(Учитель участвует в инсценировке)

Не расстраивайтесь скоморохи, на Урале вас полюбят. Сохранят ваши песни и музыкальные инструменты.

Древнюю балалайку нашли именно на Урале и отдали ее В.Андрееву. В.Андреев научился сам играть, наладил фабричное производство, создал 1 Великорусский оркестр народных инструментов.

А знаете ли вы, как называется наш знаменитый Челябинский оркестр русских народных инструментов? (“Малахит”).

Давайте повеселим наших скоморохов, исполним песню шуточную “Во кузнице”

Знакомятся с новым материалом, записывают понятия

Отвечают на вопрос



Слушают, размышляют, отвечают на вопросы. Вспоминают значение понятия - а капелла

Сравнивают два понятия



Слушают, размышляют, отвечают на вопросы




Работают со словарем в группах




Слушают, размышляют, отвечают на вопросы.




Коллективное пение


Слушают песню


Отвечают на вопрос учителя


Отвечают: Устное народное творчество


Отвечают: народ, бродячие артисты


Выход скоморохов(исполнение частушек)

Здесь народ, давай сюда!

Выступать уже пора!

(исполняют частушки)


1. Мы и петь смогем

И плясать смогем

И играть смогем

Не скупись рублем.


2. На базарах, на пирах

всюду выступаем

своей звонкою игрой

народ потешаем.


3. Мы веселые бродяги

и душой свободны

нам не надо славы, благ

хотим любви народной


Ну что узнали нас?

Кто мы такие?


Участники – скоморохи выступают


Остальные учащиеся хлопают


А знаете ли вы, на каких музыкальных инструментах мы можем играть?

Чтобы это проверить нужны 3 смельчака (по одному человеку с ряда)

Выходите! (работа с карточками, где написаны различные инструменты)


Скоморохи:

Эх! (грустно)


Выгоняют нас. Царь Алексей Михайлович издал указ, теперь нам запрещают выступать, ломают и жгут наши музыкальные инструменты, придется ехать на Урал и в Сибирь.














Ответы на вопросы учителя



Исполнение песни (стоя, играя на шумовых инструментах)



Рефлексивно-оценочный

Ребята, давайте вспомним, как появилась, а затем развивалась церковная музыка.


Назовите жанры церковной музыки


Назовите русские народные инструменты


Кто исполняет народную музыку, а кто духовную?

Кто создал 1 Великорусский оркестр народных инструментов?

Как называется Челябинский оркестр русских народных инструментов?

Продолжите фразу: сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке я задумался ….


Объясняет домашнее задание:

1.Составить ребусы из названий русских народных инструментов

2. Подготовить сообщение (презентацию) про оркестр р.н.и. «Малахит».


Отвечают на вопрос учителя















Заканчивают фразу



Записывают домашнее задание










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!