Просмотр содержимого документа
«Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».»
Тема « Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Тема урока «Образы скорби и печали»
Цель урока:
- формировать у учащихся представление о стилевом многообразии
музыки XX века.
Задачи урока :
Обучающие :
- Учить различать простые и сложные жанры музыки на примере
Сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана»;
Развивающие:
- Развивать навыки нахождения ассоциативных связей между
художественными образами музыки и литературы;
- Развивать способность анализировать приемы воздействия
и развития музыкальных образов сценической кантаты
«Кармина Бурана»;
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством немецкого
композитора и педагога Карла Орфа;
- Создавать условия для развития вокально-хоровых навыков;
- Развивать навыки напевания мелодий классического
репертуара;
Воспитывающие:
- Воспитывать музыкальную и общую культуру учащихся
- Воспитывать внимание слушателя.
Тип урока: комбинированный
Технологии и методы, применяемые на уроке: традиционные (словесные, практические наглядные), развивающего обучения; проблемного обучения;
метод сравнения; метод контрастного сопоставления; метод музыкального
обобщения; метод наглядно-слухового показа; поисковый метод; дифференцированного и интегрированного обучения.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая,
индивидуальная.
Музыкальный материал урока: знаменный распев; фрагменты сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»; песня «Из вагантов» Д.Тухманова, Л.Гинзбурга.
Средства наглядности:
- запись на доске
- нотный пример для сольфеджирования, распевания
- нотная запись разучиваемого песенного материала
- презентация к уроку
Оборудование
- классная доска
- музыкальный центр
- пианино
- компьютер
- мультимедиа
- экран
План урока
1.Организация класса – 2 мин.
2. Распевание – 3 мин.
3. Знакомство с жизнью и творчеством Карла Орфа – 5 мин.
4. Слушание фрагментов и анализ сценической кантаты К. Орфа
«Кармина Бурана» -15 мин.
5. Вокально- хоровая работа над песней – 15 мин
6. Обобщение урока, рефлексия, домашнее задание –3мин.
Ход урока
№ | Материал к уроку | Задачи | Ход урока |
1. | | Настроить на урок. | Организация класса. |
2. | Распевание | Подготовка голосового аппарата к вокально-хоровой работе. | Упражнение на дыхания. Поем сольфеджио весь пример. Обращаем внимание на поступательное движение мелодии. Работа над чистотой интонации, унисоном, ритмическим рисунком. |
3. | | Знакомство с жизнью и творчеством К.Орфа Работа с музыкальным словарем. Объявить тему урока. Научить находить на поставленный вопрос ответ в тексте. Объяснение значений новых слов и закрепление старых | Звучит эпиграф к уроку из поэмы вагантов: Слезы катятся из глаз, арфы плачут струны. Посвящаю свой рассказ Колесу Фортуны. Ребята в учебнике 6 кл, на стр.76 Ищут ответ на вопрос : Кто такие ваганты? И что обозначает это слово в переводе с латинского языка. Запись в словарь ваганты -(лат. бродячие) странствующие поэты-музыканты . Краткий рассказ учителя о жизни композитора. Работа с учебником. Какой подзаголовок имеет кантата? (мирские песни) -Как вы думаете, почему такое название? -Сколько частей в кантате, и какие название они имеют? - Значение словосочетания сценическая –кантата (Музыкально- театральный жанр, где сочетаются музыка, танец и сценическое действие) В кантате три части: 1. «Весна»-рисует пробуждение природы и радость жизни 2. «В таверне»-картина необузданного веселья хмельных посетителей таверны. 3. «О любви»- воспевание счастья и радость взаимного чувства |
4. | Фрагмент сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» | Пение фрагментов из пролога. Обращаем внимание на указанные в нотах темп и динамику. | Открывает кантату пролог. В учебнике (стр.78-79)ноты двух муз. фрагментов. Поем их закрытым ртом или на слог «та»(напевая ) Прослушиваем музыку пролога в записи. -Какие новые краски вносит оркестр образный строй музыки . -Найдите выразительный жест, движение , которое передают характер музыки, многократное повторение ритмической фигуры. Исполни под фонограмму Пролог, подпевая главную тему и используя выразительное движение руки. -Какие образы рождаются в твоем воображении? ( Суровая , драмати-ческая, захватывающая, завораживающая и т.д. музыка) Основная мысль этого произведения- раздумье о переменчивой и могущественной человеческой судьбе – Фортуне. На следующим уроке мы продолжим работать над этим интересным произведением. |
5. | Песня «Из вагантов» Д.Тухманов, Л.Гинсбург | Продолжение разучивания песни. | Продолжение работы над интонацией , проработка сложных фрагментов, работа над ритмическим рисунком, активное проговаривание текста |
6. | Обобщение урока | Обобщение и закрепление полученных знаний Домашнее задание | -Что нового мы узнали сегодня на уроке? - Какая часть урока вам больше понравилась? Почему? Предлагаю ребятам по желанию поработать в сети Интернет над поиском аудиофайла с композицией «Кармина Бурана» в исполнении группы «Linkin Park» |