Тема урока Обри Бердслей – основоположник стилевых приемов в графике модерна
О́бри Ви́нсент Бёрдсли ( Бердслей ), или Би́рдсли
(21.08 1872 г. – 16.03.1898 г.) –английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, один из виднейших представителей английского эстетизма и модерна 1890-х годов.
Родом из лоу-мидл-класс. Отец ( тоже болел туберкулезом ) был из семьи лондонских ювелиров, но растратил свое наследство.
Мать происходила из семьи респектабельных врачей, вынуждена была работать гувернанткой. Из-за непростых условий и наследственности Обри заболел туберкулезом в 7 лет. Болезнь не оставляла его всю жизнь в итоге привела к смерти в 25 лет.
С 4 лет он запоем читал английскую и французскую литературу, а позже – произведения латинских и греческих поэтов, в 11 лет уже писал музыку и стихи, а вскоре стал давать концерты в Лондоне.
Школьный журнал The Pied Piper of Hamelin,
Обри Бердслея.
Школьный рисунок Обри Бердслея.
Академическое образование заняло у Обри Бердслея всего три месяца , в течение которых он посещал занятия в Вестминстерской художественной школе.
Линия – главное средство выразительности . Под влиянием языка японской гравюры , в художественной манере Бердслея преобладает плоская декоративная орнаментальность, неглубокое условное пространство. Отсутствует тушевка при изображении объемов и складок одежды , как и принято у японских художников школы Укиё-э.
Реалистическая школа Укиё-э , стремилась изображать обыкновенных людей в обыкновенной обстановке, а не сказочных героев, демонов и богов.
Художники делали рисунки, которые потом мастерами-гравировальщиками вырезались на досках из сердцевины вишневого дерева и печатались во многих сотнях экземпляров.
Лодки на реке Сумида.. Хокусаи (1760-1849)
Чаепитие. Моронобу (1618-1694)
Первой профессиональной работой Обри Винсента Бердслея стало оформление очень популярной в Англии книги «Смерть Артура» – собрание рыцарских сказаний , записанных жившим в XV веке английским писателем Томасом Мэлори.
Иллюстрации к книге Т. Мэлори «Смерть Артура», 1893-1894 гг.
Прекрасная Изольда пишет послание сэру Тристрану. Иллюстрация из «Смерти Артура»
Томаса Мэлори,
1893-1894 гг.
Своеобразная техника : Бердслей рисует тушью, пером , и его рисунки трудно отличить от ксилографии благодаря очень искусной имитации.
В этой работе уже в полной мере проявились главнейшие особенности стиля Обри . В его рисунках только два цвета: черный и белый . Градации серых полутонов отсутствуют.
Персонажи рисунков Бердслея выглядят несколько плоскими , ибо выявляющую объем штриховку художник не использует.
Иллюстрация к пьесе О. Уайльда «Саломея», 1894 г.
Иллюстрация к пьесе О. Уайльда «Саломея», 1894 г.
Впервые в книжной графике ярко представлен образ роковой женщины – прекрасной и ужасной, манящей и убивающей.
Страсть Саломеи к Иоану Крестителю была ФАТАЛЬНА и для Иоана и для самой Саломеи. Царь Ирод приказал ее казнить, после «страшного» поцелуя.
Иллюстрация к пьесе О. Уайльда «Саломея», 1894 г.
Обри Бердслей с 1895 г. был художественным редактором журнала «Желтая книга». В 1896 г. был уволен.
Весной этого года Оскар Уайльд отправился в тюрьму на два года по обвинению в гомосексуализме . Из-за этого скандального процесса пострадали многие, и те, у кого действительно были любовные связи с писателем, и те, кто просто имели несчастье с ним дружить. Бердслей же совсем недавно прославился благодаря иллюстрациям к «Саломее».
А дальше дело решил дурацкий случай. Отправляясь в заключение, писатель взял с собой роман Пьера Луиса в желтой обложке. В прессе ее назвали просто «желтой книгой».
Иллюстрации к
«Вольпоне».
Рисунок «Вольпоне, поклоняющийся своему богатству», 1896-1897 гг.
Бе́нджамин Джонсон – автор комедии, написанной 1606 г.
Главный герой – «Вольпоне, или Хитрый лис» не имеет прямых наследников и разжигает надежду на получение наследства у своих родственников.
Они все пытаются ему угодить и готовы поделиться с ним последним.
Он распространяет слух о собственной смерти и делает единственным наследником своего слугу Моску.
Сам Вольконе прячется за занавеской и наблюдает сцены отчаяния многочисленных родственников, оставшихся без вожделенного наследства. Моска хочет завладеть богатством хозяина.
Вольконе вынужден признаться перед судом в том, что он жив, чтоб вернуть потерянное.
Суд приговаривает Моску к ссылке на галеры и бичеванию , а самого Вольпоне к тюрьме и конфискации всего имущества.
Откровенные иллюстрации к «Лисистрате»,
1896-1897 гг.
(Лисистрата призывает женщин Афин положить конец войне)
Имя «Лисистрата » значит «Разрушительница войны». Автор фантастической пьесы Аристофан, писал о том, как женщины положили конец большой войне (ОБЩЕГРЕЧЕСКАЯ ЖЕНСКАЯ ЗАБАСТОВКА – отлучить мужчин от плотских утех ). Война была между Афинами и Спартой , которая тянулась 10 лет.
За год до конца, художник принял католичество .
И перед самой смертью попросил Леонарда Смитерса уничтожить все его «неприличные» рисунки и иллюстрации к «Лисистрате». Смитерс обманул его, уверив, что исполнил его волю.
Творчество Берслея оказало огромное влияние на дальнейшее развитие европейского искусства вплоть до плаката, рекламы и модных журналов.
Не остались равнодушными к нему и русские художники рубежа XIX-XX вв. Константин Сомов и Лев Бакст.
Бердслей привлек интерес всего мира к графике стиля модерн.