Обрядовый фольклор.
Календарно-обрядовые пе сни.
Обряд – это совокупность символических действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.
Живописно и детально русский обрядовый фольклор публиковался в собраниях Петра Васильевича Киреевского.
Обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые выполнялись во время обрядов.
Обрядовая песня – песня, сопровождающая обряд .
Какие песни могут относится к календарно-обрядовым?
Рождественские песни . Рождество – это время не только подарков и красивой елки. Рождество – это время добра, тепла и рождественских песен. Эти песни приходят к нам с нашего рождения и идут рядом всю нашу жизнь. Мир вокруг меняется, а эти добрые песни всегда привычно звучат в зимние деньки.
Колядование начиналось в канун Рождества. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.
Одним из видов новогодних песен и обрядов святочной недели – « подблюдные песни », когда девушки угадывали свою судьбу, доставая под песни свои украшения из блюда, накрытого полотенцем.
Масленица – игривый праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели и плясали. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы .
Главный весенний жанр — веснянки . Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.
Летние праздники – открывались широким праздником Троиц ы.
На Троицу девушки плели венки, дарили друг другу, отправлялись в лес завивать берёзку. Зелёные святки (Русальная неделя) — славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый также по главному дню — Семиком.
День Ивана Купалы — кульминация земельного годичного круга — ночь на 25 июля
В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника. По поверью, в темную ночь, в канун праздника, папоротник цветет. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть цветком папоротника, откроются любые клады, где бы они не были спрятаны.
Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Календарно - обрядовые песни осени связаны со сбором урожая.
В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа "именинника" или снопа - "деда". Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки. Во время сбора урожая пели житные песни - так называли календарно - обрядовые осенние песни.
К какому календарно–обрядовому циклу относится отрывок?
Ой, Зимушка-Зима! Иди спать, отдыхать! Весна Красна! К нам приди опять! Становись в круг, весь народ! Гармонист, грянь хоровод! С доброй вестью к вам пришли, Веселье, радость принесли!
К какому календарно–обрядовому циклу относится отрывок?
«Дайте коровку, Масляну головку! А дай бог тому, Кто в этом дому! Ему рожь густа, Рожь ужиниста! Ему с колоса – осьмина, Из зерна ему – коврига, Из полузерна – пирог! Наделил бы вас господь И житьем, и бытьем, И богатством, И создай вам господь Еще лучше того!»
К какому календарно–обрядовому циклу относится отрывок?
Купалинка, купалинка – темная ночка,
Темная ночка, а де ж, твоя дочка?
Темная ночка, а де ж, твоя дочка?
Моя дочка у садочку – ружу, ружу полыть
Ружу, ружу полыть – белы ручки колыть
Ружу, ружу полыть – белы ручки колыть.
Кветочки рветь, Кветочки рветь,
Вяночки звиваеть, вяночки звиваеть
Вяночки звиваеть, слезки проливаеть
Купалинка, купалинка – темная ночка…
Мозговой штурм.
В каких обрядах календарно-обрядовые песни являлись необходимой частью?
Русские народные песни бесконечно разнообразны. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной бытности. А самое главное – они охватывают жизнь народа целиком: в её прошлом и настоящем.