СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с ролью и местом обрядового фольклора в жизни народа.

Просмотр содержимого документа
«Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.»

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые пе сни.

Обрядовый фольклор.

Календарно-обрядовые пе сни.

Обряд   – это совокупность символических действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

Обряд   – это совокупность символических действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

Живописно и детально русский обрядовый фольклор публиковался в собраниях Петра Васильевича Киреевского.

Живописно и детально русский обрядовый фольклор публиковался в собраниях Петра Васильевича Киреевского.

 Обрядовый фольклор  – это песни, танцы, различные действия, которые выполнялись во время обрядов.

Обрядовый фольклор  – это песни, танцы, различные действия, которые выполнялись во время обрядов.

  Обрядовая песня  – песня, сопровождающая обряд .

Обрядовая песня  – песня, сопровождающая обряд .

Какие песни могут относится к календарно-обрядовым?

Какие песни могут относится к календарно-обрядовым?

Рождественские песни . Рождество – это время не только подарков и красивой елки. Рождество – это время добра, тепла и рождественских песен. Эти песни приходят к нам с нашего рождения и идут рядом всю нашу жизнь. Мир вокруг меняется, а эти добрые песни всегда привычно звучат в зимние деньки.

Рождественские песни . Рождество – это время не только подарков и красивой елки. Рождество – это время добра, тепла и рождественских песен. Эти песни приходят к нам с нашего рождения и идут рядом всю нашу жизнь. Мир вокруг меняется, а эти добрые песни всегда привычно звучат в зимние деньки.

Колядование начиналось в канун Рождества. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

Колядование начиналось в канун Рождества. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

Одним из видов новогодних песен и обрядов святочной недели – « подблюдные песни », когда девушки угадывали свою судьбу, доставая под песни свои украшения из блюда, накрытого полотенцем.

Одним из видов новогодних песен и обрядов святочной недели – « подблюдные песни », когда девушки угадывали свою судьбу, доставая под песни свои украшения из блюда, накрытого полотенцем.

Масленица – игривый праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели и плясали. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы .

Масленица – игривый праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели и плясали. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы .

 Главный весенний жанр — веснянки . Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Главный весенний жанр — веснянки . Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Летние праздники – открывались широким праздником Троиц ы. На Троицу девушки плели венки, дарили друг другу, отправлялись в лес завивать берёзку. Зелёные святки (Русальная неделя) — славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый также по главному дню — Семиком.

Летние праздники – открывались широким праздником Троиц ы.

На Троицу девушки плели венки, дарили друг другу, отправлялись в лес завивать берёзку. Зелёные святки (Русальная неделя) — славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый также по главному дню — Семиком.

День Ивана Купалы — кульминация земельного годичного круга — ночь на 25 июля В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника. По поверью, в темную ночь, в канун праздника, папоротник цветет. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть цветком папоротника, откроются любые клады, где бы они не были спрятаны.

День Ивана Купалы — кульминация земельного годичного круга — ночь на 25 июля

В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника. По поверью, в темную ночь, в канун праздника, папоротник цветет. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть цветком папоротника, откроются любые клады, где бы они не были спрятаны.

  Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Календарно - обрядовые песни осени связаны со сбором урожая. 

Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Календарно - обрядовые песни осени связаны со сбором урожая. 

В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа

В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа "именинника" или снопа - "деда". Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки. Во время сбора урожая пели житные песни - так называли календарно - обрядовые осенние песни.

К какому календарно–обрядовому циклу относится отрывок?     Ой, Зимушка-Зима!  Иди спать, отдыхать!  Весна Красна!  К нам приди опять!  Становись в круг, весь народ!  Гармонист, грянь хоровод!  С доброй вестью к вам пришли,  Веселье, радость принесли!  

К какому календарно–обрядовому циклу относится отрывок?

Ой, Зимушка-Зима! Иди спать, отдыхать! Весна Красна! К нам приди опять! Становись в круг, весь народ! Гармонист, грянь хоровод! С доброй вестью к вам пришли, Веселье, радость принесли!

 

К какому календарно–обрядовому циклу относится отрывок?  «Дайте коровку,  Масляну головку!  А дай бог тому,  Кто в этом дому!  Ему рожь густа,  Рожь ужиниста!  Ему с колоса – осьмина,  Из зерна ему – коврига,  Из полузерна – пирог!  Наделил бы вас господь  И житьем, и бытьем,  И богатством,  И создай вам господь  Еще лучше того!»

К какому календарно–обрядовому циклу относится отрывок?

«Дайте коровку, Масляну головку! А дай бог тому, Кто в этом дому! Ему рожь густа, Рожь ужиниста! Ему с колоса – осьмина, Из зерна ему – коврига, Из полузерна – пирог! Наделил бы вас господь И житьем, и бытьем, И богатством, И создай вам господь Еще лучше того!»

К какому календарно–обрядовому циклу относится отрывок?   Купалинка, купалинка – темная ночка, Темная ночка, а де ж, твоя дочка? Темная ночка, а де ж, твоя дочка? Моя дочка у садочку – ружу, ружу полыть Ружу, ружу полыть – белы ручки колыть Ружу, ружу полыть – белы ручки колыть. Кветочки рветь, Кветочки рветь, Вяночки звиваеть, вяночки звиваеть Вяночки звиваеть, слезки проливаеть Купалинка, купалинка – темная ночка…  

К какому календарно–обрядовому циклу относится отрывок?

Купалинка, купалинка – темная ночка,

Темная ночка, а де ж, твоя дочка?

Темная ночка, а де ж, твоя дочка?

Моя дочка у садочку – ружу, ружу полыть

Ружу, ружу полыть – белы ручки колыть

Ружу, ружу полыть – белы ручки колыть.

Кветочки рветь, Кветочки рветь,

Вяночки звиваеть, вяночки звиваеть

Вяночки звиваеть, слезки проливаеть

Купалинка, купалинка – темная ночка…

 

   Мозговой штурм.    В каких обрядах календарно-обрядовые песни являлись необходимой частью?

Мозговой штурм.

В каких обрядах календарно-обрядовые песни являлись необходимой частью?

Русские народные песни бесконечно разнообразны. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной бытности. А самое главное – они охватывают жизнь народа целиком: в её прошлом и настоящем.

Русские народные песни бесконечно разнообразны. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной бытности. А самое главное – они охватывают жизнь народа целиком: в её прошлом и настоящем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!