Тема: «Календарно-обрядовый фольклор».
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .
Цель:
Знакомство учащихся с понятием «календарно-обрядовый фольклор»
Задачи:
раскрыть основные понятия темы: фольклор, обряд, обрядовый фольклор, календарно-обрядовая поэзия.
Познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией.
Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Постановка целей урока, запись даты, темы в рабочих тетрадях.
2.Слово учителя:
До возникновения литературы вместе с формированием человеческой речи появились разнообразные формы устного словесного творчества, т. е. фольклор. Он дошел до нас из глубочайшей древности. С появлением письменности, а затем литературы фольклор не исчез. Он существовал и развивался параллельно с литературой.
Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы.
Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.
Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда. Одна из общих черт — персонификация основного образа, связанного со смыслом .
По своей форме эти песни — краткие стихотворения, которые одним штрихом, двумя-тремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию.
3.Словарная работа.
Запись основных понятий темы: фольклор, обряд, календарно-обрядовая поэзия.
ФОЛЬКЛОР - «искусство народа» от англ. Folk – народ и lore- мудрость.
Устное народное творчество, воплощенное в обрядовых песнях , танцах, сказках, легендах, преданиях, и других произведениях..
ОБРЯД - совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.
Обрядовый фольклор - это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.
Календарно-обрядовый фольклор - это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ.
4.Групповая работа.
Каждая группа изучает свой фрагмент статьи учебника «Календарно-обрядовые песни» и работает по общему плану:
1.Какой праздник сопровождался исполнением данных обрядовых песен?
2.Какие обряды при этом совершались? С какой целью?
3.Выразительное чтение песен, сопровождающих данный обряд.
1-я группа. Зимние праздники –Колядки ( материал работы группы в приложении)
2 группа. Масленица ( материал работы группы в приложении)
3 группа. Весенние праздники ( материал работы группы в приложении)
4 группа. Летние праздники ( материал работы группы в приложении)
5 группа. Осенние праздники ( материал работы группы в приложении)
Слово учителя:
Итак, календарная поэзия - это художественное обобщение трудового опыта крестьянина - земледельца.
Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией.
5.Подведение итогов урока:
После чтения песен проводится беседа по вопросам.
— Какой фольклор называется обрядовым?
— Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?
— Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?
— Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?
— Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК.
6.Домашнее задание.