СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обрядовые песни

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрение понятий: фольклор, обряд, обрядовые песни и др. Изучение календарных праздников древних славян.

Просмотр содержимого документа
«Обрядовые песни»

Тема: «Календарно-обрядовый фольклор».

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .

Цель:

Знакомство учащихся с понятием «календарно-обрядовый фольклор»

Задачи:

  1. раскрыть основные понятия темы: фольклор, обряд, обрядовый фольклор, календарно-обрядовая поэзия.

  2. Познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией.

  3. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Постановка целей урока, запись даты, темы в рабочих тетрадях.

2.Слово учителя:

До возникновения литературы вместе с формированием человеческой речи появились разнообразные  формы  устного  словесного  творчества,  т. е.  фольклор.  Он дошел  до нас из глубочайшей  древности.  С появлением  письменности,  а затем  литературы  фольклор не исчез. Он существовал и развивался параллельно с литературой.

Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего  снопа  в поле, молодежные  гулянья и рождественские или  троицкие обряды, крестины и свадьбы.

Обрядовые  песни  считались  такой же  обязательной  составной  частью  обряда,  как и основные  обрядовые  действия.  Считалось  даже,  что  если  не будут  выполнены  все обрядовые  действия  и исполнены  сопровождающие  их песни,  то не будет  достигнут желаемый результат.

Календарно-обрядовые  песни  относятся  к древнейшему  виду  народного творчества, и получили  они  свое  название  из-за  связи  с народным  сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.

Календарно-обрядовые  песни,  как  правило,  невелики  по объему  и несложны по поэтической  структуре.  В них  заключены  тревога  и ликование,  неуверенность и надежда.  Одна  из общих  черт —  персонификация  основного  образа,  связанного со смыслом .

По своей форме эти песни — краткие стихотворения, которые одним штрихом, двумя-тремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию.

3.Словарная работа.

Запись основных понятий темы: фольклор, обряд, календарно-обрядовая поэзия.

ФОЛЬКЛОР - «искусство народа» от англ. Folk – народ и lore- мудрость.

Устное народное творчество, воплощенное в обрядовых песнях , танцах, сказках, легендах, преданиях, и других произведениях..

ОБРЯД - совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

Обрядовый фольклор - это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.

Календарно-обрядовый фольклор - это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ.

4.Групповая работа.

Каждая группа изучает свой фрагмент статьи учебника «Календарно-обрядовые песни» и работает по общему плану:

1.Какой праздник сопровождался исполнением данных обрядовых песен?

2.Какие обряды при этом совершались? С какой целью?

3.Выразительное чтение песен, сопровождающих данный обряд.

1-я группа. Зимние праздники –Колядки ( материал работы группы в приложении)

2 группа. Масленица ( материал работы группы в приложении)

3 группа. Весенние праздники ( материал работы группы в приложении)

4 группа. Летние праздники ( материал работы группы в приложении)

5 группа. Осенние праздники ( материал работы группы в приложении)

Слово учителя:

Итак, календарная поэзия -  это художественное обобщение трудового опыта крестьянина - земледельца.
 Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией.

5.Подведение итогов урока:     

 После чтения песен проводится беседа по вопросам.

  — Какой фольклор называется обрядовым?

      — Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?

      — Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?

      — Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?

      — Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

          

 ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК.


6.Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя