Урок № Класс 8 предмет Биология дата
ТЕМА: «Общая характеристика моллюсков»
Цель урока: Способствовать формированию представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику типа Моллюски.
Планируемые результаты
Предметные: Формирование знаний о особенностях организации моллюсков, значении моллюсков в биоценозах и их роли в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Метапредметные УУД
Регулятивные: ставить учебные цели самостоятельно; умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; делать выводы по результатам работы, и оценивать полученные результаты
Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, умение делать выводы на основе полученной информации
Коммуникативные: - умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих группах; умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Личностные: воспитание ценностного отношения к типу Моллюски, как представителям царства Животные.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, карточки с самооцениванием, презентация.
Ход урока:
-
Организационный этап.
Приветствие. Позитивный настрой на продуктивную работу.
-
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами, послушав интересные факты. (слайд 1)
1. Самый большой когда-либо пойманный весил около 340 килограмм. Он был выловлен в Японии в 1956 году.
2. Возраст можно определить по количеству колец на створке раковины. Каждое кольцо отличается от предыдущего за счет особенностей пищи потребляемой в этот период, состояния экологии, температуры и количества кислорода в воде.
3. Основным видом пищи является планктон, который они отфильтровывают из воды.
4. У самого большого животного в мире длина составляет более 18 метров. Выловили этого представителя беспозвоночных в 1880 году в Новой Зеландии. Первые упоминания о них датированы 1555 годом. Их в то время называли и спрутами, и морскими змеями, и вообще люди долгое время отказывались верить в их существование. Сфотографировать впервые этих животных смогли ученые Японии в 2007 году.
5. История жемчужин связана с историей человечества. Не все знают, что жемчуг – первое из известных людям драгоценных украшений. За десятки тысячелетий до нашей эры первобытный человек в поисках еды случайно нашел на побережье нечто прекрасное, спрятанное внутри раковины.
- Про каких животных говорится?
(Моллюски). Запишите тему урока и число.
Моллюски – от латинского слова «molluskus», что в переводе означает – мягкий. И Действительно тело этих животных очень мягкое. Есть даже целая наука, которая занимается изучением этих животных – малакология.
Определите, что же мы должны узнать на уроке? (узнать строение и многообразие моллюсков). А также познакомиться со значением моллюсков в природе и жизни человека. Но для начала мы с вами вспомним, что мы учили на уроках биологии.
-
Актуализация знаний
Проверочный тест на тему покрытосеменные.
Задание 1. Выберите правильный ответ.
-
Полость тела у кольчатых червей:
а) заполнена крупными клетками паренхимы
б) вторичная, выстлана специальным эпителием
в) первичная, не имеет своей эпителиальной выстилки
2. Пищеварительная система дождевых червей состоит из:
а) глотки, пищевода, зоба, мускульного желудка, средней и задней кишки с анусом
б) глотки, мускульного желудка, средней и задней кишки с анусом
в) глотки, зоба, средней и задней кишки с анусом
3. Кровеносная система у кольчатых червей
а) замкнутая, пульсирует брюшной сосуд
б) незамкнутая
в) замкнутая, пульсирует спинной сосуд
4. Красный цвет покровов дождевого червя обусловлен:
а) присутствием в полостной жидкости пигмента
б) сильно развитой в коже системой капилляров и присутствием в крови красного пигмента
в) развитием кровеносных капилляров в стенке кишечника
5. Кольчатые черви:
а) гермафродиты
б) раздельнополые животные
в) есть гермафродиты и раздельнополые
6. Кольчатые черви обитают:
а) в пресных водоемах и морях
б) в различных водоемах и в почве
в) исключительно почвенные и паразитические животные
7. Какие из указанных положений неверны?
Дождевые черви:
-
Перерабатывают почвенную органику
-
Рыхлят почву
-
Склеивают частицы почвы
-
Образуют щели, через которые в почву проникает кислород и вода
-
Изменяют химический состав почвы
-
Помогают росту корней
-
Распространяют возбудителей болезней растений
-
Подавляют развитие почвенных бактерий
-
Повреждают корни растений
а) 1+2+3
б) 4+5+6
в) 7+8+9
Критерии оценивание. За каждый правильный ответ 1 балл.
Ответы: 1 – б; 2- а; 3- в; 4- б; 5- в; 6-б; 7-в
-
Первичное усвоение новых знаний.
Моллюски, или мягкотелые это тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.
Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.
Встречали ли вы когда-нибудь представителей данного типа животных? Если да, то каких?
Улитки, слизни, осьминоги
Как вы думаете, в какой среде обитает большинство моллюсков?
В водной
Действительно. Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). (Запись в лист)
Посмотрите внимательно на моллюсков. Как вы думаете, быстро ли они движутся?
Нет
Да, большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.
Давайте рассмотрим особенности данного типа животных.
Рассмотрим систематическое положение данного типа.
Какое царство организмов мы изучаем сейчас?
Царство Животные
Да, действительно.
Как вы думаете к многоклеточным или одноклеточным животным можно отнести тип моллюски?
Многоклеточным
Надцарство: Эукариоты
Царство: животные
Подцарство: многоклеточные животные
Тип :моллюски
1.1 Внешнее строение моллюсков.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, все ли Моллюски схожи между собой или они отличаются внешне? Правильно, у некоторых есть отличия. Особенности строения раковины и другие признаки лежат в основе систематики типа Моллюски.
Итак, в типе Моллюски выделяют три основных класса (заполняем схему).
1 класс-БРЮХОНОГИЕ 90 тыс. видов. Раковина цельная, ассиметричная, конусовидная. Большую часть брюшной части тела занимает нога – отсюда название класса. Растительноядные.
(прудовик, катушка, слизень).
2 класс-Двустворчатые 30 тыс. видов. Раковина состоит из 2-х створок. У них нет головы, глаз, языка с теркой. Фильтраторы. (перловицы, беззубки, мидии, устрицы, корабельный червь- второе доказательство).
3 класс-ГОЛОВОНОГИЕ 600 видов. Раковины нет. Нога преобразована в щупальца (8-10), т.е. ноги, окружающие голову. Крупные, длиной до 20 м. Реактивно передвигаются. Хищники.
(кальмары, осьминоги, каракатицы).
Тип Моллюски
Головоногие
Брюхоногие
Двустворчатые
улитки, слизни, прудовики, катушки многие другие
Осьминоги, кальмары, каракатицы
Перловица, жемчужница, беззубка
!Определите по рисунку общие части тела разных моллюсков и отличительные особенности. Сделайте вывод.
Вывод: Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:
-
Голова.
-
Туловище.
-
Нога.
-
Мантия (мантийная полость)
-
Раковина.
!Определите симметрию тела моллюсков.
Большинство моллюсков – двустороннее-симметричные, брюхоногие – асимметричные.
Пищеварительная система: Глотка—терка (радула)--- пищевод--- желудок--- тонкая кишка--- задняя кишка. (Запись в тетради).
Ребята, а как вы думаете, чем питаются Моллюски? и на какие группы их можно поделить в зависимости от способа питания?
Итак, среди Моллюсков Можно выделить три группы по способу питания:
1.Фильтраторы воды со взвешенными в ней микроорганизмами (беззубки, перловицы, мидии).
2.Растительноядные, у которых в ротовой полости есть язык с хитиновыми зубцами – терка (прудовики, катушки).
3.Хищники, которые питаются рыбой, крабами, моллюсками и др. (кальмары, осьминоги, каракатицы)
Кровеносная система незамкнутая. Сердце есть.
3)Дыхательная система.
У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами.
Органы дыхания: жабры, у некоторых легкое (запись)
-
Выделительная система. Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость.
Выделительная система: почки (запись)
5)Нервная система. Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов.
Нервные узлы, нервные стволы, нервы.
6)Органы чувств. Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза.
7)Размножение. Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие) Брюхоногие -гермафродиты. Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)
Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)
5. ФИЗМИНУТКА
А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
6 . Первичное проверка понимания.
Практическая работа № 12 по теме «Исследование внешнего строения раковин пресноводных и морских моллюсков (раковины беззубки, перловицы, прудовика, катушки и тд.)
7. Первичное закрепление
Ответить на вопросы
1.В какой среде обитают моллюски?
Моря, пресные водоёмы, суша.
2. Какая симметрия тела большинства моллюсков?
Двусторонняя.
3.Чем защищено тело большинства моллюсков?
Раковиной.
4. Как называется кожная складка у моллюсков?
Мантией.
5. Какая полость находится между телом и мантией?
Мантийная полость.
6. Из каких частей состоит тело большинства моллюсков?
Головы, туловища, мантии, ноги, раковины.
7. Какой тип кровеносной системы у моллюсков?
Незамкнутая.
8. Какие органы дыхания у моллюсков?
Лёгкое или жабры.
9.Какие органы появляются в пищеварительной системе моллюсков? Радула (тёрка), печень, слюнные железы.
10. Какие органы выделения у моллюсков?
Почки.
11. Какими элементами представлена нервная система у моллюсков?
Нервные узлы, нервные стволы, нервы.
-
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Подготовить сообщение по теме: «Эти интересные моллюски», выучить определения.
9 ) Рефлексия
В о п р о с ы: Добился ли ты цели на уроке? | Да | Нет |
Возникли ли у тебя трудности в классификации моллюсков? | | |
Понятна ли тебе роль раковины в жизни моллюсков, связь ее строения со средой обитания? | | |
Имеешь ли трудности в понимании вопроса о внешнем строении моллюсков? | | |
Хочется ли тебе продолжить изучение и знакомство с животными этого типа? | | |
10 ) Подведение итогов урока
Анализ результатов урока, оценка работы учащихся. Выставление отметок.