Предмет география
- класс 10
- название курса: Экономическая и социальная география мира
- название темы урока: Общая характеристика США
- автор: Виноградова Е. И., учитель географии и биологии
Роль и место темы в курсе:
Данной теме в курсе экономической и социальной географии мира для 10 класса предшествует тема (в соответствии с примерной программой для базового уровня):
- Общая характеристика Латинской Америки
Цели урока:
- обучающая: сформировать знания о составе территории, особенностях экономико – географического положения, природы, хозяйственного развития США;
- развивающая: продолжить формировать умения анализировать тематические карты программы «ГИС Живая география», диаграммы учебника и составлять комплексную характеристику страны, формулировать выводы;
- воспитывающая: продолжить учиться работать в группах, учитывать мнения других, принимать решения.
Задачи урока: выявить основные факторы, влияющие на экономическое развитие страны; формирование умений работать с таблицами, преобразовывать таблицу в схему, сопоставлять структуру хозяйства с уровнем развития страны; освоение программного материала в интерактивной форме.
ОУУиН: анализировать информацию в разных знаковых системах (текст, карта, таблица схема); устанавливать причинно-следственные связи между факторами размещения и отраслями промышленности, структурой хозяйства и уровнем развития страны; владение средствами интерактивной доски.
Методы: репродуктивный, частично- поисковый, практический
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
Компьютер с программой Windows-2000, с подключением к сети Интернет, мультимедийный проектор.
Перечень Интернет-ресурсов и мультимедийных программ, обеспечивающих изучение и освоение нового учебного материала:
Сайт поддержи пользователей программы «ГИС Живая география»
http://www.learning.9151394.ru
Методика проведения уроков по географии:
http://www.it-n.ru
http://www.sooro.ru
Программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel, программа «ГИС Живая география», используемые учителем в процессе подготовки к уроку, а учащимися в процессе самостоятельной и в домашней работе
Оформление школьной доски: номера групп и задание каждой группе.
Ход урока:
I Оргмомент.
Цель: проверить готовность учащихся к уроку.
Приветствие.
II Организация проверки ранее изученных ЗУН.
Цель: выявить уровень усвоенности ЗУН прошедшей темы, вспомнить ранее изученные понятия, необходимые для изучения новой темы.
Проверка ЗУН с помощью слайдов презентации
Анализ диаграммы, устные ответы на вопросы, вписать правильные числа
Объявление темы урока
III Общая характеристика США
Цель: выявить главные особенности географического положения, природно – ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем и перспектив развития США, определить внутренние различия
Практическая работа по характеристике главных отраслей промышленности страны
IV Закрепление изученного материала
Цель: определение по карте размещение штатов США, выделение проблем и перспектив развития страны
V Подведение итогов.
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания
VI Домашнее задание
Цель: закрепить полученные на уроке знания.
Особенности урока:
Реализуется технология поддерживающего обучения с применением ИКТ и развивающего обучения.
Использование интерактивных методов и приемов.
Совершенствование умений и навыков по использованию компьютера, интерактивной доски, технических возможностей Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel, программы «ГИС Живая география».
Совместная деятельность учителя и учащихся по изучению учебного материала:
№ п/п | Действия учителя | Действия учащихся | Примечание |
I | Оргмомент. Цель: проверить готовность учащихся к уроку. Приветствие. | Приветствие учителя | 1 мин |
II | Организация проверки ранее изученных ЗУН. Цель: выявить уровень усвоенности ЗУН прошедшей темы, вспомнить ранее изученные понятия, необходимые для изучения новой темы. Слайд 1 Подписать страны Африки, не имеющие выхода к морю Слайд 2 Вписать правильные цифры Слайд 3 Проанализируйте диаграмму и вставьте правильные ответы Слайд 4 Ответьте на вопросы: Какие факты свидетельствуют об экономической отсталости Африки? В чем заключаются типичные черты отраслевой и территориальной структуры хозяйства африканских стран? Какой тип сельского хозяйства преобладает в Африке? Слайд 5 Тема урока «Общая характеристика США» | 2 человека выходят к доске и маркером подписывают правильные названия Все цифры вписывает один человек Один человек у доски, остальные дополняют с места Отвечают на вопросы (устный фронтальный опрос) Записывают тему урока в тетрадь | 2 мин. 2 мин. 3 мин. 4 мин. |
III | Общая характеристика США Цель: выявить главные особенности страны Слайд 6 Знакомство с планом описания страны Слайд 7 Оценка ЭГП Слайд 8 Административное деление Слайд 9 Оценка ПРП В «Живой географии» используются карты: недра Земли Слайд 10 Характеристика населения Слайд 11 Этнический состав населения Слайд 12 Ведущие отрасли специализации промышленных центров Слайд 13 План характеристики отрасли промышленности В «Живой географии» используются карты: Недра Земли, транспорт мира, промышленность мира Слайд 14 Макрорегионы США | Работают с раздаточным материалом Один работает с интерактивной доской (отмечает границы государства, соседей, моря и океаны, омывающие страну, остальные на контурной карте Знакомятся по карте с АТД, основные моменты записывают в тетрадь С помощью программы ГИС «Живая география» заполняют таблицу на раздаточном материале Устно, основные моменты записывают в тетрадь Устный анализ, переписывают в тетрадь Устный анализ Знакомятся по раздаточному материалу. Работают в парах, с помощью программы ГИС «Живая география» дают характеристику 1 из ведущих отраслей, затем рассказывают друг другу. Центры своей отрасли наносят на контурную карту Устно знакомятся с 4 макрорегионами | 1 мин. 5 мин. 3 мин. 10 мин. 5 мин. 2 мин. 3 мин. 10 мин 3 мин. |
IV | Закрепление изученного материала Цель: составить комплексное описание страны, выявить современные проблемы и перспективы Работа будет проходить в группах. Представители от каждой группы высказывают мнения группы . Расхождение мнений между группами обсуждается фронтально ходе беседы. По всем спорным вопросам должны прийти к соглашению. | Делятся на группы, устно рассказывают о проблемах и перспективах | 3 мин. |
V | Подведение итогов. Цель: обобщить и систематизировать полученные знания. Сможете ли вы дать прогноз о возможном экономическом развитии страны. Какими факторами вы это объясните? | Один ученик обосновывает свой ответ (2 – 3 ученика) | 2 мин. |
VI | Домашнее задание Слайд 15 Цель: закрепить полученные на уроке знания. Сделать сообщение и презентацию по выбранному макрорегиону, используя типовой план | Записывают в дневник | 1 мин. |
Межпредметные связи:
Информатика: работа с разными программами
Экономика: знание основных экономических понятий, характеризующих структуру хозяйства страны (экономика, отрасль, экономическое развитие и т. д. )
Усвоение учащимися знаний:
Особенности населения и отраслей хозяйства США, внутренние различия в пределах страны.
Учащиеся должны продемонстрировать умения:
- работать с картографическими произведениями;
- читать таблицы;
- строить схемы;
- описывать зависимость между структурой хозяйства и уровнем развития страны;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- сотрудничать с учителем и одноклассниками в парах, группах и индивидуально.
- совершенствовать умения по использованию интерактивных средств обучения.
- отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.