II. Изучение нового материала. 1.Актуализация знаний учащихся | Отгадайте загадки. И в лесу мы, и в болоте; Нас всегда везде найдете На поляне, на опушке Мы зеленые… Покрупнее, чем лягушка, Пучеглазая подружка И, конечно, все слова Заменяет словом «ква» Летом в болоте Вы её найдете Зеленая квакушка Кто это? Ребята, сейчас я прочитаю отрывок из сказки «Царевна-лягушка». Как вы думаете, о ком сегодня на уроке пойдет речь? Что обозначает слово земноводных? Правильно. Земноводные - слово русское, происходит от названия сред обитания этих животных. Амфибии – греческое слово, переводится как двоякодышащие. Давайте ребята посмотрим, все ли они одинаковые, где обитают. Презентация слайд 1. Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Земноводные Отряд Отряд Отряд Хвостатые Бесхвостые Безногие Слайд 2. Отряд Хвостатые. Обыкновенный тритон. Размеры 10-12 см. Населяет лиственные леса. Ведет скрытый образ жизни. Слайд 3. Гребенчатый тритон. Размер тела до 20 см. Распространен в Европейской части России, Белоруссии, на Украине, в Закавказье, в Западной Европе. Летом тритоны живут в воде, а зимой на суше. Пока живут в воде у них вокруг пальцев задних лап есть кожистая оторочка, а на спине - широкий плавниковый гребень. Тритоны совершенно не боятся холода, они могут вмерзнуть в лед зимой, а как только он растает - оживают без особых трудностей. Слайд 4. Огненная саламандра. Достигает в длину 30 см. Живет только в Закарпатье. Слайд 5. Древесная безлегочная саламандра Размеры тела 10-12 см. Любимые убежища – древесные дупла. Опираясь на хвост может прыгать как лягушка. Яйца откладывает на суше и в дуплах, кладку охраняет Слайд 6 . Бесхвостые. Бурая лягушка широко распространена по всему свету, кроме Австралии и Антарктиды. Большую часть проводит на суше, в воду приходит, чтобы отложить икру. Слайд 7. Остромордая лягушка распространена на территории лесной зоны Европейской России. В брачный период самцы приобретают небесно-голубую окраску. Слайд 8. Зеленая лягушка. Наиболее характерна лягушка озерная. Распространена на юге России, Кавказе и Нижнем Поволжье. Слайд 9. Лягушка – голиаф Распространена во влажных тропиках. Она имеет длину до 40 см, вес – 5кг. Слайд 10. Жаба-ага. Обитает в Южной и Центральной Америке. По бокам головы хорошо развиты ядовитые железы. Индейцы в Южной Америке использовали яд для смазывания стрел. Слайд 11. Жаба-повитуха. Распространена в Западной Европе. Самки повитух откладывают икру в виде шнуров. Самцы наматывают её на себя и носят пока не придет время выклева личинок. Слайд 12. Безногие. Червяга. У нее нет ног. Она похожа на гигантских червей. Ведет подземный образ жизни и почти не показывается на поверхности. Но не смотря на то, что представители класса Земноводные различны по размерам, форме тела, окраске, они имеют общие черты, характерные для них. Чтобы это выяснить, вы будете работать по группам. Каждая группа получит карточку, ответит на вопросы и обо всем расскажет всем ребятам. Теперь проверим, что же вы выяснили работая по карточкам. Правильно. Вот вы и выяснили особенности внешнего и внутреннего строения земноводных. Сейчас проведем физкультминутку. Ребята, класс Земноводные не только интересны по строению, они очень интересны и по размножению. Сейчас мы послушаем сообщение Мукатова Димы. Земноводные развиваются с превращением (метаморфозом) А сейчас, ребята, выясним, каково значение земноводных в природе и жизни человека. Давайте построим правильную цепь питания и объясним значение земноводных в природе. Давайте решим, задачу Индия в 1970 г. экспортировала 25 млн. лягушек и ежегодно экспортирует свыше 30 тыс. хвостатых земноводных. Почему земноводные составляют предмет международного экспорта? Земноводные – интересная группа позвоночных. Они служат объектом для исследований многим поколениям ученых-экспериментаторов, тем самым помогая сделать научные открытия. И не случайно лягушке были поставлены два памятника: один в Парижском университете по настоянию знаменитого французского естествоиспытателя Клода Бернара, другой - в Токио – студентами – медиками. Так отблагодарили ученые своих подопытных животных | Учащиеся отвечают: лягушки жаба лягушка О земноводных Живут и в воде, и на земле. Ученики работают в группах по карточкам. группа. 1.Прочитайте по учебнику В.Б.Захарова и Н.И. Сонина стр.189-190 Установите признаки, по которым земноводные отличаются от рыб. 2.Рассмотрите рисунки и решите, на основании чего можно утверждать, что земноводные произошли от рыб. 3.Объясните, в связи с чем произошел выход позвоночных на сушу. Какие изменения в связи с этим произошли в их строении. 2 группа. Прочитайте по учебнику В.Б. Захарова и Сонина Н.И. стр. 190-194 и ответьте на вопросы. 1.Сравниет строение скелета лягушки и рыб и найдите черты сходства и различия. 2.Сравните особенности строения дыхательной и кровеносной систем рыб и земноводных. Найдите черты сходства и отличия 3.Каковы особенности строения пищеварительной системы земноводных? Какую роль выполняют язык и глаза? 4.Если кожу лягушки смазать растительным маслом и обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить? Ученики рассказывают. Ученик проводит физкультминутку. Раз- подняться, потянуться Два- нагнуться, разогнуться Три – в ладони, три хлопка Головою три кивка На четыре – руки шире, Пять – руками помахать Шесть- на место тихо сесть Ученик делает сообщение о размножении земноводных, используя таблицу Построение цепи питания жук, уж, растение, лягушка. Ученики Растение- жук- лягушка – уж Ученики отвечают: Земноводные закупаются для научных лабораторий, как объекты содержания в аквариумах и террариумах, в качестве средства биологической Борьбы с вредителями с/х культур. В ряде стран Европы, Азии, Северной Америки лягушек употребляют в пищу. |