СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Общая характеристика земноводных. Многообразие и роль земноводных в природе и в жизни человека."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 7 классе.Тема:"Общая характеристика земноводных. Многообразие и роль земноводных в природе  и в жизни человека."

Просмотр содержимого документа
«"Общая характеристика земноводных. Многообразие и роль земноводных в природе и в жизни человека."»

КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ



ТЕМА: Общая характеристика земноводных. Многообразие и роль земноводных в природе и в жизни человека.

ЦЕЛЬ: Создать условия для изучения особенностей внешнего и внутреннего строения земноводных в связи с выходом на сушу, многообразия земноводных, их значения в природе и жизни человека.

Задачи: 1) изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанных с жизнью на суше и размножением в воде;

2) познакомиться с классификацией и многообразием амфибий, выяснить значение их в природе и жизни человека;

3) на материале учебника продолжить формирование общенаучных умений и навыков, воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, развивать умение работы в группах, коллективе.

Оборудование: учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина 7 класса, таблицы и рисунки с изображением земноводных, Большая энциклопедия знаний «Жизнь на Земле», О.Н. Дронова «Хрестоматия по биологии», А. Брем «Жизнь Животных», презентация, компьютер, проектор.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошим настроением.


II. Изучение нового материала.

1.Актуализация знаний учащихся

Отгадайте загадки.

И в лесу мы, и в болоте;

Нас всегда везде найдете

На поляне, на опушке

Мы зеленые…


Покрупнее, чем лягушка,

Пучеглазая подружка

И, конечно, все слова

Заменяет словом «ква»




Летом в болоте

Вы её найдете

Зеленая квакушка

Кто это?

Ребята, сейчас я прочитаю отрывок из сказки «Царевна-лягушка».

Как вы думаете, о ком сегодня на уроке пойдет речь?

Что обозначает слово земноводных?

Правильно. Земноводные - слово русское, происходит от названия сред обитания этих животных. Амфибии – греческое слово, переводится как двоякодышащие.

Давайте ребята посмотрим, все ли они одинаковые, где обитают.

Презентация слайд 1.

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Земноводные


Отряд Отряд Отряд

Хвостатые Бесхвостые Безногие


Слайд 2. Отряд Хвостатые.

Обыкновенный тритон. Размеры 10-12 см. Населяет лиственные леса. Ведет скрытый образ жизни.

Слайд 3. Гребенчатый тритон. Размер тела до 20 см. Распространен в Европейской части России, Белоруссии, на Украине, в Закавказье, в Западной Европе. Летом тритоны живут в воде, а зимой на суше. Пока живут в воде у них вокруг пальцев задних лап есть кожистая оторочка, а на спине - широкий плавниковый гребень. Тритоны совершенно не боятся холода, они могут вмерзнуть в лед зимой, а как только он растает - оживают без особых трудностей.

Слайд 4. Огненная саламандра. Достигает в длину 30 см. Живет только в Закарпатье.

Слайд 5. Древесная безлегочная саламандра

Размеры тела 10-12 см. Любимые убежища – древесные дупла. Опираясь на хвост может прыгать как лягушка. Яйца откладывает на суше и в дуплах, кладку охраняет

Слайд 6 . Бесхвостые.

Бурая лягушка широко распространена по всему свету, кроме Австралии и Антарктиды. Большую часть проводит на суше, в воду приходит, чтобы отложить икру.

Слайд 7. Остромордая лягушка распространена на территории лесной зоны Европейской России. В брачный период самцы приобретают небесно-голубую окраску.

Слайд 8. Зеленая лягушка. Наиболее характерна лягушка озерная. Распространена на юге России, Кавказе и Нижнем Поволжье.

Слайд 9. Лягушка – голиаф Распространена во влажных тропиках. Она имеет длину до 40 см, вес – 5кг.

Слайд 10. Жаба-ага. Обитает в Южной и Центральной Америке. По бокам головы хорошо развиты ядовитые железы. Индейцы в Южной Америке использовали яд для смазывания стрел.

Слайд 11. Жаба-повитуха. Распространена в Западной Европе. Самки повитух откладывают икру в виде шнуров. Самцы наматывают её на себя и носят пока не придет время выклева личинок.

Слайд 12. Безногие. Червяга. У нее нет ног. Она похожа на гигантских червей. Ведет подземный образ жизни и почти не показывается на поверхности.


Но не смотря на то, что представители класса Земноводные различны по размерам, форме тела, окраске, они имеют общие черты, характерные для них. Чтобы это выяснить, вы будете работать по группам. Каждая группа получит карточку, ответит на вопросы и обо всем расскажет всем ребятам.

















































Теперь проверим, что же вы выяснили работая по карточкам.

Правильно. Вот вы и выяснили особенности внешнего и внутреннего строения земноводных.

Сейчас проведем физкультминутку.













Ребята, класс Земноводные не только интересны по строению, они очень интересны и по размножению. Сейчас мы послушаем сообщение Мукатова Димы.



Земноводные развиваются с превращением (метаморфозом)


А сейчас, ребята, выясним, каково значение земноводных в природе и жизни человека.

Давайте построим правильную цепь питания и объясним значение земноводных в природе.




Давайте решим, задачу

Индия в 1970 г. экспортировала 25 млн. лягушек и ежегодно экспортирует свыше 30 тыс. хвостатых земноводных. Почему земноводные составляют предмет международного экспорта?












Земноводные – интересная группа позвоночных. Они служат объектом для исследований многим поколениям ученых-экспериментаторов, тем самым помогая сделать научные открытия. И не случайно лягушке были поставлены два памятника: один в Парижском университете по настоянию знаменитого французского естествоиспытателя Клода Бернара, другой - в Токио – студентами – медиками. Так отблагодарили ученые своих подопытных животных

Учащиеся отвечают:




лягушки





жаба




лягушка






О земноводных


Живут и в воде, и на земле.





















































































Ученики работают в группах по карточкам.

  1. группа.

1.Прочитайте по учебнику В.Б.Захарова и Н.И. Сонина стр.189-190

Установите признаки, по которым земноводные отличаются от рыб.

2.Рассмотрите рисунки и решите, на основании чего можно утверждать, что земноводные произошли от рыб.

3.Объясните, в связи с чем произошел выход позвоночных на сушу. Какие изменения в связи с этим произошли в их строении.

2 группа.

Прочитайте по учебнику В.Б. Захарова и Сонина Н.И. стр. 190-194 и ответьте на вопросы.

1.Сравниет строение скелета лягушки и рыб и найдите черты сходства и различия.

2.Сравните особенности строения дыхательной и кровеносной систем рыб и земноводных. Найдите черты сходства и отличия

3.Каковы особенности строения пищеварительной системы земноводных? Какую роль выполняют язык и глаза?

4.Если кожу лягушки смазать растительным маслом и обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?


Ученики рассказывают.





Ученик проводит физкультминутку.

Раз- подняться, потянуться

Два- нагнуться, разогнуться

Три – в ладони, три хлопка

Головою три кивка

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

Шесть- на место тихо сесть




Ученик делает сообщение о размножении земноводных, используя таблицу







Построение цепи питания жук, уж, растение, лягушка.

Ученики

Растение- жук- лягушка – уж







Ученики отвечают:

Земноводные закупаются для научных лабораторий, как объекты содержания в аквариумах и террариумах, в качестве средства биологической

Борьбы с вредителями с/х культур. В ряде стран Европы, Азии, Северной Америки лягушек употребляют в пищу.


III. Рефлексия

Итак, теперь мы знаем значение земноводных в природе и в жизни человека.

А)Земноводные обитают в:

1) морях

2) морях и пресных водоемах

3) только в пресных водоемах

4) на суше и в пресных водоемах

Б) К бесхвостым амфибиям относится:

1) тритон гребенчатый

2) саламандра пятнистая

3) червяга

4) жаба серая.

в) У бесхвостых амфибий в скелете нет:

1) хрящей

2) хвостовой кости

3) шейного отдела

4) ребер

Г) Большой круг кровообращения у жаб заканчивается в :

1) правом предсердии

2) левом предсердии

3) желудочке

4) легких.


Дополните схему классификации амфибий. Приведите примеры.




























Тип - ?

Подтип - ?

Класс Земноводные


Отряд Отряд Отряд

? ? ?

IV Итог урока.

Что нового узнали?

-Довольны ли вы тем, как прошел урок?

- Было ли интересно?

- Были ли вы активны?

- Сумели ли вы показать свои знания?

Оцените свою работу.

Выставление отметок.



V Задание на дом

Прочитайте стр. 189-198

Подготовить сообщение об одном земноводном, используя дополнительный материал.

Подберите и прочитайте сказки, в которых действующие лица Земноводные.











Вопросы к кроссворду.


  1. Обычное у нас хвостатое земноводное.

  2. Представитель семейства бесхвостых земноводных.

  3. Бесхвостое земноводное, развитие личинок , которого происходит в ячейках кожи спинной части родителя.

  4. Хвостатое земноводное с блестящей окраской и ярко желтыми пятнами.

  5. Бесхвостое земноводное с ядовитыми кожными железами. Обитает в лесах Центральной и Южной Америки.

  6. Бесхвостое земноводное, ведущее древесный образ жизни.

  7. Бесхвостое земноводное, с яркой окраской брюха.

  8. Жаба со своеобразной заботой о потомстве.

  9. Самая крупная жаба

  10. Хвостатое земноводное, имеющее 3 пары наружных жабр.

  11. Бесхвостое земноводное, на верхней челюсти имеются мелкие зубы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!