3 класс УМК ,,Школа России» авторы В.П.Канакина ,В.Г. Горецкий МАОУ Многопрофильная школа «Приоритет» г.Пермь
- Тихомирова Марина Александровна
- Тема: «Общее понятие о суффиксе, как части слова.» Тип урока: урок окрытия новых знаний . Цель: создать ситуацию на уроке , в которой дети увидят что существуют другие части слова. Планируемые результаты : Предметные : формировать представление о суффиксе ,как значимой части слова.
- Умение находить суффиксы в словах .
- Метапредметные :
- Ознакомить со значением некоторых суффиксов
- Развитие умения сравнивать и обобщать
- Основные понятия :суффиксы .
- Оборудование :презентация ,ПК.
- Раздаточный материал :слова на карточках
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя и учащихся
1.Мотивация к учебной деятельности .
УУД
Всё на свете из чего – нибудь состоит .Облака из множества водяных капелек , лес из деревьев .А из чего состоит наша с вами речь (Из предложений ).А предложения из чего состоят ?(Из слов )Из какого строительного материала сложены слова?( Из морфем ).
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя и учащихся
УУД
Какая самая главная морфема в слове ? С какими морфемами мы познакомились на уроках? А как вы думаете могут ли быть в словах другие морфемы ?Хотите узнать это ?А помогать в работе сегодня будут слова .
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя и учащихся
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие .
УУД
Слова рассыпались .Прочитаем эти слова: лёгкие , морозы ,,утренние ,заморозки, весной или осенью. Можем ли мы назвать эту группу слов предложением ?Почему ?Составьте предложение , запишите его .Заморозки - это лёгкие утренние морозы весной или осенью .Выпишите из предложения однокоренные слова .
Познавательные :формируем умение выбирать объекты
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя и учащихся
УУД
Докажите ,что эти слова однокоренные .Выделите в этих словах известные вам морфемы .Припишите к ним слово морозец .Заморозки , морозы , морозец . Какую морфему выделяем в первую очередь ?Как её правильно выделить? А Следующую морфему какую выделяем? Как её выделить ?Дальше что ?
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя и учащихся
УУД
И последнюю часть ? (приставку )Как её правильно выделить ?Посмотрите в каких из этих слов есть части слова , которые вы никак не выделили ?Назовите эти части слова: ец,к .
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя и учащихся
3.Выявление места и причины затруднения .
УУД
Можем ли мы эти части слова отнести к известным морфемам? Почему?(Стоит после корня перед окончанием) .Что мы узнали о новой части слова ? Такая часть слова называется суффиксом .Используя опорную запись сформулируйте цели урока. 1)Узнать признаки….2)Учиться находить……
Регулятивные –формируем умение определять цель деятельности на уроке .
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя и учащихся
4. Построение проекта выхода из затруднения.
УУД
Давайте разберёмся, зачем эти части нужны в словах. Я предлагаю вам сравнить 3 однокоренных слова по смыслу. От какого слова образовались слова морозец, заморозки? Объясните смысл каждого слова. Откроем словарь Ожегова и посмотрим, как даётся там значение каждого слова: Заморозки- лёгкий утренний мороз осенью или весной, вечером или ночью. Морозы – низкая температура воздуха.
Коммуникативные: формируем умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя и учащихся
Морозец – уменьшительно- ласкательное значение слова мороз.
УУД
От каких частей слова зависит смысловая разница в этих словах?
А сейчас обобщите всё то, что вы узнали об этой части слова .
5. Реализация построенного проекта
( стоит после корня, служит для образования новых слов.
Откроем учебник на стр. 89 и сравним наше понятие о суффиксе с понятием в учебнике.
Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя и учащихся
УУД
Любая часть слова должна графически как-то обозначаться. Дополним слово новым графическим изображением.