СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общее представление об учебно-методических комплексах по информатике для начальной школы.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общее представление об учебно-методических комплексах по информатике для начальной школы.»

Лекция 5

Общее представление об учебно-методических комплексах
по информатике для начальной школы

Контрольные вопросы и задания:

  1. На какие виды делятся все УМК по информатике для начальной школы, чем они различаются?

  2. Какова структура УМК и каким требованиям должен он соответствовать?

  3. Назови очень точно названия, авторов УМК по информатике для н. ш. наиболее распространенных в России..

  4. Изучи и дай полную характеристику каждого из этих УМК.

  5. Опиши основные подходы к разработке рабочей тетради как одного из средств обучения информатике


(?1) Все учебно-методические комплексы по информатике для начальной школы делятся на два вида: для машинного обучения и безмашинного обучения.

Последние в свою очередь различаются отношением к основным идеям курса информатики в начальной школе. Что имеет отражение в концепции каждого УМК.

  • 1-ая идея – это разделение в начальной школе курса «Информатика и ИКТ» на два отдельных курса, которые имеют разные задачи и могут преподаваться на разных уроках разными учителями: курс информационных технологий, который изучают на уроках по предмету «Технологии» в 3-4 классах, и информатика как отдельный предмет.

  • 2-ая идея – идея необходимости пропедевтики именно логически наиболее сложных разделов информатики.

  • 3-ья идея – выбор приоритетных разделов базового курса информатики при построении пропедевтического курса.

  • 4-ая идея – стремление следовать современным направлениям развития информационных технологий.

  • 5-ая идея состоит в сознательном отказе от включения в пропедевтический курс информатики формирования коммуникационных навыков.


(?2) На основе практического опыта работы с различными УМК по информатике для начальной школы, изучения специальной методической литературы, разработки своей программы непрерывного обучения информатике со 2 по 11 класс для татарской гимназии города Белебея мной, методистом БПК
Абдикашевой Г. Г., определены следующие структура и требования к УМК:

  1. разработана концепция преподавания информатике в н. ш.;

  2. определены цели и задачи обучения;

  3. разработана программа обучения (основные изучаемые разделы и темы, фундаментальные понятия, календарно-тематическое планирование, поурочное планирование, требования к ЗУН по разделам, темам, классам, межпредметные связи);

  4. учебный план (классы, объём в ч. на учебный год, объём в ч. на каждый раздел, объём в ч. на неделю, кол-во теоретических, лабораторно-практических занятий, творческих работ);

  5. комплект учебных печатных материалов для каждого класса, содержащий учебник, задачи, собранные в отдельные рабочие тетради на печатной основе или включенные в учебник и тетрадь проектов, книги для чтения – для учащихся, методические пособия – книги для учителя, система контроля ЗУН, соответствующие требованиям программно-методические комплексы – компьютерная поддержка УМК, справочники по применению программ (описание программ, программных продуктов);

  6. описана основная и дополнительная литература, используемая при обучении.

  7. любая авторская программа должна содержать указание на основе каких программ она была разработана, перед апробированием «частный» УМК должен получит рецензию, заверенную подписью и печатью учебного заведения того же профиля, но выше по рангу, или методистом РГМО.

(? 3, 4) Наиболее распространенные программы
  • Информатика в начальной школе. (Семенов А.Л., Рудченко Т.А.)


Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, предназначена для обучения в 1-4 классах в объеме 1 ч/нед в каждом классе. Курс может преподаваться без использования компьютера, однако при наличие компьютерного класса на базе IBM PC или Macintosh рекомендуется проведение занятий с использованием компьютерных инструментальных развивающих сред (ЛогоМиры). Используется в 40% школ.

Основной целью пропедевтического курса информатики "Информатика. Математические основы мышления и коммуникации" является развитие мыслительных и коммуникативных навыков ребенка. В процессе обучения учащиеся познакомятся с формальными языками, предназначенными для описания отношений, утверждений, процессов. Основные базисные объекты информатики - цепочки символов появляются наравне с числами, вводятся отношения "имя - значение", "предписание - процесс выполнения", формируется понятие "правила игры".

Учебно-методические пособия:

  • Информатика. Учебник для 1 кл. Семенов А.Л., Рудченко Т.А., Щеглова О.В. - МУиК, 1997.

  • Информатика. Тетради для учеников 1-4 кл. (1 кл.). Семенов А.Л., Рудченко Т.А., Щеглова О.В. - МУиК, 1997.

  • Информатика. Учебник для 2 кл. Семенов А.Л., Рудченко Т.А., Щеглова О.В. - ИНТ, 1997.

  • Информатика. Тетради для учеников 1-4 кл. (2 кл.). Семенов А.Л., Рудченко Т.А., Щеглова О.В. - ИНТ, 1997.

  • ЛогоМиры: учебно-методическое пособие. / Под ред. Семенова А.Л. - ИНТ, 1997.

  • ЛогоМозаика: сборник проектов. Яковлева Е.И. - ИНТ, 1997.

  • Информатика в играх и задачах. 1-3, 1-4. (Горячев А.В.)


Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, предназначена для обучения в 1-3 классах трехлетней начальной школы и в 1-4 классах четырехлетней начальной школы в объеме 1 ч/нед в каждом классе. Может изучаться в любой школе: компьютеры для обучения по этой программе не требуются.

Нацелена на развитие устойчивых навыков решения задач с применением формальной логики, использованием алгоритмического, системного и объектно-ориентированного подходов; на ознакомление с общими приемами решения задач (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.), а также на расширение кругозора младших школьников, ознакомление их с графами, комбинаторными задачками, логическими играми с выигрышной стратегией и др.

Учебники и учебные пособия:

  • Информатика в играх и задачах. 1-4. Горячев А.В. - Экспресс, 1996.

  • Информатика в играх и задачах. Тетрадь № 1, 2 (для 1 кл.). Горячев А.В. - Экспресс, 1996.

  • Информатика в играх и задачах. Тетрадь № 3 (для 3 кл.). Горячев А.В. - Экспресс, 1996.

  • Информатика в играх и задачах. Тетрадь № 4 (для 4 кл.). Горячев А.В. - Экспресс, 1996.

Методические пособия:

  • Поурочные планы по курсу "Информатика в играх и задачах" для 1-2, 2-3, 3-4 кл. Горячев А.В. - Экспресс, 1996.


  • Непрерывный курс "Информационная культура" 1-4. (Первин Ю.А.)


Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, предназначена для обучения в 1-4 классах, оснащенных компьютерами типа IBM PC, в объеме 1 ч/нед в каждом классе. Используется примерно в 20% школ.

Призвана способствовать формированию у учащихся стиля мышления, адекватного требованиям современного общества , насыщенного средствами хранения, обработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий. Основная содержательная оболочка многих тем курса - технология проектирования (в частности, конструктивная процедурная технология "сверху вниз"), включающая богатый набор комбинаторных и логических задач на выявление закономерностей, инструментарий машинной графики и компьютерной музыки, прикладные задачи подготовки текстов, средства работы с базами данных, электронными таблицами, компьютерными коммуникациями и настольными издательствами. В соответствии с используемым принципом дидактической спирали в начальной школе рассматриваются простейшие исполнители непосредственного управления, в основной школе компьютер выступает в роли устройства, управляющего исполнителем, в старшей школе рассматриваются программные средства управления и информационные технологии. Максимально реализуются коллективные формы обучения.

Учебно-методические пособия:

  • Информационная культура. 1, 2, 3, 4 кл. Первин Ю.А. - Дрофа, 1997.

 Программно-методический комплекс «РОБОТЛАНДИЯ»


А.А. Дуванов, М. А. Гольцман, А.А. Русс

Предприятие «Роботландия», Переславль-Залесский

3,4 класс, 1 час в неделю, 34 ч. в год

Основные педагогические направления Роботландии

Мировоззренческое

Ключевое слово – информация. Рассматриваются понятия информации, обработки, хранения и передачи информации, информационных процессов. (Программы Меню, Курсор, Мудрый Крот, Привет)

Инструментальное

Ключевое слово – компьютер. Рассматриваются: схема компьютера, назначение его устройств, работа с клавиатурой. (Тренажеры Правилка и Компьютер)

Алгоритмическое

Ключевое слово – алгоритм. Изучаются языки управления исполнителями, содержащие основные конструкции развитых языков. Решаются алгоритмические задачи, изучаются «черные ящики», программируются простейшие исполнители. В результате формируется представление об алгоритмах, складывается операционный стиль мышления. ( Программы Перевозчик, Монах, Конюх, Переливашка, Угадайка. Исполнители Квадратик, Машинист, Автомат, Плюсик, Буквоед, Кукарача)

Исследовательское

Ключевое слово – творчество. (Редакторы Микрон, Художник, Шарманщик)


Учебно-методическое обеспечение курса


1. Учебники для чтения:

  • Первое знакомство с компьютером. Информация вокруг нас.

  • Алгоритмические этюды. Учимся работать с клавиатурой.

  • Исполнители. Черные ящики.

  • Текстовый редактор МИКРОН.

  • Графический редактор ХУДОЖНИК. Инструментарий.

  • Х УДОЖНИК. Работа с файлами.

  • Музыкальный редактор ШАРМАНЩИК.

  • Исполнитель КУКАРАЧА. Алгоритмы и программы.

2. Пособия для учителя:

  • Вводный раздел.

  • Информация, алгоритмы, компьютеры.

  • Исполнители.

  • Алгоритмы и программы.

  • Графический редактор ХУДОЖНИК и др.





3. Программные средства Роботландии






















Основные темы курса


Тема

Информация

Компьютер

Программирование

Творчество

1. Введение. Беседы об использовании ЭВМ.


Первичные представления



2. Беседы об информации.

Распознавание, передача, хранение, обработка.

ЭВМ – инструмент для работы с информацией.



3. Работа за клавиатурой ЭВМ.

Преобразование информации.

Первичные навыки



4. Алгоритмические этюды.

Преобразование информации.

Первичные навыки



5. Устройство компьютера.

Передача, хранение, обработка информации внутри ЭВМ.

Назначение и взаимосвязь частей ЭВМ.



6. Исполнители.

Информационные процессы.

ЭВМ как универсальный исполнитель. Моделирование исполнителя.

Исполнитель, система команд, синтаксические и семантические ошибки, формальное исполнение.


7. Черные ящики.

Многообразие форм информации и способов ее обработки.

Автоматизированное рабочее место исследователя за ЭВМ.

Алгоритмы обработки информации.

Навыки самостоятельного исследования, интуиция, логические выводы.

8. Редакторы.

Многообразие форм информации: рисунки, тексты, звук.

Инструментальные применения ЭВМ. Понятие редактирования.

Редакторы как исполнители.

Конструирование, сочинение.

9. Сложные исполнители.

Обработка информации.

Сложные системы: редактор текста+редактор среды+исполнитель.

Язык, программа, управляющие структуры, проектирование.

Логическое мышление, конструирование, верификация.



(? 5) Основные подходы к разработке рабочей тетради как одного из средств обучения информатике


Рабочие тетради давно известны учителям и учащимся. Эти пособия периодически разрабатывались по отдельным учебным предметам, эпизодически использовались на занятиях, а затем на долгие годы исчезали. Их достоинства неоспоримы: системный подбор постепенно усложняющихся заданий; экономия времени ученика за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия, т.е. на печатной основе, и, как следствие, возможность решения большего числа задач. Эти пособия прежних лет чаще всего представляли собой краткие сборники задач; в них отсутствовала вариативность задания; они редко ориентировали учащихся на усвоение теоретических понятий. Сегодня мы стали свидетелями создания нового поколения рабочих тетрадей. Здесь нет механического соединения учебника и обычной школьной тетрадки. В них умножаются достоинства того и другого. Такие тетради не только информативны, они организуют самостоятельную работу ученика. Предлагая выполнить те или иные задания на разлинованном пространстве, они требуют от ученика особой ответственности за то, чтобы написанное слово было адекватно по значимости печатному. Комплексность и комплектность - вот главное их достоинство.

Цель рабочей тетради - способствовать повышению эффективности обучения школьников и уровня их творческого развития. Внедрение этого пособия в практику учебного процесса должно решать такие задачи: развитие мышления школьников; более прочное усвоение теоретических положений, а так же приобретение практических умений и навыков решений не только типовых, но и развивающих, творческих задач; овладение алгоритмами решения основополагающих задач школьного курса; контроль за ходом обучения школьников конкретной учебной дисциплине и формирование у них умений и навыков самоконтроля.

Рабочая тетрадь должна отвечать определенным требованиям: отражать все темы школьного курса учебной дисциплины; быть понятной, доступной и интересной каждому ученику, а значит, содержать дифференцированные задания, рассчитанные на тех, кто с большим трудом воспринимает и усваивает материал; стать "настольной книгой" школьника по данной дисциплине, сочетающей в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений, тетрадь для классной или домашней работы, регулярно проверяемой учителем.

Таким образом, современная рабочая тетрадь - это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы учащихся в классе и дома непосредственно на ее страницах. Это позволит сэкономить время, что обеспечит возможность решения большего числа различных задач за меньшее количество времени и, как следствие, положительно скажется на качестве подготовки. Чтобы школьник мог осознанно и самостоятельно выполнять задания, он должен знать основные теоретические положения прорабатываемой темы. Поэтому в рабочие тетради имеет смысл включить кратко сформулированные основные теоретические сведения по данной теме или разделу, на основе которых ученик мог бы наблюдать, искать, доказывать, проверять, экспериментировать, открывать и обобщать. Удобно, если эти сведения будут у школьника "под рукой", т.е. на первой странице. Это позволит ему чаще обращаться к теоретическим вопросам темы, что облегчит решение задачи на 1-ом этапе.

Решение любой задачи происходит обычно на основе теоретических знаний. Дело значительно упрощается, если ученик знает алгоритм решения, т.е. осознает, с чего начать и в какой последовательности продолжать. Чтобы подготовить учеников к решению типовых задач, на страницах рабочей тетради полезно показать характер и последовательность их выполнения, т.е. познакомить их с алгоритмами.

В свою очередь, учителю необходимо показать возможные пути поиска решения, учить самостоятельно составлять алгоритмы решения задач. В рабочую тетрадь следует также включить задания творческого характера, при решении которых требуется проявить свои, хоть и первоначальные способности и знания к составлению таких алгоритмов. Сочетание краткого содержания теоретических основ темы и алгоритмов решения типовых задач представляет собой так называемый информационный комплекс. Это первый раздел каждой темы, рассматриваемой в рабочей тетради. Вторым основным разделом каждой рассматриваемой темы является система различных задач и упражнений для классной и домашней самостоятельной работы учащихся. В этот раздел следует включить несколько различных видов типовых задач. Это обеспечивает определенный тренаж, вырабатывает сноровку в ориентации и решении, повышает качество усвоения материала. Нетиповые задания могут быть предложены вниманию школьников лишь после освоения типовых. Это способствует целенаправленному и интенсивному развитию мышления школьников, формированию их творческих способностей.

Рекомендуется так же предложить учащимся дополнительные сведения: примечания, исторические данные, справки, отсутствующие в учебнике, выводы и резюме. Это нужно, чтобы расширить кругозор школьников, конкретизировать учебный материал, оформив его в виде кратких выводов. А чтобы сформировать у них умения и навыки контроля и самоконтроля в ходе самостоятельной деятельности, предложить контрольные вопросы и контролирующие карты с элементами программирования.

А так же полезен список литературы, позволяющий школьникам познакомиться с версиями других авторов и более полно и глубоко освоить изучаемую тему. Это третий, завершающий раздел по каждой рассматриваемой в рабочей тетради теме, т.е. обобщение и заключение.

Итак, структура и содержание рабочей тетради определяется следующим образом:

1.      информационный комплекс по каждой теме курса: краткие теоретические сведения, алгоритм решения типовой задачи;

2.      задачи и упражнения для самостоятельной работы учащихся: типовые, развивающие и творческие задачи и упражнения;

3.      обобщение и заключение по каждой теме: примечания, резюме, выводы, контрольные вопросы, карты программированного контроля, список литературы.

Рабочая тетрадь призвана быть дополнением к основному учебному материалу. Поэтому она не заменит школьный учебник. Это дидактический материал к нему.

Рабочая тетрадь разрабатывается в полном соответствии с современными школьными программами.

Структура и содержание рабочей тетради по информатике определяется спецификой этого предмета. Поскольку эта учебная дисциплина возникла сравнительно недавно, хоть и существует единый стандарт и определенный учебный план по ее внедрению в школьное обучение, но не всегда существует возможность его выполнения в соответствии с имеющейся техникой и технологиями решения аспектов стандарта. Учебные пособия и методические рекомендации по информатике для начальной школы, разработанные к настоящему времени различными авторами, немногочисленны. Каждое из них имеет ряд особенностей и недостатков.

Эти обстоятельства побуждают к творческим поискам в этой области. Анализируя методическую литературу по курсу ОИВТ, приходишь к выводу, что наиболее приемлемым средством обучения информатике в младших классах является рабочая тетрадь.

Преимущества использования рабочей тетради в начальной школе.

1.      Использование тетради в 1-3 классах исключает необходимость тратить время на запись домашних и классных заданий. Может быть, можно обойтись без домашнего задания по тем предметам, которые повторяются по 5-6 раз в неделю. От одного урока информатики до другого проходит неделя. За это время нормальный ребенок может забыть все, что было на предыдущем занятии. Выполнение домашнего задания - это элементарная настройка ученика на работу на предстоящем уроке.

2.      Тетрадь на печатной основе дает возможность провести полную "пред компьютерную" подготовку школьника на уроке. Это позволяет школьнику более осознанно, целенаправленно работать на компьютере.

3.      Тетрадь содержит большое количество иллюстраций. Поскольку главным принципом обучения в этом возрасте является наглядность, это способствует более полному восприятию получаемой информации, а вследствие этого более прочному усвоению знаний. Работая с каждым заданием самостоятельно, у учащихся появляется возможность максимально приложить свои способности для его выполнения. Что способствует более качественному усвоению изучаемого материала.

Тетрадь имеет недостаток по сравнению с записью непосредственно на уроке. Для малышей крайне важен кинестетический канал получения информации. Им гораздо легче многое воспринять "руками", чем "глазами". То, что ребенок записывает, откладывается в его памяти гораздо прочнее, чем то, что ребенок читает.

Содержание рабочей тетради по информатике для 1 класса определяется содержанием самого курса информатики в 1 классе. А именно, состоит из трех основных тем курса:

1.      Информация: виды, свойства информации, информационные процессы.

2.      ЭВМ: знакомство, первоначальные навыки работы с ЭВМ.

3.      Алгоритм: умение выполнять, составлять алгоритм, понятие исполнителя.

Замечание: работа за компьютером не должна превышать 15 минут.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!