Пояснительная записка.
Вид: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Уровень реализации: базовый
По форме организации образовательного процесса: интегрированная
Срок реализации программы: 1 год
Адресат программы: обучающиеся – 10-14 лет
Общее количество часов по программе – 34 часа
По образовательным областям: многопрофильная ( история, музыка, изобразительное искусство, технология обучающего труда)
По способам реализации: исследовательская, творческая.
Программа разработана с учетом законодательных нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012г.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей».
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р.
- Постановление правительства РФ от 17.11.2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития».
- Письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 23.03.2020 № 80-12/260 «О направлении методических рекомендаций по организации дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования».
- Письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.08.2020 № 0812/6906 «Об организации работы общеобразовательных организаций».
Локальные акты МКОУ Карайчевская ООШ
- Положение о работе с одаренными детьми;
- Положение о составлении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- Положение об аттестации обучающихся;
- Инструкции по технике безопасности на занятиях.
Цель:
- воспитание художественного вкуса и эстетического восприятия путем знакомства с лучшими образцами словесного искусства,
Задачи:
- развить поэтический слух,
-уточнить знания по теории литературы,
- стимулировать познавательный интерес.
Образовательные
уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
учить отвечать на вопросы по содержанию,
учить пересказу,
учить читателя становиться исследователем.
2. Развивающие
развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
Воспитатывающие
формировать у детей интерес к книге, развитие эстетического вкуса, повышение интеллектуального уровня и творческой активности, привитие общечеловеческих ценностей, воспитание душевной красоты и гармонии, чувства патриотизма и любви к малой Родине.
Новизна заключается в том, что в рамках программы «Живое слово» прослеживается связь основного предмета с историей, музыкой, изобразительным искусством, технологией обучающего труда. Деятельность здесь имеет познавательный характер: она направлена на расширение представлений не только о литературе, но и о культуре, искусстве, фольклористике, музыке (например, литературно-музыкальные композиции).
Актуальность Программа «Живое слово» является важнейшей составной частью работы по приобщению обучающихся к литературе как искусству слова, пробуждению у них интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая им повышать их общую коммуникативную культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у обучающихся интереса к литературному чтению, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе. Руководство литературным творчеством играет огромную роль для нравственного и идейного воспитания обучающихся. Именно в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней.
Программа «Живое слово» призвана способствовать решению одной из основных задач современной школы — обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения. Программа поможет учителю-словеснику расширить гуманитарное пространство школы, позволит усилить культурологический аспект в преподавании ряда разделов школьной программы по литературе базового уровня.
В реализации этой цели неоценима роль русской поэзии, в том числе и наших земляков.
Отличительные особенности программы:
педагог использует дифференцированный подход в работе с каждым обучающимся, так как группы формируются из разновозрастных детей, имеющих различный уровень базовых знаний и умений;
образовательная программа также предусматривает включение детей в учебный процесс в течение учебного года;
педагог использует творческий подход к выбору заданий при изучении новой темы, интересной для детей и актуальной на данный момент;
образовательная программа нацеливает обучающихся не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках, фестивалях и ярмарках;
Программа позволяет развивать индивидуальность обучающегося, стимулировать познавательную активность учащихся.
Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки.
Программа занятий вооружает обучающихся умениями, которые пригодятся в жизни, может помочь в профессиональной ориентации.
Формы и режим занятий.
Форма обучения: очная. Режим занятий соответствует требованиям СанПиН. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Предусмотрены индивидуальные консультативные занятия при подготовке к участию в конкурсах различных уровней.
Задания по темам подобраны с учётом возраста обучающихся, их интересов, запросов времени.
Срок реализации - 1 год. Группа формируется из обучающихся в возрасте от 10-14 лет. Система тем и заданий, разработанных в данной программе, дает возможность зачислять всех желающих без предварительного отбора и экзамена. Дети имеют разные знания и умения, поэтому в программе большое внимание уделяется индивидуального подходу в работе с детьми.
Содержание программы:
Тема 1. Привлечение обучающихся в кружок «Живое слово» (1 час).
Теория (1 час):
Встреча с детьми, введение в образовательную программу. Показ презентаций литературных и исторических кружков.
Тема 2. Составление плана работы кружка (1 часов).
Теория (1 час):
Составление плана работы кружка
Тема 3. Поэтика и символика русской литературы. (1 час).
Теория (1 час): Средства изобразительности в литературе (постоянные эпитеты, олицетворения, повторы), предметы-символы.
Тема 4. 19 октября – День Царскосельского лицея. (2 часа).
Теория (1 час):
«Мой Пушкин» (по произведениям А. С. Пушкина).
Практическая часть (1 час):
«Мой Пушкин» (на материале сочинений учащихся на тему «Мой Пушкин»).
Тема 5. Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859) (1 час).
Теория (1 час):
Аксаковские чтения (Сказка «Аленький цветочек»)
Тема 6. Обучение выразительному чтению (1 час).
Практическая часть (1 час):
Конкурс чтецов
Тема 7. Русский писатель, драматург, киносценарист Евгений Львович Шварц (1896–1958) (2 часа).
Теория (1 час):
Чтение и инсценировка пьесы «Обыкновенное чудо» (главы).
Практическая часть (1 час):
Подготовка к конкурсу чтецов «Живая классика»
Тема 8. 28 ноября – 114 лет со дня рождения русского филолога, историка культуры, общественного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачёва (1906–1999) (1 час).
Теория (1 час):
Круглый стол «Творческая мастерская Д.С. Лихачёва»
Тема 9 Окружной литературный фестиваль «Гонимый миром странник, но с русскою душой…», посвящённый М.Ю. Лермонтову. (2 часа).
Теория (1 час):
Работа с библиотекой.
Практическая часть (1 час):
Написание эссе, стихотворения.
Тема 10. 27 января – 189 лет со дня рождения английского писателя Льюиса Кэрролла (1832–1898) (1 час).
Практическая часть (1 час):
Викторина по биографии и творчеству писателя.
Тема 11. День матери России (1 час).
Теория (1 час):
Подборка материала и составление сценария Дню матери. Подготовка и проведение литературной композиции «Незабвенный милый образ»
Тема 12. «Певец деревни. Наш земляк» (Тема детства, тема женщины-труженицы в произведениях Заболоцкого). (1 час).
Практика (1 час):
Литературная гостиная «Песня женщины».
Тема 13. Фёдор Иванович Тютчев (1803–1873) (1 час).
Теория (1 час):
Подборка материала и составление сценария. Литературная гостиная "Я встретил Вас…"
Тема 14. (1 час).
Практическая часть (1 час):
Подборка материала и составление сценария «Князево – село моё родное». Чтение стихотворений о малой родине.
Теория (1 час):
Подборка материала и составление сценария. Литературная гостиная "Я встретил Вас…"
Тема 15. Валентин Распутин (1937-2015) (1 час).
Практика (1 час):
Творческая мастерская. Создание небольших заметок на темы «Недавно я прочитал…».
Тема 16. Белла Ахмадулина (1937-2010) (1 часов).
Теория (1 час):
Литературный калейдоскоп «Не плачьте обо мне…»
Тема 17. Юбилей книги А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836) (1 час).
Практическая часть (1 час): Выставка, посвящённая 185-летию публикации романа «Капитанская дочка». Викторина «В гостях у книги-юбиляра». Исследовательская работа «История создания романа»
Тема 18. День воинской славы России (27.01). День снятия блокады города Ленинграда (1944г.) (1 час).
Практика (1 час):
Выставка, посвящённая 185-летию публикации романа «Капитанская дочка». Викторина «В гостях у книги-юбиляра». Исследовательская работа «История создания романа»
Тема 19. Проект «Деревня моей мечты». (1 час).
Практическая часть (1 час):
Разработка проекта..
Тема 20. «Вы отстояли этот мир…». (Посвящается теме Великой Отечественной войны) (1 час).
Практика (1 час):
Подготовка к областному конкурсу чтецов, литературному конкурсу «Весна Победы», «Память священна».
Тема 21. Гоголь Н.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831) (1 час).
Теория (1 час):
Конкурс на составление лучшего кроссворда.
Тема 22. Мои любимые книги. Читательская конференция. (1 час).
Теория (1 час):
Сообщения о прочитанных книгах.
Тема 23. Творческая мастерская «Проба пера». Литературные жанры. Репортаж. Интервью. Статья в газету. Эссе. Отзыв. Очерк. Письмо. Дневник… (1 час).
Теория (1 час):
В рамках проекта «Герой нашего времени», «Пою село моё родное». Село на берегу реки. История его создания. Его достопримечательности. Фотовыставка «Герои нашего времени». Выставка рисунков «Моё село Карайчевка».
Тема 24. Литературная гостиная «Певец деревни. Наш земляк И.А. Бунин». (1 час).
Теория (1 час): Фотовыставка «Нет милей и краше родины нашей…
Тема 25. Неделя детской и юношеской книги.(1 час).
Теория (1 час):
Эвристическая беседа
Тема 26. Международный день детской книги.(1 час).
Практическая часть (1 час):
Подготовка творческих работ.
Тема 27. Русский писатель Виктор Петрович Астафьев (1924–2001)(1 час).
Теория: Литературный вечер «Мир Виктора Астафьева»
Тема 28. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.Юлия Владимировна Друнина (1924–1991) (1 час).
Практическая часть (1 час):
Подборка материала и составление сценария. Конкурс-чтецов «Поговорим стихами о войне»»
Тема 29. Поэзия: рифма, виды рифмовок. (1 час).
Теория (1 час): Виды рифмовок: перекрестная, парная, опоясывающая. Тренировка в определении.
Тема 30. Стихотворные размеры. Эпитет, олицетворение, метафора. (2 часа).
Теория (1 час): Ямб и хорей.
Практическая часть (1 час):
Определение размеров в разных отрывках.
Работа с поэтическими текстами, определение средств изобразительности. Подбор собственных примеров олицетворений, метафор, эпитетов.
Тема 31. Экскурсия в сельскую детскую библиотеку (1 час).
Теория (1 час):
Творческая встреча с библиотекарем с. Карайчевка
Ожидаемые результаты освоения программы:
Предметные результаты.
Прогнозируемые результаты
По окончании занятий обучающийся будет знать:
- основные литературоведческие термины;
- основные этапы жизни и творчества писателей (изучаемых в течение учебного года);
- основные принципы написания литературного сценария;
- содержание литературных произведений (изучаемых в течение учебного года).
По окончании занятий обучающийся научится:
- анализировать тексты литературных произведений (изучаемых в течение учебного года);
- составлять сценарий проведения творческой постановки; - подбирать материал к изучаемой теме.
2. Метапредметные результаты.
Объект оценки метапредметных результатов - сформированность регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, знаково-символические, информационные, логические.
Коммуникативные универсальные учебные действия: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
3. Личностные результаты:
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение: уровень образования педагога – высшее, специальность – русский язык и литература.
Материально-техническое обеспечение:
- Отдельный кабинет. Помещение освещено лампами дневного света.
- Компьютер с доступом в интернет.
- Проектор;
- Полки для методической литературы и методических пособий.
- Инструкции по ТБ
Педагогический контроль.
Формы педагогического контроля.
В течение учебного года проводится диагностика обученности (стартовая, промежуточная, итоговая) с целью определения уровня знаний на разных этапах обучения.
Этапы педагогического контроля:
- входящий контроль (проводится на вводном занятии);
- текущий контроль (может проводиться на каждом занятии);
- промежуточный (проводится после реализации проекта);
- итоговый (проводится в конце всего курса обучения).
Формы оценки результативности:
- обсуждение самостоятельной работы обучающегося с руководителем;
- защита обучающимися выполненных работ на конкурсах различного уровня;
- изучение отзывов родителей и педагогов о динамике личностного роста, отслеживание профессиональной и личностной успешности выпускников.
Во всех группах отслеживается личностный рост обучающегося по следующим параметрам:
• усвоение знаний по базовым темам программы;
• овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
• развитие литературного вкуса;
• формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Используются следующие формы проверки:
• анализ;
• игра-конкурс;
• викторина.
Методы проверки:
• наблюдение;
• тестирование;
• анкетирование;
• опрос.
Результаты фиксируются по следующим параметрам:
• усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;
• личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
• формирование литературно-эстетического вкуса;
• участие в выставках, конкурсах литературного творчества.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
• высокий;
• средний;
• низкий.
Организация промежуточной и итоговой аттестации:
- промежуточная - последняя неделя 2 четверти
- итоговая - последняя неделя учебного года.
Форма итоговой аттестации: творческие работы .
Контрольно-измерительные материалы: тестовые вопросы, диагностические задания.
Возрастные особенности детей.
В подростковом периоде на фоне сложного, неравномерного физического развития подростков наблюдается неравномерность их психического развития и социального становления. Как следствие этого возникают своеобразные защитные реакции подростка, выраженные в различных формах протеста, поэтому для снятия этих состояний на теоретических и практических занятиях объединения «Живое слово» создана доброжелательная атмосфера общения педагога и учащихся.
Подросток ощущает взросление и требует уважительного отношения со стороны окружающих, поэтому на занятиях преобладает демократический стиль. В этот период идет процесс формирования мировоззрения, выработка жизненных признаков, трудового самоопределения и накопления навыков и умений, появляется потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми, подросток стоит на пороге определения своего жизненного пути, будущей профессии, позиционирования себя в обществе.
Задача проекта должна соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся – интерес к работе и посильность, необходимо обеспечить заинтересованность детей – мотивацию, которая будет побуждать к самостоятельной и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в работу, заинтересовать проблемой, перспективой практической личной и социальной пользы. Вот почему важен выбор вышеперечисленных педагогических технологий, приемов и методов учебной деятельности. В ходе реализации образовательных проектов решается одна из воспитательных задач: ненавязчиво, но настойчиво ориентировать учащегося на овладение профессиями, связанными с литературой, журналистикой. Организация образовательного пространства является основным требованием к реализации программы.
Календарно -тематический план
№ | Наименование тем | Краткое содержание, формы работы | Кол-во часов (теория) | Кол-во часов (практ.) | Всего |
1 | Привлечение обучающихся в кружок «Живое слово» | Показ презентаций литературных и исторических кружков. | 1 | | 1 |
2 | Подборка материала по календарю знаменательных дат | Составление плана работы кружка | 1 | | 1 |
3 | Поэтика и символика русской литературы. | Средства изобразительности в литературе (постоянные эпитеты, олицетворения, повторы), предметы-символы. | 1 | | 1 |
4 | 19 октября – День Царскосельского лицея. | «Мой Пушкин» (по произведениям А. С. Пушкина и на материале сочинений учащихся на тему «Мой Пушкин»). | 1 | 1 | 2 |
5 | Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859) | «Чародей слова или проникновенный поэт природы!» Аксаковские чтения (Сказка «Аленький цветочек») | 1 | | 1 |
6 | Обучение выразительному чтению | Конкурс чтецов | | 1 | 1 |
7 | Русский писатель, драматург, киносценарист Евгений Львович Шварц (1896–1958) | Чтение и инсценировка пьесы «Обыкновенное чудо» (главы), подготовка к конкурсу чтецов «Живая классика» | 1 | 1 | 2 |
8 | 28 ноября – 114 лет со дня рождения русского филолога, историка культуры, общественного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачёва (1906–1999) | Работа с библиотекой. Написание эссе, стихотворения. | 1 | | 1 |
9 | Окружной литературный фестиваль «Гонимый миром странник, но с русскою душой…», посвящённый М.Ю. Лермонтову | Работа с библиотекой. Написание эссе, стихотворения. | 1 | 1 | 2 |
10 | 27 января – 189 лет со дня рождения английского писателя Льюиса Кэрролла (1832–1898) | Викторина по биографии и творчеству писателя. | | 1 | 1 |
11 | День матери России | Подборка материала и составление сценария Дню матери. Подготовка и проведение литературной композиции «Незабвенный милый образ» | 1 | | 1 |
12 | «Певец деревни. Наш земляк» (Тема детства, тема женщины-труженицы в произведениях Заболоцкого). | Литературная гостиная «Песня женщины». | | 1 | 1 |
13 | Фёдор Иванович Тютчев (1803–1873) | Подборка материала и составление сценария. Литературная гостиная "Я встретил Вас…" | 1 | | 1 |
14 | «Тихая моя родина… » (Проза, стихи, песни русских авторов, которые посвящены России и малой родине). | Подборка материала и составление сценария «Князево – село моё родное». Чтение стихотворений о малой родине. | | 1 | 1 |
15 | Валентин Распутин (1937-2015) | Творческая мастерская. Создание небольших заметок на темы «Недавно я прочитал…». | | 1 | 1 |
16 | Белла Ахмадулина (1937-2010) | Литературный калейдоскоп «Не плачьте обо мне…» | 1 | | 1 |
17 | Юбилей книги А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836) | Выставка, посвящённая 185-летию публикации романа «Капитанская дочка». Викторина «В гостях у книги-юбиляра». Исследовательская работа «История создания романа» | | 1 | 1 |
18 | День воинской славы России (27.01). День снятия блокады города Ленинграда (1944г.) | Выпуск стенгазеты. Урок мужества «Эхо Ленинграда» . Чтение-обсуждение рассказа Ю.Я. Яковлева «Девочки с Васильевского острова». | | 1 | 1 |
19. | Проект «Деревня моей мечты». | Разработка проекта. | | 1 | 1 |
20 | «Вы отстояли этот мир…». (Посвящается теме Великой Отечественной войны) | Подготовка к областному конкурсу чтецов, литературному конкурсу «Весна Победы», «Память священна». | | 1 | 1 |
21 | Гоголь Н.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831) | Конкурс на составление лучшего кроссворда. | 1 | | 1 |
22 | Мои любимые книги. Читательская конференция. | Сообщения о прочитанных книгах. | 1 | | 1 |
23 | Творческая мастерская «Проба пера». Литературные жанры. Репортаж. Интервью. Статья в газету. Эссе. Отзыв. Очерк. Письмо. Дневник… | В рамках проекта «Герой нашего времени», «Пою село моё родное». Село на берегу реки. История его создания. Его достопримечательности. Фотовыставка «Герои нашего времени». Выставка рисунков «Моё село Князево». | 1 | | 1 |
24 | Литературная гостиная «Певец деревни. Наш земляк И.А. Бунин». | Фотовыставка «Нет милей и краше родины нашей… | 1 | | 1 |
25 | Неделя детской и юношеской книги. | Эвристическая беседа | 1 | | 1 |
26 | Международный день детской книги. | Подготовка творческих работ. | | 1 | 1 |
27 | Русский писатель Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) | Литературный вечер «Мир Виктора Астафьева» | 1 | | 1 |
28 | День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Юлия Владимировна Друнина (1924–1991) | Подборка материала и составление сценария. Конкурс-чтецов «Поговорим стихами о войне» | | 1 | 1 |
29 | Поэзия: рифма, виды рифмовок. | Виды рифмовок: перекрестная, парная, опоясывающая. Тренировка в определении. | 1 | | 1 |
30 | Стихотворные размеры. Эпитет, олицетворение, метафора. | Ямб и хорей. Определение размеров в разных отрывках. Работа с поэтическими текстами, определение средств изобразительности. Подбор собственных примеров олицетворений, метафор, эпитетов. | 1 | | 1 |
31 | Экскурсия в сельскую детскую библиотеку | Творческая встреча с библиотекарем с. Карайчевка | | 1 | 1 |
| Итого-34 часа | | 19 | 15 | 34 |
Методическое обеспечение
Методика преподавания
Эффективность процесса обучения определяется правильным выбором его форм и методов. При освоении теоретического материала используются методы групповых, индивидуальных занятий, работа в малых группах.
Основные формы работы:
- лекции;
- «мозговой штурм»;
- дискуссия по предложенной проблеме;
- парная и групповая работа;
- сбор и анализ информации;
- постановка проблемных вопросов и учебно-поисковых задач;
- практические работы на местности.
Используемые приемы и методы:
1. Словесные:
• Рассказ
• Лекция
• Беседа
• Дискуссия
2. Практические:
• Практическая работа
3. Наглядные:
• Демонстрация
• Иллюстрация
4. Методы проблемного обучения:
• Проблемное изложение материала
• Создание проблемных ситуаций
5. Методы игры:
• Игра – конкурс
• Игра – путешествие
• Игра – викторина и т.п.
Практические умения и навыки отрабатываются в ходе проведения практических занятий.
При создании программы были учтены следующие принципы педагогической деятельности:
- учет возрастных, физиологических, психологических особенностей воспитанников, их потенциальных способностей и возможностей.
- личностно – ориентированный подход в обучении.
- принцип целесообразности (соответствие учебной нагрузки, форм и методов проведения занятий особенностям индивидуальному стилю учебной деятельности учащихся);
- принцип развивающего характера обучения;
- интеграционный подход в обучении;
- творческий, инновационный подход в обучении.
Реализация программы базируется на применении современных педагогических технологий:
- технология развития критического мышления;
- ситуативная технология. Прием: поиск ответов, установление причинно-следственных связей, синтез мыслей;
- кейс технология. Прием: эмпатия, заполнение концептуальных таблиц;
-технология коллективно-творческой деятельности. Принцип успешности обучающегося, право обучающегося на ошибку, собственную точку зрения, открытость для всех контактов;
- информационно аналитическая технология. Прием: использование разрезного готового материала для участников или отдельных групп;
- технология мастерских;
- ТРИЗ-технология;
- технология дифференцированного обучения;
- ИКТ-технология.
Дидактический материал.
- Дидактические и наглядные пособия: схемы, графики, таблицы, рисунки, иллюстративный ряд.
- плакаты, мультимедийные презентации, альбомы.
Список литературы:
1. Единая коллекция образовательных ресурсов
3.Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143
4.Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.
5.Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.
6.Ильина Н. Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов-на-Дону, 2007.
Приложение
«Литературная гостиная » (система работы)
Зарождение замысла и продумывание сюжета внеклассного мероприятия.
Этот этап работы целиком проделывается руководителем — хозяйкой «гостиной ».
1. Работа по определению темы будущей « гостиной »:
— юбилейная дата писателя или поэта,
— тема в программе по литературе, требующая углубления и расширения,
— участие в литературных конкурсах, требующее более подробного знакомства с жизнью и творчеством писателя.
2. Подбор литературного материала.
3. Создание сценария.
4. Подбор «героев» для будущего сценического воплощения.
5. Знакомство учащихся с их ролью в будущей « гостиной ».
6. Работа с музыкальным и художественным материалами.
Работа с творческими группами по воплощению замысла.
1. Индивидуальные консультации по работе над текстовым материалом (работа над ролью, сценическая реализация роли, выразительное чтение, занятия по технике речи).
2. Подготовка к творческому представлению писателя (биография, особенности творчества и т. д.).
3. Работа по созданию костюмов, декораций и общего оформления вечера.
4. Создание выставок.
5. Консультации, репетиционная (тренировочная) работа.
Программа «Литературная гостиная» – Создание сценария – Подбор творческих групп – Работа творческих групп
Сценическая реализация замысла
Она зависит от типа встречи в « Литературной гостиной ».
Закрытые заседания имеют свои особенности в силу меньшего количества гостей, сжатости пространства и времени протекания встречи.
Они проходят в кабинете литературы, оформленном в стиле « гостиной ».
Структура встречи в « гостиной » на закрытом заседании:
1. Сбор гостей (10—15 минут).
2. Представление и знакомство с участниками « гостиной » и гостями.
3. Зажжение свечи — символа « гостиной ».
4. Знакомство с темой разговора.
5. Чаепитие и начало поэтического сценария.
6. Воплощение замысла (сценария).
7. Отклик гостей на происходящее (они свободны, инициативны, готовы высказать свое мнение, сами могут что-то почитать и т.д.)
8. «Стоя в прихожей, я хочу сказать » (момент прощания, последние слова перед уходом).
9. Музыка завершает момент прощания.
Открытые заседания в силу масштабности их воплощения, привлечения большого количества гостей, достаточно большой продолжительности по времени имеют свою структуру:
1. Сбор гостей в зале (10 минут).
2. Зажжение свечи и поэтическое вступление в тему.
3. Сценическая реализация.
Комплексное воздействие искусств обостряет сценическую и художественную восприимчивость ребят, развивает ассоциативное и образное мышление. Литературно-музыкальная композиция, драматическая композиция дают возможность личностного восприятия художественного произведения учащимися.
Литературно-музыкальная композиция (монтаж отдельных выступлений — художественное чтение, исполнение песен, инсценирование и текст — комментарий ведущего) является одной из форм встречи в « Литературной гостиной » Эффективность этой формы работы заключается в ассоциативности связи отдельных компонентов, в резкой смене ритмов музыки, деталей оформления, различных голосовых звучаний.
Воспитательное воздействие такой формы работы по сравнению с отдельными выступлениями сильнее. Она дает возможность проявить себя в роли ведущего нескольким учащимся, позволяет обеспечить наибольшее эмоциональное воздействие на зал, но обладает меньшей зрелищностью.
Поэтому основная форма работы по реализации программы « Литературной гостиной » — это синтез литературно-музыкальной и драматической композиции. Драматическая постановка продолжает собой литературную композицию (ее содержание продолжает общую тему). Вместе они создают целостное самостоятельное художественное произведение, результат которого намного выше.
Работа над ролью требует внимательного чтения слова писателя необходимости жить атмосферой этого произведения, а это и создает возможность личностного восприятия художественного произведения.
4. Отклик гостей на происходящее (отзывы, выступления, т е обратная связь с гостями).
Трудоемкость для учащихся состоит в работе с текстовым материалом (заучивание, выразительное чтение) в работе над творческими заданиями.
Результативность.
1. Педагогический опыт помогает учащимся оценить значимость литературы, дать личностную оценку прочитанному произведению, т. е. формирует эмоционально-значимое отношение к литературе.
2. Развитие коммуникативной активности, творческих способностей через создание собственных произведений, даже целых сборников стихов.
3. Результаты районных и областных литературных конкурсов:
5. Расширение интереса к художественной, мемуарной, документальной литературе.
6. Возникновение интереса к различным формам творческих работ (рефераты, сообщения, творческие работы, проекты, сравнительные характеристики и т. д.).
« Литературная гостиная » (система работы)
Зарождение замысла и продумывание сюжета внеклассного мероприятия.
Этот этап работы целиком проделывается руководителем — хозяйкой « гостиной ».
1. Работа по определению темы будущей « гостиной »:
— юбилейная дата писателя или поэта,
— тема в программе по литературе, требующая углубления и расширения,
— участие в литературных конкурсах, требующее более подробного знакомства с жизнью и творчеством писателя.
2. Подбор литературного материала.
3. Создание сценария.
4. Подбор «героев» для будущего сценического воплощения.
5. Знакомство учащихся с их ролью в будущей « гостиной ».
6. Работа с музыкальным и художественным материалами.
Работа с творческими группами по воплощению замысла.
1. Индивидуальные консультации по работе над текстовым материалом (работа над ролью, сценическая реализация роли, выразительное чтение, занятия по технике речи).
2. Подготовка к творческому представлению писателя (биография, особенности творчества и т. д.).
3. Работа по созданию костюмов, декораций и общего оформления вечера.
4. Создание выставок.
5. Консультации, репетиционная (тренировочная) работа.
Программа «Литературная гостиная» – Создание сценария – Подбор творческих групп – Работа творческих групп
Сценическая реализация замысла
Она зависит от типа встречи в « Литературной гостиной ».
Закрытые заседания имеют свои особенности в силу меньшего количества гостей, сжатости пространства и времени протекания встречи.
Они проходят в кабинете литературы, оформленном в стиле « гостиной ».
Структура встречи в « гостиной » на закрытом заседании:
1. Сбор гостей (10—15 минут).
2. Представление и знакомство с участниками « гостиной » и гостями.
3. Зажжение свечи — символа « гостиной ».
4. Знакомство с темой разговора.
5. Чаепитие и начало поэтического сценария.
6. Воплощение замысла (сценария).
7. Отклик гостей на происходящее (они свободны, инициативны, готовы высказать свое мнение, сами могут что-то почитать и т.д.)
8. «Стоя в прихожей, я хочу сказать » (момент прощания, последние слова перед уходом).
9. Музыка завершает момент прощания.
Открытые заседания в силу масштабности их воплощения, привлечения большого количества гостей, достаточно большой продолжительности по времени имеют свою структуру:
1. Сбор гостей в зале (10 минут).
2. Зажжение свечи и поэтическое вступление в тему.
3. Сценическая реализация.
Комплексное воздействие искусств обостряет сценическую и художественную восприимчивость ребят, развивает ассоциативное и образное мышление. Литературно-музыкальная композиция, драматическая композиция дают возможность личностного восприятия художественного произведения учащимися.
Литературно-музыкальная композиция (монтаж отдельных выступлений — художественное чтение, исполнение песен, инсценирование и текст — комментарий ведущего) является одной из форм встречи в « Литературной гостиной » Эффективность этой формы работы заключается в ассоциативности связи отдельных компонентов, в резкой смене ритмов музыки, деталей оформления, различных голосовых звучаний.
Воспитательное воздействие такой формы работы по сравнению с отдельными выступлениями сильнее. Она дает возможность проявить себя в роли ведущего нескольким учащимся, позволяет обеспечить наибольшее эмоциональное воздействие на зал, но обладает меньшей зрелищностью.
Поэтому основная форма работы по реализации программы « Литературной гостиной » — это синтез литературно-музыкальной и драматической композиции. Драматическая постановка продолжает собой литературную композицию (ее содержание продолжает общую тему). Вместе они создают целостное самостоятельное художественное произведение, результат которого намного выше.
Работа над ролью требует внимательного чтения слова писателя необходимости жить атмосферой этого произведения, а это и создает возможность личностного восприятия художественного произведения.
4. Отклик гостей на происходящее (отзывы, выступления, т е обратная связь с гостями).
Трудоемкость для учащихся состоит в работе с текстовым материалом (заучивание, выразительное чтение) в работе над творческими заданиями.
Результативность.
1. Педагогический опыт помогает учащимся оценить значимость литературы, дать личностную оценку прочитанному произведению, т. е. формирует эмоционально-значимое отношение к литературе.
2. Развитие коммуникативной активности, творческих способностей через создание собственных произведений, даже целых сборников стихов.
3. Результаты районных и областных литературных конкурсов:
5. Расширение интереса к художественной, мемуарной, документальной литературе.
6. Возникновение интереса к различным формам творческих работ (рефераты, сообщения, творческие работы, проекты, сравнительные характеристики и т. д.).
Цели и задачи работы.
Цель — формирование эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению. Задачи:
1. Воспитание внимательного читателя
2. Воспитание чувства патриотизма, нравственности и высокой духовности путем общения с различными видами искусства.
3. Реализация творческих способностей личности в разных способах самовыражения.
Принципы работы.
1. Принцип психологической комфортности.
Нормой общения становится внимательное выслушивание любой точки зрения участников, уважительное отношение к чужому мнению. Позиция учителя приближается к позиции собеседника, партнера. Каждый участник должен чувствовать себя нужным и значительным. Окружающая атмосфера (кабинет, оформленный в стиле « Литературной гостиной », со свечами, музыка и т. д.) поможет психологически настроиться на общение.
2. Принцип опоры на художественный метод, стилистическую манеру писателя и поэта.
Этот принцип позволяет формировать целостное художественное восприятие, как всего литературного процесса, так и отдельного художественного произведения. Здесь значение имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения.
3. Принцип интеграции и диалога искусств.
Этот принцип позволяет развивать и углублять способность воспринимать искусство в художественной целостности и неповторимой значимости. Он помогает воспитанию нравственной и эстетической культуры подростка путем общения с различными областями искусства.
4. Принцип сохранения индивидуальности, обеспечивающий свободу творческого поиска.
Собственный творческий поиск учащихся — это результат личностного, эмоционально-ценностного восприятия художественного произведения. Он позволяет соотносить разные варианты восприятия литературного произведения, героя и пр., открывать путь к самопознанию.
28