СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА эколого-биологической направленности «ПРИРОДА И ТВОРЧЕСТВО»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА эколого-биологической направленности  «ПРИРОДА И ТВОРЧЕСТВО». Образовательная программа дополнительного образования детей "Природа и творчество"  направлена на расширение знаний  обучающихся о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе, формирование экологического воспитания и просвещения, рационального природопользования путем активизации познавательной и творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА эколого-биологической направленности «ПРИРОДА И ТВОРЧЕСТВО»»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 

эколого-биологической направленности

«ПРИРОДА И ТВОРЧЕСТВО»

 (срок реализации – 1 год)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Образовательная программа дополнительного образования детей "Природа и творчество" (далее – программа) направлена на расширение знаний  обучающихся о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе, формирование экологического воспитания и просвещения, рационального природопользования путем активизации познавательной и творческой деятельности.

 Направленность программы: эколого-биологическая.

Программа составлена согласно следующим нормативным документам:

  • Конституции Донецкой Народной Республики; 

  • Закону «Об образовании» Донецкой Народной Республики (Постановление № I-233П-НС); 

  • Закону Донецкой Народной Республики «О противодействии экстремистской деятельности», принятому постановлением Народного Совета 29.05.2015 г.;

  • Закону Донецкой Народной Республики «О противодействии терроризму», принятому постановлением Народного Совета 15.05.2015 г.;

  • Закону Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принятому постановлением Народного Совета 15.05.2015 г.;

  • Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей, утвержденному Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8;

  • Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утвержденному приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.07.2016 г. № 793;

  • Требованиям к программам дополнительного образования для детей, утвержденным приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392;

  • Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94;

  • Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 г. № 815;

  • Типовому порядку проведения Республиканских мероприятий с участием детей и обучающихся образовательных организаций, утвержденному приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.04.2016 г. № 379; 

  • Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310;

  • Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики,  утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2017 г. № 832.


Актуальность программы 

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.

Природа – замечательная мастерская. Поделки из природных материалов –  это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства. Любая работа с природным материалом (поделки из шишек, орехов, семян) – не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Данная программа предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Программа конструирования из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир.


Новизна программы

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами (бумагой, нитками, спичками, клеенкой) имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. 


Педагогическая целесообразность

В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми, что позволяет познакомить обучающихся не только с технологиями выполнения, но и подготовить к творческому освоению мира, сформировать знания о природе, обществе и социальных явлениях. Программа предполагает создание последовательной и оптимальной системы обучения на основе усложнения деятельности обучающихся, ее содержание и материал организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнем сложности.

Практические работы составляют основу занятий, в процессе которых обучающиеся добиваются совершенства в исполнении творческих работ. На каждом занятии обучающимся дается возможность для простора фантазии, привнесение в работу собственных образов. В ходе проведения занятий широко используется наглядный и раздаточный материал, в том числе образцы творческих работ, инструктивные карточки, тематические слайд-фильмы и презентационные материалы.


Цель программы – развитие творческих способностей обучающихся через работу с природным материалом.


Задачи программы

Образовательные:

  • освоение обучающимися определенных знаний, умений, навыков работы с различным материалом и оборудованием;

  • обучение технологическим приемам и способом обработки природных материалов;

  • овладение умениями использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Воспитательные:

  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, удовлетворение их индивидуальных потребностей;

  • воспитание способность видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя природные материалы соответствующего цвета и фактуры;

  • содействие повышению уровня экологической грамотности, культуры трудовой деятельности, тонкому художественному вкусу.

Развивающие:

  • развитие умения осознанно строить свою деятельность по достижению цели, видеть возникающие проблемы и находить пути рационального, творческого их решения;

  • способствование формированию таких личностных качеств, как самостоятельность, аккуратность, трудолюбие;

  • прививание интереса и любви к природе родного края через знакомство с разными жанрами изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества.


Отличительные особенности программы

Программа объединяет экологический, биологический, психологический и творческий подход к изучению природных объектов, предполагает использование игровых элементов, способствующих поддержанию неослабевающего интереса в изучении, охране природы и исследовательской деятельности. Материал, предлагаемый программой, не повторяет учебных программ общего образования, а дополняет и расширяет знания детей о природе. 

Возраст обучающихся

Программа “Природа и творчество” рассчитана для детей 11-14 лет. Прием осуществляется без специального отбора.

Группы составляются по интересам, выявленным на основании первичного тестирования.

Деятельность детского объединения в данные возрастные периоды чрезвычайно ценна не только многообразием предметного содержания, но и направлениями освоения социального опыта: познавательная деятельность, исполнительская деятельность, творческая деятельность, развитие эмоционально-ценностных отношений. Это обилие предоставленных возможностей чрезвычайно благосклонно влияет на поведение обучающихся. Они активно включаются в поиск, подчиняясь своим побуждениям.


Наполняемость учебной группы - 10-15 человек.


Сроки реализации программы

Срок реализации курса программы “Природа и творчество” – 1 год.


Режим занятий

Занятия проводятся  1 раз в неделю, 1 академический час. Одно занятие длится 45 минут.


Формы организации занятий

Основная форма занятий – групповая.

Формы организации деятельности детей на групповом занятии в зависимости от целей и задач занятия: индивидуально-групповая, индивидуальная, работа в подгруппах. Проводятся теоретические, практические и комбинированные занятия, которые проходят в форме беседы, обсуждения, викторины, выставки, ролевой игры, экскурсии. Также организуются встречи со специалистами в области экологии, искусства, выполнение практических работ обучающимися на заданную тему.

Количество учебных часов и объём приобретаемых умений и навыков уточняется и конкретизируется практической деятельностью для каждой конкретной группы обучающихся в зависимости от степени усвоения учебного материала, качества овладения умениями и навыками, интересов запросов детей и семьи. Количество часов может добавляться за счёт другой темы в зависимости от задач, которые корректируются в течение года.

На занятиях по всем темам на изложение теоретического материала отводится 10-20 минут, остальное время – практическая работа. В течение всего занятия педагог контролирует ход выполнения задания, даёт пояснения, оказывает необходимую помощь.

Практическая работа занимает основное место на занятиях, так как практика развивает творческое мышление, будит фантазию, даёт возможность проверить силы в самостоятельном художественном творчестве. Обучение строиться по схеме: повтор – накопление – воспроизведение – импровизация.


Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Программа предполагает получить результаты в области обучения и воспитания бережного отношения к природе,  практической природоохранной деятельности. Предполагается формирование навыков логически мыслить, самостоятельно делать обобщения, развитие наблюдательности, ассоциативного мышления.

В процессе обучения для эффективности реализации программы проводятся срезы знаний по основным разделам данной программы с использованием индивидуальных и коллективных выполнений заданий, небольшого опроса, написания рефератов, тестовых заданий, а также проводятся различные диагностики. Во время обучения ведётся постоянный контроль за усвоением теоретического материала и развитием умений и навыков практической работы. Учитывая психологические особенности ребят, контроль осуществляется игровыми методами (викторины, игры, учебные диалоги, использование кроссвордов и т.д.). 

Результат учебной работы можно видеть в мастерстве, качестве выполненных готовых изделий, их ассортименте и художественном решении.

Для подтверждения результативности курса обучения разработаны показатели и критерии, которые необходимы для определения уровня освоения и продвижения обучения. 


Ожидаемые результаты обучения

Обучающиеся будут знать:

–   значение основных терминов: краски, палитра, композиция, художник, аппликация;

–  правила заготовки и хранения природного материала, необходимого для дальнейшей работы;

–  свойства и приёмы обработки поделочных материалов;

–  правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Обучающиеся будут уметь: 

– пользоваться инструментами: карандашами, красками, кистью, палитрой;

– работать в основных традиционных и нетрадиционных техниках создания рисунков 

–  формировать  навыки самостоятельной работы над определённой темой;

–  подбирать природный материал для создания творческой работы, исходя из его свойств;

– выполнять и оформлять простые творческие работы из природных материалов. 

Обучающиеся будут проявлять метапредметные навыки и личностные качества:

  • уметь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • размышлять о природе и общаться на эколого-биологические темы;

  • уметь анализировать и оценивать творческие работы сверстников, высказывать свое мнение. 

Методы определения результативности:

  • педагогическое наблюдение;

  • анализ активности обучающихся на занятиях и при проведении массовых мероприятий;

  • контроль знаний в игровой форме после каждой темы и при завершении программы;

  • мониторинг индивидуальной результативности участия детей в конкурсах. 


Виды контроля и формы подведения итогов

В начале обучения проводится тестирование - входной контроль обучающихся с целью определения их отношения к природе и общих знаний (пример, входного/выходного контроля – Приложение 1.).

В течение  учебного года для подбора наиболее эффективных методов и средств обучения проводится текущий контроль в виде опроса, анкетирования, тестирования  или тематической игры.

В конце учебного года с целью демонстрации результативности обучения проводится итоговый контроль в виде тестирования или анкетирования, а также создаются  выставки творческих работ. 

Во время проведения итоговых занятий организуется выставка достижений обучающихся: творческих работ, дневников, проводится награждение лучших работ. По завершению курса, самым активным обучающимся творческого объединения, предполагается выдача сертификатов/дипломов на основании оценивания образовательной организацией предоставленного ими портфолио. 

Параметры оценивания результативности обучения по программе

  • результативность тестирования, анкетирования;

  • результативность участия в творческих конкурсах; 

  • активность при работе в группе;

  • оригинальность творческих работ.


Критерии оценки работ:

Высокая: работа выполнена аккуратно, нет следов клея, крепко закреплена, качественная окантовка, петли. Работа составлялась по придуманному эскизу, учитывались законы и правила построения композиций, качественно обработан растительный материал.

Средняя: на работе видны не значительные следы клея, есть ошибки в выполнении окантовки, есть ошибки в построении композиции.

Низкая: на работе есть следы клея, ошибки в выполнении окантовки, работа выполнялась по предложенному педагогом эскизу, материал деформирован, правила не соблюдались.

































Учебно-тематический план 1-го года обучения


№ п/п

Разделы программы

Теория

Практика

Всего

1.

Вводные занятия.

1


1

2.

Творческая мастерская.

1

1

2

3.

Мир природы.

4

9

13

4.

Мир животных.

1

5

6

5.

Мир человека.

1

5

6

6.

Мир искусства.

2

5

7

7.

Итоговые занятия.

-

1

1

Всего:

10

26

36


Содержание программы



  1. Вводные занятия (1 час).

Примерное поурочное планирование:

1.1. Знакомство с планом работы объединения по интересам на учебный год. Практика.  Игры на знакомство. Входной контроль «Природа – наш дом».

Методы изготовления простых композиций из природного материала.

  1. Творческая мастерская (2 часа).

Примерное поурочное планирование:

2.1. Знакомство с природным и дополнительным материалом для работы. Практика. Ознакомительная экскурсия по осеннему парку.

2.2. Техника безопасности при работе с инструментами. Практика. Викторина на знание правил безопасности. Организация рабочего места. 

Выполнение творческих заданий. Оформление кабинета по сезону года.


  1. Мир природы (13 часов).

Примерное поурочное планирование:

3.1. Взаимосвязь  человека с природой родного города. Знакомство с древесными, кустарными и травянистыми растениями своего региона.

Практика. Творческий рисунок: «Моё село».

3.2. Красота родной земли.  Растительные мотивы в народном искусстве. Цветы в обычаях и обрядах нашего народа.

Практика. Работа с дидактическим материалом. Технология составления композиции. «Осенний букет».

3.3. Насаждения моего двора. Демонстрация учебных видеофильмов.

Практика. Экскурсия на природу «Растения - живые существа». Посадка деревьев на школьном дворе.

3.4. Знакомство с древесными, кустарными и травянистыми растениями своего региона.

Практика. Рисунок гуашью «Осенний парк».

3.5. Декларация о правах живой природы. Сохраним природу родного края.

Практика. Игра «Экологический калейдоскоп» Выпуск стен газеты «Сбережём планету вместе».

3.6. Техника аппликации. Виды аппликации.

Практика. Аппликация «Краски осеннего леса».

3.7. Плод. Какие семена путешествуют по воздуху и воде. Заготовка природного материала: листьев, семян и др.

Практика. Коллективное творческое задание «Корзина с цветами» из семян - ».

3.8. Зачем нужен листопад. Лист, его формы.

Практика. «Отпечатки растений», «Трафареты из листьев».

3.9. Ассортимент растений для сухих букетов, композиций, панно и  коллажей: травы, хлебные злаки, плоды и т.д.

Практика. Аппликация «Птицы на ветке».

3.10. Способы засушивания растительного материала. Сухоцветы. Правила сбора, хранения, покраска. Подбор сухоцветов

Практика. Сбор, сортировка и хранение природного материала.

Тестирование по теме, обсуждение результатов.

3.11. Воображение. Как научиться видеть будущую форму. Тестирование по теме, обсуждение результатов.

Практика. Коллективное творческое задание «Узоры из листьев».

3.12. Растения и времена года. Наблюдения и зарисовки.  «Что рисует Мороз?»

Практика. Новогодние сувениры. Поделка «Эко-елочка».

3.13 . Народные приметы, поговорки и суеверия. Контроль знаний. Викторина «Мир природы». Оформление кабинета по сезону года. Новогодние сувениры.

Практика. . Оформление кабинета по сезону года. Новогодние сувениры.


  1. Мир животных (6 часов).

Примерное поурочное планирование:

4.1. Птицы нашего двора. Видовой состав птиц нашего региона.

Практика. Наблюдение в природе –  «Где живет птичка?». Аппликации «Синичка» .

4.2. Чем питаются зимующие птицы?

Практика. Экологическая акция «Синичкина столовая» развешивание кормушек для птиц, подкормка.

4.3. Животные нашего двора.

Практика. Аппликация «Мое любимое животное».

4.4. Проблема бездомных животных.

Практика.  Модели животных из природных материалов.

4.5. Домашние животные.

Практика.  Оригами животных

4.6. Контроль знаний. Игра «Кто – я» 

Практика. Панно опилками «Мой питомец».


  1.  Мир человека (6 часов).

Примерное поурочное планирование:

5.1. Природа, творчество и человек.

Практика. Рисунок «Человек и природа»

5.2. Влияние природы на эмоции и творчество человека.

Практика.  Фотоколлаж «Человек часть природы»

5.3. Как человек связан с природой?

Практика.  Творческий рисунок в технике «тампонирование» «Моё настроение»

5.4. Влияние человека на сообщества парков, бульваров.

Практика.  Творческий рисунок в технике «кляксография»  «Фантастический мир»

5.5. Экологическая викторина «Природа и человек»

Практика. Изготовление объемных поделок из природных и бросовых материалов для участия в конкурсах.

5.6. Контроль знаний. Брейн-ринг «Природа и человек»

Практика. Гравюра «У леса на опушке». Создание выставки творческих работ.


  1.  Мир искусства (7 часов).

Примерное поурочное планирование:

6.1. Образы природы в искусстве и детском творчестве. Презентация «Образы природы в творчестве художников и поэтов» 

6.2. Знакомство с картинами великих художников пейзажистов. Схема гармонического сочетания цветов.

 Практика. Изображение весеннего букета.  «Весенняя палитра» 

6.3. Декоративно - прикладное искусство.

Практика. Декоративная композиция. «Весенний ковер», коллективная работа

6.4. Творчество С.Я. Маршака. Любимые герои сказок и рассказов.

Практика. Творческие работы  техниках: «пальчиковая живопись», «моно- и дуатипия» -  «Сказочный городок».

6.5. Любимые герои сказок и рассказов.

Практика. Сказочные герои из соленого теста и мягкого пластилина.

6.6. Традиционные и нетрадиционные техники рисования. 

Практика.  Техники рисования «кляксография», «размытый рисунок», «волшебная ниточка», 

6.7. Практика. Рисунок на сухой и влажной мятой бумаге, «Волшебный мир».

  1. Итоговые занятия (1 час)

Примерное поурочное планирование:

7.1 Подведение итогов работы за учебный год.  Выходной контроль

Практика. Подготовка места для выставки и её оформление, выбор и анализ самых лучших работ, награждение обучающихся.
























МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ

При организации образовательного процесса педагогу рекомендуется опираться на ниже перечисленные принципы организации образовательного процесса.

Прочности – успешное усвоение знаний происходит, если учащийся проявляет познавательную активность. Теоретический материал на занятиях излагается в форме бесед. Ребята ведут записи, в которых педагог структурирует и обобщает материал, выделяет главное.

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к более сложному, используется экспонентный способ обучения. Ребята, занимающиеся в коллективе второй год, совершенствуют свои знания и умения. Если в первый год обучения ими создаются изделия при непосредственном участии педагога, то в дальнейшем педагог выступает в роли консультанта и советчика.

Наглядности – органы зрения пропускают почти в 5 раз больше информации в мозг, чем органы слуха, поэтому на занятиях используются в качестве наглядного материала плакаты, схемы, иллюстрации из журналов и книг, образцы изделий.

Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия – игры, мини-выставки, викторины и т. д. Всё это пробуждает интерес к обучению, а игра является прекрасной мотивацией получения знаний.

Принцип взаимодействия с другими видами образовательных учреждений.

Для достижения результата работы требуется большая вариативность подходов и постоянного собственного творчества. Реализация обучения осуществляется за счёт проведения бесед, тестирований ребят, составлений различных диагностик, работы с родителями и выставок. В кабинете оформляется уголок, где название и его составляющие определяются совместно с ребятами творческого объединения. Имеются журналы, книги и вырезки из различных газет, которые помогают ребятам при выборе поделок, расширяют их кругозор. Для реализации программы «Природа и творчество» необходимо использовать большое количество наглядных материалов: таблиц, иллюстраций, образцов и карточек (учет возрастных особенностей).

Значительную роль мотивации творчества ребят играет организация выставок тематических и сборных. Планируется их организация непосредственно в кабинете детского объединения, а так же участие в  районных и Республиканских выставках, что позволяет  выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу. А применение безоценочного способа позволяет не только провести диагностику развития личностных способностей, но и повысить самооценку учащихся.

Темы образовательной программы могут изменяться в зависимости от материально-технического оснащения, отъезда детей в санаторий, эпидемии гриппа, праздничных дней и т.д.

Отставание восполняется за счёт самостоятельной работы дома, индивидуальных занятий, написания доклада, рефератов по темам или сжатия материала и т.д.

Завершением курса обучения является итоговая выставка, призванная показать достижения детей за год. А лучшие изделия фотографируются и отбираются для участия в городских и Республиканских конкурсах, выставках, фестивалях. 


Дидактический материал

В качестве дидактического материала используются картины, фотографии, образцы готовых изделий, мягкие игрушки и статуэтки, предназначенные для работы с гипсом, природным и бросовым материалом, для работы с бумагой – образцы готовых изделий,  учебно-методическая литература по холодному фарфору, гипсу, природному и бросовому материалу, планы-конспекты занятий, паззлы, презентации, фотоальбомы и др. 

Материально-техническое оснащение программы

Природные материалы: клей ПВА, ватман, белые листы А4, цветная бумага, шишки, желуди, соломка, мох, веточки, листья, каштаны, яичная скорлупа, рябина, кукуруза, крупа, песок, макароны, семена дыни и арбуза, нитки, опилки, ракушки, канцелярские ножи, кисти, краски, баночки под воду, пластилин, картон белый и цветной, ножницы, цветные карандаши, точилка.

Бросовый материал: коктейльные трубочки, скотч, нитки, клей Момент, силиконовый пистолет, силиконовые палочки, спички, спичечные коробки, зубочистки, вата, стружка, опилки, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, пуговицы, одноразовая посуда, пластмассовые ложки и вилки, жестяные и стеклянные баночки.

Работа с бумагой: цветная бумага, белая бумага, картон, ватман, гофрированная бумага, копировальная бумага.

Соленое тесто: вода, мука, соль, емкости для смешивания, краски, кисти, силиконовые перчатки, фартуки. 




























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. -М.: ВЛАДОС. 2004.

  2. Дейч Б. А., Кучеревская М. О. Дополнительное образование детей как профессиональная педагогическая деятельность. - Новосибирск: Изд-во НГПУ. 2014.

  3. Джонс, С. Детское рукоделие. Развиваем творческие способности / С. Джонс. - М.: Эксмо, 2012. - 298 c.

  4. Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012. - 233 c.

  5. Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов». – Ярославль: Академия развития, 2006.

  6. Преображенская, Н. Ваши творческие способности / Н. Преображенская. - М.: У-Фактория, 2004. - 288 c.

  7. Ракитина Е.М., Михайленко В.А. «Цветущее чудо». – Тула: Родничок, Москва: АСТ «Астрель», 2006.


Список литературы, рекомендуемой педагогам

  1. Агапова И. А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: ИКТЦ ЛАДА, 2009.

  2. Гришечкина Н. В. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений / Н.В. Гришечкина, В.А. Козюлина, О.П. Матюшкина. - М.: Академия развития, 2009. - 192 c.

  3. Гусева И.К. «Солёное тесто – лепка и роспись», - СПб: Литера, 2005.

  4. Золотарева А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для СПО / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 315 с. — (Серия : Профессиональное образование).

  5. Максимова  С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Часть 1 / С.В. Максимова. - М.: Русское слово - учебник, 2013. 193 c.

  6.  Максимова  С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Часть 2 / С.В. Максимова. - М.: Русское слово - учебник, 2013. - 675 c.

  7. Орлова М. А. Игры для развития творческих способностей / М.А. Орлова. - М.: Лада, 2011.

  8. Рая Риттерхофф «Посмотрите, что я умею!». - Челябинск: Аркаим, 2006.

Список литературы для детей и их родителей

  1. Захарова О. Домашние уроки творчества.- Мн.: Современная школа, 2012. - 16с

  2. Голубева М. В. Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей / М.В. Голубева. - М.: Амфора, 2015. - 606 c

  3. Дмитриева В.Г. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному / В.Г. Дмитриева. - М.: Астрель, АСТ, 2006. - 496 c.

  4. Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет / Г.В. Лаптева. - М.: Речь, 2011. - 739 c

  5. Трясорукова Т.П. Вместе с мамой развиваем творческие способности / Т.П. Трясорукова. - М.: Феникс, 2011. - 540 c.

  6. Чибрикова  О.П. «Прикольные подарки к любому празднику». – Москва: Эксмо, 2006.












































Приложение 1.                                                                                    

  Дата _________________20____г

Тестовая работа  _______________________________________________________

                                                                         (Ф.И.О.)

для входного контроля программы  «Природа и творчество

Список вопросов теста

1. Природа это:

а) книги

б) музыка

в) все что нас окружает

г) нет правильного ответа

2. Что относится к живой природе?

а) солнечный луч 

б) гора

в) дерево

г) лед на пруду

3. Какое растение относится к цветковым?

а) мох 

б) морская капуста

в) кедр 

г) тюльпан 

4. Зачеркни «лишнее» слово

Сосна, сирень, тополь, ромашка, дуб, заяц, морковь

5. Выбери части растений

а) стебель 

б) ручка

в) цветок 

г) корень

д) лист 

е) плод 

6. Как называется дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки?

а) сосна 

б) пихта

в) лиственница 

7. Правила безопасной работы с инструментами и природными материалами необходимо соблюдать для того, чтобы:

а) не получать травму 

б) развивать глазомер

в) приобретать навыки

8. Как правильно передавать ножницы:

а) лезвием вперед 

б) не имеет значения.

в) кольцами вперед

9 .Какую травму можно получить колющими и режущими инструментами:

а) вывих 

б) ушиб

в) порез

10.Когда лучше собирать цветы и листья:

а) ранним утром 

б) пасмурным днем

в) солнечным днем

11. Наклеивание листьев растений на основу называется:

а) рисунок 

б) аппликация

в) композиция

                                                      

                            

  Дата _________________20____г

Тестовая работа  _______________________________________________________

                                                                         (Ф.И.О.)

для выходного контроля  программы  «Природа и творчество»

Список вопросов теста

1. Природа это:

а) Ощущения 

б) все что нас окружает

в) звуки

г) нет правильного ответа

2. Что относится к живой природе?

а) луна

б) камни

в) цветы

г) снег 

3. О каком сезонном явлении природы идёт речь? 

Опадение листьев у деревьев и кустарников, реже у трав.

а) листопад

б) снегопад

в) изменение температуры воздуха

4. Какие деревья произрастают в нашей местности:

а) финиковая пальма, фикус, эвкалипт, 

б) береза, клен, дуб, липа, ясень

в) маслина, акация, баобаб, вишня, яблоня

5. Какие цветочно-декоративные растения  произрастают в нашей местности:

а) астра, георгина, роза, тюльпан, ирис

б) азалия, раффлезия, лотос, стапелия, корделина

в) нарцисс, лилия, крокус, пролесок

6. Зачеркни «лишнее» слово

ель, тюльпан, береза, корова, свекла

7. Правила безопасной работы с инструментами и природными материалами необходимо соблюдать для того, чтобы:

а) не получать травму

б) приобретать навыки

в) развивать глазомер

8. Как правильно передавать ножницы:

а) не имеет значения.

б) кольцами вперед

в) лезвием вперед 

9. Природными материалами являются:

а) листва деревьев, семена, цветы, кора

б) бумага, клей, ножницы, скрепки

в) мел, карандаши, лак, картон

10. На экскурсии по парку будет правильным:

а) шуметь, срывать листву, ломать верви деревьев, сорить

б) слушать рассказ учителя,  любоваться красотой природы,  спрашивать о незнакомых видах растений

в) нет правильного ответа

11. Наклеивание листьев растений на основу называется:

а) декупаж

б) рисунок

в) аппликации

 

 


Используемые термины

  1.  Аппликация (лат. applicatio — прикладывание) — способ создания орнаментов и изображений путем нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков к.-л. материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета, фактуры или выделки; орнамент, изображение, созданные таким способом, придают произведению особую рельефность и выразительность. 

  2. Гобелен - (франц. gobelin) — тканая картина из безворсового материала, первоначально — изделие королевской мануфактуры в предместье Парижа Сен-Марсель, основанной в 1662 году на месте мастерской семьи известных с 15 века красильщиков Гобеленов, по имени которых этот вид тканых картин получил свое название. Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шелковыми нитями (иногда золотыми и серебряными) по рисункам (картонам).

  3. Граттаж (фр. grattage — процарапывание, выскабливание) — прием живописи и графики, введенный в практику сюрреализмом, немецким художником Максом Эрнстом. Состоит в процарапывании красочного слоя ножом, скребком, расческой или другим острым предметом.

  4. Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

  5. Икебана (яп. — жизнь цветов ), 1) в традиционном японском искусстве символический букет цветов, подобранный в соответствии с сезоном, отмечаемым событием, настроением хозяина. Обычно ставился в нише — токонома в интерьере чайного павильона, главной комнате дворца или дома. Композиция И. основывалась на символическом триединстве Неба, Земли и Человека; 2) искусство составления букетов. Широко применяется в оформлении современного интерьера. В Японии и за ее пределами существуют разнообразные школы и направления И.

  6. Коллаж (от фр. coller — приклеивание) — приём в искусстве, соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов (различных по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю и т. п.)

  7. Композиция — содержательно-формальная целостность всех элементов, возникающая в результате художественно-образного переосмысления конструкции. В отличие от рисунка, цвета, линии, объёма, пространства представляет собой не один из компонентов художественной формы, а художественно-образную, содержательно-формальную целостность — наиболее сложный и совершенный тип структуры, в котором все элементы органично связаны между собой.

  8. Мандала — (др. инд. «mándala», «круг», «диск», «круглый», «круговой» и т. п.), один из основных сакральных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ; вид ритуального подношения (включая и жертву). 

  9. Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого выполняются в виде набора и закрепления на поверхности изображений из деталей различных пород древесины.

  10. Ошибана (яп.- дикие гуси) — это древнее искусство живописи без использования красок, аппликация высушенными растениями. Ошибана или другими словами: живопись растениями - древнее искусство создания картин с помощью красок природы. Второе ее название - прессованная флористика.

  11. Панно́ (фр. panneau от лат. pannus — кусок ткани) — вид монументального искусства, живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.

  12. Фроттаж (фр. frottage — натирание, протирка) — техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приемом натирающих движений не заточенного карандаша. В процессе работы художник проясняет форму, обнаруживая в ней образное начало. Ф. был введен в практику в 1925 г. Максом Эрнстом, который широко использовал его в графике и живописи. 









Календарное планирование



п/п

Наименование раздела, тем занятий

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Раздел 1. Вводные занятия. Творческая мастерская (3ч.)


1

Знакомство с планом работы объединения по интересам на учебный год. Практика.  Игры на знакомство. Входной контроль «Природа – наш дом».

Методы изготовления простых композиций из природного материала.

Инструктаж по ТБ.





2

Знакомство с природным и дополнительным материалом для работы.

Практика. Ознакомительная экскурсия по осеннему парку.





3

Техника безопасности при работе с инструментами. Практика. Викторина на знание правил безопасности. Организация рабочего места. 

Выполнение творческих заданий. Оформление кабинета по сезону года.





Раздел 2. Мир природы (13 часов).


4

Взаимосвязь  человека с природой родного города. Знакомство с древесными, кустарными и травянистыми растениями своего региона.

Практика. Творческий рисунок: «Моё село».

Инструктаж по ТБ.





5

Красота родной земли.  Растительные мотивы в народном искусстве. Цветы в обычаях и обрядах нашего народа.

Практика. Работа с дидактическим материалом. Технология составления композиции. «Осенний букет».





6

Насаждения моего двора. Демонстрация учебных видеофильмов.

Практика. Экскурсия на природу «Растения - живые существа». Посадка деревьев на школьном дворе.





7

Знакомство с древесными, кустарными и травянистыми растениями своего региона.

Практика. Рисунок гуашью «Осенний парк».





8

Декларация о правах живой природы. Сохраним природу родного края.

Практика. Игра «Экологический калейдоскоп» Выпуск стен газеты «Сбережём планету вместе».





9

Техника аппликации. Виды аппликации.

Практика. Аппликация «Краски осеннего леса».





10

Плод. Какие семена путешествуют по воздуху и воде. Заготовка природного материала: листьев, семян и др.

Практика. Коллективное творческое задание «Корзина с цветами» из семян - ».





11

Зачем нужен листопад. Лист, его формы.

Практика. «Отпечатки растений», «Трафареты из листьев».





12

Ассортимент растений для сухих букетов, композиций, панно и  коллажей: травы, хлебные злаки, плоды и т.д.

Практика. Аппликация «Птицы на ветке».





13

Способы засушивания растительного материала. Сухоцветы. Правила сбора, хранения, покраска. Подбор сухоцветов

Практика. Сбор, сортировка и хранение природного материала.

Тестирование по теме, обсуждение результатов.






14

Воображение. Как научиться видеть будущую форму. Тестирование по теме, обсуждение результатов.

Практика. Коллективное творческое задание «Узоры из листьев».





15

.Растения и времена года. Наблюдения и зарисовки.  «Что рисует Мороз?»

Практика. Новогодние сувениры. Поделка «Эко-елочка».





16

Народные приметы, поговорки и суеверия. Контроль знаний. Викторина «Мир природы». Оформление кабинета по сезону года. Новогодние сувениры.

Практика. . Оформление кабинета по сезону года. Новогодние сувениры.





Раздел 3. Мир животных (6 часов).


17

Птицы нашего двора. Видовой состав птиц нашего региона.

Практика. Наблюдение в природе –  «Где живет птичка?». Аппликации «Синичка».

Инструктаж по ТБ





18

Чем питаются зимующие птицы?

Практика. Экологическая акция «Синичкина столовая» развешивание кормушек для птиц, подкормка.





19

Животные нашего двора.

Практика. Аппликация «Мое любимое животное».





20

Проблема бездомных животных.

Практика.  Модели животных из природных материалов.





21

Домашние животные.

Практика.  Оригами животных





22

Контроль знаний. Игра «Кто – я» 

Практика. Панно опилками «Мой питомец».





Раздел 4. Мир человека (6 часов).


23

Природа, творчество и человек.

Практика. Рисунок «Человек и природа»

Инструктаж по ТБ





24

Влияние природы на эмоции и творчество человека.

Практика.  Фотоколлаж «Человек часть природы»





25

Как человек связан с природой?

Практика.  Творческий рисунок в технике «тампонирование» «Моё настроение»





26

Влияние человека на сообщества парков, бульваров.

Практика.  Творческий рисунок в технике «кляксография»  «Фантастический мир»




27

Экологическая викторина «Природа и человек»

Практика. Изготовление объемных поделок из природных и бросовых материалов для участия в конкурсах.





28

Контроль знаний. Брейн-ринг «Природа и человек»

Практика. Гравюра «У леса на опушке». Создание выставки творческих работ.





Раздел 5. Мир искусства (7 часов).


29

Образы природы в искусстве и детском творчестве. Презентация «Образы природы в творчестве художников и поэтов» 

Инструктаж по ТБ





30

Знакомство с картинами великих художников пейзажистов. Схема гармонического сочетания цветов.

 Практика. Изображение весеннего букета.  «Весенняя палитра» 





31

Декоративно - прикладное искусство.

Практика. Декоративная композиция. «Весенний ковер», коллективная работа





32

Творчество С.Я. Маршака. Любимые герои сказок и рассказов.

Практика. Творческие работы  техниках: «пальчиковая живопись», «моно- и дуатипия» -  «Сказочный городок».





33

Любимые герои сказок и рассказов.

Практика. Сказочные герои из соленого теста и мягкого пластилина.





34

Традиционные и нетрадиционные техники рисования. 

Практика.  Техники рисования «кляксография», «размытый рисунок», «волшебная ниточка», 





35

Практика. Рисунок на сухой и влажной мятой бумаге, «Волшебный мир».





Итоговые занятия (1 час)


36

Подведение итогов работы за учебный год.  Выходной контроль

Практика. Подготовка места для выставки и её оформление, выбор и анализ самых лучших работ, награждение обучающихся.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!