МУ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ФУРМАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Обсуждена и согласована на методическом объединении педагогов художественного направления Протокол №1 от 26.08.2019г. Руководитель МО Т.А. Хватова Принята на методическом совете МАУ ДО ЦДТ протокол № 1 от 26.08.2019г. Председатель МС А.П. Логинова | Утверждаю Директор внешкольного учреждения Приказ № 263 от 30.08.2019г. Л.Н. Гошадзе |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Радуга»
Возраст обучающихся: 6 - 12 лет
Срок обучения – 3 года
Автор-составитель
Хватова Татьяна Александровна,
педагог дополнительного образования
Фурманов – 2019г.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы
Дополнительная образовательная программа объединения «Жар-птица» относится к программам художественной направленности.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения обучающихся к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки обучающиеся демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Отличительные особенности программы
Дополнительная образовательная программа объединения «Жар-птица» затрагивает четыре главных раздела:
- «Язык изобразительного искусства».
- «Изобразительное искусство и мир природы».
- «Изображение человека и предметного мира».
- «Декоративно-прикладное искусство».
Педагог – проводник детей в большой мир. Он осуществляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценностный опыт отношений к добру и злу, правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти. Наши, взрослых людей чувства, оценки и суждения, сердечная доброта и увлеченность, отзывчивость на добро и красоту в быту и искусстве формируют у детей сопереживание, сочувствие, удивление, восторг и восхищение красотой окружающего мира и произведений искусства, отражающий этот мир. Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, и в частности живопись. Все выше перечисленное является актуальным для создания дополнительной образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа объединения «Жар-птица» открывает обучающимся широкое поле, раскрывает перед ними огромный и увлекательный мир творчества. В ней собраны разнообразные по характеру деятельности темы и разделы, позволяющие обучающимся выбрать занятие по душе.
Уровень реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга» двухуровневая: 1 год обучения соответствует стартовому уровню сложности, 2 и 3 года обучения – базовому уровню сложности.
Адресат программы
Данная программа рассчитана на детей и подростков 6-12 лет, мотивированных на занятия изобразительным искусством.
Предпочтительный круг интересов: искусство, литература, дизайн, музыка, ДПИ (декоративно-прикладное искусство, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира).
Личностные характеристики: допускаются дети с любым набором личностных качеств.
Потенциальные роли в программе: активные участники образовательного процесса, задающие направление творческой деятельности объединения.
В результате обучения по данной программе, выпускником объединения является личность:
- Имеющая знания, умения, навыки в изобразительном искусстве, обладающая творческой активностью и самостоятельностью;
- Руководствующаяся принципом «Если вокруг себя я не могу найти то, что мне нравится, то я создаю это сам»;
- Ориентированная на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное взаимодействие с окружающей средой;
- Стремящаяся к освоению новых видов творчества и развитию кругозора;
- Обладающая готовностью к творческому труду и способная преодолевать временные трудности;
- С развитыми коммуникативными способностями.
Объем программы
Программа рассчитана на 3 года:
1 год - 6-8 лет;
2 год - 9-10 лет;
3 год – 11-12 лет
Программа предусматривает по 74 учебных часа для учебных групп 1, 2 и 3 годов обучения.
Наполняемость групп:
1 год обучения – от 8 до 15-человек;
2-3 года обучения – 8-25 человек.
Набор в объединение осуществляется массово в начале учебного года, допускается вливание в группы 1 года обучения в течение 1 полугодия.
Формы организации образовательного процесса, формы и виды занятий
Программа «Радуга» ориентирована на сочетание лекционного курса (беседы по истории искусства, знакомство с картинами известных художников, лекционный материал подкреплен презентациями) и практических занятий - живопись, рисунок, ДПИ.
В обучении с детьми применяются различные формы и методы работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Срок освоения программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга» рассчитана на 3 года.
Программа первого года обучения: обучающиеся знакомятся с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством). Основное внимание обучающихся направляется на определение и передачу пространственного положения пропорций, конструкций, цвета изображаемых объектов, а так же самостоятельного применения простейших приемов народной росписи.
Программа второго года обучения: обучающиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе, продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания, выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.
Программа третьего года обучения: обучающиеся достигают определённого уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.). С помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность узора. У детей формируются творческие способности. Дети умеют увидеть прекрасное в окружающем мире, становятся добрее к сверстникам, лучше общаются со взрослыми, становятся спокойными и уравновешенными.
Методика изобразительных занятий по дополнительной образовательной программе объединения «Жар-птица» направлена не только на эстетическое развитие обучающихся, но и на развитии мышления. На каждом занятии для выполнения заданий обучающиеся используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 45 минут, перерыв между занятиями 10-15 минут. Программа первого года обучения предусматривает 74 учебных часа, программа второго года обучения – 74 учебных часа, третьего года обучения – 74 учебных часа.
Цель и задачи образовательной программы
1.2.1. Целью дополнительной образовательной программы объединения «Жар-птица» является: развитие творческой личности средствами искусства, получение опыта художественно-творческой деятельности.
1.2.2. Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:
1.2.2.1. Предметные задачи:
- Знакомство с жанрами изобразительного искусства;
- Знакомство с декоративно-прикладным искусством;
- Знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
- Знакомство с наследием выдающихся художников прошлого и настоящего в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства, архитектуры, ролью искусства в жизни людей;
- Овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
- Формирование умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
- Формирование навыков по основам образного языка рисования с натуры, по памяти и по воображению;
- Формирование навыков передачи в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции.
1.1.2.2. Метапредметные задачи:
- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
- Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
- Развитие творческой фантазии, художественных способностей, эстетического и художественного вкуса;
- Развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера.
1.1.2.3. Личностные задачи:
- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.
- Воспитание патриотических чувств (любовь к родному краю), чувства коллективизма, взаимопомощи, сотрудничества.
- Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятности, аккуратности, бережное отношение к вещам, навыков культуры поведения.
- Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия.
1.3. Содержание программы
Учебный план
1 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Формы контроля |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ОТ, пожарной и электробезопасности, по правилам ПДД, поведения в ЦДТ и общественных местах | 2 | 2 | - | Игра, тестирование |
2 | Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства. | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
3 | Черное и белое – основа языка графики. Графическое изображение предметов и явлений. | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
4 | Цвет – основа языка живописи. | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
5 | Пейзаж. | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение |
6 | Анималистика. | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
7 | Изображение человека. | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение |
8 | Кисть рябинки, гроздь калинки. | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
9 | Портрет. | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение |
10 | Натюрморт. | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение |
11 | Хохломская роспись. | 4 | 2 | 2 | Выставка. Конкурс |
12 | Городецкая роспись. | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение |
13 | Холодное царство. | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
14 | Волшебный лоскуток | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
15 | Русский костюм (с элементами ткани) | 2 | 1 | 1 | Конкурс |
16 | Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда. | 2 | 1 | 1 | Коллективный анализ работ |
17 | Портрет папы | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
18 | Рисование птиц | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
19 | Декоративное рисование. Пасхальный сувенир | 2 | 1 | 1 | Конкурс |
20 | Подводное царство | 2 | 1 | 1 | Выставка |
21 | Витражные окошки | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
22 | Весенний букет | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
23 | Волшебные бабочки | 2 | 1 | 1 | Показ кукольного спектакля |
24 | Золотая рыбка | 2 | 1 | 1 | Выставка |
25 | Хохломской букет | 2 | 1 | 1 | Выставка |
26 | Снежная королева | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
27 | Дымковская роспись | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
28 | Чудесное превращение кляксы | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
29 | Образ цветов | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа |
30 | Итоговая выставка. Промежуточная аттестация | 2 | | 2 | Итоговая выставка Коллективный анализ работы |
| ИТОГО | 74 | 36 | 38 | |
2 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Формы контроля |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ОТ, пожарной и электробезопасности, по правилам ПДД, поведения в ЦДТ и общественных местах | 2 | 1 | 1 | Игра, тестирование |
2 | Летние воспоминания (повторение) | 2 | | 1 | Педагогическое наблюдение |
3 | Золотая осень | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
4 | Рисование с натуры | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
5 | Родина моя - Россия | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
6 | Детские фантазии | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
7 | Изображение человека | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
8 | Зимняя сказка | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
9 | Декоративный натюрморт | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
10 | Сюжетная композиция | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
11 | Стилизация в декоративно-прикладной композиции | 4 | 1 | 3 | Выставка. Конкурс |
12 | Цветовая палитра и ее возможности | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
13 | Цветные сны | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
14 | Утро у озера | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
15 | Мой город | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа |
16 | Шрифт | 2 | 1 | 1 | Коллективный анализ работ |
17 | Ночной город | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
18 | Флора и фауна | 4 | 1 | 3 | Конкурс |
19 | Перспектива | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
20 | Буквица | 2 | 1 | 1 | Выставка |
21 | Статика-динамика | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
22 | «Холод – тепло» | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
23 | Витраж | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
24 | «Гжельская сказка» | 2 | 1 | 1 | Выставка |
25 | Добрый и злой сказочный герой | 4 | 1 | 3 | Самостоятельная работа |
26 | Итоговая выставка. Итоговая аттестация | 2 | 1 | 1 | Итоговая выставка Коллективный анализ работы |
| ИТОГО | 74 | 25 | 49 | |
3 год обучения
№ п\п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теор | Практ. |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ОТ, пожарной и электробезопасности, по правилам ПДД, поведения в ЦДТ и общественных местах | 2 | 1 | 1 | Игра, тестирование |
2 | Город будущего | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
3 | Север | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
4 | Далекий космос | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
5 | Африка | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
6 | В зоопарке | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
7 | Образ волшебной птицы | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
8 | Любопытный щенок | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
9 | Моя буква | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
10 | Образ абстрактного рисунка | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
11 | По морям по волнам | 2 | 1 | 1 | Выставка. Конкурс |
12 | Зимнее настроение | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
13 | Вербное воскресение | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
14 | Русалка | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
15 | Ночной город | 4 | 1 | 3 | Самостоятельная работа |
16 | Образ стрекозы | 2 | 1 | 1 | Коллективный анализ работ |
17 | Дорога уходит вдаль | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
18 | Птица счастья | 2 | 1 | 1 | Конкурс |
19 | Семейный портрет | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
20 | Добрый и злой сказочный герой | 4 | 1 | 3 | Выставка |
21 | Чудо-рыба | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
22 | Работа простым карандашом. Виды ретуширования | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
23 | Композиция нескольких фигур. Натюрморт. | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
24 | Натюрморт с посудой, кувшин | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
25 | Перспективы, низкого и высокого горизонта, создание рисунка в линейной перспективе | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
26 | Военная тема в живописи | 4 | 1 | 3 | Выставка. Конкурс |
27 | Пейзаж с космическим кораблем. | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
28 | Натюрморт с цветами. | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
29 | Гризайль | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
30 | Итоговая выставка. Беседа. | 2 | 1 | 2 | Итоговая выставка Коллективный анализ работы |
| ИТОГО | 74 | 31 | 43 | |
Содержание учебно-тематического плана
1 год обучения
1. Вводное занятие.
Теория: знакомить с программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Правила техники безопасности в изостудии.
Практика: организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
2. Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.
Теория: знакомить с характером и классификацией линий (короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие).
Практика: рисунок простым карандашом, восковыми мелками. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».
3. Черное и белое – основа языка графики.
Графическое изображение предметов и явлений.
Теория: Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Точка – «подружка» линии. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы.
Практика: Техника создание пятна в рисунке. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета.
4. Цвет – основа языка живописи.
Теория: Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого.
Практика: Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски.
5. Пейзаж.
Теория: Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года. Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).
Практика: рисунок - Образ дерева.
6. Анималистика
Теория: знакомить с анималистическим жанром в искусстве, с художником-анималистом.
Практика: изобразить животного, передав пропорции, строение, фактуру шерсти и его окраску.
7. Изображение человека
Теория: Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры человека.
Набросок с натуры.
Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа.
Практика: Примерные задания: «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью».
8. Кисть рябинки, гроздь калинки.
Теория: знакомить с нетрадиционной техникой рисования (ватными палочками). Закреплять представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивать чувство ритма и цвета.
Практика: отображение в рисунки своих впечатлений и представлений о природе.
9. Портрет.
Теория: знакомство с основными пропорциями головы человека. Передача в быстром рисунке характерность образа.
Практика: примерные задания «Наброски портрета, выполненные одним цветом и кистью».
10. Натюрморт
Теория: тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном искусстве.
Использование предметов холодных и теплых цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых, красных, желтых, коричневых).
Практика: создание живописного натюрморта в тёплой и холодной гаммах.
11. Хохломская роспись
Теория: знакомство с историей хохломской росписи, с цветовой гаммой хохломского орнамента.
Практика: конкурсное задание - отработать простейшие приемы кистевой росписи в выполнении травки. Развивать чувство ритма, творческие способности детей.
12. Городецкая роспись
Теория: знакомство с историей городецкой росписи, с цветовой гаммой городецкого орнамента.
Практика: упражнять в рисовании городецких цветов (бутонов голубого и розового цвета) в нанесении оживки с помощью кончика кисти; закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.
13. Холодное царство
Теория: Закрепить понятие «холодные тона»: голубой, синий, фиолетовый и умение определять их.
Практика: Научить выражать в работе с цветом своё настроение, отношение
к сюжету.
14. Волшебный лоскуток
Теория: расширять представление о различных видах ткани.
Практика: творческая работа с элементами ДПИ.
15. Русский костюм (с элементами ткани)
Теория: знакомить с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.
Практика: конкурсное задание - творческая работа с использованием различных приёмов украшения одежды.
16. Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда
Теория: знакомить с особенностями древнегреческой керамики и с различными формами античных сосудов.
Практика: роспись выбранного сосуда.
17. Портрет папы
Теория: совершенствовать знания по основным пропорциям головы человека. Активизировать название профессий.
Практика: художественная работа с передачей характерных особенностей портрета того или иного персонажа.
18. Рисование птиц
Теория: закреплять и расширять знания о зимующих и перелётных птицах.
Практика: рисовать перелётных птиц, выстраивая изображение из составных частей.
19. Декоративное рисование. Пасхальный сувенир
Теория: знакомство с сувенирной продукцией.
Практика: конкурсное задание - создание сувенирной (подарочной) открытки.
20. Подводное царство
Теория: Расширять представления детей об обитателях моря, уточнить об особенностях их приспособления к окружающей среде.
Практика: художественная работа в технике «по сырому листу».
21. Витражные окошки
Теория: знакомить с историей витража, с многообразием материалов и техник современного витражного искусства.
Практика: самостоятельное выполнение эскиза витражной композиции и заливка цветом.
22. Весенний букет
Теория: знакомить с новыми способами рисования
Практика: формировать графически умения и навыки; развивать умение видеть разнообразие красок в природе; развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций.
23. Волшебные бабочки
Теория: знакомить с понятие «симметрия», с нетрадиционным способом рисования «монотипия».
Практика: творческая работа «бабочка».
24. Золотая рыбка
Теория: знакомить с разнообразием рыб, их средой обитания, окраской и формой; с нетрадиционной техникой рисования (ватными палочками). Развивать чувство ритма и цвета.
Практика: художественная работа с элементами декора.
25. Хохломской букет
Теория: знакомить с хохломской росписью и приемами её выполнения.
Практика: роспись тарелочки.
26. Снежная королева
Теория: знакомить с творчеством художников-иллюстраторов, используемыми ими средствами для создания сказочных образов.
Практика: рисование сказочного героя, передав в рисунке его характер.
27. Дымковская роспись
Теория: знакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки (цвет, элементы).
Практика: создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приёмы работы с кистью.
28. Чудесное превращение кляксы
Теория: знакомство с разнообразием цветотональных отношений пятен. Особенности стилизайии.
Практика: стилизация художественных пятен.
29. Образ цветов
Теория: знакомство с композиционным центром, пластическим характером цветов.
Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.
Практика: выполнение художественной работы.
30. Итоговая выставка. Промежуточная аттестация
Теория: просмотр творческих работ обучающихся и их обсуждение.
Практика: оформление выставки художественных работ.
2 год обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по ОТ, пожарной и электробезопасности, по правилам ПДД, поведения в ЦДТ и общественных местах
Правила техники безопасности в изостудии.
Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.
Особенности второго года обучения.
Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.
2. Летние воспоминания (повторение)
Теория: совершенствовать знания по основам композиции и цветоведению.
Практика: Композиция в заданном формате. Закомпоновать рисунок на заданную тему в вытянутом по горизонтали/вертикали формате.
3. Золотая осень
Теория: закреплять и расширять представления об осени, знакомить с картиной Левитана И.И. «Золотая осень», знакомить с художественной техникой «тиснение листьев».
Практика: выполнение художественной работы, применяя пространственную ориентацию.
4. Рисование с натуры
Теория: совершенствовать знания по основам цветоведения (умение различать оттенки красок).
Практика: выполнять изображение с натуры, анализируя форму и цветовую окраску овощей.
5. Родина моя - Россия
Теория: выражение эмоционального отношения к природе. Связь человека и природы. Совершенствование знаний по перспективе.
Практика: художественная работа (пейзаж). Построение композиции в соотношении первого и заднего плана (изменение тона и цвета).
6. Детские фантазии
Теория: знакомство с композиционным центром, как доминирующим пятном. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.
Практика: Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка».
7. Изображение человека
Теория: Знакомство с основными пропорциями фигуры человека. Передача в быстром рисунке характерность образа. Силуэт.
Практика: Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека.
8. Зимняя сказка
Теория: знакомить с техникой «Граттаж».
Практика: графическая работа на восковой подкладке с помощью процарапывания.
9. Декоративный натюрморт
Теория: знакомить новой техникой рисования «Гризайль» и её с различными приёмами работы.
Практика: изображение натюрморта с получением тоновых отношений.
10. Сюжетная композиция
Теория: знакомить с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).
Линия горизонта.
Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей.
Практика: Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц».
11. Стилизация в декоративно-прикладной композиции
Теория: знакомить с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм.
Практика: конкурс «Ярмарка».
12. Цветовая палитра и ее возможности
Теория: знакомить с особенностями гуаши (плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов), с особенностями акварели (прозрачность, «нежность»). Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Практика: экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
13. Цветные сны
Теория: умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.
Практика: выполнение творческого задания.
14. Утро у озера
Теория: передача различными художественными материалами разного состояния природы (дождь, солнечный день, туман).
Практика: художественная работа (пейзаж).
15. Мой город
Теория: знакомить детей с достопримечательностями города.
Практика: художественная работа.
16. Шрифт
Теория: знакомить с историей возникновения шрифта (виды шрифта), его назначением и применением.
Практика: линейный рисунок композиции “алфавит” шрифтом на основе прямоугольника.
17. Ночной город
Теория: формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года.
Практика: выполнение пейзажа.
18. Флора и фауна
Теория: закрепить знания о растительном и животном мире, знакомить о существовании Красной книги и ее особенностях, заповедниках и ее обитателях.
Практика: конкурс.
19. Перспектива
Теория: Знакомство с основными правилами перспективного изображения.
Линейная перспектива.
Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта.
Практика: Примерные задания-упражнения: «Моя улица», «Дорога уходит вдаль». Воздушная цветоперспектива. Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета).
20. Буквица
Теория: знакомить с понятием «Буквица».
Практика: стилизация заглавной буквы своего имени.
21. Статика-динамика
Теория: знакомить с разнообразными вариантами ритмических пятен для передачи движения в композиции.
Практика: композиция, построенная на ритме пятен.
22. «Холод – тепло»
Теория: знакомить с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практика: творческая работа на зрительную и ассоциативную память
23. Витраж
Теория: совершенствовать знания о витраже, изучать основы техники создания имитации витражей.
Практика: создать многоцветную композицию с помощью витражных красок, учитывая особенности контурного рисунка и способности «витража» пропускать свет.
24. «Гжельская сказка»
Теория: Знакомство с основными законами декоративной росписи Гжель.
Практика: Выполнение заданий по росписи тарелки (чашки).
25. Добрый и злой сказочный герой
Теория: изучить влияние цвета на характер изображаемого героя.
Практика: изображать характер сказочных героев с помощью различной цветовой гаммы (холодной/теплой)
26. Итоговая выставка. Итоговая аттестация
Теория: тестирование для проверки теоретических знаний.
Практика: оформление выставки рисунков.
3 год обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по ОТ, пожарной и электробезопасности, по правилам ПДД, поведения в ЦДТ и общественных местах
Теория: повторение правил техники безопасности в изостудии, правил личной гигиены при работе в изостудии. Особенности третьего года обучения.
Обсуждение учебного плана третьего года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.
2. Город будущего
Теория: дать представление о значении искусства в жизни человека и общества; знакомить с частями, из которых состоит город в рисунке.
Практика: формировать умение выполнять рисунок города; закрепить навыки работы с новыми художественными материалами, планирования работы организации рабочего места, выполнения работы по плану; совершенствовать приемы работы штрихом, линией, тоном, пятном, мазком.
3. Север
Теория: формировать представление о северном сиянии. Закреплять знания об особенностях климата севера.
Практика: знакомить с нетрадиционной техникой рисования с помощью пищевой плёнки техникой «тычка» жёсткой полусухой кистью. Формировать навыки создавать изображение северного сияния с помощью пакета.
4. Далекий космос
Теория: формировать представления о первых космонавтах, полетевших в космос, о целостности окружающего мира через совместную проектную и исследовательскую деятельность детей.
Практика: совершенствовать умение рисовать солью и акварельными красками.
5. Африка
Теория: совершенствовать знания об особенностях и животных Африки.
Практика: совершенствовать умения создавать сюжетную композицию на определенную тему. Формировать навыки рисовать простым карандашом животных жарких стран, передавая их характерные признаки; и навыки в закрашивании изображения пастельными мелками и растушевке пастели ватным тампоном. Закреплять умение дополнять рисунок элементами фона.
6. В зоопарке
Теория: Дать понятие о зоопарке, разъяснить, для чего они нужны.
Практика: формировать навыки и умения изображать животных, учитывая форму и размеры их частей тела.
7. Образ волшебной птицы
Теория: закреплять знания о том, как художник преображает реальные образы в сказочные; развивать творческие способности детей при рассматривании изображений.
Практика: формировать умения и навыки передавать сказочный образ жар-птицы в рисунке через подбор цвета красок и строения птицы (небольшое тело с длинной шеей, большие крылья, пышный хвост).
8. Любопытный щенок
Теория: формировать умения анализировать и находить характерные особенности собаки.
Практика: формировать навыки поэтапного рисования собаки, формировать умения передавать форму, пропорции, строении, объём. Совершенствовать умение рисовать кистью разными способами: методом тычка, рисовать концом кисти мелкие пятнышки. Развивать чувство цвета, формы, композиции,
9. Моя буква
Теория: знакомить с историей возникновения письменности.
Практика: формировать умения и навыки заполнять все пространство буквы (с которой начинается имя), используя разнообразные средства графики: линию, точку, штрих, пятно.
10. Образ абстрактного рисунка
Теория: знакомить с понятием, «абстракция», направлением «абстракционизм» в изобразительном искусстве, повторить и закрепить материал по теме «Сближенные и контрастные цвета».
Практика: формировать умения и навыки применения основных правил композиции для определения идеи абстрактного произведения, осуществления авторской задумки.
11. По морям, по волнам
Теория: совершенствовать знания о пейзаже и его видах, особенностях передачи настроения (на примере творчества И. К. Айвазовского); формировать зания о разнообразии цветов.
Практика: формировать умения и навыки самостоятельного поиска получения оттенков цвета моря.
12. Зимнее настроение
Теория: формировать умение замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды.
Практика: формировать умение устанавливать связь между настроением живописного произведения (рисунка) и его цветовым решением; умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и черной краски.
13. Вербное воскресенье
Теория: совершенствование знаний о православной культуре; знакомить с духовно-нравственными традициями, раскрыть историю возникновения праздника.
Практика: формировать навыки и умения рисовать ветки вербы используя технику рисования красками «по сырому», вливать цвет в цвет. Совершенствовать творческие способности путем овладения различными способами изображения.
14. Русалка
Теория: совершенствовать знания о морских жителях; воспитывать интерес к декоративно-оформительской графике.
Практика: формировать навыки преобразовывать в рисунках реальные образы в необычные, фантастические; формировать умение подчеркивать сказочность сюжета.
15. Ночной город
Теория: совершенствовать знания по основам композиции и цветоведения.
Практика: формировать умения и навыки передавать в рисунке картину ночного города, цветовой калорит. Закреплять умение вписывать композицию в лист, рисовать разные здания, изображать передний и задний план.
16. Образ стрекозы
Теория: совершенствовать знания о насекомых, в частности стрекозе.
Практика: формировать умения создавать образ стрекозы карандашами, акварелью, используя графические средства выразительности: цветовое пятно, линию; подбирать краски в соответствии с цветом насекомого. Закреплять приемы рисования кистью.
17. Дорога уходит вдаль
Теория: формировать представления о красоте окружающего мира. Совершенствовать знания о перспективе, как способе изображения на плоскости предметов в пространстве.
Практика: формировать умения и навыки применять законы перспективы в своих рисунках, использовать воздушную перспективу.
18. Птица счастья
Теория: знакомить со щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых сил; знакомить с образом сказочной птицы в русском фольклоре.
Практика: совершенствовать умения и навыки работы с гуашевыми красками.
19. Семейный портрет
Теория: совершенствовать знания о портрете, как жанре изобразительного искусства. Закрепить понятие – одиночный портрет, знакомить с понятием групповой портрет.
Практика: совершенствовать умения и навыки рисовать групповой портрет, стараясь передать в нем особенности внешнего вида и настроение каждого из членов семьи.
20. Добрый и злой сказочный герой
Теория: знакомить с творчеством художника Виктора Михайловича Васнецова.
Практика: формировать умения и навыки рисования, используя художественные средства выразительности (линия, цвет), раскрыть характер, настроение образа сказочных персонажей.
21. Чудо рыба
Теория: закреплять знания о речных, морских, аквариумных рыбках.
Практика: формировать умения создавать выразительный и интересный сюжет с помощью красок; совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения.
22. Работа простым карандашом. Виды ретуширования
Теория: знакомить с понятием «ретуширование», видами ретуширования.
Практика: совершенствовать умения составлять композицию по собственному замыслу, работать коллективно. Совершенствовать технику рисования простым карандашом. Формировать художественное мышление.
23. Композиция нескольких фигур. Натюрморт
Теория: совершенствовать знания о сложном жанре «Натюрморт».
Практика: формировать умения и навыки рисовать с натуры простой натюрморт.
24. Натюрморт с кувшином
Теория: закрепить знания об особенностях изображения натюрморта, его признаках.
Практика: совершенствовать умения и навыки рисования с натуры предметов (кувшин) в группе; формировать развитие цветоощущения.
25. Перспективы, низкого и высокого горизонта, создание рисунка в линейной перспективе
Теория: совершенствовать знания о перспективе.
Практика: формировать умения изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства; навыки передавать в рисунке колорит природы. Совершенствовать технику работы с красками.
26. Военная тема в живописи
Теория: знакомить с произведениями художников батального жанра
Практика: формировать умение выражать в рисунке свои представления и впечатления о ВОВ; навыки выразительно компоновать заданный сюжет.
27. Пейзаж с космическим кораблем
Теория: знакомить с понятием «космический пейзаж».
Практика: совершенствовать навыки составления композиции на тему «Космос», умение последовательно вести работу над рисунком, умение видеть и понимать прекрасное в космическом пейзаже, совершенствовать пространственную ориентировку в листе бумаги.
28. Натюрморт с цветами
Теория: совершенствование знаний о жанре «Натюрморт», знакомить с творчеством некоторых художников, работавших в жанре натюрморт:
Практика: совершенствовать навыки составления и исполнения композиции натюрморта изобразительными средствами и в цвете с передачей конструктивного строения предметов, их пропорций.
29. Гризайль
Теория: знакомить детей с понятием тон в живописи, объем, гризайль; рассмотреть технические способы работы над ахроматической шкалой, исследование и изучение оттенков тона от серого до черного.
Практика: формировать способность видеть градации светотеневого тона в живописи, эстетический вкус, умение пользоваться материалами и их свойствами.
30. Итоговое занятие. Выставка
Теория: тестирование для проверки теоретических знаний.
Практика: оформление итоговой выставки рисунков.
Планируемые результаты
1.4.1. Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
По окончании обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Радуга» обучающиеся должны:
По окончании 1 года обучения:
Обучающиеся должны знать | Обучающиеся должны уметь |
- правила техники безопасности. - Основные виды и жанры изобразительного искусства. - Начальные сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре. - Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно). - Основные и дополнительные цвета. - Цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета). - Понятие симметрии. - Свойства красок и графических материалов. - Деление цветового круга на группу теплых цветов и группу холодных цветов. - Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, многоплановости, точки схода. - Об основных средствах композиции, объема, пространства и среды. - О художественной росписи по дереву (Городец, Хохлома). - азы воздушной перспективы (дальше, ближе). | - правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш. - Свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги. - Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов. - Правильно работать акварельными и гуашевыми красками, разводить и смешивать краски, ровно закрашивать ими нужную поверхность. - Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет. - Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства. - Чувствовать и определять теплые и холодные цвета. - Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов. - Применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Хохлома, Городец). |
По окончании 2 года обучения
Обучающиеся должны знать | Обучающиеся должны уметь |
- правила техники безопасности. - Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.д.). - Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блеск, рефлекс, падающая тень), О зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения. - Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета). - Основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра). - Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Городец, Хохлома). - О деятельности художника, народных мастеров. | - правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги, карандаш, кисть. - Свободно работать карандашом и кистью. - Выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции. - Чувствовать определять красоту линий, формы, цветовых оттенков, объектов в действительности и в изображении. - Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень. - Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображенных объектов. - Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом в рисунке. - Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм). - Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге. - Творчески применять простейшие приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев, своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав и т. д.). - Использовать силуэт и светотеневой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции. |
По окончании 3 года обучения
Обучающиеся должны знать | Обучающиеся должны уметь |
- Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (прерывистая и непрерывная линия, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.). - Термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт». - Начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и предметах быта. - Начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства; - Основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра. - Что такое симметричная и ассиметричная композиции. - Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д. - Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), зависимости освещения предмета от силы и удалённости источника освещения. - Деление цветового круга на группы тёплых и холодных цветов. - Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлости цвета). | - Рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства. - Чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении; выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т.д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы. - Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень. - Использовать различную штриховку для выявления объёма, формы изображаемых предметов. - Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приёмы народной кистевой росписи. - Использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликациях и коллективных мозаичных панно. - Передавать в лепных изделиях объёмную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека. |
1.4.2. Компетенции и личностные качества, сформированные у детей в процессе обучения по программе
Программа ориентирована на конкретный практический результат и нацелена на формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:
Социально – трудовых компетенций:
Личностного самоопределения:
умение заботиться о своем здоровье;
правильная расстановка жизненных приоритетов;
знание основ безопасной жизнедеятельности;
культура мышления и поведения.
Учебно-познавательных компетенций:
владение способами организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии;
умение находить и использовать информацию.
Общекультурных компетенций:
знание культурологических основ семейных, социальных явлений и традиций;
соблюдение этики.
Коммуникативных компетенций:
эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
умение работать в группе, коллективе.
1.4.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретённые обучающимися по итогам освоения программы
В ходе обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Радуга» у обучающихся сформируются:
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающихся на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку педагога;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- обобщать;
- устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо:
2.1.1. Материально-техническое обеспечение:
- Бумага разного формата и цвета.
- Акварельные краски.
- Тушь разноцветная
- Гуашь.
- Восковые мелки.
- Ванночки с поролоном.
- Баночки для воды.
- Кисти круглые и плоские разного размера.
- Салфетки.
- Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
- Аптечный парафин или восковые свечи.
- Шерстяные нитки.
- Набор из 10 карточек с изображением неопределённых форм.
- Ватные палочки.
- Фломастеры.
- Предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, гжельская посуда, керамические предметы).
- Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, набор камней).
- Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).
2.1.2. Организация работы с родителями:
- Приглашать родителей на открытые занятия; массовые мероприятия в объединении и ЦДТ.
- Наладить работу родительского комитета – первого помощника педагога.
- Разнообразить формы проведения родительских собраний.
- Привлекать к работе с родителями психолога.
2.1.3. Организация внешней интеграционной деятельности: сотрудничество со СМИ, картинной галереей им. Д.А. Трубникова
2.1.4. Воспитательная работа
Одной из основных задач учреждений дополнительного образования детей является обеспечение необходимых условий для личностного развития.
Воспитательная работа - это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни. В процессе реализации программы педагог решает задачу формирования личностных качеств, которые включают:
воспитание патриотизма;
воспитание нравственных качеств (честность, доброжелательность, терпимость, коллективизм, дисциплинированность, выдержка и самообладание) в сочетании с волевыми (настойчивость, упорство, терпеливость);
эстетическое воспитание (чувство прекрасного, аккуратность);
воспитание трудолюбия.
Формы организации воспитательной работы:
собрания, беседы с обучающимися;
информации о культурных событиях в стране, мире;
родительские собрания;
взаимодействие с образовательными организациями;
культурно-массовые мероприятия;
поддержание традиций ЦДТ, таких как: выставки творческих работ обучающихся, празднование дней рождения.
Методическая работа педагога и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса объединения:
- Посещение заседаний МО объединений направления» художественное творчество».
- Проведение открытого занятия в рамках аттестации.
- Приобретение учебно-методической литературы по обучению изобразительному искусству и творчеству.
- Приобретение видеоматериалов по истории изобразительного искусства и обучению.
Формы аттестации
Аттестация обучающихся объединения «Жар-птица» проводится в соответствии с Положением о системе оценок, форм, периодичности и порядке текущего контроля и аттестации обучающихся МАУ ДО ЦДТ.
Аттестация обучающихся проводится с целью контроля за выполнением дополнительной общеобразовательной программы «Радуга», повышения ответственности педагога за результаты образовательного процесса и включает в себя следующие этапы: начальная, промежуточная, итоговая.
Начальная аттестация проводится с целью выявления уровня подготовки (для обучающихся первого года обучения) и определения уровня остаточных знаний (для обучающихся второго и последующих годов обучения). Начальная аттестация проводится в первый месяц учебных занятий с занесением результатов в диагностическую карту.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится как оценка результатов обучения за определенный промежуток учебного времени – в конце учебного года. Промежуточная аттестация проводится с обучающимися группы 1 и 2 годов обучения, сроки проведения аттестации – с 10 по 25 мая текущего учебного года. Формы проведения аттестации: теоретические знания проверяются путем решения тестовых заданий; практические умения и навыки обучающиеся демонстрируют на отчетной выставке объединения. По итогам аттестации педагог оформляет диагностическую карту и протокол результатов аттестационных испытаний. По результатам аттестационных испытаний обучающиеся переводятся на следующую ступень обучения по данной программе, либо остаются на прежней ступени обучения.
Итоговая аттестация проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам данной программы. Итоговую аттестацию проходят обучающиеся учебной группы 3 года обучения в период с 05 по 25 мая текущего учебного года. Формы проведения итоговой аттестации: теоретические знания проверяются путем решения тестовых заданий; практические умения и навыки обучающиеся демонстрируют на отчетном концерте студии. По результатам прохождения аттестационных испытаний обучающиеся выпускаются из объединения.
Оценочные материалы
Критерии и показатели
качества освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фантазия»
1 год обучения
№ п/п | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Число баллов | Методы диагностики |
1. Теоретическая подготовка |
1 | Правила техники безопасности | Не знает правила ТБ | 0 | Наблюдение, собеседование, тестовые задания |
Частично знает правила ТБ | 1 |
Знает правила ТБ | 2 |
2 | Основные виды и жанры изобразительного искусства | Не знает и не различает виды и жанры изобразительного искусства между собой | 0 |
Частично знает виды и жанры изобразительного искусства; и различает их с помощью педагога | 1 |
Знает и легко различает виды и жанры изобразительного искусства между собой без помощи педагога | 2 |
3 | Начальные сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре | Не владеет информацией | 0 |
Испытывает затруднения | 1 |
Владеет информацией | 2 |
4 | Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно). | Не владеет информацией | 0 |
Испытывает затруднения | 1 |
Владеет информацией | 2 |
5 | Основные и дополнительные цвета | Не знает основных и дополнительных цветов | 0 |
Путает основные и дополнительные цвета | 1 |
Знает основные и дополнительные цвета | 2 |
6 | Цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета). | Не знает цветовую гамму красок | 0 |
Путает цветовую гамму красок | 1 |
Знает цветовую гамму красок | 2 |
7 | Понятие симметрии | Не представляет о симметрии | 0 |
Знает понятие, но затрудняется применять на практике | 1 |
Знает и применяет на практике | 2 |
8 | Свойства красок и графических материалов | Испытывает затруднения при работе с красками и графическими материалами | 0 |
Работает с материалами с помощью педагога | 1 |
Работает с материалами самостоятельно, не испытывает особых трудностей | 2 |
9 | Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, многоплановости, точки схода | Не владеет информацией | 0 | |
Частично владеет информацией | 1 |
Владеет информацией | 2 |
10 | Об основных средствах композиции, объема, пространства и среды | Не владеет информацией | 0 |
Частично владеет информацией | 1 |
Владеет информацией | 2 |
11 | Сведения о удожественной росписи по дереву (Городец, Хохлома). | Не владеет терминами по данным художественным росписям | 0 |
Знает отдельные термины | 1 |
Знает термины и применяет их осознано | 2 |
12 | Азы воздушной перспективы (дальше, ближе). | Не владеет информацией | 0 |
Частично владеет информацией | 1 |
Владеет информацией | 2 |
2. Практическая подготовка |
1 | Правила ТБ (правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш | Не соблюдает правила ТБ | 0 | Наблюдение, контрольное задание |
Не всегда соблюдает правила ТБ в процессе работы. | 1 |
Всегда соблюдает правила ТБ в процессе работы | 2 |
2 | Свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги | Испытывает серьёзные затруднения при работе с карандашом | 0 |
Работает с помощью педагога | 1 |
Работает самостоятельно | 2 |
3 | Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов | Испытывает серьёзные затруднения | 0 |
Работает с помощью педагога | 1 | Наблюдение, контрольное задание |
Работает самостоятельно | 2 |
4 | Правильно работать акварельными и гуашевыми красками, разводить и смешивать краски, ровно закрашивать ими нужную поверхность | Не умеет работать с красками | 0 |
Умеет работать красками, но не смешивает цвета | 1 |
Умеет работать красками, смешивая цвета | 2 |
5 | Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства | Мало активен, в дискуссиях участия не принимает, своё мнение не защищает | 0 |
Защищает своё мнение в значительной помощи педагога | 1 |
Самостоятельно участвует в дискуссии, убедительно аргументирует свою точку зрения | 2 |
6 | Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов | Испытывает трудности | 0 |
Работает с помощью педагога | 1 |
Не испытывает трудностей и работает самостоятельно | 2 |
7 | Применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Хохлома, Городец). | Испытывает трудности в работе с кистью декоративных изображений | 0 |
Работает с помощью педагога | 1 |
Не испытывает трудностей и работает самостоятельно | 2 |
3. Учебно-коммуникативные знания и умения |
1 | Личностные | Имеет положительное отношение к учению, к познавательной деятельности | 1 | Наблюдения, собеседование |
| | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | 1 |
| | Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам | 1 |
2 | Регулятивные | Постановка учебной задачи | 1 |
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата | 1 |
Сличение способа действия и его результата с заданной постановкой | 1 |
Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению | 1 |
Воспитание волевой саморегуляции | 1 |
3 | Познавательные | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | 1 |
Рефлексия способов и условий действия | 1 |
Извлечение необходимой информации; умения структурировать знания | 1 |
| | Развитие мыслительных операций анализа, сравнения | 1 | |
4 | Коммуникативные | Умеет слушать и вступать в диалог | 1 |
Учитывает позиции товарищей и педагога | 1 |
Умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания | 1 |
Шкала оценивания «Теоретическая подготовка»
Низкий уровень: 0-8
Средний уровень: 9-12
Высокий уровень: 13-24
Шкала оценивания «Практическая подготовка»
Низкий уровень: 0-4
Средний уровень: 5-7
Высокий уровень: 8-14
Шкала оценивания «Учебно-коммуникативные знания и умения»
Низкий уровень: 0-5
Средний уровень: 6-10
Высокий уровень: 11-15
2 год обучения
№ п/п | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Число баллов | Методы оценки |
1. Теоретическая подготовка |
1 | Правила техники безопасности | Не знает правила ТБ | 0 | Наблюдение, собеседование, тестовое задание |
Частично знает правила ТБ | 1 |
Знает правила ТБ | 2 |
2 | Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.д.). | Не владеет информацией | 0 |
Испытывает затруднения | 1 |
Владеет информацией | 2 |
3 | Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блеск, рефлекс, падающая тень), О зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения. | Не владеет информацией | 0 |
Испытывает затруднения | 1 |
Владеет информацией | 2 |
4 | Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета). | Испытывает сложности при работе с изменением цвета | 0 |
Путает изменение цвета | 1 |
Определяет изменение цвета самостоятельно | 2 |
|
5 | Основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра). | Не умеет выделять центр композиции и использовать основные её средства | 0 |
Выделяет центр композиции, но не все средства использует | 1 |
Самостоятельно выделяет композиционный центр и использует все основные средства композиции | 2 |
6 | Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Городец, Хохлома). | Не владеет информацией | 0 | |
Информацией владеет частично | 1 |
Владеет информацией | 2 |
7 | О деятельности художника, народных мастеров. | Не владеет информацией | 0 |
Информацией владеет частично | 1 |
Владеет информацией | 2 |
2. Практическая подготовка |
1 | Организация рабочего места | Рабочее место организовывать не умеет | | Наблюдение, контрольное задание |
Организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога | |
Самостоятельно готовить рабочее место и убирает за собой | |
2 | Свободно работать карандашом и кистью. | Испытывает серьёзные затруднения при работе с карандашом | 0 |
Работает с помощью педагога | 1 |
Работает самостоятельно | 2 |
3 | Выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции. | Испытывает серьёзные затруднения при выборе формата листа | 0 |
Не может обойтись без помощи педагога | 1 |
Самостоятельно выбирает формат листа и правильно его располагает | 2 |
4 | Чувствовать определять красоту линий, формы, цветовых оттенков, объектов в действительности и в изображении. | Испытывает серьёзные затруднения | 0 |
5 | Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень. | Работает с помощью педагога | 1 |
Работает самостоятельно | 2 |
Испытывает серьёзные затруднения | 0 |
6 | | Работает с помощью педагога | 1 |
Работает самостоятельно | 2 |
7 | Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображенных объектов. | Испытывает серьёзные затруднения при выборе и назначении различных видов штриховки | 0 |
Использует не все виды штриховки (выборочно) | 1 |
Использует по назначению все виды штриховки | 2 |
8 | Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом в рисунке. | Испытывает серьёзные затруднения | 0 | |
Работает с помощью педагога | 1 |
Работает самостоятельно | 2 |
9 | Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм). | Испытывает серьёзные затруднения | 0 |
Работает с помощью педагога | 1 |
Работает самостоятельно | 2 |
10 | Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге. | Работает с помощью педагога | 0 |
Орнамент выполняет не во всех видах геометрических фигур | 1 |
Делает правильный выбор и работает самостоятельно | 2 |
11 | Творчески применять простейшие приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев, своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав и т. д.). | Испытывает серьёзные затруднения и работает с помощью педагога | 0 |
Применяет выборочно приёмы народной росписи | 1 |
Применяет все приёмы народной росписи | 2 |
12 | Использовать силуэт и светотеневой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции. | Испытывает серьёзные затруднения | 0 |
Работает с помощью педагога | 1 |
Работает самостоятельно | 2 |
3. Учебно-коммуникативные знания и умения |
1 | Личностные | Имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | 1 | Наблюдение, собеседование |
Умеет осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе | 1 |
Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья | 1 |
Имеет способность к самооценке своих действий, поступков | 1 |
2 | Регулятивные | Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик | 1 |
Внесение необходимых дополнений и изменений в план способ действия | 1 |
Осознание качества и уровня усвоения | 1 |
Воспитание волевой саморегуляции | 1 |
3 | Познавательные | Выбор эффективных способов решения задач | 1 |
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | 1 |
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска | 1 |
Формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. | 1 |
4 | Коммуникативные | Принимает участие в коллективном обсуждении | 1 |
Вступает в учебный диалог с педагогом, обучающимися, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | 1 |
Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач | 1 |
Шкала оценивания «Теоретическая подготовка»
Низкий уровень: 0-6
Средний уровень: 7-10
Высокий уровень: 11-14
Шкала оценивания «Практическая подготовка»
Низкий уровень: 0-8
Средний уровень: 9-12
Высокий уровень: 13-24
Шкала оценивания «Учебно-коммуникативные знания и умения»
Низкий уровень: 0-5
Средний уровень: 6-10
Высокий уровень: 11-15
3 год обучения
№ п/п | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Число баллов | Методы оценки |
1. Теоретическая подготовка |
1 | Правила техники безопасности | Не знает правила ТБ | 0 | Наблюдение, собеседование, тестовое задание |
Частично знает правила ТБ | 1 |
Знает правила ТБ | 2 |
2 | Иметь более широкий спектр знаний в области истории искусств | Не владеет информацией | 0 |
Испытывает затруднения | 1 |
Владеет информацией | 2 |
3 | Искусства родного края | Не владеет информацией | 0 |
Испытывает затруднения | 1 |
Владеет информацией | 2 |
4 | Основы перспективы, композиции, колорита | Знает основы перспективы | 1 |
Знает основы композиции | 1 |
Знает основы колорита | 1 |
2. Практическая подготовка |
1 | Организация рабочего места | Рабочее место организовывать не умеет | 0 | Наблюдение, контрольное задание |
Организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога | 1 |
Самостоятельно готовить рабочее место и убирает за собой | 2 |
2 | Выполнять сложные учебные задания из нескольких предметов (до пяти) | Испытывает серьёзные затруднения | 0 |
Работает с помощью педагога | 1 |
Работает самостоятельно | 2 |
3 | Самостоятельно выполнять задания за пределами студии | Испытывает серьёзные затруднения при работе с художественными материалами | 0 |
Не может обойтись без помощи педагога | 1 |
Самостоятельно выбирает тему и правильно работает | 2 |
4 | Вырабатывать свою манеру штриха, мазка, композиции | Манера штриха | 1 |
Манера мазка | 1 |
Манера композиция | 1 |
3. Учебно-коммуникативные знания и умения |
1 | Личностные Степень и качество участия | Желание получить подготовку для поступления в профильные вузы и училища | 1 | Наблюдение, собеседование |
Умеет осваивать работу при сдаче вступительных экзаменов во временных рамках | 1 |
Самооценка собственной значимости от создания творческого произведения | 1 |
Стремление к эстетическому восприятию и преображению окружающей среды | 1 |
2 | Познавательные | Самостоятельный выбор эффективных способов решения учебных задач | 1 |
Оценка и контроль процесса работы над учебным натюрмортом без преподавателя | 1 |
Поиск и выделение необходимой информации, этюдного материала | 1 |
Самостоятельное выделение проблемы и способов творческого решения | 1 |
3 | Регулятивные | Определение тематических направлений подготовки к вступительным экзаменам в определённое учебное заведение | 1 |
Внесение необходимых коррективов в подготовку | 1 |
Самостоятельное определение готовности и качества подготовительных работ | 1 |
Воспитание волевой саморегуляции | 1 |
4 | Коммуникативные | Активно участвует в коллективных просмотрах и выставках | 1 |
Умело аргументирует оценку своих работ и произведений других авторов | 1 |
Осуществляет совместную деятельность с обучающимися: старший-младший | 1 |
Шкала оценивания «Теоретическая подготовка»
Низкий уровень: 0-2
Средний уровень: 3-5
Высокий уровень: 6-9
Шкала оценивания «Практическая подготовка»
Низкий уровень: 0-2
Средний уровень: 3-5
Высокий уровень: 6-9
Шкала оценивания «Учебно-коммуникативные знания и умения»
Низкий уровень: 0-5
Средний уровень: 6-10
Высокий уровень: 11-15
Методическое обеспечение
На занятиях используются:
2.4.1. Учебно-программные материалы:
- образовательная программа;
- конспекты учебных занятий;
- критерии и показатели освоения программы;
- Учебно-тематический план;
- Контрольные материалы, проверяющие знание конкретного материала.
Лекционный материал:
- Тематическая подборка материалов: стихов, песен, игр, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д.
- «Основы материаловедения»;
- «Основы композиции»;
- «Основы цветоведения»;
- «Виды художественной обработки дерева»;
- «Мезенская роспись по дереву»;
- «Городецкая роспись по дереву»;
- «Основные и производные цвета»;
- «Хроматические и ахроматические цвета»;
- «Свойства цвета», «Цветовой спектр»;
- «Изменение цвета в зависимости от тона фона»;
- «Теплые и холодные цвета»;
- «Основные взаимодополняемые цвета»;
- «Виды композиции»;
- «Виды орнаментов по способу построения»;
- рекомендации и памятки для родителей;
- физкультминутки.
Дидактический материал:
- папка-раскладушка « Декоративно-прикладное искусство»;
- папка-раскладушка «Жанры изобразительного искусства»;
- образцы готовых изделий по всем видам росписи по дереву;
- образцы традиционных элементов каждой росписи по дереву;
- образцы различных видов орнаментов (геометрических, растительных и животных) в полосе, круге, квадрате, сетке;
- образцы «Жанры искусства»;
- образцы: графично оформленные книги.
Разработки воспитательных мероприятий:
- праздники («Здравствуй, творчество!», «Путешествие в мир удивительных узоров» и т.д.);
- вечера («Чудеса великого творчества»; посвящённые Дню матери, 9 мая и т.д.);
- конкурсы («Лучший художник», «Прекрасный оформитель» и т.д.);
- викторины-игры («Весеннее настроение», «День смеха», «Пословицы о героях войны», «Угадай-ка» и т.д.);
- беседы: «Георгиевская лента», «День любви и дружбы», «Правила опрятности и аккуратности», «Правила безопасности» и т.д.
Список литературы
2.5.1. Литература для педагога:
1. Козакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. «Просвещение» 1985 год.
2. Костерик Н. П. Учебное пособие. М. «Просвещение» 1980 год.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в первом классе. М. «Просвещение» 1981 год.
3. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство во втором классе. М. «Просвещение» 1984 год
4. Изобразительное искусство и художественный труд. М. «Просвещение» АО «Учебная литература», 1995 год.
5. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство 1-2 классы. Издательский дом «Дрофа», 1995 год.
6. Копышева Н. М. Наш рукотворный мир (от мира природы – к миру вещей). LINKA – PRESS, 1997 год.
7. Копышева Н. М. Чудесная мастерская. LINKA – PRESS, 1997 год.
Изобразительное искусство. Начальная школа (программно- методические материалы). Издательский дом «Дрофа», Москва 2001 год.
8. Соломенникова О. А. Радость творчества (развитие художественного творчества детей 5-7 лет) под руководством доктора педагогических наук профессора Т. С. Комаровой. Москва 2001 год.
9. В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003
10. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства - М.: Просвещение, 1991.
11. Искусство вокруг нас: Учеб. Для 3 кл. четырехлет. Нач. шк. / Под ред. Неменского Б.М., - М.: Просвещение, 2000.
12. Фиона Уотт. Я умею рисовать. Москва «РОСМЭН», 2003 год.
2.5.2. Литература для детей:
1. Учимся рисовать. Научный редактор Д. Тонконогая. Книжка для талантливых детей и забывчивых родителей. Санкт-Петербург. Издательство «Сова» 1994 год.
2. Дорожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год.
3. Дорожин Ю. Г. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год.
4. Дорожин Ю. Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год.
5. Орлова Л. В. Научный руководитель Шпикалова Т. Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1998 год.
6. Город мастеров. Узоры Полхов – Майдана. Автор проекта Дорофеев Ю. М. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2001 год.
7.Шпикалова Т. Я. Величнина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства, 1 кл. четырехлетней начальной школы. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1998 год.
8. Рисование – первые шаги. Школа юного художника. Москва «Эксмо», 2004 год.
9.Фиона Уотт. Я умею рисовать. Москва «РОСМЭН», 2003 год.
10. Как научиться рисовать натюрморт. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.
11. Как научиться рисовать собаку. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.
12. Как научиться рисовать кошку. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.
13. Как научиться рисовать портрет. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.
14. Как научиться рисовать лошадь. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.
15. Как научиться рисовать цветы. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.
16. Аластер Смит и Джуди Тетчелл. Энциклопедия рисования. Москва «РОСМЭН», 1999 год.
17. Женевьев Кастерман. Живопись. Детское справочное бюро. Энциклопедия для любознательных. Москва. АСТ. АСТРЕЛЬ, 2002 г.
27