СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеобразовательная программа "Радуга"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Срок реализации 3 года

Просмотр содержимого документа
«Общеобразовательная программа "Радуга"»

МУ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ФУРМАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА



Обсуждена и согласована

на методическом объединении

педагогов художественного направления

Протокол №1 от 26.08.2019г.

Руководитель МО Т.А. Хватова



Принята на методическом совете

МАУ ДО ЦДТ

протокол № 1 от 26.08.2019г.

Председатель МС А.П. Логинова


Утверждаю

Директор внешкольного учреждения

Приказ № 263 от 30.08.2019г.

Л.Н. Гошадзе


Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Радуга»



Возраст обучающихся: 6 - 12 лет

Срок обучения – 3 года


Автор-составитель

Хватова Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования










Фурманов – 2019г.


  1. Комплекс основных характеристик программы

    1. Пояснительная записка

1.1.1. Направленность программы

Дополнительная образовательная программа объединения «Жар-птица» относится к программам художественной направленности.

      1. Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения обучающихся к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки обучающиеся демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

      1. Отличительные особенности программы

Дополнительная образовательная программа объединения «Жар-птица» затрагивает четыре главных раздела:

- «Язык изобразительного искусства».

- «Изобразительное искусство и мир природы».

- «Изображение человека и предметного мира».

- «Декоративно-прикладное искусство».

Педагог – проводник детей в большой мир. Он осуществляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценностный опыт отношений к добру и злу, правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти. Наши, взрослых людей чувства, оценки и суждения, сердечная доброта и увлеченность, отзывчивость на добро и красоту в быту и искусстве формируют у детей сопереживание, сочувствие, удивление, восторг и восхищение красотой окружающего мира и произведений искусства, отражающий этот мир. Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, и в частности живопись. Все выше перечисленное является актуальным для создания дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа объединения «Жар-птица» открывает обучающимся широкое поле, раскрывает перед ними огромный и увлекательный мир творчества. В ней собраны разнообразные по характеру деятельности темы и разделы, позволяющие обучающимся выбрать занятие по душе.

      1. Уровень реализации программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга» двухуровневая: 1 год обучения соответствует стартовому уровню сложности, 2 и 3 года обучения – базовому уровню сложности.

      1. Адресат программы

Данная программа рассчитана на детей и подростков 6-12 лет, мотивированных на занятия изобразительным искусством.

Предпочтительный круг интересов: искусство, литература, дизайн, музыка, ДПИ (декоративно-прикладное искусство, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира).

Личностные характеристики: допускаются дети с любым набором личностных качеств.

Потенциальные роли в программе: активные участники образовательного процесса, задающие направление творческой деятельности объединения.

В результате обучения по данной программе, выпускником объединения является личность:

- Имеющая знания, умения, навыки в изобразительном искусстве, обладающая творческой активностью и самостоятельностью;

- Руководствующаяся принципом «Если вокруг себя я не могу найти то, что мне нравится, то я создаю это сам»;

- Ориентированная на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное взаимодействие с окружающей средой;

- Стремящаяся к освоению новых видов творчества и развитию кругозора;

- Обладающая готовностью к творческому труду и способная преодолевать временные трудности;

- С развитыми коммуникативными способностями.

      1. Объем программы

Программа рассчитана на 3 года:

1 год - 6-8 лет;

2 год - 9-10 лет;

3 год – 11-12 лет

Программа предусматривает по 74 учебных часа для учебных групп 1, 2 и 3 годов обучения.

Наполняемость групп:

1 год обучения – от 8 до 15-человек;

2-3 года обучения – 8-25 человек.

Набор в объединение осуществляется массово в начале учебного года, допускается вливание в группы 1 года обучения в течение 1 полугодия.

      1. Формы организации образовательного процесса, формы и виды занятий

Программа «Радуга» ориентирована на сочетание лекционного курса (беседы по истории искусства, знакомство с картинами известных художников, лекционный материал подкреплен презентациями) и практических занятий - живопись, рисунок, ДПИ.

В обучении с детьми применяются различные формы и методы работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

      1. Срок освоения программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга» рассчитана на 3 года.

Программа первого года обучения: обучающиеся знакомятся с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством). Основное внимание обучающихся направляется на определение и передачу пространственного положения пропорций, конструкций, цвета изображаемых объектов, а так же самостоятельного применения простейших приемов народной росписи.

Программа второго года обучения: обучающиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе, продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания, выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.

Программа третьего года обучения: обучающиеся достигают определённого уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.). С помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность узора. У детей формируются творческие способности. Дети умеют увидеть прекрасное в окружающем мире, становятся добрее к сверстникам, лучше общаются со взрослыми, становятся спокойными и уравновешенными.

Методика изобразительных занятий по дополнительной образовательной программе объединения «Жар-птица» направлена не только на эстетическое развитие обучающихся, но и на развитии мышления. На каждом занятии для выполнения заданий обучающиеся используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение.

      1. Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 45 минут, перерыв между занятиями 10-15 минут. Программа первого года обучения предусматривает 74 учебных часа, программа второго года обучения – 74 учебных часа, третьего года обучения – 74 учебных часа.

    1. Цель и задачи образовательной программы

1.2.1. Целью дополнительной образовательной программы объединения «Жар-птица» является: развитие творческой личности средствами искусства, получение опыта художественно-творческой деятельности.

1.2.2. Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:

1.2.2.1. Предметные задачи:

- Знакомство с жанрами изобразительного искусства;

- Знакомство с декоративно-прикладным искусством;

- Знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

- Знакомство с наследием выдающихся художников прошлого и настоящего в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства, архитектуры, ролью искусства в жизни людей;

- Овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

- Формирование умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;

- Формирование навыков по основам образного языка рисования с натуры, по памяти и по воображению;

- Формирование навыков передачи в рисунках формы, пропорций, объе­ма, перспективы, светотени, композиции.

1.1.2.2. Метапредметные задачи:

- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;

- Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;

- Развитие творческой фантазии, художественных способностей, эстетического и художественного вкуса;

- Развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера.

1.1.2.3. Личностные задачи:

- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.

- Воспитание патриотических чувств (любовь к родному краю), чувства коллективизма, взаимопомощи, сотрудничества.

- Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятности, аккуратности, бережное отношение к вещам, навыков культуры поведения.

- Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия.

1.3. Содержание программы

      1. Учебный план

1 год обучения

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ОТ, пожарной и электробезопасности, по правилам ПДД, поведения в ЦДТ и общественных местах

2

2

-

Игра, тестирование

2

Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.

2

1


1


Педагогическое наблюдение

3

Черное и белое – основа языка графики.

Графическое изображение предметов и явлений.

2

1

1

Педагогическое наблюдение

4

Цвет – основа языка живописи.

2

1

1

Педагогическое наблюдение

5

Пейзаж.

4

2

2

Педагогическое наблюдение

6

Анималистика.

2

1

1

Педагогическое наблюдение

7


Изображение человека.

4

2

2

Педагогическое наблюдение

8

Кисть рябинки, гроздь калинки.

2

1

1

Педагогическое наблюдение

9

Портрет.

4

2

2

Педагогическое наблюдение

10

Натюрморт.

4

2

2

Педагогическое наблюдение

11

Хохломская роспись.

4

2

2

Выставка.

Конкурс

12

Городецкая роспись.

4

2

2

Педагогическое наблюдение

13

Холодное царство.

2

1

1

Педагогическое наблюдение

14

Волшебный лоскуток

4

1

3

Педагогическое наблюдение

15

Русский костюм (с элементами ткани)

2

1

1

Конкурс

16

Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда.

2

1

1

Коллективный анализ работ

17

Портрет папы

2

1

1

Педагогическое наблюдение

18

Рисование птиц

2

1

1

Педагогическое наблюдение

19

Декоративное рисование. Пасхальный сувенир

2

1

1

Конкурс

20

Подводное царство

2

1

1

Выставка

21

Витражные окошки

2

1

1

Педагогическое наблюдение

22

Весенний букет

2

1

1

Педагогическое наблюдение

23

Волшебные бабочки

2

1

1

Показ кукольного спектакля

24

Золотая рыбка

2

1

1

Выставка

25

Хохломской букет

2

1

1

Выставка

26

Снежная королева

2

1

1

Творческая

работа

27

Дымковская роспись

2

1

1

Педагогическое наблюдение

28

Чудесное превращение кляксы

2

1

1

Творческая

работа

29

Образ цветов

2

1

1

Самостоятельная работа

30

Итоговая выставка. Промежуточная аттестация

2


2

Итоговая

выставка

Коллективный анализ работы


ИТОГО

74

36

38


2 год обучения

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ОТ, пожарной и электробезопасности, по правилам ПДД, поведения в ЦДТ и общественных местах

2

1

1

Игра, тестирование

2

Летние воспоминания (повторение)

2


1

Педагогическое наблюдение

3

Золотая осень

2

1

1

Педагогическое наблюдение

4

Рисование с натуры

2

1

1

Педагогическое наблюдение

5

Родина моя - Россия

4

1

3

Педагогическое наблюдение

6

Детские фантазии

2

1

1

Педагогическое наблюдение

7

Изображение человека

4

1

3

Педагогическое наблюдение

8

Зимняя сказка

4

1

3

Педагогическое наблюдение

9

Декоративный натюрморт

4

1

3

Педагогическое наблюдение

10

Сюжетная композиция

4

1

3

Педагогическое наблюдение

11

Стилизация в декоративно-прикладной композиции

4

1

3

Выставка.

Конкурс

12

Цветовая палитра и ее возможности

2

1

1

Педагогическое наблюдение

13

Цветные сны

2

1

1

Педагогическое наблюдение

14

Утро у озера

2

1

1

Педагогическое наблюдение

15

Мой город

2

1

1

Самостоятельная работа

16

Шрифт

2

1

1

Коллективный анализ работ

17

Ночной город

2

1

1

Педагогическое наблюдение

18

Флора и фауна

4

1

3

Конкурс

19

Перспектива

4

1

3

Педагогическое наблюдение

20

Буквица

2

1

1

Выставка

21

Статика-динамика

4

1

3

Педагогическое наблюдение

22

«Холод – тепло»

4

1

3

Педагогическое наблюдение

23

Витраж

4

1

3

Педагогическое наблюдение

24

«Гжельская сказка»

2

1

1

Выставка

25

Добрый и злой сказочный герой

4

1

3

Самостоятельная работа

26

Итоговая выставка. Итоговая аттестация

2

1

1

Итоговая

выставка

Коллективный анализ работы


ИТОГО

74

25

49


3 год обучения

п\п

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теор

Практ.

1

Вводное занятие. Инструктаж по ОТ, пожарной и электробезопасности, по правилам ПДД, поведения в ЦДТ и общественных местах

2

1

1

Игра, тестирование

2

Город будущего

2

1

1

Педагогическое наблюдение

3

Север

2

1

1

Педагогическое наблюдение

4

Далекий космос

2

1

1

Педагогическое наблюдение

5

Африка

2

1

1

Педагогическое наблюдение

6

В зоопарке

2

1

1

Педагогическое наблюдение

7

Образ волшебной птицы

2

1

1

Педагогическое наблюдение

8

Любопытный щенок

2

1

1

Педагогическое наблюдение

9

Моя буква

2

1

1

Педагогическое наблюдение

10

Образ абстрактного рисунка

2

1

1

Педагогическое наблюдение

11

По морям по волнам

2

1

1

Выставка.

Конкурс

12

Зимнее настроение

2

1

1

Педагогическое наблюдение

13

Вербное воскресение

4

1

3

Педагогическое наблюдение

14

Русалка

2

1

1

Педагогическое наблюдение

15

Ночной город

4

1

3

Самостоятельная работа

16

Образ стрекозы

2

1

1

Коллективный анализ работ

17

Дорога уходит вдаль

2

1

1

Педагогическое наблюдение

18

Птица счастья

2

1

1

Конкурс

19

Семейный портрет

2

1

1

Педагогическое наблюдение

20

Добрый и злой сказочный герой

4

1

3

Выставка

21

Чудо-рыба

2

1

1

Педагогическое наблюдение

22

Работа простым карандашом. Виды ретуширования

2

1

1

Педагогическое наблюдение

23

Композиция нескольких фигур. Натюрморт.

4

1

3

Педагогическое наблюдение

24

Натюрморт с посудой, кувшин

2

1

1

Педагогическое наблюдение

25

Перспективы, низкого и высокого горизонта, создание рисунка в линейной перспективе

2

1

1

Педагогическое наблюдение

26

Военная тема в живописи

4

1

3

Выставка.

Конкурс

27

Пейзаж с космическим кораблем.

4

1

3

Педагогическое наблюдение

28

Натюрморт с цветами.

2

1

1

Педагогическое наблюдение

29

Гризайль

4

1

3

Педагогическое наблюдение

30

Итоговая выставка. Беседа.

2

1

2

Итоговая

выставка

Коллективный анализ работы


ИТОГО

74

31

43


      1. Содержание учебно-тематического плана

1 год обучения

1. Вводное занятие.

Теория: знакомить с программой. Особенности первого года обучения.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Правила техники безопасности в изостудии.

Практика: организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

2. Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.

Теория: знакомить с характером и классификацией линий (короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие).

Практика: рисунок простым карандашом, восковыми мелками. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

3. Черное и белое – основа языка графики.

Графическое изображение предметов и явлений.

Теория: Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Точка – «подружка» линии. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы.

Практика: Техника создание пятна в рисунке. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета.

4. Цвет – основа языка живописи.

Теория: Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого.

Практика: Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски.

5. Пейзаж.

Теория: Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года. Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).

Практика: рисунок - Образ дерева.

6. Анималистика

Теория: знакомить с анималистическим жанром в искусстве, с художником-анималистом.

Практика: изобразить животного, передав пропорции, строение, фактуру шерсти и его окраску.

7. Изображение человека

Теория: Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры человека.

Набросок с натуры.

Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа.

Практика: Примерные задания: «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью».

8. Кисть рябинки, гроздь калинки.

Теория: знакомить с нетрадиционной техникой рисования (ватными палочками). Закреплять представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивать чувство ритма и цвета. 

Практика: отображение в рисунки своих впечатлений и представлений о природе.

9. Портрет.

Теория: знакомство с основными пропорциями головы человека. Передача в быстром рисунке характерность образа.

Практика: примерные задания «Наброски портрета, выполненные одним цветом и кистью».

10. Натюрморт

Теория: тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном искусстве.

Использование предметов холодных и теплых цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых, красных, желтых, коричневых).

Практика: создание живописного натюрморта в тёплой и холодной гаммах.

11. Хохломская роспись

Теория: знакомство с историей хохломской росписи, с цветовой гаммой хохломского орнамента.

Практика: конкурсное задание - отработать простейшие приемы кистевой росписи в выполнении травки. Развивать чувство ритма, творческие способности детей.

12. Городецкая роспись

Теория: знакомство с историей городецкой росписи, с цветовой гаммой городецкого орнамента.

Практика: упражнять в рисовании городецких цветов (бутонов голубого и розового цвета) в нанесении оживки с помощью кончика кисти; закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.

13. Холодное царство

Теория: Закрепить понятие «холодные тона»: голубой, синий, фиолетовый и умение определять их.

Практика: Научить выражать в работе с цветом своё настроение, отношение

к сюжету.

14. Волшебный лоскуток

Теория: расширять представление о различных видах ткани.

Практика: творческая работа с элементами ДПИ.

15. Русский костюм (с элементами ткани)

Теория: знакомить с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.

Практика: конкурсное задание - творческая работа с использованием различных приёмов украшения одежды.

16. Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда

Теория: знакомить с особенностями древнегреческой керамики и с различными формами античных сосудов.

Практика: роспись выбранного сосуда.

17. Портрет папы

Теория: совершенствовать знания по основным пропорциям головы человека. Активизировать название профессий. 

Практика: художественная работа с передачей характерных особенностей портрета того или иного персонажа.

18. Рисование птиц

Теория: закреплять и расширять знания о зимующих и перелётных птицах.

Практика: рисовать перелётных птиц, выстраивая изображение из составных частей.

19. Декоративное рисование. Пасхальный сувенир

Теория: знакомство с сувенирной продукцией.

Практика: конкурсное задание - создание сувенирной (подарочной) открытки.

20. Подводное царство

Теория: Расширять  представления  детей об обитателях моря, уточнить об особенностях их приспособления к окружающей среде.

Практика: художественная работа в технике «по сырому листу».

21. Витражные окошки

Теория: знакомить с историей витража, с многообразием материалов и техник современного витражного искусства.

Практика: самостоятельное выполнение эскиза витражной композиции и заливка цветом.

22. Весенний букет

Теория: знакомить с новыми способами рисования

Практика: формировать графически умения и навыки; развивать умение видеть разнообразие красок в природе; развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций.

23. Волшебные бабочки

Теория: знакомить с понятие «симметрия», с нетрадиционным способом рисования «монотипия».

Практика: творческая работа «бабочка».

24. Золотая рыбка

Теория: знакомить с разнообразием рыб, их средой обитания, окраской и формой; с нетрадиционной техникой рисования (ватными палочками). Развивать чувство ритма и цвета. 

Практика: художественная работа с элементами декора.

25. Хохломской букет

Теория: знакомить с хохломской росписью и приемами её выполнения.

Практика: роспись тарелочки.

26. Снежная королева

Теория: знакомить с творчеством художников-иллюстраторов, используемыми ими средствами для создания сказочных образов.

Практика: рисование сказочного героя, передав в рисунке его характер.

27. Дымковская роспись

Теория: знакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки (цвет, элементы).

Практика: создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приёмы работы с кистью.

28. Чудесное превращение кляксы

Теория: знакомство с разнообразием цветотональных отношений пятен. Особенности стилизайии.

Практика: стилизация художественных пятен.

29. Образ цветов

Теория: знакомство с композиционным центром, пластическим характером цветов.

Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.

Практика: выполнение художественной работы.

30. Итоговая выставка. Промежуточная аттестация

Теория: просмотр творческих работ обучающихся и их обсуждение.

Практика: оформление выставки художественных работ.

2 год обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по ОТ, пожарной и электробезопасности, по правилам ПДД, поведения в ЦДТ и общественных местах

Правила техники безопасности в изостудии.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.

Особенности второго года обучения.

Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

2. Летние воспоминания (повторение)

Теория: совершенствовать знания по основам композиции и цветоведению.

Практика: Композиция в заданном формате. Закомпоновать рисунок на заданную тему в вытянутом по горизонтали/вертикали формате.

3. Золотая осень

Теория: закреплять и расширять представления об осени, знакомить с картиной Левитана И.И. «Золотая осень»,  знакомить с художественной техникой «тиснение листьев».

Практика: выполнение художественной работы, применяя пространственную ориентацию.

4. Рисование с натуры

Теория: совершенствовать знания по основам цветоведения (умение различать оттенки красок).

Практика: выполнять изображение с натуры, анализируя форму и цветовую окраску овощей.

5. Родина моя - Россия

Теория: выражение эмоционального отношения к природе. Связь человека и природы. Совершенствование знаний по перспективе.

Практика: художественная работа (пейзаж). Построение композиции в соотношении первого и заднего плана (изменение тона и цвета).

6. Детские фантазии

Теория: знакомство с композиционным центром, как доминирующим пятном. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.

Практика: Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка».

7. Изображение человека

Теория: Знакомство с основными пропорциями фигуры человека. Передача в быстром рисунке характерность образа. Силуэт.

Практика: Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека.

8. Зимняя сказка

Теория: знакомить с техникой «Граттаж».

Практика: графическая работа на восковой подкладке с помощью процарапывания.

9. Декоративный натюрморт

Теория: знакомить новой техникой рисования «Гризайль» и её с различными приёмами работы.

Практика: изображение натюрморта с получением тоновых отношений.

10. Сюжетная композиция

Теория: знакомить с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).

Линия горизонта.

Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей.

Практика: Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц».

11. Стилизация в декоративно-прикладной композиции

Теория: знакомить с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм.

Практика: конкурс «Ярмарка».

12. Цветовая палитра и ее возможности

Теория: знакомить с особенностями гуаши (плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов), с особенностями акварели (прозрачность, «нежность»). Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Практика: экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

13. Цветные сны

Теория: умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.

Практика: выполнение творческого задания.

14. Утро у озера

Теория: передача различными художественными материалами разного состояния природы (дождь, солнечный день, туман).

Практика: художественная работа (пейзаж).

15. Мой город

Теория: знакомить детей с достопримечательностями города.

Практика: художественная работа.

16. Шрифт

Теория: знакомить с историей возникновения шрифта (виды шрифта), его назначением и применением.

Практика: линейный рисунок композиции “алфавит” шрифтом на основе прямоугольника.

17. Ночной город

Теория: формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года.

Практика: выполнение пейзажа.

18. Флора и фауна

Теория: закрепить знания о растительном и животном мире, знакомить о существовании Красной книги и ее особенностях, заповедниках и ее обитателях.

Практика: конкурс.

19. Перспектива

Теория: Знакомство с основными правилами перспективного изображения.

Линейная перспектива.

Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта.

Практика: Примерные задания-упражнения: «Моя улица», «Дорога уходит вдаль». Воздушная цветоперспектива. Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета).

20. Буквица

Теория: знакомить с понятием «Буквица».

Практика: стилизация заглавной буквы своего имени.

21. Статика-динамика

Теория: знакомить с разнообразными вариантами ритмических пятен для передачи движения в композиции.

Практика: композиция, построенная на ритме пятен.

22. «Холод – тепло»

Теория: знакомить с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практика: творческая работа на зрительную и ассоциативную память

23. Витраж

Теория: совершенствовать знания о витраже, изучать основы техники создания имитации витражей.

Практика: создать многоцветную композицию с помощью витражных красок, учитывая особенности контурного рисунка и способности «витража» пропускать свет.

24. «Гжельская сказка»

Теория: Знакомство с основными законами декоративной росписи Гжель.

Практика: Выполнение заданий по росписи тарелки (чашки).

25. Добрый и злой сказочный герой

Теория: изучить влияние цвета на характер изображаемого героя.

Практика: изображать характер сказочных героев с помощью различной цветовой гаммы (холодной/теплой)

26. Итоговая выставка. Итоговая аттестация

Теория: тестирование для проверки теоретических знаний.

Практика: оформление выставки рисунков.

3 год обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по ОТ, пожарной и электробезопасности, по правилам ПДД, поведения в ЦДТ и общественных местах

Теория: повторение правил техники безопасности в изостудии, правил личной гигиены при работе в изостудии. Особенности третьего года обучения.

Обсуждение учебного плана третьего года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

2. Город будущего

Теория: дать представление о значении искусства в жизни человека и общества; знакомить с частями, из которых состоит город в рисунке.

Практика: формировать умение выполнять рисунок города; закрепить навыки работы с новыми художественными материалами, планирования работы организации рабочего места, выполнения работы по плану; совершенствовать приемы работы штрихом, линией, тоном, пятном, мазком.

3. Север

Теория: формировать представление о северном сиянии. Закреплять знания об особенностях климата севера.

Практика: знакомить с нетрадиционной техникой рисования с помощью пищевой плёнки техникой «тычка» жёсткой полусухой кистью. Формировать навыки создавать изображение северного сияния с помощью пакета. 

4. Далекий космос

Теория: формировать представления о первых космонавтах, полетевших в космос, о целостности окружающего мира через совместную проектную и исследовательскую деятельность детей.

Практика: совершенствовать умение рисовать солью  и акварельными красками.

5. Африка

Теория: совершенствовать знания об особенностях и животных Африки.

Практика: совершенствовать умения создавать сюжетную композицию на определенную тему. Формировать навыки рисовать простым карандашом животных жарких стран, передавая их характерные признаки; и навыки в закрашивании изображения пастельными мелками и растушевке пастели ватным тампоном. Закреплять умение дополнять рисунок элементами фона.

6. В зоопарке

Теория: Дать понятие о зоопарке, разъяснить, для чего они нужны.

Практика: формировать навыки и умения изображать животных, учитывая форму и размеры их частей тела.

7. Образ волшебной птицы

Теория: закреплять знания о том, как художник преображает реальные образы в сказочные; развивать творческие способности детей при рассматривании изображений.

Практика: формировать умения и навыки передавать сказочный образ жар-птицы в рисунке через подбор цвета красок и строения птицы (небольшое тело с длинной шеей, большие крылья, пышный хвост).

8. Любопытный щенок

Теория: формировать умения анализировать и находить характерные особенности собаки.

Практика: формировать навыки поэтапного рисования собаки, формировать умения передавать форму, пропорции, строении, объём. Совершенствовать умение рисовать кистью разными способами: методом тычка, рисовать концом кисти мелкие пятнышки. Развивать чувство цвета, формы, композиции,

9. Моя буква

Теория: знакомить с историей возникновения письменности.

Практика: формировать умения и навыки заполнять все пространство буквы (с которой начинается имя), используя разнообразные средства графики: линию, точку, штрих, пятно.

10. Образ абстрактного рисунка

Теория: знакомить с понятием, «абстракция», направлением «абстракционизм» в изобразительном искусстве, повторить и закрепить материал по теме «Сближенные и контрастные цвета».

Практика: формировать умения и навыки применения основных правил композиции для определения идеи абстрактного произведения, осуществления авторской задумки.

11. По морям, по волнам

Теория: совершенствовать знания о пейзаже и его видах, особенностях передачи настроения (на примере творчества И. К. Айвазовского); формировать зания о разнообразии цветов.

Практика: формировать умения и навыки самостоятельного поиска получения оттенков цвета моря.

12. Зимнее настроение

Теория: формировать умение замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды.

Практика: формировать умение устанавливать связь между настроением живописного произведения (рисунка) и его цветовым решением; умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и черной краски.

13. Вербное воскресенье

Теория: совершенствование знаний о православной культуре; знакомить с духовно-нравственными традициями, раскрыть историю возникновения праздника.

Практика: формировать навыки и умения рисовать ветки вербы используя технику рисования красками «по сырому», вливать цвет в цвет. Совершенствовать творческие способности путем овладения различными способами изображения.

14. Русалка

Теория: совершенствовать знания о морских жителях; воспитывать интерес к декоративно-оформительской графике.

Практика: формировать навыки преобразовывать в рисунках реальные образы в необычные, фантастические; формировать умение подчеркивать сказочность сюжета.

15. Ночной город

Теория: совершенствовать знания по основам композиции и цветоведения.

Практика: формировать умения и навыки передавать в рисунке картину ночного города, цветовой калорит. Закреплять умение вписывать композицию в лист, рисовать разные здания, изображать передний и задний план.

16. Образ стрекозы

Теория: совершенствовать знания о насекомых, в частности стрекозе.

Практика: формировать умения создавать образ стрекозы карандашами, акварелью, используя графические средства выразительности: цветовое пятно, линию; подбирать краски в соответствии с цветом насекомого. Закреплять приемы рисования кистью.

17. Дорога уходит вдаль

Теория: формировать представления о красоте окружающего мира. Совершенствовать знания о перспективе, как способе изображения на плоскости предметов в пространстве.

Практика: формировать умения и навыки применять законы перспективы в своих рисунках, использовать воздушную перспективу.

18. Птица счастья

Теория: знакомить со щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых сил; знакомить с образом сказочной птицы в русском фольклоре.

Практика: совершенствовать умения и навыки работы с гуашевыми красками.

19. Семейный портрет

Теория: совершенствовать знания о портрете, как жанре изобразительного искусства. Закрепить понятие – одиночный портрет, знакомить с понятием групповой портрет.

Практика: совершенствовать умения и навыки рисовать групповой портрет, стараясь передать в нем особенности внешнего вида и настроение каждого из членов семьи.

20. Добрый и злой сказочный герой

Теория: знакомить с творчеством художника Виктора Михайловича Васнецова.

Практика: формировать умения и навыки рисования, используя художественные средства выразительности (линия, цвет), раскрыть характер, настроение образа сказочных персонажей. 

21. Чудо рыба

Теория: закреплять знания о речных, морских, аквариумных рыбках.

Практика: формировать умения создавать выразительный и интересный сюжет с помощью красок; совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения.

22. Работа простым карандашом. Виды ретуширования

Теория: знакомить с понятием «ретуширование», видами ретуширования.

Практика: совершенствовать умения составлять композицию по собственному замыслу, работать коллективно. Совершенствовать технику рисования простым карандашом. Формировать художественное мышление.

23. Композиция нескольких фигур. Натюрморт

Теория: совершенствовать знания о сложном жанре «Натюрморт».

Практика: формировать умения и навыки рисовать с натуры простой натюрморт.

24. Натюрморт с кувшином

Теория: закрепить знания об особенностях изображения натюрморта, его признаках.

Практика: совершенствовать умения и навыки рисования с натуры предметов (кувшин) в группе; формировать развитие цветоощущения.

25. Перспективы, низкого и высокого горизонта, создание рисунка в линейной перспективе

Теория: совершенствовать знания о перспективе.

Практика: формировать умения изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства; навыки передавать в рисунке колорит природы. Совершенствовать технику работы с красками.

26. Военная тема в живописи

Теория: знакомить с произведениями художников батального жанра

Практика: формировать умение выражать в рисунке свои представления и впечатления о ВОВ; навыки выразительно компоновать заданный сюжет.

27. Пейзаж с космическим кораблем

Теория: знакомить с понятием «космический пейзаж». 

Практика: совершенствовать навыки составления композиции на тему «Космос», умение последовательно вести работу над рисунком, умение видеть и понимать прекрасное в космическом пейзаже, совершенствовать пространственную ориентировку в листе бумаги. 

28. Натюрморт с цветами

Теория: совершенствование знаний о жанре «Натюрморт», знакомить с творчеством некоторых художников, работавших в жанре натюрморт:

Практика: совершенствовать навыки составления и исполнения композиции натюрморта изобразительными средствами и в цвете с передачей конструктивного строения предметов, их пропорций.

29. Гризайль

Теория: знакомить детей с понятием тон в живописи, объем, гризайль; рассмотреть технические способы работы над ахроматической шкалой, исследование и изучение оттенков тона от серого до черного.

Практика: формировать способность видеть градации светотеневого тона в живописи, эстетический вкус, умение пользоваться материалами и их свойствами.

30. Итоговое занятие. Выставка

Теория: тестирование для проверки теоретических знаний.

Практика: оформление итоговой выставки рисунков.

    1. Планируемые результаты

1.4.1. Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

По окончании обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Радуга» обучающиеся должны:

По окончании 1 года обучения:

Обучающиеся должны знать

Обучающиеся должны уметь

- правила техники безопасности.

- Основные виды и жанры изобразительного искусства.

- Начальные сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре.

- Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно).

- Основные и дополнительные цвета.

- Цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета).

- Понятие симметрии.

- Свойства красок и графических материалов.

- Деление цветового круга на группу теплых цветов и группу холодных цветов.

- Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, многоплановости, точки схода.

- Об основных средствах композиции, объема, пространства и среды.

- О художественной росписи по дереву (Городец, Хохлома).

- азы воздушной перспективы (дальше, ближе).

- правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш.

- Свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.

- Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов.

- Правильно работать акварельными и гуашевыми красками, разводить и смешивать краски, ровно закрашивать ими нужную поверхность.

- Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.

- Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства.

- Чувствовать и определять теплые и холодные цвета.

- Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов.

- Применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Хохлома, Городец).


По окончании 2 года обучения

Обучающиеся должны знать

Обучающиеся должны уметь

- правила техники безопасности.

- Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.д.).

- Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блеск, рефлекс, падающая тень), О зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения.

- Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

- Основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра).

- Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Городец, Хохлома).

- О деятельности художника, народных мастеров.

- правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги, карандаш, кисть.

- Свободно работать карандашом и кистью.

- Выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции.

- Чувствовать определять красоту линий, формы, цветовых оттенков, объектов в действительности и в изображении.

- Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень.

- Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображенных объектов.

- Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом в рисунке.

- Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).

- Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге.

- Творчески применять простейшие приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев, своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав и т. д.).

- Использовать силуэт и светотеневой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции.

По окончании 3 года обучения

Обучающиеся должны знать

Обучающиеся должны уметь

- Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (прерывистая и непрерывная линия, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.).

- Термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт».

- Начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и предметах быта.

- Начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;

- Основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра.

- Что такое симметричная и ассиметричная композиции.

- Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.

- Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), зависимости освещения предмета от силы и удалённости источника освещения.

- Деление цветового круга на группы тёплых и холодных цветов.

- Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлости цвета).


- Рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства.

- Чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении; выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т.д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы.

- Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень.

- Использовать различную штриховку для выявления объёма, формы изображаемых предметов.

- Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приёмы народной кистевой росписи.

- Использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликациях и коллективных мозаичных панно.

- Передавать в лепных изделиях объёмную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.


1.4.2. Компетенции и личностные качества, сформированные у детей в процессе обучения по программе

Программа ориентирована на конкретный практический результат и нацелена на формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:

Социально – трудовых компетенций:

  • социальная мобильность;

  • социальный интеллект;

  • умение разрешать конфликтные ситуации.

Личностного самоопределения:

  • умение заботиться о своем здоровье;

  • правильная расстановка жизненных приоритетов;

  • знание основ безопасной жизнедеятельности;

  • культура мышления и поведения.

Учебно-познавательных компетенций:

  • владение способами организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии;

  • умение находить и использовать информацию.

Общекультурных компетенций:

  • знание культурологических основ семейных, социальных явлений и традиций;

  • соблюдение этики.

Коммуникативных компетенций:

  • эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

  • умение работать в группе, коллективе.


1.4.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретённые обучающимися по итогам освоения программы

В ходе обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Радуга» у обучающихся сформируются:

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающихся на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающиеся научатся:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку педагога;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- обобщать;

- устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

    1. Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо:

2.1.1. Материально-техническое обеспечение:

- Бумага разного формата и цвета.

- Акварельные краски.

- Тушь разноцветная

- Гуашь.

- Восковые мелки.

- Ванночки с поролоном.

- Баночки для воды.

- Кисти круглые и плоские разного размера.

- Салфетки.

- Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.

- Аптечный парафин или восковые свечи.

- Шерстяные нитки.

- Набор из 10 карточек с изображением неопределённых форм.

- Ватные палочки.

- Фломастеры.

- Предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, гжельская посуда, керамические предметы).

- Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, набор камней).

- Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).

2.1.2. Организация работы с родителями:

- Приглашать родителей на открытые занятия; массовые мероприятия в объединении и ЦДТ.

- Наладить работу родительского комитета – первого помощника педагога.

- Разнообразить формы проведения родительских собраний.

- Привлекать к работе с родителями психолога.

2.1.3. Организация внешней интеграционной деятельности: сотрудничество со СМИ, картинной галереей им. Д.А. Трубникова

2.1.4. Воспитательная работа

Одной из основных задач учреждений дополнительного образования детей является обеспечение необходимых условий для личностного развития.

Воспитательная работа - это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни. В процессе реализации программы педагог решает задачу формирования личностных качеств, которые включают:

  • воспитание патриотизма;

  • воспитание нравственных качеств (честность, доброжелательность, терпимость, коллективизм, дисциплинированность, выдержка и самообладание) в сочетании с волевыми (настойчивость, упорство, терпеливость);

  • эстетическое воспитание (чувство прекрасного, аккуратность);

  • воспитание трудолюбия.

Формы организации воспитательной работы:

  • собрания, беседы с обучающимися;

  • информации о культурных событиях в стране, мире;

  • родительские собрания;

  • взаимодействие с образовательными организациями;

  • культурно-массовые мероприятия;

  • поддержание традиций ЦДТ, таких как: выставки творческих работ обучающихся, празднование дней рождения.

Методическая работа педагога и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса объединения:

- Посещение заседаний МО объединений направления» художественное творчество».

- Проведение открытого занятия в рамках аттестации.

- Приобретение учебно-методической литературы по обучению изобразительному искусству и творчеству.

- Приобретение видеоматериалов по истории изобразительного искусства и обучению.

    1. Формы аттестации

Аттестация обучающихся объединения «Жар-птица» проводится в соответствии с Положением о системе оценок, форм, периодичности и порядке текущего контроля и аттестации обучающихся МАУ ДО ЦДТ.

Аттестация обучающихся проводится с целью контроля за выполнением дополнительной общеобразовательной программы «Радуга», повышения ответственности педагога за результаты образовательного процесса и включает в себя следующие этапы: начальная, промежуточная, итоговая.

      1. Начальная аттестация проводится с целью выявления уровня подготовки (для обучающихся первого года обучения) и определения уровня остаточных знаний (для обучающихся второго и последующих годов обучения). Начальная аттестация проводится в первый месяц учебных занятий с занесением результатов в диагностическую карту.

      2. Промежуточная аттестация обучающихся проводится как оценка результатов обучения за определенный промежуток учебного времени – в конце учебного года. Промежуточная аттестация проводится с обучающимися группы 1 и 2 годов обучения, сроки проведения аттестации – с 10 по 25 мая текущего учебного года. Формы проведения аттестации: теоретические знания проверяются путем решения тестовых заданий; практические умения и навыки обучающиеся демонстрируют на отчетной выставке объединения. По итогам аттестации педагог оформляет диагностическую карту и протокол результатов аттестационных испытаний. По результатам аттестационных испытаний обучающиеся переводятся на следующую ступень обучения по данной программе, либо остаются на прежней ступени обучения.

      3. Итоговая аттестация проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам данной программы. Итоговую аттестацию проходят обучающиеся учебной группы 3 года обучения в период с 05 по 25 мая текущего учебного года. Формы проведения итоговой аттестации: теоретические знания проверяются путем решения тестовых заданий; практические умения и навыки обучающиеся демонстрируют на отчетном концерте студии. По результатам прохождения аттестационных испытаний обучающиеся выпускаются из объединения.





    1. Оценочные материалы

Критерии и показатели

качества освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фантазия»

1 год обучения

п/п

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

1. Теоретическая подготовка

1

Правила техники безопасности

Не знает правила ТБ

0

Наблюдение, собеседование,

тестовые задания

Частично знает правила ТБ

1

Знает правила ТБ

2

2

Основные виды и жанры изобразительного искусства

Не знает и не различает виды и жанры изобразительного искусства между собой

0

Частично знает виды и жанры изобразительного искусства; и различает их с помощью педагога

1

Знает и легко различает виды и жанры изобразительного искусства между собой без помощи педагога

2

3

Начальные сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре

Не владеет информацией

0

Испытывает затруднения

1

Владеет информацией

2

4

Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно).

Не владеет информацией

0

Испытывает затруднения

1

Владеет информацией

2

5

Основные и дополнительные цвета

Не знает основных и дополнительных цветов

0

Путает основные и дополнительные цвета

1

Знает основные и дополнительные цвета

2

6

Цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета).

Не знает цветовую гамму красок

0

Путает цветовую гамму красок

1

Знает цветовую гамму красок

2

7

Понятие симметрии

Не представляет о симметрии

0

Знает понятие, но затрудняется применять на практике

1

Знает и применяет на практике

2

8

Свойства красок и графических материалов

Испытывает затруднения при работе с красками и графическими материалами

0

Работает с материалами с помощью педагога

1

Работает с материалами самостоятельно, не испытывает особых трудностей

2

9

Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, многоплановости, точки схода

Не владеет информацией

0


Частично владеет информацией

1

Владеет информацией

2

10

Об основных средствах композиции, объема, пространства и среды

Не владеет информацией

0

Частично владеет информацией

1

Владеет информацией

2

11

Сведения о удожественной росписи по дереву (Городец, Хохлома).

Не владеет терминами по данным художественным росписям

0

Знает отдельные термины

1

Знает термины и применяет их осознано

2

12

Азы воздушной перспективы (дальше, ближе).

Не владеет информацией

0

Частично владеет информацией

1

Владеет информацией

2

2. Практическая подготовка

1

Правила ТБ (правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш

Не соблюдает правила ТБ

0

Наблюдение, контрольное задание

Не всегда соблюдает правила ТБ в процессе работы.

1

Всегда соблюдает правила ТБ в процессе работы

2

2

Свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги

Испытывает серьёзные затруднения при работе с карандашом

0

Работает с помощью педагога

1

Работает самостоятельно

2

3

Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов

Испытывает серьёзные затруднения

0

Работает с помощью педагога

1

Наблюдение, контрольное задание

Работает самостоятельно

2

4

Правильно работать акварельными и гуашевыми красками, разводить и смешивать краски, ровно закрашивать ими нужную поверхность

Не умеет работать с красками

0

Умеет работать красками, но не смешивает цвета

1

Умеет работать красками, смешивая цвета

2

5

Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства

Мало активен, в дискуссиях участия не принимает, своё мнение не защищает

0

Защищает своё мнение в значительной помощи педагога

1

Самостоятельно участвует в дискуссии, убедительно аргументирует свою точку зрения

2

6

Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов

Испытывает трудности

0

Работает с помощью педагога

1

Не испытывает трудностей и работает самостоятельно

2

7

Применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Хохлома, Городец).

Испытывает трудности в работе с кистью декоративных изображений

0

Работает с помощью педагога

1

Не испытывает трудностей и работает самостоятельно

2

3. Учебно-коммуникативные знания и умения

1

Личностные

Имеет положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

1

Наблюдения, собеседование



Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

1



Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам

1

2

Регулятивные

Постановка учебной задачи

1

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

1

Сличение способа действия и его результата с заданной постановкой


1

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

1

Воспитание волевой саморегуляции

1

3

Познавательные

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

1

Рефлексия способов и условий действия

1

Извлечение необходимой информации; умения структурировать знания

1



Развитие мыслительных операций анализа, сравнения

1


4

Коммуникативные

Умеет слушать и вступать в диалог

1

Учитывает позиции товарищей и педагога

1

Умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания

1


Шкала оценивания «Теоретическая подготовка»

Низкий уровень: 0-8

Средний уровень: 9-12

Высокий уровень: 13-24


Шкала оценивания «Практическая подготовка»

Низкий уровень: 0-4

Средний уровень: 5-7

Высокий уровень: 8-14


Шкала оценивания «Учебно-коммуникативные знания и умения»

Низкий уровень: 0-5

Средний уровень: 6-10

Высокий уровень: 11-15

2 год обучения


п/п

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы оценки

1. Теоретическая подготовка

1

Правила техники безопасности

Не знает правила ТБ

0

Наблюдение, собеседование,

тестовое задание

Частично знает правила ТБ

1

Знает правила ТБ

2

2

Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.д.).

Не владеет информацией

0

Испытывает затруднения

1

Владеет информацией

2

3

Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блеск, рефлекс, падающая тень), О зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения.

Не владеет информацией

0

Испытывает затруднения

1

Владеет информацией

2

4

Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

Испытывает сложности при работе с изменением цвета

0

Путает изменение цвета

1

Определяет изменение цвета самостоятельно

2


5

Основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра).

Не умеет выделять центр композиции и использовать основные её средства

0

Выделяет центр композиции, но не все средства использует

1

Самостоятельно выделяет композиционный центр и использует все основные средства композиции

2

6

Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Городец, Хохлома).

Не владеет информацией

0


Информацией владеет частично

1

Владеет информацией

2

7

О деятельности художника, народных мастеров.

Не владеет информацией

0

Информацией владеет частично

1

Владеет информацией

2

2. Практическая подготовка

1

Организация рабочего места

Рабочее место организовывать не умеет


Наблюдение, контрольное задание

Организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога


Самостоятельно готовить рабочее место и убирает за собой


2

Свободно работать карандашом и кистью.

Испытывает серьёзные затруднения при работе с карандашом

0

Работает с помощью педагога

1

Работает самостоятельно

2

3

Выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции.

Испытывает серьёзные затруднения при выборе формата листа

0

Не может обойтись без помощи педагога

1

Самостоятельно выбирает формат листа и правильно его располагает

2

4

Чувствовать определять красоту линий, формы, цветовых оттенков, объектов в действительности и в изображении.

Испытывает серьёзные затруднения

0

5

Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень.

Работает с помощью педагога

1

Работает самостоятельно

2

Испытывает серьёзные затруднения

0

6


Работает с помощью педагога

1

Работает самостоятельно

2

7

Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображенных объектов.

Испытывает серьёзные затруднения при выборе и назначении различных видов штриховки

0

Использует не все виды штриховки (выборочно)

1

Использует по назначению все виды штриховки

2

8

Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом в рисунке.

Испытывает серьёзные затруднения

0


Работает с помощью педагога

1

Работает самостоятельно

2

9

Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).

Испытывает серьёзные затруднения

0

Работает с помощью педагога

1

Работает самостоятельно

2

10

Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге.

Работает с помощью педагога

0

Орнамент выполняет не во всех видах геометрических фигур

1

Делает правильный выбор и работает самостоятельно

2

11

Творчески применять простейшие приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев, своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав и т. д.).

Испытывает серьёзные затруднения и работает с помощью педагога

0

Применяет выборочно приёмы народной росписи

1

Применяет все приёмы народной росписи

2

12

Использовать силуэт и светотеневой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции.

Испытывает серьёзные затруднения

0

Работает с помощью педагога

1

Работает самостоятельно

2

3. Учебно-коммуникативные знания и умения

1

Личностные

Имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

1

Наблюдение, собеседование


Умеет осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

1

Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья

1

Имеет способность к самооценке своих действий, поступков

1

2

Регулятивные

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

1

Внесение необходимых дополнений и изменений в план способ действия

1

Осознание качества и уровня усвоения

1

Воспитание волевой саморегуляции

1

3

Познавательные

Выбор эффективных способов решения задач

1

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

1

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

1

Формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

1

4

Коммуникативные

Принимает участие в коллективном обсуждении

1

Вступает в учебный диалог с педагогом, обучающимися, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

1

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

1

Шкала оценивания «Теоретическая подготовка»

Низкий уровень: 0-6

Средний уровень: 7-10

Высокий уровень: 11-14


Шкала оценивания «Практическая подготовка»

Низкий уровень: 0-8

Средний уровень: 9-12

Высокий уровень: 13-24


Шкала оценивания «Учебно-коммуникативные знания и умения»

Низкий уровень: 0-5

Средний уровень: 6-10

Высокий уровень: 11-15





3 год обучения


п/п

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы оценки

1. Теоретическая подготовка

1

Правила техники безопасности

Не знает правила ТБ

0

Наблюдение, собеседование,

тестовое задание

Частично знает правила ТБ

1

Знает правила ТБ

2

2

Иметь более широкий спектр знаний в области истории искусств

Не владеет информацией

0

Испытывает затруднения

1

Владеет информацией

2

3

Искусства родного края


Не владеет информацией

0

Испытывает затруднения

1

Владеет информацией

2

4

Основы перспективы, композиции, колорита

Знает основы перспективы

1

Знает основы композиции

1

Знает основы колорита

1

2. Практическая подготовка

1

Организация рабочего места

Рабочее место организовывать не умеет

0

Наблюдение, контрольное задание

Организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога

1

Самостоятельно готовить рабочее место и убирает за собой

2

2

Выполнять сложные учебные задания из нескольких предметов (до пяти)


Испытывает серьёзные затруднения

0

Работает с помощью педагога

1

Работает самостоятельно

2

3

Самостоятельно выполнять задания за пределами студии


Испытывает серьёзные затруднения при работе с художественными материалами

0

Не может обойтись без помощи педагога

1

Самостоятельно выбирает тему и правильно работает

2

4

Вырабатывать свою манеру штриха, мазка, композиции


Манера штриха

1

Манера мазка

1

Манера композиция

1

3. Учебно-коммуникативные знания и умения

1

Личностные

Степень и качество участия

Желание получить подготовку для поступления в профильные вузы и училища

1

Наблюдение,

собеседование

Умеет осваивать работу при сдаче вступительных экзаменов во временных рамках

1

Самооценка собственной значимости от создания творческого произведения

1

Стремление к эстетическому восприятию и преображению окружающей среды

1

2

Познавательные


Самостоятельный выбор эффективных способов решения учебных задач

1

Оценка и контроль процесса работы над учебным натюрмортом без преподавателя

1

Поиск и выделение необходимой информации, этюдного материала

1

Самостоятельное выделение проблемы и способов творческого решения

1

3

Регулятивные


Определение тематических направлений подготовки к вступительным экзаменам в определённое учебное заведение

1

Внесение необходимых коррективов в подготовку

1

Самостоятельное определение готовности и качества подготовительных работ

1

Воспитание волевой саморегуляции

1

4

Коммуникативные

Активно участвует в коллективных просмотрах и выставках

1

Умело аргументирует оценку своих работ и произведений других авторов

1

Осуществляет совместную деятельность с обучающимися: старший-младший

1

Шкала оценивания «Теоретическая подготовка»

Низкий уровень: 0-2

Средний уровень: 3-5

Высокий уровень: 6-9

Шкала оценивания «Практическая подготовка»

Низкий уровень: 0-2

Средний уровень: 3-5

Высокий уровень: 6-9

Шкала оценивания «Учебно-коммуникативные знания и умения»

Низкий уровень: 0-5

Средний уровень: 6-10

Высокий уровень: 11-15



    1. Методическое обеспечение

На занятиях используются:

2.4.1. Учебно-программные материалы:

- образовательная программа;

- конспекты учебных занятий;

- критерии и показатели освоения программы;

- Учебно-тематический план;

- Контрольные материалы, проверяющие знание конкретного материала.

      1. Лекционный материал:

- Тематическая подборка материалов: стихов, песен, игр, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д.

- «Основы материаловедения»;

- «Основы композиции»;

- «Основы цветоведения»;

- «Виды художественной обработки дерева»;

- «Мезенская роспись по дереву»;

- «Городецкая роспись по дереву»;

- «Основные и производные цвета»;

- «Хроматические и ахроматические цвета»;

- «Свойства цвета», «Цветовой спектр»;

- «Изменение цвета в зависимости от тона фона»;

- «Теплые и холодные цвета»;

- «Основные взаимодополняемые цвета»;

- «Виды композиции»;

- «Виды орнаментов по способу построения»;

- рекомендации и памятки для родителей;

- физкультминутки.

      1. Дидактический материал:

- папка-раскладушка « Декоративно-прикладное искусство»;

- папка-раскладушка «Жанры изобразительного искусства»;

- образцы готовых изделий по всем видам росписи по дереву;

- образцы традиционных элементов каждой росписи по дереву;

- образцы различных видов орнаментов (геометрических, растительных и животных) в полосе, круге, квадрате, сетке;

- образцы «Жанры искусства»;

- образцы: графично оформленные книги.

      1. Разработки воспитательных мероприятий:

- праздники («Здравствуй, творчество!», «Путешествие в мир удивительных узоров» и т.д.);

- вечера («Чудеса великого творчества»; посвящённые Дню матери, 9 мая и т.д.);

- конкурсы («Лучший художник», «Прекрасный оформитель» и т.д.);

- викторины-игры («Весеннее настроение», «День смеха», «Пословицы о героях войны», «Угадай-ка» и т.д.);

- беседы: «Георгиевская лента», «День любви и дружбы», «Правила опрятности и аккуратности», «Правила безопасности» и т.д.

    1. Список литературы

2.5.1. Литература для педагога:

1. Козакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. «Просвещение» 1985 год.

2. Костерик Н. П. Учебное пособие. М. «Просвещение» 1980 год.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в первом классе. М. «Просвещение» 1981 год.

3. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство во втором классе. М. «Просвещение» 1984 год

4. Изобразительное искусство и художественный труд. М. «Просвещение» АО «Учебная литература», 1995 год.

5. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство 1-2 классы. Издательский дом «Дрофа», 1995 год.

6. Копышева Н. М. Наш рукотворный мир (от мира природы – к миру вещей). LINKA – PRESS, 1997 год.

7. Копышева Н. М. Чудесная мастерская. LINKA – PRESS, 1997 год.

Изобразительное искусство. Начальная школа (программно- методические материалы). Издательский дом «Дрофа», Москва 2001 год.

8. Соломенникова О. А. Радость творчества (развитие художественного творчества детей 5-7 лет) под руководством доктора педагогических наук профессора Т. С. Комаровой. Москва 2001 год.

9. В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003

10. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства - М.: Просвещение, 1991.

11. Искусство вокруг нас: Учеб. Для 3 кл. четырехлет. Нач. шк. / Под ред. Неменского Б.М., - М.: Просвещение, 2000.

12. Фиона Уотт. Я умею рисовать. Москва «РОСМЭН», 2003 год.

2.5.2. Литература для детей:

1. Учимся рисовать. Научный редактор Д. Тонконогая. Книжка для талантливых детей и забывчивых родителей. Санкт-Петербург. Издательство «Сова» 1994 год.

2. Дорожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год.

3. Дорожин Ю. Г. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год.

4. Дорожин Ю. Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год.

5. Орлова Л. В. Научный руководитель Шпикалова Т. Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1998 год.

6. Город мастеров. Узоры Полхов – Майдана. Автор проекта Дорофеев Ю. М. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2001 год.

7.Шпикалова Т. Я. Величнина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства, 1 кл. четырехлетней начальной школы. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1998 год.

8. Рисование – первые шаги. Школа юного художника. Москва «Эксмо», 2004 год.

9.Фиона Уотт. Я умею рисовать. Москва «РОСМЭН», 2003 год.

10. Как научиться рисовать натюрморт. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.

11. Как научиться рисовать собаку. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.

12. Как научиться рисовать кошку. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.

13. Как научиться рисовать портрет. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.

14. Как научиться рисовать лошадь. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.

15. Как научиться рисовать цветы. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.

16. Аластер Смит и Джуди Тетчелл. Энциклопедия рисования. Москва «РОСМЭН», 1999 год.

17. Женевьев Кастерман. Живопись. Детское справочное бюро. Энциклопедия для любознательных. Москва. АСТ. АСТРЕЛЬ, 2002 г.

27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!