СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общешкольное мероприятие "Легче чем пожар тушить – нам его предупредить"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Легче чем пожар тушить – нам его предупредить»

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить на очень важную тему.    Какую, вы узнаете, если отгадаете загадки:

 

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова,

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь –

Искусает всю ладонь. (Огонь)

- Итак, тема нашей встречи –«Пожар легче предупредить, чем потушить».

Об истории огня и появлении первых пожарных.

Просмотр содержимого документа
«Общешкольное мероприятие "Легче чем пожар тушить – нам его предупредить"»


«Легче чем пожар тушить – нам его предупредить»

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить на очень важную тему. Какую, вы узнаете, если отгадаете загадки:


Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова,

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь –

Искусает всю ладонь. (Огонь)

- Итак, тема нашей встречи –«Пожар легче предупредить, чем потушить».

Об истории огня и появлении первых пожарных.

- Огонь с давних времён играл важную роль в жизни человека. А как же человек научился пользоваться огнём? Обратимся к истории.

Пожары, молнии, извержения вулканов вызывали у первобытных людей ужас, и они в страхе бежали от огня. Но со временем человеку удалось приручить его. Вначале люди, вероятно, научились использовать огонь, подаренный природой (например, сохранённый после лесного пожара). Его берегли, постоянно поддерживали. Не удивительно, что того, по чьей вине костёр затухал, ожидало суровое наказание. Затем люди научились добывать огонь.

Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом.

 Человечество развивалось и с ним росло количество пожаров. Первые пожарные команды в Росси появились по Указу Царя Ивана Грозного. В Указе говорилось, что без надобности огонь жечь нельзя, и во всех дворах необходимо иметь бочки или чаны с водой

Определённый шаг вперёд пожарное дело получило при Петре I. Он запретил строить в Петербурге деревянные дома. Были установлены штрафы за нарушение правил пожарной безопасности. Для ликвидации пожаров использовалось стрелецкое войско, а затем регулярные войсковые подразделения. Но действия их были малоэффективны: нужны были люди, специально обученные тушению пожаров.

Первые пожарные команды появились в Москве и Петербурге в 1804 г. Комплектовались они из отставных солдат, не способных воевать на фронте.

С 1918 года коренным образом изменилось положение пожарной охраны. Были разработаны единые пожарные нормы и правила, создан аппарат государственного пожарного надзора, активно велась подготовка высоко квалифицированных кадров. Внедрение науки в пожарное дело помогло создать различные средства тушения огня, строительство огнестойких сооружений , техническое и спасательное вооружение и оборудование

 Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: камины в городских домах создают уют; в деревнях согреваются и готовят еду в печи. Огонь помогает приготовить пищу и дома и в походе. И в школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве - везде нужен огонь. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл.

С обнажёнными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину.

-Знаем мы и про олимпийский огонь. Огонь, зажжённый от лучей солнца в далёкой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, гимнасты, фигуристы, отдавая дань благородным традициям античного мира.


 - Мы говорили об огне – Друге.

Но бывает огонь и другим –

Не согреет ладошек он ваших,

Превращает все в пепел и дым,

И жесток он, и грозен, и страшен.


Огонь становится Врагом и может натворить много бед. И самая страшная беда- ПОЖАР.

Горят магазины, больницы, школы, леса, хлебные поля. В результате колоссальные убытки и потери. А главное – погибают люди и, конечно, дети. Часто пожары вспыхивают по вине взрослых и детей – невнимательных, неосторожных, не думающих о последствии своего поведения.

Владимир Маяковский сказал:

«Запомнить твёрдо нужно нам – пожар не возникает сам!»


-Ребята, а вы можете назвать причины возникновения пожара?

  • Неосторожное обращение с огнём.

  • Баловство со спичками, зажигалками.

  • Если забыли выключить электроприборы (утюг, щипцы, обогреватель).

  • Нельзя засовывать в розетку посторонние предметы.

  • Нельзя зажигать дома бенгальские огни, фейерверки, свечи.

  • Нельзя взрывать петарды в помещении.

  • Нельзя разжигать костры вблизи строений.


Поиграли мы немножко,

Отдохнули, как смогли,

Спички, что принёс Серёжка,

Новый дом дотла сожги!


Тополиный пух горит,

Пламя к зданию бежит…

Наигрался наш малыш,

А дома стоят без крыш!


Если все розетки разом

Ты в одну розетку включишь,

То пожар проводки сразу

В этой комнате получишь!


Спицы в розетку засунул едва –

Искры и пламя – до потолка.

То, что ты еще живой, -

Повезло тебе, «герой»!


Неисправную гирлянду

Лучше не включать,

Чтоб пожарных и врачей

В дом не вызывать!


Мы вчера ходили в лес,

Ну а ночью он исчез.

Так от нашего костра

Целый лес сгорел дотла!


Нельзя с петардами играть –

Опасны игры эти.

Ведь могут люди пострадать:

И взрослые, и дети.


Телевизор и утюг,
Миксер и розетку
Обходите стороной
Маленькие детки.

Коль возник пожар в квартире,

Набирайте «112», «101»!

Помните, что в целом мире

Вам поможет он один!


Давайте поиграем с вами в игру «Можно и нельзя».

Если что-то разрешается, кричите «можно», а если запрещается, кричите «нельзя».

- На солнце загорать….МОЖНО

-Со спичками играть ….НЕЛЬЗЯ

-телевизор смотреть ….МОЖНО

-взрывать петарды …. НЕЛЬЗЯ

-Гладить вещи…..МОЖНО

-Оставлять утюг включённым…. НЕЛЬЗЯ

-Разжигать костёр в городе и в лесу…. НЕЛЬЗЯ

- Помогать маме ….. МОЖНО

- Включать неисправную гирлянду …. НЕЛЬЗЯ.

Главное направление в борьбе с пожарами – профилактика!

Всем давно известно, что пожар легче предупредить, чем потушить. Пожар в доме – это беда, гибель людей при пожаре – это трагедия! Как застраховаться от пожара? Психологический фактор у нас таков, что пока «жареный петух» не клюнет, мы и пальцем не пошевелим, чтобы  обезопасить себя, близких, соседей от возможного возникновения пожара. Статистика свидетельствует о том, что основное количество пожаров происходит в жилом фонде. И причиной таких пожаров зачастую является  халатность и безответственность граждан.
Вместе с родителями обратите особое внимание на состояние ваших балконов, лоджий. Если вы храните на балконах сгораемые материалы, то это предпосылка для возникновения пожара. Причины возникновения таких пожаров банальные: сосед  покурил и бросил окурок, ветром его занесло на ваш балкон;  дети хулиганят, поджигая, запускают самолетики. Такая горящая игрушка может попасть на балкон или влететь  в открытую форточку. В праздничные дни широко применяются петарды, которые неоднократно приводили к пожарам. Не лучше ли позаботиться о собственной безопасности заранее,  например, освободить балконы от сгораемых материалов.

- Ребята! Эти правила никогда нельзя забывать. Рассказывайте о них своим товарищам и требуйте, чтобы они их тоже соблюдали. Так вы можете спасти свой дом, школу, лагерь и другие помещения от возгорания, и окажете неоценимую помощь в деле предупреждения пожаров работникам противопожарной службы.


Итак, пожарные спешат на пожар, но иногда они приезжают слишком поздно. Как говорится, «На пожарных надейся, а сам не плошай», то есть, до того, как на пожар приедут пожарные, мы многое сумеем спасти, затушить пожар, если будем правильно действовать.

Пожар – это опасность для здоровья и жизни людей, значит, это ЧС (чрезвычайная ситуация). А главное в ЧС – не паниковать и правильно, грамотно действовать.

Дополните недостающие слова у стихотворных строк.

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его … (водой).

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те  … (отнять).

Если имущество хочешь сберечь,

Не уходи, когда топится … (печь).

Не суши белье над … (газом) –

Все сгорит единым разом!

Включен утюг, хозяев нет,

На простыне дымится след.

Ребята! Меры принимайте,

Утюг горячий … (выключайте).

В избежанье всяких бед,

Огню на елку хода … (нет).


Игра «Валеологический светофор»

(Зеленый сигнал – правильные действия, красный цвет – неправильные)

1. В холодную погоду родители разожгли в доме камин. Когда огонь прогорел, они занялись работой во дворе. Дети достали горячие угольки, сложили их в коробочку из-под конфет, поставили на подоконник и, подражая взрослым, стали на них дуть. Появился огонь, дети обрадовались и стали дуть сильнее. Незаметно загорелась коробка, затем штора и подоконник. Тут дети испугались, спрятались под стол и оттуда наблюдали за пламенем. Комната стала наполняться дымом. Старший мальчик взял за руку сестру и побежал на улицу к родителям.

2. Весь день на даче взрослые вместе с детьми вырезали сухие ветки деревьев и кустарников, а вечером дети решили развести костер. Ветки почему-то не загорались. Петя побежал домой, принес бутылку с керосином и полил им сушняк. Поднесли спичку и еле успели отскочить от вспыхнувшего пламени.

Игровые ситуации

1. От чего гибнут люди при пожаре?

(Ответ: от огня, от дыма, от ядовитых газов, от завалов)

Дым для человека представляет большую опасность. Когда горит изоляция проводов, синтетика, выделяется отравляющий газ, поражающий организм человека. Достаточно 1-2 вдохов, и человек теряет сознание, а потом к нему подбирается огонь.

2. Как надо преодолевать задымленное место?

(Ответ: пригнувшись, так как теплый дым поднимается вверх;

         задержать дыхание;

         использовать мокрое полотенце)

3. Тили-тили-тили бом,

Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила, глаза выпучила.

Что кошка сделала неправильно? (Открыла окна и двери, не сообщила пожарным, не отключила электроприборы, не затушила печь, создала панику)

Памятка. Как вести себя на пожаре (получает каждый ученик)

  1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.

  2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону "О 1" или попроси об этом соседей.

  3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону "01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

  4. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.

  5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.

  6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.

  7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.

О пожарах, о бедах, которые приносит огонь, написано много книг. В том числе и детских.

– Почему же для детей написано много книг о пожарах, о причинах пожаров и о бедах, которые они приносят? (Часто пожары возникают по вине детей)


Викторина.


– Из каких произведений взяты эти строки?

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

        (С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»)

Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

Из огня спасает дом... (С. Михалков «Дядя Степа»)

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй! Пожарные, бегите!

Помогите, помогите!» (К. Чуковский «Путаница»)

И вдруг заголосили: «Пожар! Горим!»

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым; домом.

Озирается кругом,

Машет красным рукавом. (С. Маршак «Кошкин дом»)

Приоткрыла дверцу Лена, Соскочил огонь с полена.

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Пробежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам,

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок … (С.Маршак «Пожар»)

Рефлексия. Сказка «Воронёнок».

Жили-были дед да баба. Раз пошел дед в лес по грибы, по ягоды и увидел, как лиса схватила молодого вороненка, что из гнезда выпал, и хочет его растерзать. А над своим детенышем ворон с воронихой кружатся, отчаянно кричат, громко каркают, крыльями и клювом лису бьют, да ничего поделать с ней не могут. Вот вороны и взмолились: — Спаси, дедушка, нашего вороненка от смерти, придет время, он тебе добром за добро отплатит! Старик взял толстую палку, отогнал ею лису и вырвал у хищницы вороненка. А тот дышит тяжело, крылья растопырил, на один бок валится. Крепко его лисица потрепала. Ну, делать нечего! Взял старик вороненка и принес его домой. Стали они со старухой птенца выхаживать. Бабка его водицей родниковой поила, хлебных крошек птенцу крошила. Прошло время, он и оправился. Стал у стариков жить да забавлять их. Вот раз зимой старики затопили печь и легли спать. И не заметили того, что один раскаленный уголек из печки выкатился. Упал уголек на пол, скатился на половичок. Тот начал потихоньку тлеть. В избе дымом запахло. Старики спят, ничего не чувствуют, а вороненок сразу запах дыма почуял. Стал по избе бегать, метаться, коготками стучать и громко каркать. Потом подошел близко-близко к старухе да как каркнет во все горло: — Кар-кар! Вставай! Пожар! Та и проснулась. Что такое? Дымом пахнет! Уж не пожар ли? Затеплила свечу, смотрит, а половичок у двери уж тлеть начал, того и гляди загорится. Разбудила старуха старика, выбросили они половичок на улицу, двери, окна раскрыли, избушку от дыма проветрили. — Ай да вороненок! Ай да молодец! Он ведь нас от верной смерти спас, — говорит старик — Правда, видно, люди говорят: «Доброе дело без награды не останется».

Вопросы к сказке

1. Куда пошел однажды старик?

2. Кого он спас в лесу?

3. Как дед и баба выхаживали вороненка?

4. Как вороненок спас стариков от смерти?

5. Знаете ли вы истории о том, как животные спасали людей во время пожаров? Расскажите их.

Подведение итогов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!