Общешкольное мероприятие с обучающимися седьмых классов по внеклассному чтению на тему: Александр Сергеевич Пушкин и его поэма «Полтава»
Занятия по внеклассному чтению призваны развивать у обучающихся умение осмысливать прочитанное, воспроизводить созданные писателем картины жизни героев, формировать и развивать творческую деятельность учащихся, что отражено в конспекте к мероприятию по внеклассному чтению.
Цель: Показать мастерство А.С.Пушкина в изображении Полтавской битвы.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить учащихся с историей создания поэмы;
- показать интерес А.С.Пушкина к истории России;
-познакомить с отрывком из поэмы;
-сравнить образы правителей.
Развивающие:
-развивать монологическую и диалогическую речь;
-совершенствовать навыки анализа поэтического текста;
-развивать внимание, воображение и логмку;
-совершенствовать навыки выразительного чтения.
Воспитательные:
-прививать любовь к Родине;
-воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины;
-прививать любовь к литературе, к чтению поэтического текста;
-прививать чувство коллективного единства;
-расширять умственный кругозор учащихся.
Коррекционные:
-продолжать работу над развитием слуха и формированием произношения;
-совершенствовать ритмико-интонационную структуру речи учащихся, ее звуковой состав, темп, слитность, соблюдение основных правил орфоэпии;
-пополнять словарный запас учащихся;
-совершенствовать навык восприятия устной речи окружающих.
Оформление и оборудование:
Запись на доске, тексты, сигнальные карточки- смайлики; фразы на слух, фонетическая зарядка, девиз, новые слова, физминутка; портрет поэта, репродукции к поэме «Полтава»
ТСО: Компьютер, экран, проектор.
Ход занятия:
Организационный момент. Исследование эмоционально-психологического настроя.
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте начнем наше мероприятие с пожелания друг другу добра. (-Я желаю вам добра! -…, пожелай добра …)
- Я хочу обратить ваше внимание на девиз, представленный на экране. Давайте прочитаем его вместе.
-Внимательно слушай – и все услышишь
-Внимательно смотри – и все увидишь
-Думай – и все поймешь. (в презентации)
-Но прежде всего мне хотелось бы узнать, какое настроение у вас в начале мероприятия. Ребята, покажите мне при помощи сигнальных карточек-смайликов, какое у вас настроение. (на столах заранее приготовлены сигнальные карточки-смайлики. Обучающиеся поднимают карточку в зависимости от того, какое настроение преобладает)
-Объясните свой выбор, пожалуйста.
-У кого-то веселое настроение, у кого-то грустное. Посмотрим, измениться ли оно к концу мероприятия.
2.Фонетическая зарядка.
3. Сообщение темы мероприятия.
-Обратите внимание на эпиграф к нашему мероприятию:
Если бы у меня, как в сказке, была возможность воскресить только одного человека, я воскресил бы Пушкина… (Е.Евтушенко)
-Прочитайте вслух эти слова.
- Как вы думаете, ребята, прав ли Е.Евтушенко, так высоко оценив А.С.Пушкина?
-Конечно прав! А.С.Пушкин – сам был человеком-сказкой, человеком-легендой, универсальным мастером художественного слова. Поэтому мы сегодня обращаемся к разговору о нем и его поэме «Полтава». И тема нашего мероприятия звучит : А.С.Пушкин и его поэма «Полтава».
- Мы сегодня поговорим о личности А.С.Пушкина-человека, поэта, а также познакомимся с жанром «поэма» и начнем анализировать поэму «Полтава».
4.Знакомство с планом мероприятия.
- Давайте познакомимся с планом. (на слайде презентации)
- Прочитайте его.
План мероприятия
Будем работать с портретом поэта.
Познакомимся с новыми словами.
Будем слушать сообщение о работе над поэмой.
Побеседуем по впечатлениям о прочитанном.
Познакомимся с героями поэмы.
Проведем физминутку.
Будем читать отрывок из поэмы.
Будем анализировать прочитанное.
Подведем итоги мероприятия.
5. Работа с портретом А.С.Пушкина.
- Ребята, обратите внимание на портрет гениального поэта, известного всему миру.
- Что вы можете сказать об А.С.Пушкине глядя на его портрет, написанный В.А.Тропининым в 1827 году?
- Что делает поэт?
- Какие у него глаза?
- Волосы?
- Черты лица?
- Одежда?
6.Словарная работа.
- На экране вы видите новые слова, давайте прочитаем их вместе.
- Объясним их лексическое значение. Посмотрите на экран.
- ПОЭМА – это большое стихотворное произведение на историческую или героическую тему.
- ЛИК – (устаревшее) лицо, облик человека.
- ГЛАС- (устаревшее) голос.
- БРАНЬ – война, битва.
- ПОЖИРАЛ – не отрываясь смотреть на кого-то, на что-то.
-Если вы увидите еще какие-то непонятные слова, мыс вами вместе разберемся в их значении.
7.Сообщение обучающегося о работе над поэмой.
- Этот портрет был написан в 1827 году, а в 1828 году А.С.Пушкин начал работу над поэмой «Полтава». Об этом нам расскажет … .
- Пожалуйста, …, тебе слово.
8. Беседа по впечатлениям о прочитанном.
- Ребята, дома вы прочитали поэму «Полтава».
- (Да)
- Как вы понимаете выражение «любовь к Родине»?
- (Любить свою страну)
- А вы любите свою Родину?
- (Да)
- Какими поступками вы можете выразить свою любовь к Родине?
- (Беречь природу, сажать деревья, цветы и ухаживать за ними).
- Молодцы!
9. Знакомство с героями.
- Ребята, давайте вместе вспомним главных героев поэмы «Полтава» и их характеристики.
- Мазепа Иван Степанович – украинский гетман (гетман- титул командующего), главный герой поэмы. Это «крепкий старик», в которого влюбляется Мария, дочь главного судьи Малороссии Кочубея.
Мария Кочубей – главный женский персонаж поэмы, дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, возлюбленная гетмана Мазепы.
Кочубей Василий Леонтьевич – украинский генеральный судья, казненный им за переход на сторону Петра. Кочубей – отец главной героини поэмы, Марии; Любовь – жена Кочубея; Петр Великий – российский царь; Карл XII – шведский король.
Физминутка.
(в презентации на слайде)
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки - в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
11.Чтение отрывка из поэмы. (по карточкам)
- Давайте прочитаем отрывок из поэмы «Полтава» в котором описан бой.
12. Анализ отрывка поэмы.
- Итак, какая картина предстала перед вами?
- (Война, кругом солдаты, дым…)
- Какие эмоции она у вас вызывает?
- (Страх…)
- Вы бы хотели там оказаться? Почему?
- (Нет. Война- это страшно)
- «Дым багровый кругами всходит к небесам» почему дым «багровый»
- (Красный, много убитых раненых)
- Почему Пушкин называет шведов «сынами любимой победы»?
- (Армия шведов была непобедимая, сильная, хорошо вооруженная)
- Почему поле брани (битвы) называют роковым?
- (рок – это судьба, решалась судьба России)
- Кто такой «бог браней»?
- (Марс-бог войны)
- Кому этот Бог помогает, на чьей стороне?
- (На стороне русских)
- Какие части речи использует автор? Глаголы. Найдите их и перечислите.
- (Рубят, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет)
- Какие чувства нам передает автор, когда описывает победу?
- (Радость, восторг, победа)
- Какие чувства испытывает Петр I?
- (Он горд, пирует)
- Какого отношение Петра к проигравшим?
- (Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает)
- Великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.
13. Подведение итогов. Рефлексия. Исследование эмоционально-психологического настроя.
- С творчеством какого замечательного поэта мы познакомились?
- (А.С.Пушкин и его поэма «Полтава»)
- Какие новые слова вы сегодня узнали?
- Как вы работали?
- А теперь давайте проверим, какое у вас настроение в конце нашего меропрятия? Поднимите смайлик.
- Итак, мы все хорошо потрудились. Молодцы!