Общешкольный праздник, посвященный Международному дню родного языка
«Язык мой – друг мой! »
Задачи:
Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка;
способствовать развитию интереса к истории своей страны, содействовать развитию интереса к изучению родного языка;
создать условия для развития творческой активности, поисковой деятельности, коммуникативных навыков; способствовать самовыражению личности.
Способствовать воспитанию терпимости; способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в ученическом коллективе ( доброта, благородство, чуткость, дружелюбие, тактичность, гуманность);
способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: активности, смекалки, увлеченности, наблюдательности, сообразительности.
Продолжать развивать и корректировать устную связную речь воспитанников, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.
Оформление: медиа презентация, классные газеты о родном языке, шары, аудиозаписи детских песен о родине, клип к песне «Русский язык», плакаты с высказываниями о русском языке.
Ход мероприятия
Слайд 1 (Международный день родного языка)
1-й ведущий: Ежегодно 21 января отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000языках.
Слайд 2 (Разные языки)
1-й ведущий: В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.
Так как благодаря языкам люди сохраняют и развивают материальное и духовное наследие своих народов, то в календаре многих стран встречаются родственные праздники.
Слайд 3 (День языков)
Европейский день языков, (26 сентября), который разъясняет важность изучения языков.
День белорусской письменности (первое воскресенье сентября)
Праздник болгарской культуры и славянской письменности (24 мая).
Наш язык в Молдове. Отмечается в последний летний день
День финского языка.
День корейской письменности (9 октября).
Слайд 4 (Россия - наш дом)
(4 «б» класс исполняет песню «Что мы Родиной зовем»)
2-й ведущий: Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.
1-й ведущий: В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.
Слайд 5 (Гос. язык)
2-й ведущий: Это государственный язык, язык СМИ, на нем ведется преподавание в школах и вузах. Знать его необходимо всем, кто проживает на территории страны. А задача учителя – прививать интерес к изучению русского языка.
1-й ведущий: Язык – это оружие, и его надо знать. Велико значение русского языка в овладении знаниями. Знание русского языка способствует лучшему усвоению учениками других учебных предметов, развитию познавательных интересов детей, так как язык тесно связан с мышлением. Кроме того, грамотность в современных условиях – одна из составляющих востребованности молодых людей и их успешности.
Слайд 6 (Фото детей нашей школы)
2-й ведущий: В нашей школе учатся ребята разных национальностей. Но объединяет нас, наш русский язык. И поэтому мы понимаем друг друга.
Слайд 7 (О России – пейзаж)
Ученик:
В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
А. Шибаев. В день солнечный июльский.
Слайд 8 (Моя родина – Россия)
(4 «б» класс исполняет песню «Россия – ты моя звезда»)
Слайд 9 (Портреты писателей)
1-й ведущий: Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А. П. Чехов.
Слайд 10 (Паустовский)
2-й ведущий: Сколько хороших слов сказано о русском языке. Константин Георгиевич Паустовский писал: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”
1-й ведущий: Наш язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.
Слайд 11 (Россия – Родина моя)
(9 «а» класс исполняет песню «Умывало красно солнышко»)
Слайд 12 (Карамзин)
А как красиво сказал о родном языке русский писатель, историк Николай Михайлович Карамзин: «Да будет же честь и слава нашему языку, который течет, как гордая величественная река – шумит, гремит – вдруг, если надобно смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».
Слайд 13 (Пушкин)
2-й ведущий: Согласитесь, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Ведь и в самом деле, человеческая речь напоминает журчание речки. Недаром, «речь» и «речка» - слова, возникшие из одного корня.
1-й ведущий: Все эти замечательные слова о нашем родном языке. На русском языке говорят наши родители, соседи, друзья и прохожие на улице.
Мы так привыкли к своему языку, что не замечаем его красоты и богатства, мелодичности и точности. Для большинства из вас, ребята, русский язык – это школьная дисциплина, по которой далеко не у всех стоит оценка «отлично».
Слайд 14 (Мама, дети пишут и т. п.)
1-й ведущий: Но ведь русский язык - это наш с вами мир, наша жизнь. На русском языке мы говорим свое первое слово - «мама», учимся читать, на русском языке нам объясняют физику и математику, на русском мы общаемся: спорим, шутим, ругаемся и миримся, признаемся в любви. Мы знаем и любим свой язык. Просто редко об этом задумываемся.
15 (Видео клип к песне «Русский язык»)
Слайд 16 («Мы разные, но мы вместе»)
1-й ведущий: Сегодня мы с вами тоже, как и все мировое сообщество, празднуем День родного языка.
Ученик:
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Слайд 17 (О дружбе народов России)
2-й ведущий: А какие прекрасные стихотворения созданы о русском языке поэтами других народов, живущих на просторах нашей великой России!
Ученик:
…Своею жизнью я гордиться вправе.
Нам с русскими одна судьба дана.
Четыре века в подвигах и славе
Сплелись корнями наши племена...
…Не русский я, но россиянин.
Нет чести выше.
- Так душевно выразил свои чувства башкирский поэт Мустай Карим.
Ученик:
Спросят меня: что похоже на море?
- Русский язык,- не замедлю с ответом.
Он словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом.
Русский язык – безграничное море!
В глуби морской я дождался улова,
Выловил ключ, открывающий радость,-
Этим ключом было русское слово…
- Написал в своем стихотворении «Русский язык» балкарский поэт М. Гетуев.
Ученик:
Щедро народное наследство,
Я люблю красивый наш язык.
На якутском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Но и так, друзья, бывает, -
В час, когда сижу с пером в руке,
Новых слов порою не хватает
Мне в родном богатом языке.
И обращаюсь к русскому я слову,
У него я новому учусь.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком…
- Писал якутский поэт Сергей Данилов в стихотворении «Овладей русской речью».
Ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Ученик:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Ученик:
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих мудростью книг.
Русское слово – свободы зарница.
Выучи русский язык!
Ученик:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник –
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
- Советовал узбекский поэт Сабир Абдулла в стихотворении «Выучи русский язык».
Слайд 18 (Родной язык – душа народа)
1-й ведущий: Родной язык является неповторимым выражением всего разнообразия человеческого творчества.
Наш язык богат своей историей, которая является отражением связи между прошлым, будущим и настоящим. Когда мы говорим на родном языке, мы сохраняем культуру и традиции своего народа.
2-й ведущий: А сейчас мы предлагаем чуть-чуть заняться историей русского языка и познакомиться поближе с некоторыми буквами русской азбуки.
- Ребята, давайте вспомним, сколько букв в нашей азбуке? Правильно, 33 буквы.
А знаете ли вы, что не все буквы русской азбуки так просты, как кажутся? Давайте поближе познакомимся с этими буквами.
Слайд 19 (Буквы русской азбуки А, Э, Й, Ё Ф)
(Входят дети с табличками, на которых написаны буквы: А, Э, Й, Ф, Ё).
«Удивительные буквы русской азбуки»
Буква А: В начале русских слов самой редкой являюсь я – буква А.
Сейчас вы, ребята, сами в этом убедитесь. Вспомните русские слова, которые начинаются с буквы А.
(Дети называют слова).
Да, русский язык почти совсем не терпит слов, начинающихся на А. Почти все слова заимствованные. Ананас – индейское. Абажур – французское.
Буква А почти не встречается в начале исконно русских слов, но в середине, в конце слова – сколько угодно!
Буква Э: Я самая молодая буква! Буква Э! В азбуке я появилась в 1735 году.
Встретили меня неприветливо! Ломоносов считал, что без буквы Э вполне можно обойтись!
Буква Й: Вместе с буквой Э в азбуку официально была введена
и я – буква Й.
Букву Й начали употреблять еще в 16-17 веках, составлена она была из буквы И, над которой писался значок, называемый кратка – «и с краткой».
Буква Ф: А я - буква алфавита, которой в русских словах нет вообще!
Да- да! Если вы заглянете словарь, то убедитесь, что любое слово, начинающееся с буквы Ф, пришло к нам из другого языка. Фонарь – слово, пришедшее из греческого языка, кофе – пришло из арабского языка.
А редкость буквы Ф в нашей классической литературе – это лишь доказательство чистоты русского языка наших великих писателей!
Слайд 20 (Объявление)
1-й ученик: Смотри-ка, здесь написано, что «Королева Виктория зачислена в штат посольства в должности секретаря». Сегодня что, первое апреля?
2-й ученик: Нет.
1-й ученик: Королева не может быть секретарем!!!
2-й ученик: Королева…не может, конечно. Дело в букве! В букве Ё.
1-й ученик: Не «королева», а «королёва»?
2-й ученик: Да, Королева Виктория
1-й ученик: Ты пишешь букву Ё?
2-й ученик: Нет.
1-й ученик: И в книгах ее не печатают. Дело в том, что буква Ё обязательна для всех граждан России в возрасте до 13 лет по «Правилам русской орфографии и пунктуации». Букву Ё обязательно нужно ставить в детских книгах и учебниках для младших классов.
2-й ученик: Вот отсюда и ошибки! Королева вместо Королёвой Виктории…
Буква Ё: Я – удивительная буква. Родилась в Санкт-Петербурге 224 года назад. Ввел меня в азбуку писатель Николай Карамзин.
В современном алфавите я занимаю седьмое место. А в далеком 1875 году в азбуке Льва Толстого Буква Ё стояла на 31-ом месте. Формально в русский алфавит я вошла только в 1942 году! За меня боролись, а сейчас меня почти забыли. Название только магазинов: «Все для дома», «У нас все для вас», «Все для дачи» - говорит за себя!
Слайд 21-22-23-24-25 (Памятники буквам)
Ученик: Ребята, вы знаете – есть даже памятники буквам!
Этот памятник находится он в Ульяновске, в сквере Карамзина. Это прямоугольная плита из черного мрамора, на которой выбита «ё». Еще один памятник букве Ё находится в Москве.
Ученик: Еще есть памятник букве А ! Он находится в Новосибирске!
В Вологде в городском парке установлен памятник букве О.
Ученик: Памятник слову тоже есть! Первый в мировой истории памятник, посвященный русскому слову, установлен в Белгороде.
Это четырехметровый монумент в виде бронзовой книги Библии, на раскрытой странице которой выпуклым шрифтом набран русский текст «Священного Писания».
Слайд 26 ( Слова заимствованные)
1-й ведущий: Все языки пополняются словами из других языков, потому что народы, общаясь, «меняются словами». В. Г. Белинский писал: «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга».
По исследованиям ученых, заимствованные слова в лексиконе современного русского литературного языка составляют уже более 10% всего его словарного состава. Чаще всего иноязычные слова появлялись в русском языке вместе с вещью, явлением, понятием и т. д. ( зонтик – из голландского языка, марка – из немецкого, диктор – из латинского).
1-й ведущий – Иностранное происхождение имеют многие популярные у нас собачьи клички. Дело в том, что крестьяне в российских деревнях не часто могли позволить себе содержать собаку. Помещики же, напротив, часто держали десятки и даже сотни охотничьих собак в своих загородных имениях
1-й ведущий: Поскольку французскими и английским языками российские дворяне владели в совершенстве, имена своим собакам они давали иностранные. Некоторые из них широко распространялись в народной среде.
Слайд 27 (Собаки)
1-й ученик: Ты утверждаешь, что Шарик иностранного происхождения?
2-й ученик: Да! Шарик – в переводе на русский – милашка.
2-й ученик: А Барбос? Жучка…
1-й ученик: Бобик и Тобик – варианты русской адаптации английского имени Бобби. Жучка от Джулли.
2-й ученик: А что же великий и могучий русский язык?
Слайд 28 (Спутник)
1-й ученик: Русское слово спутник в 1957 году облетело весь мир и, выйдя за пределы нашего языка, было заимствовано другими языками. Немецкая газета «Ди вельт» писала в то время: «Каждая искусственная луна, совершающая полет вокруг Земли, будет называться и впредь русским словом «Спутник».
СПУТНИК стало в Америке названием танца и прически, в Западной Германии – прически и папирос, во Франции – названием сорта цветов.
Слайд 29 ( М. В. Ломоносов, Карамзин, Радищев)
2-й ученик: А появлению слов КИСЛОТА и РАВНОВЕСИЕ мы обязаны М. В. Ломоносову.
Н.М. Карамзин обогатил наш язык словами ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ.
2-й ученик: Радищев – автор «Путешествие из Петербурга в Москву» - ввел в русский язык слово ГРАЖДАНИН в современном его значении.
Слайд 30 (Есенин)
1-й ведущий: Замечательный русский поэт Сергей Есенин любил русский язык, восхищался им, говорил, что ни один иностранный язык не может сравниться с русским языком по богатству выражений.
«За чистоту устной речи, за правильность и красоту слова»
Слайд 28 ( Высказывание Д. С. Лихачева)
1-й ведущий: «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Слайд 31 (Язык мой – враг мой)
2-й ведущий: О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него на сердце. Скрыть свои мысли человек может молчанием. Приукрасить свои поступки человек может лестным о себе словом. Но при всем искусстве поведения языка не может скрыть того, чем живет сердце человека. Недаром так широко распространялись поговорка: «Язык мой – враг мой!» А он должен быть другом человека.
1-й ведущий: Он утверждал, что «в основе любых жаргонных, циничных, выражений и ругани лежит слабость. «По- настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо»,- говорил ученый.
2-й ведущий: Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. А если его не учить?
Может быть и так!
(5 «а» класс инсценирование)
Сценка «На уроке русского языка»
Учитель: Послушаем, как вы выучили домашнее задание. Кто пойдёт отвечать первым, тот получит на балл выше.
Ученик Иванов (тянет руку и кричит): Марь Иванна, я буду первым, ставьте мне сразу три!
Учитель: Твоё сочинение о собаке, Петров, слово в слово похоже на сочинение Иванова!
Ученик Петров: Марь Иванна, так мы же с Ивановым живём в одном дворе, а там у нас одна собака на всех!
Учитель: У тебя, Сидоров, замечательное сочинение, но почему оно не закончено?
Ученик Сидоров: А потому что папу срочно вызвали на работу!
Учитель: Кошкин, признайся, кто тебе написал сочинение?
Ученик Кошкин: Не знаю. Я рано лёг спать.
Учитель: Какого рода слово «яйцо», Синичкин?
Ученик Синичкин: Никакого.
Учитель: Почему же?
Ученик Синичкин: Потому что неизвестно, кто из него вылупится: петух или курица.
Учитель: Петушков, определи род слов: «стул», «стол», «носок», «чулок».
Ученик Петушков: «Стол», «стул» и «носок» - мужского рода, а «чулок» - женского.
Учитель: Почему?
Ученик Петушков: Потому что чулки носят только женщины!
Учитель: Мешков, какой частью речи является слово «суховатый»?
Ученик Мешков, встав, долго молчит.
Учитель: Ну, подумай, Мешков, на какой вопрос отвечает это слово?
Ученик Мешков: Каковатый? Суховатый!
Учитель: Сидоров, почему ты ешь яблоки на уроке?
Ученик Сидоров: Жаль терять время на переменке!
Учитель: Прекрати сейчас же! Кстати, почему тебя вчера не было в школе?
Ученик Сидоров: Мой старший брат заболел.
Учитель: А ты-то при чём?
Ученик Сидоров: А я катался на его велике!
Учитель: Сидоров! Моё терпение лопнуло! Завтра без отца в школу не приходи!
Ученик Сидоров: А послезавтра?
Учитель: Сушкина, придумай предложение с обращением.
Ученица Сушкина: Марь Иванна, звонок! (Звенит звонок).
«Мы за чистоту языка»
На сцену выходят ведущие, здороваются с залом:
Ведущий 1. Привет, друзья!
Ведущий 2. Здравствуйте, ребята! Как ваши дела?
(Из зала: «Нормально»)
Ведущий 1. Ты обратила внимание, что в большинстве случаев на вопрос : «Как дела?» в ответ мы часто слышим: «Нормально» ?
Ведущий 2. Да, пожалуй, ты права.
Ведущий 1. А что значит «нормально»? Как ты считаешь, что такое норма?
Ведущий 2. Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю обратиться к словарю.
Слайд 33
«Норма – это узаконенное установление, признанный порядок, строй чего-нибудь. Например, нормы литературного языка».
(С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка).
Вот видишь, у языка есть нормы.
Ведущий 1. Друзья, а вы знаете, что у языка есть нормы? ( Да, нет) А всегда ли вы следуете языковым нормам? ( Да, нет)
Ведущий 2. Сегодня вам представится возможность проверить, всегда ли правильно вы говорите!
Ведущий 1. Ведущий 2. . Мы предлагаем вашему вниманию несколько сценок-диалогов. Вы можете не только их посмотреть, но и принять участие: подсказать героям выход из сложившейся ситуации.
Ведущий 1. Итак, смотрите, слушайте, участвуйте!
9 «б» класс инсценировка
Сценки-диалоги
(9 «б» класс инсценировка)
«Торт»
( Девушка идет по сцене, читает книгу. Её догоняет юноша, он обращается к ней с вопросом).
Юноша: Тань! А ты сладкое любишь?
Девушка: А что?
Юноша: Я вот хочу тебя тортОм угостить. У меня мама такие вкусные тортЫ печет. Хочешь?
Девушка: Чем-чем ты меня хочешь угостить?
Юноша: (удивленно) ТортОм!
Девушка: Нет, спасибо! Я это не ем! (уходит)
Юноша: (растерянно говорит ей вслед) Подожди! Тань! А что мне с тортОм-то делать!? Я ж для тебя старался!?
Юноша: (в зал, недоуменно) Что это с ней?... Что мне с тортОм-то этим теперь делать? (Растерянно стоит на сцене и ждет помощи)
Ведущий 2. Ребята! Давайте поможем парню разобраться в этой ситуации!
Слайд 34
Выберите, пожалуйста, правильный ответ на вопрос:
Почему ушла Таня?
А) Ей не нравится сладкое;
Б) Ей не нравится Ваня;
В) Ваня допустил какую-то ошибку.
(Вопрос и варианты ответов дублируются на слайде)
(Ответы из зала)
Юноша: А я все понял! Тань, вернись, я тебя тОртом, тОртом угощу!
(Появляется девушка, они вместе уходят).
(8 «а» класс инсценировка)
«Дневник»
(На сцене появляется учительница, вслед за ней бежит ученик)
Ученик: (умоляюще) Ну, Марь Иванна, ну, пожалуйста, не вызывайте родителей! Я не знаю, куда делся дневник. Я же его ложил в сумку.
Учительница: Что - о!? Что ты делал, Сидоров?
Ученик: Я ложил дневник в сумку, я точно помню, что ложил.
Учительница: Знаешь, что, Сидоров!? Пожалуй, я тебе поставлю двойку ещё и по русскому языку!
Ученик: За что!? Марь Иванна!?
Учительница: (строго) За то что ты сделал с дневником, Сидоров?
(учительница уходит)
Ученик: (ей вслед умоляюще) Ну, Марь Иванна! (в зал, недоуменно) За что она мне лвойку-то поставит!? Я не понял? Что я сделал-то? (остается растерянно стоять на сцене)
Ведущий 1.Ребята! Давайте поможем Сидорову разобраться, в чем он виноват!
Слайд 35
Выберите, пожалуйста, правильный ответ на вопрос:
За что Марья Ивановна обещала поставить Сидорову двойку по русскому языку?
А) Потому что Сидоров забыл дома дневник;
Б) Марье Ивановне не нравится Сидоров;
В) Сидоров допустил ошибку.
(Вопрос и варианты ответов дублируются на слайде)
(Ответы из зала)
Ученик: Марь Иванна! Я все понял! Я теперь всегда буду класть дневник в сумку! Каждый день! Честное слово! (убегает).
( 9 «а» класс инсценировка)
«Звонок другу»
(На сцене появляются юноша и девушка, юноша читает стихи девушке)
Юноша: Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял, приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое в лицо бросали мне…
Девушка: (все это время смотрит в телефон) Слушай, я сейчас очень спешу. Давай ты мне вечером позвОнишь?!
Юноша: (недоуменно) Что вечером?!!
Девушка: Ну, это, позвОнишь и расскажешь стих, ладно?
Юноша: Не буду я тебе звонить! Прощай!
Девушка: (непонимающе) Почему? Ты что не позвОнишь что ли?
Юноша: (отрицательно качает головой) Нет! Не позвоню! (Уходит)
Девушка: (в зал) Я не поняла, он что не позвОнит что ли больше?!!
Ведущий 2: Друзья! Поможем разобраться:
Слайд 36
Почему юноша не хочет звонить девушке?
А) У него сломался телефон;
Б) У девушки нет телефона;
В) Девушка допустила ошибку.
(Вопрос и варианты ответов дублируются на слайде)
(Ответы из зала)
Девушка: Я все поняла! Надеюсь, что он позвонИт! (Уходит)
1-ведущий: Вот ведь как бывает, ребята! Казалось бы, что особенного в том, как мы произносим слова! Ведь смысл-то понятен!
2-ведущий: А оказывается в речи важно все! И то, что мы говорим, и то, как мы это сказали! Поэтому, ребята, следите за своей речью, чтобы не оказаться в положении героев, которых мы только что увидели!
Игры – конкурсы
1-й ведущий: Устали? Предлагаю немного поиграть.
– Нам сложно представить, какой была бы наша жизнь, если бы мы не умели говорить. И все же давайте попробуем сделать это.
– Как мы знаем, у первобытных людей не было языка. Они общались с помощью жестов, отдельных звуков, объяснялись друг с другом с помощью рисунков. Давайте представим, легко ли им было понять друг друга.
Предлагаю вам выразить чувства и эмоции так, как это сделал бы первобытный человек в различных ситуациях.
( На сцену приглашаются 5- 6 ребят. На листочке для каждого приготовлено задание – изобразить в виде пантомимы следующие ситуации).
Медведь или волк заглянул в пещеру.
Охотники возвращаются с добычей.
На охоте зверь ранил вождя.
В пещере погас огонь.
2-й ведущий: Молодцы! Следующее задание для любителей поговорить.
Конкурс «Дикторы»
Многие ребята мечтают работать на телевидении, вести различные программы, шоу, концерты или самим выступать в роли артистов. Для этого нужно уметь правильно и красиво говорить. Наш следующий конкурс называется « Дикторы».
Слайд 37 (Скороговорки)
(Задание: произнести скороговорку чётко, быстро и выразительно 3 раза подряд):
1. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
2. Осип охрип, Архип осип.
3. По семеро в сани уселись сами.
4. Свиристель свиристит свирелью.
5. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
6. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
1-й ведущий: Справились! Молодцы!
Следующее задание для эрудитов.
- Вспомнить и назвать фамилии выдающихся людей, внесших свой вклад в развитие русского языка.
( М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, В. И. Даль, С. И. Ожегов, Д. С. Лихачев, И. С. Тургенев и т. д.).
2-й ведущий: А теперь предлагаю вам фонетические загадки разгадать. Приглашаю на сцену 6 ребят.
В каком слове сорок гласных? (Сорока).
Какой алфавит состоит всего из шести букв? (Азбука).
В каком числительном содержится приказ? (Три).
В каком числительном содержится 100 отрицаний? (Стонет).
В каких словах по 100 согласных? (СтоЛ, стоГ, стоН, стоП).
Какое слово принадлежит только каждому из вас, а употребляют его чаще всего ваши друзья, родные? (Имя).
Чем заканчивается день и ночь? (Мягким знаком).
Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (Буква б).
В каком слове семь гласных? (Семья).
1-й ведущий: И этим заданием справились! Молодцы!
Следующий конкурс на смекалку.
«Вопросы-заморочки»
- Сколько горошин может войти в стакан? (Они не могут ходить)
- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)
- Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)
- Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)
- Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)
- Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)
- Что произошло 31 февраля? (31 февраля не бывает)
- За чем во рту язык? ( За зубами)
- Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дают)
- Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)
- Без чего хлеб не испечёшь? (Без корки)
- У кого есть шляпа без головы, а нога без сапог? (У гриба)
Слайд 38 (Любите язык)
Итог
У нас сегодня, ребята, состоялся очень важный разговор. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить ее культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.
Любите и изучайте наш родной русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!
Слайд 39 (Язык дружбы)
Ученик:
Есть много способов общенья:
Жест, мимика или сигнал.
Но вот в «прекрасное мгновенье»
Связь звуков человек познал!
Ученик:
Теперь известна сила слова!
И как богат язык людей!
Один вопрос тревожит снова:
Какой язык считать важней?
Ученик:
Кого ни спросишь, без сомненья,
Хоть это финн, словак, казах,
Ответят, не вступая в прения:
Вся красота в родных словах!
Ученик:
Ведь свой язык милее слуху,
И всех дороже тоже он.
Родной язык – основа духа.
Народом он введен на трон.
Ученик:
Ты уважай язык своей Отчизны,
Считая долгом в совершенстве его знать.
Историю и быт народной жизни
Через него удастся нам познать.
Ученик:
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое!
Ученик:
Объединяет много наций праздник,
И люди в мире понимают: «Нужно,
Чтоб был один язык народов разных
И это, несомненно, - язык Дружбы».
(Награждение участников).