СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общешкольный праздник, посвященный Международному дню родного языка «Язык мой – друг мой! »

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие поможет учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка.

Просмотр содержимого документа
«Общешкольный праздник, посвященный Международному дню родного языка «Язык мой – друг мой! »»

Общешкольный праздник, посвященный Международному дню родного языка

«Язык мой – друг мой! »

 Задачи:

Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка;

способствовать развитию интереса к истории своей страны, содействовать развитию интереса к изучению родного языка;

создать условия для развития творческой активности, поисковой деятельности, коммуникативных навыков; способствовать самовыражению личности.

Способствовать воспитанию терпимости; способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в ученическом коллективе ( доброта, благородство, чуткость, дружелюбие, тактичность, гуманность);

способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: активности, смекалки, увлеченности, наблюдательности, сообразительности.

Продолжать развивать и корректировать устную связную речь воспитанников, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.

Оформление: медиа презентация, классные газеты о родном языке, шары, аудиозаписи детских песен о родине, клип к песне «Русский язык», плакаты с высказываниями о русском языке.

Ход мероприятия


Слайд 1 (Международный день родного языка)

1-й ведущий: Ежегодно 21 января отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000языках.

Слайд 2 (Разные языки)

1-й ведущий: В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.

Так как благодаря языкам люди сохраняют и развивают материальное и духовное наследие своих народов, то в календаре многих стран встречаются родственные праздники.

Слайд 3 (День языков)

  • Европейский день языков, (26 сентября), который разъясняет важность изучения языков.

  • День белорусской письменности (первое воскресенье сентября)

  • Праздник болгарской культуры и славянской письменности (24 мая).

  • Наш язык в Молдове. Отмечается в последний летний день

  • День финского языка.

  • День корейской письменности (9 октября).

Слайд 4 (Россия - наш дом)

(4 «б» класс исполняет песню «Что мы Родиной зовем»)

2-й ведущий: Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.

1-й ведущий: В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

Слайд 5 (Гос. язык)

2-й ведущий: Это государственный  язык, язык СМИ, на нем ведется преподавание в школах и вузах. Знать его необходимо всем, кто проживает на территории страны. А задача учителя – прививать интерес к изучению русского языка.

 1-й ведущий: Язык – это оружие, и его надо знать. Велико значение русского языка в овладении знаниями. Знание русского языка способствует лучшему усвоению учениками других учебных предметов, развитию познавательных интересов детей, так как язык тесно связан с мышлением. Кроме того, грамотность в современных условиях – одна из составляющих востребованности молодых людей и их успешности.

Слайд 6 (Фото детей нашей школы)

 2-й ведущий: В нашей школе  учатся ребята разных национальностей. Но объединяет  нас,  наш  русский язык. И поэтому мы понимаем друг друга.

Слайд 7 (О России – пейзаж)

Ученик:

В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!

И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

А. Шибаев. В день солнечный июльский.

Слайд 8 (Моя родина – Россия)

(4 «б» класс исполняет песню «Россия – ты моя звезда»)

Слайд 9 (Портреты писателей)

1-й ведущий: Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А. П. Чехов.

Слайд 10 (Паустовский)

2-й ведущий: Сколько хороших слов сказано о русском языке. Константин Георгиевич Паустовский писал: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”

1-й ведущий: Наш язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

Слайд 11 (Россия – Родина моя)

(9 «а» класс исполняет песню «Умывало красно солнышко»)

Слайд 12 (Карамзин)

А как красиво сказал о родном языке русский писатель, историк Николай Михайлович Карамзин: «Да будет же честь и слава нашему языку, который течет, как гордая величественная река – шумит, гремит – вдруг, если надобно смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».

Слайд 13 (Пушкин)

2-й ведущий: Согласитесь, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Ведь и в самом деле, человеческая речь напоминает журчание речки. Недаром, «речь» и «речка» - слова, возникшие из одного корня.

1-й ведущий: Все эти замечательные слова о  нашем родном языке. На русском языке говорят наши родители, соседи,  друзья и прохожие на улице.

Мы так привыкли к своему языку, что не замечаем его красоты и богатства, мелодичности и точности. Для большинства из вас, ребята, русский язык – это  школьная дисциплина, по которой далеко не у всех стоит оценка «отлично».

Слайд 14 (Мама, дети пишут и т. п.)

1-й ведущий: Но  ведь русский язык -  это наш с вами мир, наша жизнь. На русском языке мы говорим свое первое слово - «мама», учимся читать,  на русском языке нам объясняют физику и математику, на  русском  мы общаемся: спорим, шутим, ругаемся и миримся, признаемся в любви. Мы знаем и любим свой язык. Просто редко об этом  задумываемся.

15 (Видео клип к песне «Русский язык»)

Слайд 16 («Мы разные, но мы вместе»)

1-й ведущий: Сегодня мы с вами тоже, как и все мировое сообщество, празднуем День родного языка.

Ученик:

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Слайд 17 (О дружбе народов России)

2-й ведущий: А какие прекрасные стихотворения созданы о русском языке поэтами других народов, живущих на просторах нашей великой России!

Ученик:

…Своею жизнью я гордиться вправе.

Нам с русскими одна судьба дана.

Четыре века в подвигах и славе

Сплелись корнями наши племена...

…Не русский я, но россиянин.

Нет чести выше.

- Так душевно выразил свои чувства башкирский поэт Мустай Карим.

Ученик:

Спросят меня: что похоже на море?

- Русский язык,- не замедлю с ответом.

Он словно море, согреет зимою,

Свежесть подарит засушливым летом.

Русский язык – безграничное море!

В глуби морской я дождался улова,

Выловил ключ, открывающий радость,-

Этим ключом было русское слово…

- Написал в своем стихотворении «Русский язык» балкарский поэт М. Гетуев.

Ученик:

Щедро народное наследство,

Я люблю красивый наш язык.

На якутском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

Но и так, друзья, бывает, -

В час, когда сижу с пером в руке,

Новых слов порою не хватает

Мне в родном богатом языке.

И обращаюсь к русскому я слову,

У него я новому учусь.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком…

- Писал якутский поэт Сергей Данилов в стихотворении «Овладей русской речью».

Ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

Ученик:

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Ученик:

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих мудростью книг.

Русское слово – свободы зарница.

Выучи русский язык!

Ученик:

                       Горького зоркость, бескрайность Толстого,

                       Пушкинской лирики чистый родник –

                       Блещут зеркальностью русского слова.

                       Выучи русский язык!

- Советовал узбекский поэт Сабир Абдулла в стихотворении «Выучи русский язык».

Слайд 18 (Родной язык – душа народа)

1-й ведущий: Родной язык является неповторимым выражением всего разнообразия человеческого творчества.
Наш язык богат своей историей, которая является отражением связи между прошлым, будущим и настоящим. Когда мы говорим на родном языке, мы сохраняем культуру и традиции своего народа.

2-й ведущий: А сейчас мы предлагаем чуть-чуть заняться историей русского языка и познакомиться поближе с некоторыми буквами русской азбуки.

- Ребята, давайте вспомним, сколько букв в нашей азбуке? Правильно, 33 буквы.

А знаете ли вы, что не все буквы русской азбуки так просты, как кажутся? Давайте поближе познакомимся с этими буквами.

Слайд 19 (Буквы русской азбуки А, Э, Й, Ё Ф)

(Входят дети с табличками, на которых написаны буквы: А, Э, Й, Ф, Ё).

«Удивительные буквы русской азбуки»

Буква А: В начале русских слов самой редкой являюсь я – буква А.

Сейчас вы, ребята, сами в этом убедитесь. Вспомните русские слова, которые начинаются с буквы А.

(Дети называют слова).

Да, русский язык почти совсем не терпит слов, начинающихся на А. Почти все слова заимствованные.  Ананас – индейское. Абажур – французское.

Буква А почти не встречается в начале исконно русских слов, но в середине, в конце слова – сколько угодно!

Буква Э: Я самая молодая буква! Буква Э! В азбуке я появилась в 1735 году.

Встретили меня неприветливо! Ломоносов считал, что без буквы Э вполне можно обойтись!

Буква Й: Вместе с буквой Э в азбуку официально была введена

и я – буква Й.

Букву Й начали употреблять еще в 16-17 веках, составлена она была из буквы И, над которой писался значок, называемый кратка – «и с краткой».

Буква Ф: А я - буква алфавита, которой в русских словах нет вообще!

Да- да! Если вы заглянете словарь, то убедитесь, что любое слово, начинающееся с буквы Ф, пришло к нам из другого языка. Фонарь – слово, пришедшее из греческого языка, кофе – пришло из арабского языка.

А редкость буквы Ф в нашей классической литературе – это лишь доказательство чистоты русского языка наших великих писателей!


Слайд 20 (Объявление)


1-й ученик: Смотри-ка, здесь написано, что «Королева Виктория зачислена в штат посольства в должности секретаря». Сегодня что, первое апреля?

2-й ученик: Нет.

1-й ученик: Королева не может быть секретарем!!!

2-й ученик: Королева…не может, конечно. Дело в букве! В букве Ё.

1-й ученик: Не «королева», а «королёва»?

2-й ученик: Да, Королева Виктория

1-й ученик: Ты пишешь букву Ё?

2-й ученик: Нет.

1-й ученик: И в книгах ее не печатают. Дело в том, что буква Ё обязательна для всех граждан России в возрасте до 13 лет по «Правилам русской орфографии и пунктуации». Букву Ё обязательно нужно ставить в детских книгах и учебниках для младших классов.

2-й ученик: Вот отсюда и ошибки! Королева вместо Королёвой Виктории…


Буква Ё: Я – удивительная буква. Родилась в Санкт-Петербурге 224 года назад. Ввел меня в азбуку писатель Николай Карамзин.

В современном алфавите я занимаю седьмое место. А в далеком 1875 году в азбуке Льва Толстого Буква Ё стояла на 31-ом месте. Формально в русский алфавит я вошла только в 1942 году! За меня боролись, а сейчас меня почти забыли. Название только магазинов: «Все для дома», «У нас все для вас», «Все для дачи» - говорит за себя!


Слайд 21-22-23-24-25 (Памятники буквам)


Ученик: Ребята, вы знаете – есть даже памятники буквам!

Этот памятник находится он в Ульяновске, в сквере Карамзина. Это прямоугольная плита из черного мрамора, на которой выбита «ё». Еще один памятник букве Ё находится в Москве.

Ученик: Еще есть памятник букве А ! Он находится в Новосибирске!

В Вологде в городском парке установлен памятник букве О.

Ученик: Памятник слову тоже есть! Первый в мировой истории памятник, посвященный русскому слову, установлен в Белгороде.

Это четырехметровый монумент в виде бронзовой книги Библии, на раскрытой странице которой выпуклым шрифтом набран русский текст «Священного Писания».


Слайд 26 ( Слова заимствованные)


1-й ведущий: Все языки пополняются словами из других языков, потому что народы, общаясь, «меняются словами». В. Г. Белинский писал: «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга».

По исследованиям ученых, заимствованные слова в лексиконе современного русского литературного языка составляют уже более 10% всего его словарного состава. Чаще всего иноязычные слова появлялись в русском языке вместе с вещью, явлением, понятием и т. д. ( зонтик – из голландского языка, марка – из немецкого, диктор – из латинского).


1-й ведущий – Иностранное происхождение имеют многие популярные у нас собачьи клички. Дело в том, что крестьяне в российских деревнях не часто могли позволить себе содержать собаку. Помещики же, напротив, часто держали десятки и даже сотни охотничьих собак в своих загородных имениях

1-й ведущий: Поскольку французскими и английским языками российские дворяне владели в совершенстве, имена своим собакам они давали иностранные. Некоторые из них широко распространялись в народной среде.


Слайд 27 (Собаки)


1-й ученик: Ты утверждаешь, что Шарик иностранного происхождения?

2-й ученик: Да! Шарик – в переводе на русский – милашка.

2-й ученик: А Барбос? Жучка

1-й ученик: Бобик и Тобик – варианты русской адаптации английского имени Бобби. Жучка от Джулли.

2-й ученик: А что же великий и могучий русский язык?


Слайд 28 (Спутник)


1-й ученик: Русское слово спутник в 1957 году облетело весь мир и, выйдя за пределы нашего языка, было заимствовано другими языками. Немецкая газета «Ди вельт» писала в то время: «Каждая искусственная луна, совершающая полет вокруг Земли, будет называться и впредь русским словом «Спутник».

СПУТНИК стало в Америке названием танца и прически, в Западной Германии – прически и папирос, во Франции – названием сорта цветов.


Слайд 29 ( М. В. Ломоносов, Карамзин, Радищев)


2-й ученик: А появлению слов КИСЛОТА и РАВНОВЕСИЕ мы обязаны М. В. Ломоносову.


Н.М. Карамзин обогатил наш язык словами ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ.

2-й ученик: Радищев – автор «Путешествие из Петербурга в Москву» - ввел в русский язык слово ГРАЖДАНИН в современном его значении.

Слайд 30 (Есенин)

1-й ведущий: Замечательный русский поэт Сергей Есенин любил русский язык, восхищался им, говорил, что ни один иностранный язык не может сравниться с русским языком по богатству выражений.

«За чистоту устной речи, за правильность и красоту слова»

Слайд 28 ( Высказывание Д. С. Лихачева)

1-й ведущий: «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Слайд 31 (Язык мой – враг мой)

2-й ведущий: О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него на сердце. Скрыть свои мысли человек может молчанием. Приукрасить свои поступки человек может лестным о себе словом. Но при всем искусстве поведения языка не может скрыть того, чем живет сердце человека. Недаром так широко распространялись поговорка: «Язык мой – враг мой!» А он должен быть другом человека.

1-й ведущий: Он утверждал, что «в основе любых жаргонных, циничных, выражений и ругани лежит слабость. «По- настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо»,- говорил ученый.

 

2-й ведущий: Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. А если его не учить?

Может быть и так!

(5 «а» класс инсценирование)

                               Сценка «На уроке русского языка»

Учитель: Послушаем, как вы выучили домашнее задание. Кто пойдёт отвечать первым, тот получит на балл выше.

Ученик Иванов (тянет руку и кричит): Марь Иванна, я буду первым, ставьте мне сразу три!

Учитель: Твоё сочинение о собаке, Петров, слово в слово похоже на сочинение Иванова!

Ученик Петров: Марь Иванна, так мы же с Ивановым живём в одном дворе, а там у нас одна собака на всех!

Учитель: У тебя, Сидоров, замечательное сочинение, но почему оно не закончено?

Ученик Сидоров: А потому что папу срочно вызвали на работу!

Учитель: Кошкин, признайся, кто тебе написал сочинение?

Ученик Кошкин: Не знаю. Я рано лёг спать.

Учитель: Какого рода слово «яйцо», Синичкин?

Ученик Синичкин: Никакого.

Учитель: Почему же?

Ученик Синичкин: Потому что неизвестно, кто из него вылупится: петух или курица.

Учитель: Петушков, определи род слов: «стул», «стол», «носок», «чулок».

Ученик Петушков: «Стол», «стул» и «носок» - мужского рода, а «чулок» - женского.

Учитель: Почему?

Ученик Петушков: Потому что чулки носят только женщины!

Учитель: Мешков, какой частью речи является слово «суховатый»?

Ученик Мешков, встав, долго молчит.

Учитель: Ну, подумай, Мешков, на какой вопрос отвечает это слово?

Ученик Мешков: Каковатый? Суховатый!

Учитель: Сидоров, почему ты ешь яблоки на уроке?

Ученик Сидоров: Жаль терять время на переменке!

Учитель: Прекрати сейчас же! Кстати, почему тебя вчера не было в школе?

Ученик Сидоров: Мой старший брат заболел.

Учитель: А ты-то при чём?

Ученик Сидоров: А я катался на его велике!

Учитель: Сидоров! Моё терпение лопнуло! Завтра без отца в школу не приходи!

Ученик Сидоров: А послезавтра?

Учитель: Сушкина, придумай предложение с обращением.

Ученица Сушкина: Марь Иванна, звонок! (Звенит звонок).

«Мы за чистоту языка»

На сцену выходят ведущие, здороваются с залом:

Ведущий 1. Привет, друзья!

Ведущий 2. Здравствуйте, ребята! Как ваши дела?

(Из зала: «Нормально»)

Ведущий 1. Ты обратила внимание, что в большинстве случаев на вопрос : «Как дела?» в ответ мы часто слышим: «Нормально» ?

Ведущий 2. Да, пожалуй, ты права.

Ведущий 1. А что значит «нормально»? Как ты считаешь, что такое норма?

Ведущий 2. Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю обратиться к словарю.

Слайд 33

«Норма – это узаконенное установление, признанный порядок, строй чего-нибудь. Например, нормы литературного языка».

(С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка).

Вот видишь, у языка есть нормы.

Ведущий 1. Друзья, а вы знаете, что у языка есть нормы? ( Да, нет) А всегда ли вы следуете языковым нормам? ( Да, нет)

Ведущий 2. Сегодня вам представится возможность проверить, всегда ли правильно вы говорите!

Ведущий 1. Ведущий 2. . Мы предлагаем вашему вниманию несколько сценок-диалогов. Вы можете не только их посмотреть, но и принять участие: подсказать героям выход из сложившейся ситуации.

Ведущий 1. Итак, смотрите, слушайте, участвуйте!

9 «б» класс инсценировка

Сценки-диалоги

(9 «б» класс инсценировка)

«Торт»

( Девушка идет по сцене, читает книгу. Её догоняет юноша, он обращается к ней с вопросом).

Юноша: Тань! А ты сладкое любишь?

Девушка: А что?

Юноша: Я вот хочу тебя тортОм угостить. У меня мама такие вкусные тортЫ печет. Хочешь?

Девушка: Чем-чем ты меня хочешь угостить?

Юноша: (удивленно) ТортОм!

Девушка: Нет, спасибо! Я это не ем! (уходит)

Юноша: (растерянно говорит ей вслед) Подожди! Тань! А что мне с тортОм-то делать!? Я ж для тебя старался!?

Юноша: (в зал, недоуменно) Что это с ней?... Что мне с тортОм-то этим теперь делать? (Растерянно стоит на сцене и ждет помощи)

Ведущий 2. Ребята! Давайте поможем парню разобраться в этой ситуации!

Слайд 34

Выберите, пожалуйста, правильный ответ на вопрос:

Почему ушла Таня?

А) Ей не нравится сладкое;

Б) Ей не нравится Ваня;

В) Ваня допустил какую-то ошибку.

(Вопрос и варианты ответов дублируются на слайде)

(Ответы из зала)

Юноша: А я все понял! Тань, вернись, я тебя тОртом, тОртом угощу!

(Появляется девушка, они вместе уходят).

(8 «а» класс инсценировка)

«Дневник»

(На сцене появляется учительница, вслед за ней бежит ученик)

Ученик: (умоляюще) Ну, Марь Иванна, ну, пожалуйста, не вызывайте родителей! Я не знаю, куда делся дневник. Я же его ложил в сумку.

Учительница: Что - о!? Что ты делал, Сидоров?

Ученик: Я ложил дневник в сумку, я точно помню, что ложил.

Учительница: Знаешь, что, Сидоров!? Пожалуй, я тебе поставлю двойку ещё и по русскому языку!

Ученик: За что!? Марь Иванна!?

Учительница: (строго) За то что ты сделал с дневником, Сидоров?

(учительница уходит)

Ученик: (ей вслед умоляюще) Ну, Марь Иванна! (в зал, недоуменно) За что она мне лвойку-то поставит!? Я не понял? Что я сделал-то? (остается растерянно стоять на сцене)

Ведущий 1.Ребята! Давайте поможем Сидорову разобраться, в чем он виноват!

Слайд 35

Выберите, пожалуйста, правильный ответ на вопрос:

За что Марья Ивановна обещала поставить Сидорову двойку по русскому языку?

А) Потому что Сидоров забыл дома дневник;

Б) Марье Ивановне не нравится Сидоров;

В) Сидоров допустил ошибку.

(Вопрос и варианты ответов дублируются на слайде)

(Ответы из зала)

Ученик: Марь Иванна! Я все понял! Я теперь всегда буду класть дневник в сумку! Каждый день! Честное слово! (убегает).

( 9 «а» класс инсценировка)

«Звонок другу»

(На сцене появляются юноша и девушка, юноша читает стихи девушке)

Юноша: Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял, приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое в лицо бросали мне…

Девушка: (все это время смотрит в телефон) Слушай, я сейчас очень спешу. Давай ты мне вечером позвОнишь?!

Юноша: (недоуменно) Что вечером?!!

Девушка: Ну, это, позвОнишь и расскажешь стих, ладно?

Юноша: Не буду я тебе звонить! Прощай!

Девушка: (непонимающе) Почему? Ты что не позвОнишь что ли?

Юноша: (отрицательно качает головой) Нет! Не позвоню! (Уходит)

Девушка: (в зал) Я не поняла, он что не позвОнит что ли больше?!!

Ведущий 2: Друзья! Поможем разобраться:

Слайд 36

Почему юноша не хочет звонить девушке?

А) У него сломался телефон;

Б) У девушки нет телефона;

В) Девушка допустила ошибку.

(Вопрос и варианты ответов дублируются на слайде)

(Ответы из зала)

Девушка: Я все поняла! Надеюсь, что он позвонИт! (Уходит)

1-ведущий: Вот ведь как бывает, ребята! Казалось бы, что особенного в том, как мы произносим слова! Ведь смысл-то понятен!

2-ведущий: А оказывается в речи важно все! И то, что мы говорим, и то, как мы это сказали! Поэтому, ребята, следите за своей речью, чтобы не оказаться в положении героев, которых мы только что увидели!

Игры – конкурсы

1-й ведущий: Устали? Предлагаю немного поиграть.
– Нам сложно представить, какой была бы наша жизнь, если бы мы не умели говорить. И все же давайте попробуем сделать это.

– Как мы знаем, у первобытных людей не было языка. Они общались с помощью жестов, отдельных звуков, объяснялись друг с другом с помощью рисунков. Давайте представим, легко ли им было понять друг друга.

Предлагаю вам выразить чувства и эмоции так, как это сделал бы первобытный человек в различных ситуациях.

( На сцену приглашаются 5- 6 ребят. На листочке для каждого приготовлено задание – изобразить в виде пантомимы следующие ситуации).

  • Медведь или волк заглянул в пещеру.

  • Охотники возвращаются с добычей.

  • На охоте зверь ранил вождя.

  • В пещере погас огонь.

2-й ведущий: Молодцы! Следующее задание для любителей поговорить.

Конкурс «Дикторы»

Многие ребята мечтают работать на телевидении, вести различные программы, шоу, концерты или самим выступать в роли артистов. Для этого нужно уметь правильно и красиво говорить. Наш следующий конкурс называется « Дикторы».

Слайд 37 (Скороговорки)

(Задание: произнести скороговорку чётко, быстро и выразительно 3 раза подряд):

1. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.

2. Осип охрип, Архип осип.

3. По семеро в сани уселись сами.

4. Свиристель свиристит свирелью.

5. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

6. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

1-й ведущий: Справились! Молодцы!

Следующее задание для эрудитов.

- Вспомнить и назвать фамилии выдающихся людей, внесших свой вклад в развитие русского языка.

( М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, В. И. Даль, С. И. Ожегов, Д. С. Лихачев, И. С. Тургенев и т. д.).

2-й ведущий: А теперь предлагаю вам фонетические загадки разгадать. Приглашаю на сцену 6 ребят.

В каком слове сорок гласных? (Сорока).

Какой алфавит состоит всего из шести букв? (Азбука).

В каком числительном содержится приказ? (Три).

В каком числительном содержится 100 отрицаний? (Стонет).

В каких словах по 100 согласных? (СтоЛ, стоГ, стоН, стоП).

Какое слово принадлежит только каждому из вас, а употребляют его чаще всего ваши друзья, родные? (Имя).

Чем заканчивается день и ночь? (Мягким знаком).

Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (Буква б).

В каком слове семь гласных? (Семья).

1-й ведущий: И этим заданием справились! Молодцы!

Следующий конкурс на смекалку.

«Вопросы-заморочки»

- Сколько горошин может войти в стакан? (Они не могут ходить)

- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)

- Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)

- Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)

- Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)

- Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)

- Что произошло 31 февраля? (31 февраля не бывает)

- За чем во рту язык? ( За зубами)

- Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дают)

- Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)

- Без чего хлеб не испечёшь? (Без корки)

- У кого есть шляпа без головы, а  нога без сапог? (У гриба)

Слайд 38 (Любите язык)

Итог

У нас сегодня, ребята, состоялся очень важный разговор.  Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить ее культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом. 

Любите и изучайте наш родной русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!

Слайд 39 (Язык дружбы)

Ученик:

                      Есть много способов общенья:

Жест, мимика или сигнал.

                        Но вот в «прекрасное мгновенье»

                        Связь звуков человек познал!

Ученик:

Теперь известна сила слова!

И как богат язык людей!

Один вопрос тревожит снова:

Какой язык считать важней?

Ученик:

                       Кого ни спросишь, без сомненья,

                       Хоть это финн, словак, казах,

                       Ответят, не вступая в прения:

                       Вся красота в родных словах!

Ученик:

                        Ведь свой язык милее слуху,

                        И всех дороже тоже он.

                        Родной язык – основа духа.

                        Народом он введен на трон.

Ученик:

                       Ты уважай язык своей Отчизны,

                       Считая долгом в совершенстве его знать.

                       Историю и быт народной жизни

                       Через него удастся нам познать.

Ученик:

                        Любой язык по-своему велик,

                        Бесценное наследство вековое.

                        Так берегите свой родной язык,

                        Как самое на свете дорогое!

Ученик:

                        Объединяет много наций праздник,

                        И люди в мире понимают: «Нужно,

                        Чтоб был один язык народов разных

                        И это, несомненно, - язык Дружбы».

(Награждение участников).


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!