Тема урока:
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ
Цели деятельности учителя: познакомить с системой управления государством, основными слоями населения Древней Руси, а также с изменениями в жизни восточных славян, которые способствовали формированию древнерусской народности; определить сущность земельных отношений в Древней Руси; оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси.
Планируемые результаты:
Предметные: доказывать, что история России является частью мировой истории; оценивать значение исторического и культурного наследия наших предков; использовать приемы исторического анализа: сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; применять понятийный аппарат исторического знания, основные хронологические понятия и термины;
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения изучаемого материала; формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; работать с различными источниками информации; выделять главную и второстепенную информацию; анализировать материал учебника и дополнительный материал; владеть общими приемами решения учебных задач; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации;
Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; осмысливать гуманистические традиции и ценности русского народа.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
-Приветствие
- Проверка готовности учащихся к уроку
I.Мотивация к учебной деятельности
Проверка домашнего задания.
Выполнение задания № 1 рабочий лист.
II.Актуализация знаний
Рассмотри рисунки и предлагаемые к ним слова и союз. Составь на их основе логические законченное предложение.
| |
«ОБЩЕСТВЕННЫЙ», «ОРГАНИЗАЦИЯ», «РУСЬ», «И», «НА» |
У: - Попытайтесь составить из них предложение, которое будет темой сегодняшнего урока.
( Ответы учащихся)
У: Сегодня мы будем вести речь об общественном строе и церковной организации на Руси
(Запись темы урока на доске и в тетради)
У: - Ответы на какие вопросы мы должны дать?
( Ответы учащихся)
План урока:
1) Формирование древнерусской народности
2) Основные слои населения Древней Руси
3) Земельные отношения
4) Церковные организации. Храмы и богослужение
5) Монастыри
6) Духовные ценности, Древнерусские подвижники и святые
III.Постановка проблемы
- В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси? Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?
У: - Ответить на проблемные вопросы, а также раскрыть основные пункты плана нам, кроме текста учебника помогут различные задания
IV.Изучение нового материала
1.Формирование древнерусской народности
У: - Объединение всех восточных славян в общее государство Русь было закончено к концу X века. Каждое славянское племя, подчиняясь власти киевского князя теперь должно было не только платить ему дань, но и тем или иным образом принимать участие в делах государства.
Представьте, что вы стали учебными и защищаете диссертацию на тему истории Древней Руси и защите на диссертации вам задали вопрос: какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?
Выполнение задание № 3 рабочий лист.
Выполнение задание № 4 рабочий лист.
2. Основные слои населения Древней Руси.
У: -После того, как все люди в Древнерусском государстве перестали делиться по родо - племенному признаку они стали составлять единое общество.
-Как вы понимаете этот термин? ( Мнение учащихся)
У:- Проверьте свои умозаключения на стр. 76-77 в рубрике «Запоминаем новые слова».
- Вспомните из истории Средних веков из каких слоев состояло население стран Западной Европы в Средние века? (рыцари, крестьянство, духовенство)
Прочтите абз. 2-5 п.2 § 10 учебника и на его основе выполните задание № 6 рабочий лист.
3.Земельные отношения
Основным занятием населения было сельское хозяйство.
Работая с п.3 § 10 учебника ответьте на вопросы и выполните задание № 7 рабочий лист.
Динамическая пауза
4. Церковная организация. Храмы и богослужение
После принятия христианства на Руси установилась четкая церковная организация.
На основе п.4 § 10 учебника ознакомьтесь с церковной организацией древней Руси, а также прочтите о том, какие виды храмов существовали, и как в их шло богослужение.
Выполнение задания № 8 рабочий лист.
У: - К середине XIII века на Руси было 16 епархий – по числу крупных русских княжеств. У Церкви был собственный суд, на котором священнослужителей судили за ереси, поступки нравственного характера.
-Вспомните из истории Средних веков определение термина «ересь».
5. Монастыри
Разгадайте ребус и дайте определение этому термину.
- Найдите определение этого термина в рубрике «Запоминаем новые слова» (Выполнение задания). Прочтите и запишите в тетрадь.
В Древней Руси монастыри появились в XI веке, спустя несколько десятилетий после того как Русь приняла христианство. Одним из первых и самым известных монастырей на Руси стал Киево-Печерский. У его истоков стоял Антоний.
Наиболее известным последователем Антония был Феодосий.
На основе п.5 § 10 учебника выполните задание № 10 рабочего листа.
6. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые
Выполнение задания № 11 рабочего листа.
V.Первичное закрепление и осмысление изученного
У:- В каждом из смысловых рядов удали одно лишнее слово и объясни свой выбор
А. закуп, холоп, смерд, боярин (остальные относятся к категории зависимого населения)
Б. посадник, наместник, князь, вече ( вече – это народное собрание)
Г. Епископ, священник, митрополит, волхв ( волхв – это языческий жрец)
VI.Решение проблемного вопроса
У: - Давайте в заключении урока ответим на тот вопрос, который был поставлен в самом начале урока: в чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси? Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?
(Выслушивание мнения учащихся)
VII. Итоги урока. Рефлексия
У:- Я выдам вам рюкзак, который вы будете передавать от одного к другому. Тот комку передан рюкзак должен зафиксировать свои продвижения в учебе, отношениях с другими учащимися, учителем. Например: «… я научился…; я знаю, когда…; я наконец-то запомнил,…узнал…» Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «Пропускаю ход».
Домашнее задание
5