СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественный строй и церковная организация на Руси// УМК. Авт.Н.М.Арсентьева и др. Под ред. А.В.Торкунова. "ПРОСВЕЩЕНИЕ"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме Общественный строй и церковная организация на Руси// УМК. Авт.Н.М.Арсентьева и др. Под ред. А.В.Торкунова. "ПРОСВЕЩЕНИЕ" с ссылками на рабочий лист

Просмотр содержимого документа
«Общественный строй и церковная организация на Руси// УМК. Авт.Н.М.Арсентьева и др. Под ред. А.В.Торкунова. "ПРОСВЕЩЕНИЕ"»

Тема урока:


ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ


Цели деятельности учителя: познакомить с системой управления государством, основными слоями населения Древней Руси, а также с изменениями в жизни восточных славян, которые способствовали формированию древнерусской народности; определить сущность земельных отношений в Древней Руси; оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси.

Планируемые результаты:

Предметные: доказывать, что история России является частью мировой истории; оценивать значение исторического и культурного наследия наших предков; использовать приемы исторического анализа: сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; применять понятийный аппарат исторического знания, основные хронологические понятия и термины;

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения изучаемого материала; формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; работать с различными источниками информации; выделять главную и второстепенную информацию; анализировать материал учебника и дополнительный материал; владеть общими приемами решения учебных задач; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации;

Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; осмысливать гуманистические традиции и ценности русского народа.


ХОД УРОКА

Организационный момент.

-Приветствие

- Проверка готовности учащихся к уроку


I.Мотивация к учебной деятельности

Проверка домашнего задания.

Выполнение задания № 1 рабочий лист.





II.Актуализация знаний

Рассмотри рисунки и предлагаемые к ним слова и союз. Составь на их основе логические законченное предложение.

«ОБЩЕСТВЕННЫЙ», «ОРГАНИЗАЦИЯ», «РУСЬ», «И», «НА»


У: - Попытайтесь составить из них предложение, которое будет темой сегодняшнего урока.

( Ответы учащихся)

У: Сегодня мы будем вести речь об общественном строе и церковной организации на Руси

(Запись темы урока на доске и в тетради)

У: - Ответы на какие вопросы мы должны дать?

( Ответы учащихся)

План урока:

1) Формирование древнерусской народности

2) Основные слои населения Древней Руси

3) Земельные отношения

4) Церковные организации. Храмы и богослужение

5) Монастыри

6) Духовные ценности, Древнерусские подвижники и святые



III.Постановка проблемы

- В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси? Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

У: - Ответить на проблемные вопросы, а также раскрыть основные пункты плана нам, кроме текста учебника помогут различные задания

IV.Изучение нового материала

1.Формирование древнерусской народности


У: - Объединение всех восточных славян в общее государство Русь было закончено к концу X века. Каждое славянское племя, подчиняясь власти киевского князя теперь должно было не только платить ему дань, но и тем или иным образом принимать участие в делах государства.

Представьте, что вы стали учебными и защищаете диссертацию на тему истории Древней Руси и защите на диссертации вам задали вопрос: какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?


Выполнение задание № 3 рабочий лист.


Выполнение задание № 4 рабочий лист.



2. Основные слои населения Древней Руси.


У: -После того, как все люди в Древнерусском государстве перестали делиться по родо - племенному признаку они стали составлять единое общество.

-Как вы понимаете этот термин? ( Мнение учащихся)

У:- Проверьте свои умозаключения на стр. 76-77 в рубрике «Запоминаем новые слова».

- Вспомните из истории Средних веков из каких слоев состояло население стран Западной Европы в Средние века? (рыцари, крестьянство, духовенство)


Прочтите абз. 2-5 п.2 § 10 учебника и на его основе выполните задание № 6 рабочий лист.


3.Земельные отношения

Основным занятием населения было сельское хозяйство.

Работая с п.3 § 10 учебника ответьте на вопросы и выполните задание № 7 рабочий лист.


Динамическая пауза


4. Церковная организация. Храмы и богослужение

После принятия христианства на Руси установилась четкая церковная организация.

На основе п.4 § 10 учебника ознакомьтесь с церковной организацией древней Руси, а также прочтите о том, какие виды храмов существовали, и как в их шло богослужение.


Выполнение задания № 8 рабочий лист.


У: - К середине XIII века на Руси было 16 епархий – по числу крупных русских княжеств. У Церкви был собственный суд, на котором священнослужителей судили за ереси, поступки нравственного характера.

-Вспомните из истории Средних веков определение термина «ересь».


5. Монастыри

Разгадайте ребус и дайте определение этому термину.


- Найдите определение этого термина в рубрике «Запоминаем новые слова» (Выполнение задания). Прочтите и запишите в тетрадь.

В Древней Руси монастыри появились в XI веке, спустя несколько десятилетий после того как Русь приняла христианство. Одним из первых и самым известных монастырей на Руси стал Киево-Печерский. У его истоков стоял Антоний.

Наиболее известным последователем Антония был Феодосий.

На основе п.5 § 10 учебника выполните задание № 10 рабочего листа.


6. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые


Выполнение задания № 11 рабочего листа.


V.Первичное закрепление и осмысление изученного


У:- В каждом из смысловых рядов удали одно лишнее слово и объясни свой выбор

А. закуп, холоп, смерд, боярин (остальные относятся к категории зависимого населения)

Б. посадник, наместник, князь, вече ( вече – это народное собрание)

Г. Епископ, священник, митрополит, волхв ( волхв – это языческий жрец)


VI.Решение проблемного вопроса

У: - Давайте в заключении урока ответим на тот вопрос, который был поставлен в самом начале урока: в чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси? Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

(Выслушивание мнения учащихся)


VII. Итоги урока. Рефлексия

У:- Я выдам вам рюкзак, который вы будете передавать от одного к другому. Тот комку передан рюкзак должен зафиксировать свои продвижения в учебе, отношениях с другими учащимися, учителем. Например: «… я научился…; я знаю, когда…; я наконец-то запомнил,…узнал…» Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «Пропускаю ход».


Домашнее задание

5



Скачать

© 2024 185 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!