2. | Мотивационно-целевой этап урока | Ребята, Какие материки южного полушария мы изучили? Какой еще материк расположен в южном полушарии? С чего мы начнем изучение Южной Америки? Попробуйте определить тему урока Тема нашего урока: «Южная Америка. Географическое положение и история открытия материка». Откройте учебник «География материков и океанов» на с. 166-168, атласы и попробуйте сами определить цель нашего урока, что вы хотите узнать. | Слушают учителя, пытаются ответить на вопросы. Определяют тему урока, формулируют цель и задачи. Проговаривают, что необходимо изучить, чтобы ответить на поставленные вопросы. |
3. | Актуализация знаний | Задаёт вопросы: 1. Что такое географическое положение? «О каком материке идет речь?» Из предложенных характеристик определите те, которые соответствуют уже изученным континентам. (Характеристики материков написаны на отдельных карточках, прикреплены к магнитной доске вразброс и по мере определения их принадлежности прикрепляются к физической карте мира на соответствующий материк.) Африка:экватор проходит почти посередине; самый жаркий материк; занимает по площади второе место; находится самая большая пустыня мира. Австралия:самый сухой материк; самый удаленный материк; самый малонаселенный материк; самый маленький по площади материк. (На доске должны остаться характеристики, подходящие к описанию материка Южная Америка.) Южная Америка:самый влажный материк; самая длинная горная цепь на суше; на материке протекает много полноводных рек; находится самое влажное место на земле – Какие из характеристик остались невостребованными? Для какого материка они подходят? Чем отличаются характеристики материков Африка и Австралия от характеристик материка Южная Америка? Южная Америка – волшебная земля. Намного километров раскинулась она. На востоке – равнины, на западе – горы, Есть там реки, озера и море. Равнины богаты рудою, в горах залегает металл, Там реки богаты водою, а гор ты таких не видал! Есть золото, каменный уголь, есть туманы, дожди и снега. И живут там отважные люди, победить их нельзя никогда. Там пальмы в небо уходят, лианы бушуют в тени, Индейцы какао разводят, бананы, табак и бобы. Природа щедро одарила животным миром материк: Живут там ламы и тапиры и слышен ягуара крик. Южная Америка - чудесная земля! Был бы я волшебником, поехал бы туда. | Фронтальная работа, отвечают на вопросы. Работа у доски по физической карте мира. |
4. | Изучение нового материала | «История открытия Южной Америки» Рассказ учителя об открытии Южной Америки. Открыть учебник В.А.Коринской на стр. 167-168. заполнить таблицу. Используя информацию учебника. Имя исследователя | Открытие | Дата | Х. Колумб | | | А. Веспуччи | | | А. Гумбольдт | | | Г.И. Лангсдорф | | | Н.И.Вавилов. | | | «Географическое положение Южной Америки» Учитель:Действительно, Южная Америка – материк многих рекордов. Здесь протянулась самая длинная горная цепь Земли –Анды, с самой высокой вершиной в западном полушарии – горой Аконкагуа и самым большим высокогорным озером мира –Титикака.Здесь находится самый высокий в мире водопад –Анхель,самая большая по площади низменность –Амазонская. По ней, среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира – Амазонка. По очертаниям Южная Америка похожа на огромный треугольник, который сужается к югу. По величине она занимает четвертое место среди всех континентов Земли. Её площадь без островов – 17,8 млн. км². Южная Америка расположена на значительном удалении от других материков, кроме Северной Америки и Антарктиды. С Северной Америкой она образует единую часть света. Миллионы лет развитие природы этих материков шло самостоятельно, современная сухопутная связь между ними возникла при образовании Кордильер. Молодой длинный и узкий Панамский перешеек соединяет материки. Граница между Северной и Южной Америкой условно проводится по Панамскому каналу. Природа Южной Америки довольно разнообразна. – Какие же факторы определяют различие в природе любого материка? (положение относительно экватора, южного тропика, океанов) Учитель:А теперь попробуйте определить географическое положение материка. – Какие карты необходимы нам будут для работы? Задания группам: Задание для группы № 1: Определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу. Узнайте, в каких климатических поясах находится материк, и нанесите их на контурную карту. Задание для группы № 2: Ваша задача – найти крайние точки материка, определить их координаты и подписать на контурной карте. Определите также протяженность материка с севера на юг по 70° меридиану и с запада на восток по 10° параллели. Подпишите данные на контурной карте. Можете ли вы сказать, как протяженность материка повлияет на природу Южной Америки. Задание для грыппы № 3: Ваша задача – определить, какие моря и океаны омывают Южную Америку. Отметьте их на контурной карте. Можете ли вы сказать, какой из океанов будет оказывать большее воздействие на природу материка и почему. Узнайте, какие течения есть у берегов Южной Америки. Отметьте их на контурной карте. Будут ли они как-то влиять на природу материка? Задание для группы № 4:Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно других материков. Отметьте крупные острова, архипелаги, проливы, заливы близ Южной Америки на контурной карте. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки. | Сообщение ученика об экспедиции Х. Колумба Работа по учебнику парами (заполнение таблицы) Ребята отвечают на вопрос. (Физическая карта Южной Америки, климатические пояса мира.) Класс делится на микрогруппы по 4-5 человек и выполняет задания, работают с картами атласа, отвечают на вопросы, затем они обмениваются информацией друг с другом. |
5. | Закрепление знаний на основе проверочных заданий | Учитель предлагает ответить на тестовые вопросы: 1. Расположите материки по мере уменьшения их площади: а) Южная Америка б) Африка в) Австралия г) Антарктида (б, а, г, в) 2.Самое высокогорное озеро мира: а) Чад б) Виктория в) Титикака г) озеро Эйр 3. Самая высокая вершина Западного полушария: а) Мак - Кинли б) Аконкагуа в) Килиманджаро г) Эверест. 4. Самая полноводная река мира: а) Нил б) Муррей в) Замбези г) Амазонка 5. Южную Америку открыл: а) Н. И. Вавилов б ) А. Гумбольдт в) Америго Веспуччи г) Х. Колумб 6. Крайней северной точкой Южной Америки является: а) мыс Игольный б) мыс Йорк в) мыс Гальинас г) мыс Байрон 7. Самая длинная горная цепь Западного полушария: а) Аппалачи б) Мак – Кинли в) Кордильеры г) Анды Кроссворд по теме «ГП Южной Америки» | Учащиеся отвечают на тестовые вопросы, решают кроссворд, обмениваются листочками и осуществляют взаимопроверку задания по образцу, выставляют оценку. |