СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие вопросы анализа семантики глаголов со значением физических состояний в произведениях устного народного творчества

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общие вопросы анализа семантики глаголов со значением физических состояний в произведениях устного народного творчества»

Категория состояния в произведениях устного народного творчества может передаваться по-разному. В общих чертах её можно изобразить в виде схемы субъект-состояние субъекта. Для этого в фольклорных произведениях используются различные части речи. Мы рассмотрим более детально глагольную модель.

Среди состояний глаголов в текстах вех уровней исследователи выделяют глаголы физического (Река протекает около дома), интеллектуального помню чудное мгновение), социального (За холодными стенами фабрик бюллетенили инженеры), психического (В военные годы эта семья пострадала) состояний [Пирогова 2017: 232].

Существует и другая, более обобщённая классификация, согласно которой все глаголы, употребляемые в устной и письменной речи, можно подразделить всего на две группы – глаголы физического и психического действия.

Сложность изучения данного вопроса заключается в том, что в наше время он изучен недостаточно. Труды исследователей в данной области не отличаются разнообразием, хотя глаголы физического действия составляют большой пласт не только в фольклорных, но и в других текстах.

Под глаголами физического действия в морфологии понимают слова со значением действия, которые указывают на расположение того или иного предмета в пространстве. Это глаголы, в подавляющем большинстве случаев употреблённые в прямом значении. Их объединяет общее значение: они указывают на расположение относительно земного пространства.

Нами были рассмотрены примеры текстов и их фрагменты, относящиеся как к малым, так и к большим фольклорным жанрам. В первой подгруппе мы рассмотрели пословицы, поговорки, частушки. Во второй сказки и былины. В общем сложности мы исследовали более ста различных текстов фольклорных жанров.

Мы рассмотрели порядка 100 различных пословиц и поговорок. Проведя их анализ, можно делать вывод, что наиболее часто в них встречались глаголы с трудовым значением. Это объясняется тем, что большая часть произведений русского фольклора рождались спонтанно, во время хозяйственной и повседневной деятельности человека. Каждая пословица и поговорка служили своеобразными ответами на вопросы, волнующие людей разных поколений.

Среди пословиц и поговорок чаще всего встречались такие глаголы физических состояний, например, пахать (Землю пахать — не в бабки играть; Кто пахать не ленится, у того хлеб родится; Землю пахать - не руками махать), беречь (Береги платье снов, а честь смолоду), сидеть (На печи сидеть – ничего не высидеть; Есть калачи – не сидеть на печи).

Интересно отметить, что глагол сидеть является частотным в малых фольклорных жанрах всех народов мира:

Чем даром сидеть, лучше попусту ходить (абхазская);

Чем попусту болтать, лучше сидеть и молчать (бурятская);

Сидеть можешь и криво, но говори только прямо (даргинская);

Нельзя танцевать одновременно на двух свадьбах, но можно сидеть сразу на двух стульях (еврейская);

И камень согреется, если на нем три года сидеть (японская).

Дадим данным глаголам лексико-грамматическую характеристику. В примерах, приведённых выше, рассматриваемая категория употреблена либо в форме настоящего времени, либо представляет собой инфинитив. Во многих примерах глаголы употреблены в форме повелительного наклонения (береги).

Интересно отметить также тот факт, что все предложения с точки зрения их синтаксического устройства представляют собой пример односоставной структуры и являются обобщённо-личными (конкретный деятель не назван, но подразумевается, так как посыл пословиц направлен на определённый круг лиц). Все глаголы даны в прямом значении (в примерах, приведённых ниже, значение фрагмента раскрывается под цифрой 1):

Сидеть

  1. Находитьсяне передвигаясь, в таком положении, при котором туловище опирается на что-н. нижней своей частью, а ноги согнуты или вытянуты. С. на стуле. С. верхом на лошади. Заяц сидит под кустом. С. у моря и ждать погоды (погов. о бесполезном ожидании чего-н. неопределённого).

2. Находиться в каком-н. месте, внутри чего-н., быть помещённым куда-н. С. целый день домаЗверь сидит в клетке. С. в тюрьме. Пирог сидит в печи. Гвоздь крепко сидит в стене. Одна мысль сидит в голове (перен.).

3. О птицах, насекомых: находиться неподвижно на одном месте. Пчела сидит на цветке. Птица сидит на ветке.

4. Находиться, пребывать в каком-н. состоянии или усидчиво заниматься чем-н. С. без дела. С. без копейки (без денег). С. за книгой. С. с шитьём. С. над задачей.

Пахать

1. что. Взрыхлять почву (при помощи машины или тягловой силы). П. трактором (тракторным плугом). Мелко пашет кто-н. (также перен.: действует недостаточно углублённо, продуманно, разг.).

2. перен. Действовать, работать много и на совесть (прост.). На работе пашет от звонка до звонка. Люди пахать, а мы руками махать (посл. о болтунах и бездельниках).* Мы пахали (разг. неодобр.) - о техкто приписывает себе результаты чужого труда [по басне И. И. Дмитриева "Муха"]. Пахать носом землю (разг. шутл.) - упав, тыкаться лицом в землю. Пахать снег - взрыхлять, образуя валы или уплотнять в целях снегозадержания. Пахать снег снегопахом. II соввспахать, -ашу, -ашешь, -аха-нный (к 1 знач.). II сущ. пахание, -я, ср. (к 1 знач.), пахота, -ы, ж. (к 1 знач.) и вспашка, -и, ж. (к 1 знач.). II прил. пахотный, -ая, -ое (к 1 знач.). Пахотная техника.

Беречь

-егу, -ежёшь, -егуг; -ёг, -егла; -eги; -ёгший; -еженный (-ён, -ена); несов; кого-что. 1. Не тратить, не расходовать что-н. напрасно. Б. народное добро. Б. своё время. Б. здоровье. 2. Охранять от кого-чего-н., хранить, защищать. Б. детей. Б. тайну. Б. свою репутацию. 

Если среди произведений малых форм смысловое ядро составляли глаголы, так как именно они побуждали к действию и выполняли назидательную функцию, то в произведениях больших жанров смысловое ядро несколько сдвигается в сторону существительных и прилагательных, ведь именно с их помощью создаются художественные образы того или иного человека, предмета, явления.

Среди произведений, относящихся к большим формам фольклорных жанров, мы рассмотрели 5 сказок и былин. Нами был сделан вывод, что в данных текстах наиболее часто встречающимися глаголами со значением физических действий являются следующие: жил, вскочил, побежал, сел, поскакал, забрался, свернулась (В седло вскочил, поскакал на побоище, наехал на вражье войско и принялся бить, как траву косить, чужеземную силу; Лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге).

В рассмотренных нами примерах выделить общих грамматических особенностей у глаголов со значением физических состояний не удалось. Можно отметить лишь тот факт, что они были употреблены в форме прошедшего времени.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!