СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеобразовательная программа дополнительного образования "Волшебный мир бумаги"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опираясь на свой педагогический опыт работы с младшими школьниками мною была разработана общеобразовательная программа дополнительного  образования по работе с бумагой и картоном "Волшебный мир бумаги". Программа расчитана на детей 7-9 лет. Срок реализации 2 года.

Просмотр содержимого документа
«Общеобразовательная программа дополнительного образования "Волшебный мир бумаги"»

муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Топчихинский Детско – юношеский центр»







Принято на педагогическом совете

Протокол №1

от 23.08.2016 года

Председатель _______Т.Г. Юрьева

Утверждено

Приказом МКУ ДО «Топчихинский Детско – юношеский центр»

№ 34 от 01.09.2016 года

Директор __________ Е.В. Башлыкова



Дополнительная общеобразовательная программа

«Волшебный мир бумаги»

детское объединение «Умелые ручки»




Предназначена для обучающихся 7 - 9 лет

Срок реализации – 2 года





Составитель:

Кочергина Светлана Анатольевна

педагог дополнительного образования



Топчиха -2016


Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………………..3

  2. Учебно-тематический план ……….……………………………….7

  3. Содержание программы …………………………………………...14

  4. Методическое обеспечение и условия реализации программы…19

  5. Список литературы…………………………………………………24

  6. Приложение ………………………………………………………...25






































Пояснительная записка


Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия обучающегося, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя неизвестного).

Данная дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа построена с учетом следующих документов: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 г. № 191-0139/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»; постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г., рег. № 33660); закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»; постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 № 617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012 – 2017 годы»; устав МКУУДО «Топчихинский Детско – юношеский центр»; основная образовательная программа МКУУДО «Топчихинский Детско – юношеский центр».

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага известна всем с раннего детства - это первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Устойчивый интерес детей к конструированию из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично изобретательным человеком, приобретает новое современное направление. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем категориям общества.

Изменение запроса детей и родителей на образовательные услуги во многом связаны с переходом системы дополнительного образования от информационного типа к креативному, предназначенному развивать мотивацию детей к познанию и творчеству. Востребованными становятся программы интегрированного характера, направленные на приобретение навыков, способствующих успешной социализации детей.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ предмета, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие созидательной деятельности обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Внедрение в образование новых ФГОС предполагает такое воспитание и обучение детей, которое позволит им стать современным, активным, мобильным, конкурентоспособным членом нашего общества, умеющим самостоятельно учиться, работать с информацией, делать правильный выбор. Программа «Волшебны мир бумаги» дополнена модулем «Я, мое здоровье, моя Родина», который позволит ребенку познать себя, определить свой уровень притязаний, адаптироваться в новом коллективе, определить модель поведения в различных жизненных ситуациях, вести здоровый образ жизни, осознать себя гражданином нашей Родины. Данный модуль интегрируется с занятиями декоративно – прикладным творчеством, как интересным, привлекательным и доступным для младших школьников видом деятельности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественной деятельности, как конструирование из бумаги предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация.

Цель данной программы - обеспечение предпосылок формирования практических навыков работы с разными видами бумаги, воспитание творчески активной разносторонне развитой личности.

Задачи:

- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой, практические навыки работы с инструментами;

- осваивать навыки организации и планирования работы;

- развивать образное, пространственное и аналитическое мышление, самоанализ, творческое и репродуктивное воображение, фантазию ребенка, сознательную активность;

- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

- воспитывать терпение и упорство, формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, толерантность как качество личности, характеризующее отношение к другому человеку как к равной личности, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе, эмоционально-нравственную активность;

- формировать осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России, формирование установки на здоровый образ жизни, умения противостоять влияниям, представляющим угрозу для жизни.

Программа «Бумажный мир» рассчитана на два года обучения. Занятия первого года обучения проводятся согласно расписанию 2 раза в неделю по 3 часа, занятия второго года обучения - 2 раза в неделю по 3 часа. Наполняемость групп 10–12 человек. Программа адресована детям 7–9 лет.

Предлагаемая программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».

Новизна программы в том, что к основному содержанию программы, предусмотренного 2 учебными часами (144 часа в год) – 1 модуль, добавлен 1 учебный час (72 часа в год) – 2 модуль, который основан на формировании основ здорового образа жизни воспитанников, развитие «Я»-концепции, патриотического и гражданского воспитания, ориентирован на приобретение воспитанниками социальных знаний.

Отличительной особенностью программы является деятельный подход к обучению, развитию, воспитанию ребенка средствами интеграции, т.е. обучающийся в течение двух лет обучения остается вовлеченным в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую ему с одной стороны выступать в качестве исполнителя, а с другой – автора-творца. Это требует от обучающегося самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления. Поэтому определяющим направлением творческой деятельности программы является педагогика сотрудничества, в которой преподаватель является не авторитарным руководителем, а участвует в творческой деятельности наравне с ребенком, что создает особый психологический климат, способствующий раскрепощению обучающихся, их сближению друг с другом и раскрытию их внутреннего мира.

Программа носит комплексный интегрированный характер, так как направлена на интеграцию разных видов декоративно-прикладного творчества и воспитание психологической культуры детей.

Участие в создании обучающимся поделок и композиций осуществляется «сквозь» него самого, т.е. ребенок получает информацию и примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных соответствующих возрасту представлений о мире. В основе педагогической деятельности – личностно-ориентированный подход. Каждому маленькому целеустремленному ребенку, который хочет стать здоровым, полноценным, успешным и счастливым предоставляется такая возможность.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Создает среду для оптимального развития ребенка как уникальной, своеобразной личности, умеющей конструктивно общаться, принимать решения, делать выбор. Главное - это социальная адаптация ребенка в среде нормально развивающихся сверстников. Атмосфера доверия и поддержки – вот необходимые условия для полноценного общения разных категорий детей и реализация их творческого потенциала.

Воспитательный результат модуля «Я, мое здоровье, моя Родина» – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности, приобретение обучающимся социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

Программа «Волшебный мир бумаги» может быть использована в школах на факультативных занятиях по труду или художественной деятельности, в группах продленного дня; по данной программе могут заниматься как дети с ограниченными возможностями здоровья (речи, слуха, дети различных групп коррекции), так и одаренные дети. Она помогает создать основу для глубокого осмысленного творчества детей.

Результатом обучения по данной программе станет:

- развитие у обучающихся инициативы, выдумки, находчивости в атмосфере творчества и добра,

- использование в работе принципа поэтапности и повторяемости,

- приобретения коммуникативных навыков для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.










Таблица 1

Учебно-тематический план

1 год обучения


Содержание

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Правила по технике безопасности. «Что мы будем делать?»

2

2

-

2.

Какие бывают виды бумаги.

2

1

1

3

Приемы складывания бумаги:

- гора, долина, зигзаг;

- как седлать из прямоугольника квадрат.

4

2

2


1

1


1

1

4

Приспособления для работы:

- приемы работы с ножницами;

- приемы работы с клеем;

- приемы работы с линейкой;

- работа по шаблонам:

Вырезание квадратов, прямоугольников.

Вырезание треугольников.

Вырезание кругов.

14

2

2

2

2

2

2

2


1

1

1

1

-

-



1

1

1

1

2

2

2

5

Плетение из полосок:

- вырезание полосок;

- переплетение «коврик»;

- изготовление закладки с прорезными элементами.

6

2

2

2


1

1

1


1

1

1

6

Изготовление простейших изделий в технике «оригами»:

- изготовление самолетов двух видов;

- лисье семейство;

- хлопушка, дракон.

6


2

2

2



1

-

-



1

2

2

7

Аппликации из бумаги геометрической формы (треугольник, круг, овал):

- вырезание деталей – треугольников;

- «Морской пейзаж» - составление пейзажа – задний план – приклеивание.

- аппликация из овалов и кругов «Петушок»- вырезание деталей;

- составление картинки, приклеивание;

- оформление работ в рамку.

10


2

2


2


2

2



1

-


1


-

-



1

2


1


2

2

8

Работа с самоклеющейся бумагой: составление орнамента из кружков на стекляном сосуде.

6


1

5

9

Приемы вырезания снежинок:

- складывание листа, приемы прорезания;

- вырезание квадратных снежинок;

- вырезание круглых снежинок.

6

2

2

2


1

1

1


1

1

1

10

Изготовление новогодних игрушек:

- Изготовление китайского фонарика –прорезание по линиям, склеивание;

- изготовление прорезной пирамидки с цветной вставкой;

- изготовление гирлянд из полосок:

- гирлянда из колечек,

- перпендикулярное переплетение.

10

2


2


2

2

2


1


1


1


1


1


1

2

2

11

Изделия на основе базовой формы «двойной треугольник»

- складывание двух видов рыб, оформление аквариума;

- складывание прыгающей лягушки;

- складывание прорезной модели – «летучая мышь»;

- панно «Ночь на болоте»;

- складывание гоночной машины и ее оформление.

12


2


2

2


2

4



1


1

1



1



1


1

1


2

3

12

Изделия на основе базовой формы «двойной квадрат»:

- складывание журавлика, машущего крыльями;

- складывание цапли;

- складывание тюльпанов и оформление их в вазу.

10


2

2

6



1

1

1



1

1

5

13

Техника оклеивания «декупаж»:

- составление картинки из растительных элементов;

- Рамка для фотографий – мозаика.

10

4


6


1


1


3


5

14

Изготовление изделий в технике «папье-маше»- оклеивание плоской тарелки:

- наклеивание 1,2,3 слоев;

- оклеивание 4-8 слои;

- грунтовка и шлифовка тарелки;

- роспись тарелки.

14


2

4

6

2



1

-

1

1



1

4

5

1

15

Изделия, состоящие из нескольких элементов:

- складывание щенка овчарки – голова и туловище, склеивание;

- изготовление котенка;

- изготовление зайца,

- составление мини-спектакля с декорациями.

16


4

2

4

6



1

-

1

1



3

2

3

5

16

Поздравительные открытки с использованием различных техник:

- изготовление открытки с петельными цветами;

- открытки с цветами в технике «торцевание»;

- открытки с объемным рисунком.

6


2

2

2



1

1

1



1

1

1

17

Поделки – сувениры:

- корзинка в технике оригами с цветами в технике «торцевание»;

- цыпленок из лент;

- ваза с цветами.

8

2


2

4


1


1

1


1


1

3

18

Итоговое занятие-выставка.

2

2

-



144 ч

45 ч

99 ч







Таблица 2

Модуль: «Я, мое здоровье, моя Родина»

п/п

Содержание

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Игры - тренинги «Я среди друзей» (на сплочение коллектива)

2


2

2

Спортивные эстафеты «Веселые старты»

4


4

3

Участие в праздничной программе для ветеранов педагогического труда «Наши учителя»

1


1

4

Конкурс талантов «Мы самые ..»

1


1

5

Участие в концерте в доме ветеранов (совместно с театральной студией - показ мини -концерта)

1


1

6

Тематическая программа по изучению правил дорожного движения «Мы пешеходы», «Мы велосипедисты», «Мы роллеры».

6

4

2

7

Сбор фотографий и составление презентаций «Я и моя семья»

4

2

2

8

Составление презентации «Летопись моего села», представление ее на краеведческой конференции.

4

2

2

9

Игра-соревнование «Взятие снежного городка»

1


1

10

Часы доброты.

6

3

3

11

Часы милосердия

6

3

3

12

Занятия по изучению и применению дыхательной гимнастики.

10

2

8

13

Акции «Накормим пернатых»

4

1

3

14

Сбор и оформление информации о Топчихинцах, героях Великой Отечественной войны «Что мы знаем о героях?»

3

1

2

15

Интеллектуальный конкурс вопросов и ответов «Мы почемучки»

2

1

1

16

Конкурсно-игровая программа совместно с родителями «Делай с нами»

1


1

17

Тематические экскурсии: библиотека, комбинат по переработке древесины, элеватор.

3

1

2

18

Подвижные игры-соревнования на развитие опорно-двигательного аппарата

7


7

19

Участие в работе волонтерских отрядов Детско-юношеского центра.

6

1

5



72 ч

21 ч

51 ч








Таблица 3

Ожидаемые результаты

1 год обучения


Опыт творческой деятельности

-Иметь опыт работы с творческими заданиями типа: «Придумай несколько вариантов использования выполненного тобой изделия…», «Заверши (оформи) работу по своему усмотрению…»

-Участие в выставках, конкурсах, организованных на уровне группы, объединения.

Социальный опыт (умение взаимодействовать)

Иметь опыт участия (принимать участие) в деятельности на занятиях, в общих делах и мероприятиях группы, объединения, ДЮЦ.

Базовые знания, умения, навыки (ЗУН)

Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем.

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

Название и назначение различных материалов (различные виды бумаги и картона).

Экономно размечать материал с помощью шаблонов.

Названия и технику складывания простейших базовых форм оригами.

Уметь складывать простейшие базовые формы

Знать простейшие условные обозначения, используемые в схемах и таблицах

Уметь пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделий

Знать виды папье-маше (способ «бумажной массы), технологию изготовления изделии.

Уметь изготавливать простейшие изделия в технике папье-маше, способом «бумажной массы»
























Таблица 4

Второй год обучения


Содержание

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Правила по технике безопасности.

3

3

-

2.

Виды бумаги. Способы окрашивание бумаги. Окрашивание бумаги под мрамор.

3

1

2

3

Техника складывания базовых форм «двойной квадрат»:

- складывание журавлика;

- складывание тюльпанов;

- оформление вазы с цветами (оклеивание сосуда пеньковой нитью)

«двойной треугольник»:

- прыгающая лягушка;

- цапля;

- оформление панно «Царевна-лягушка».

21


3

3

6


3

3

3



-

-

1


-

-

1



3

3

5


3

3

2

4

Изделия в технике «декупаж». Панно «Цветочная поляна»:

- вырезание деталей, составление рисунка;

- оформление панно в рамку.

6


3

3



1

-



2

3

5

Изготовление выставочных работ к конкурсу декоративно-прикладного творчества «Рождественская звезда».

1.Панно «Вефлиемская звезда»:

- выкладывание рисунка по контуру ;

- составление мозаики основного рисунка методом торцевания.

2.Игрушки – фусены.

3. «Снежная карусель» -объемное панно из снежинок:

- вырезание снежинок разных форм и размеров;

- составление орнамента из снежинок, приклеивание;

- оформление изделия в рамку.

21




3

6

3


3


3

3





-

1

-


-


-

-





3

5

3


3


3

3

6

Изготовление поделок из полых трубочек.

1.Рамка для фотографии:

- скручивание трубочек;

- склеивание на основе;

- оформление рамки.

2.«Домик в деревне»

- скручивание деталей;

- склеивание стен дома;

- склеивание деталей колодца;

- оформление усадьбы.

24


3

3

3


3

3

3

6



1

-

-


-

-

-

1



2

3

3


3

3

3

5

7

Изделия с прорезными деталями.

«Пароход»:

- вырезание деталей по шаблону;

- сборка парохода, оформление.

«Самолет»:

- вырезание деталей по шаблону;

- оформление деталей, сборка.

15


3

6


3

3



1

1


-

-



2

5


3

3

8

Аппликации.

  1. Орнамент в круге:

- составление эскиза;

- вырезание деталей;

- составление аппликации, оформление.

2. Цветочный орнамент по периметру рамки:

- вырезание и наклеивание деталей;

- оформление в рамку.

18


3

3

3


6

3



1

-

-


1

-



2

3

3


5

3

9

Дизайн стеклянных сосудов:

- составление эскиза, определение места в интерьере;

- вырезание деталей;

- оформление сосудов.

12

3

3

6


1

-

-


2

3

6

10

Изготовление изделия в технике «квиллинг»:

- приемы и приспособления для работы;

- эскизы, нарезание полосок;

- скручивание деталей: лепестки, серединки;

- скручивание листьев;

- оформление картины.

15

3

3

3

3

3


2

-

-

-

-


1

3

3

3

3

11

Изготовление подарочных открыток к 23 февраля, 8 марта:

- составление эскизов, вырезание деталей;

- приклеивание деталей;

- составление, оформление открытки.

18


6

6

6



1

-

-



5

6

6

12

Изделия в технике папье-маше»:

1. Оклеивание сосудов вытянутой формы (бутылка);

- грунтовка и шлифовка изделия;

- роспись изделия.

2. Работа с бумажной массой:

- изготовление бумажной массы, формирование моделей фруктов и овощей;

- грунтовка, шлифовка, предварительное окрашивание;

- роспись.

27


6

3

6

3


6

3



1

-

1

1


-

-



5

3

5

2


6

3

13

Изготовление изделий в технике модульного оригами:

1. «Бабочки»

- складывание модулей разных цветов;

- соединение модулей;

- оформление изделия в рамку.

2. «Зайки на лужайке»

- составление эскиза, складывание модулей;

- соединение модулей;

- оформление композиции.

21



6

3

3

3

3

3




1

-

-

-

-

-




5

3

3

3

3

3

14

Изделия в технике «торцевание»:

- составление эскиза, вырезание деталей разной формы;

- торцевание на основу;

- оформление композиции.

9

3

3

3


1

-

-


2

3

3

15

Итоговое занятие-выставка.

3

3

-



216 ч

26 ч

190 ч







Таблица 5

2 год обучения

Опыт творческой деятельности

Иметь представление о способах работы с более сложными творческими заданиями типа: «Создай эскиз и выполни по нему изделие».

Участие в выставках, конкурсах, организованных на уровне ДЮЦ, района, края.

Социальный опыт (умение взаимодействовать)

Иметь опыт реализации различных уровней социально-нравственной позиции в коллективе (ребёнок сам выбирает каких именно): позиции активного добровольца, организатора, исполнителя, наблюдателя, зрителя, при этом основываясь на своих личных желаниях, ощущениях, настроениях. Иметь опыт дружелюбного, доброжелательного взаимодействия со сверстниками.

Базовые знания, умения, навыки (ЗУН)

Знать

Уметь

Правила безопасности труда при работе с ручными инструментами.

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены

Базовые формы средней сложности, встречающиеся в оригами.

Уметь складывать формы «средней сложности».

Основные геометрические тела.

Выполнять их развёртки.

Иметь представление. О таких понятиях как: чертеж и эскиз.

Выполнять эскиз работы изделия.

Выполнять изделие по эскизу.

Знать способ папье-маше «внутреннее маширование», квиллинг.

Выполнять изделия в технике папье-маше способом «внутреннего маширования», квиллинга
























Содержание программы


  1. год обучения

  1. Тема: Вводное занятие «Что мы будем делать?»

Содержание: Правила по технике безопасности.

  1. Тема: Какие бывают виды бумаги.

Содержание:

Теория: Бумага разных видов: картон, обойная, туалетная, салфетки, др. Что такое оригами?

Практика: Изготовление из листа бумаги прямоугольной формы квадрата.

  1. Тема: Приемы складывания бумаги.

Содержание:

Теория: Как складывать бумагу, продавливание.

Практика: приемы складывания: гора, долина, зигзаг.

  1. Тема: Приспособления для работы.

Содержание:

Практика: резанье ножницами, правила работы с клеем, разметка по линейке, работа по шаблонам.

  1. Тема: Плетение из полосок.

Содержание:

Теория: переплетение «английский коврик». Виды плетения.

Практика: вырезание полосок, переплетение «коврик», закладка с прорезными деталями.

  1. Тема: Изготовление простейших изделий в технике оригами.

Содержание:

Теория: Повторение основных понятий. Схема складывания – как с ней работать. Обязательное оформление готовых поделок.

Практика: складывание из листа прямоугольной и квадратной форм, использование разных видов бумаги: газета, ксероксная, др.

  1. Тема: Аппликации из бумаги геометрической формы (треугольник, круг, овал).

Содержание: Составление эскиза. Форма, размер, цвет деталей.

Практика: - аппликация из овалов и кругов «Петушок»- вырезание деталей, составление картинки, приклеивание;

- «Морской пейзаж» - составление пейзажа- вырезание треугольников – приклеивание.

- оформление работ в рамку.

  1. Тема: Работа с самоклеющейся бумагой: составление орнамента из кружков на стеклянном сосуде.

Содержание:

Теория: Как работать с самоклеящейся бумагой. Правила составления орнаментов.

Практика: вырезание деталей (дыроколом), приклеивание.

  1. Тема: Приемы вырезания снежинок – круглая, квадратная.

Содержание:

Теория: сколько лучей у снежинки. Правила складывания бумаги для снежинок. Неповторимый рисунок на снежинке.

Практика: вырезание снежинок.

  1. Тема: Изготовление новогодних игрушек.

Содержание:

Теория: Игрушки-самоделки: чем можно украсить елку.

Практика: работа по разрезанию листа бумаги на полоски, изготовление китайского фонарика, прорезной пирамидки, гирлянды из колечек.

  1. Тема: Изделия оригами на основе базовой формы «двойной треугольник»

Содержание:

Теория: Что такое базовая форма? Приемы складывания: ступенька, прорезание деталей, использование клея.

Практика: складывание базовой формы «двойной треугольник. Изготовление рыб, оформление аквариума; складывание прыгающей лягушки; прорезание деталей на изделии, оформление изделий.

  1. Тема: Изделия на основе базовой формы «двойной квадрат».

Содержание:

Теория: складывание базовой формы «двойной квадрат».

Практика: - складывание журавлика, машущего крыльями; складывание цапли; складывание тюльпанов и оформление их в вазу.

  1. Тема: Техника оклеивания «декупаж»

Содержание:

Теория: Что такое «декупаж»? Элементы декупажа.

Практика: - составление картинки из растительных элементов;

- Рамка для фотографий – мозаика.

14. Тема: Изготовление изделий в технике «папье-маше».

Содержание:

Теория: «Папье-маше» - это многослойное наклеивание бумаги с последующей грунтовкой и росписью.

Практика: оклеивание плоской тарелки:

- наклеивание 1,2,3 слоев;

- оклеивание 4-8 слои;

- грунтовка и шлифовка тарелки;

- роспись тарелки.

15. Тема: Изделия оригами, состоящие из нескольких элементов.

Содержание:

Теория: Спектакль: герои, декорации. Складывание героев из нескольких элементов.

Практика:- складывание щенка овчарки – голова и туловище, склеивание;

- изготовление котенка;

- изготовление зайца, составление мини-спектакля.

16. Тема: Поздравительные открытки с использованием различных техник.

Содержание: Теория: Петельные цветы. Что такое трафарет для открытки? Техника «торцевание».

Практика: изготовление открытки с петельными цветами;

- открытки с трафаретным рисунком;

- открытки с цветами в технике «торцевание»;

- открытки с объемным рисунком.

17. Тема: Поделки – сувениры.

Содержание:

Теория: Подарки-сувениры сделанные своими руками. Правила по оформлению .

Практика: корзинка в технике оригами с цветами в технике «торцевание»;

- цыпленок из лент;

- ваза с цветами.

18.Тема: Итоговое занятие – выставка.

Содержание:

Теория: Подведение итогов года. Выставка работ воспитанников объединения.



2 год обучения

  1. Тема: Вводное занятие.

Содержание: Правила по технике безопасности.

  1. Тема: Виды бумаги. Способы окрашивание бумаги. Окрашивание бумаги под мрамор.

Содержание:

Теория: Как окрашивать бумагу. Окрашивание под «мрамор».

Практика: распознавание видов бумаги. Окрашивание бумаги.

  1. Тема: Техника складывания базовых форм «двойной квадрат», «двойной треугольник».

Содержание:

Теория: повторение способа складывания базовых форм «двойной квадрат», «двойной треугольник».

Практика: складывание журавлика; складывание тюльпанов; оформление вазы с цветами (оклеивание сосуда пеньковой нитью)

- «двойной треугольник»: прыгающая лягушка; цапля; оформление панно «Царевна-лягушка».

  1. Тема: Изделия в технике «декупаж». Панно «Цветочная поляна».

Содержание:

Теория: Из чего делают поделки в технике «декупаж»? Способы маскировки стыков.

Практика: вырезание деталей, составление рисунка; оформление панно в рамку.

  1. Тема: Изготовление выставочных работ к конкурсу декоративно-прикладного творчества «Рождественская звезда».

Содержание:

Теория: Какие изделия могут участвовать в выставках. Правила и критерии оценки. Что такое «Рождество».

Практика:1.Панно «Вефлиемская звезда»:выкладывание рисунка по контуру ; составление мозаики основного рисунка методом торцевания 2.Игрушки – фусены.

2.«Снежная карусель» - объемное панно из снежинок: вырезание снежинок разных форм и размеров; составление орнамента из снежинок, приклеивание; оформление изделия в рамку.

  1. Тема: Изготовление поделок из полых трубочек.

Содержание:

Теория: Как скручивать трубочки. Построение эскиза.

Практика: «Домик в деревне»: скручивание деталей; склеивание стен дома; склеивание деталей колодца; оформление усадьбы.

  1. Тема: Изделия с прорезными деталями.

Содержание:

Теория: Работа по шаблонам. Симметричные детали. Прорезание деталей.

Практика: «Пароход»: вырезание деталей по шаблону; сборка парохода, оформление.

«Самолет»: вырезание деталей по шаблону; оформление деталей, сборка.

  1. Тема: Аппликации.

Содержание:

Теория: Как составлять орнамент. Распределение узора в круге.

Практика: 1. Орнамент в круге: составление эскиза; вырезание деталей;

- составление аппликации, оформление.

2. Цветочный орнамент по периметру рамки: вырезание и наклеивание деталей; оформление в рамку.

  1. Тема: Дизайн стеклянных сосудов.

Содержание:

Теория: Как можно украсить стеклянные сосуды и их место в интерьере.

Практика: составление эскиза, определение места в интерьере; вырезание деталей; оформление сосудов.

  1. Тема: Изготовление изделия в технике «квиллинг».

Содержание:

Теория: Что такое «квиллинг». Способы скручивания. Формы: «лепесток», «глаз», «лапка» и др.

Практика: приемы и приспособления для работы; эскизы, нарезание полосок; скручивание деталей - лепестки, серединки; скручивание листьев; оформление картины.

  1. Тема: Изготовление подарочных открыток к 23 февраля, 8 марта.

Содержание:

Практика: составление эскизов, вырезание деталей; приклеивание деталей; составление, оформление открытки.

  1. Тема: Изделия в технике папье-маше».

Содержание:

Теория: Как разрезать и правильно склеить изделие «папье-маше».

Практика: 1. Оклеивание сосудов вытянутой формы (бутылка); грунтовка и шлифовка изделия; роспись изделия.

2. Работа с бумажной массой: изготовление бумажной массы, формирование моделей фруктов и овощей; грунтовка, шлифовка, предварительное окрашивание; роспись.

  1. Тема: Изготовление изделий в технике модульного оригами.

Содержание:

Теория: Модульное оригами – новый вид оригами. Способы складывания модулей.

Практика:1. «Бабочки»: складывание модулей разных цветов; соединение модулей; оформление изделия в рамку.

2.«Зайки на лужайке»: составление эскиза, складывание модулей; соединение модулей; оформление композиции.

  1. Тема: Изделия в технике «торцевание».

Содержание:

Теория: Составление коллективной работы разными способами торцевания.

Практика: составление эскиза; вырезание деталей разной формы; торцевание на основу; оформление композиции.

15. Тема: Итоговое занятие – выставка.

Содержание:

Теория: выставка работ обучающихся в объединении, подведение итогов прошедшего года, награждение победителей конкурсов.

































Методическое обеспечение и условия реализации программы


В процессе работы по программе «Волшебный мир бумаги», дети постоянно совмещают в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Такой характер творчества заставляет сознательно объединять в одном занятии различные виды деятельности, соответственно перестраивая педагогические подходы, раскрывая в творческой деятельности свои специфические признаки педагогической целесообразности и значимости.

Таблица 6

Признаки педагогической целесообразности

Признаки

Характерные особенности деятельности

Современность

Отсутствие четких канонов.

Многообразие используемых технологий.

Возможность самовыражения с использованием доступных средств.

Доступность

Экономичность и доступность материала. Отсутствие возрастных ограничений. Возможность создания разновозрастных групп.

Разноплановость

Возможность создания различных изделий, воссоздание производственных моделей и технологических процессов. Разноплановость применения изготовленных изделий (подарки, костюмы, сюрпризы, наглядные пособия, декоративное оформление и др.).

Индивидуальность

Это особое состояние в изображении действительности, и здесь у каждого предмета свой реальный мир, который имеет собственное применение и неповторимый (авторский) подход.

Социализация

Возможность самовыражения личности, решение финансово-экономических проблем, коммуникативное общение среди людей, занятых общим делом.


Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

  • принципы практической направленности;

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и обучающегося в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по индивидуальному образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют разностороннему и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

В первый год обучения у детей происходит знакомство с технологическим процессом создания изделий из бумаги. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.

Этот год обучения знакомит с историей возникновения бумаги. На примере практической работы детям даются знания об ее свойствах.

Результатом обучения в первый год является создание коллективных работ с использованием различных технологических приемов. При такой организации занятия, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно. Коллективная творческая деятельность - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Совместно изготовленные работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему формирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия.

Второй год обучения характеризуется, прежде всего, повышением творческого потенциала ребенка. Содержание обучения направленно на углубление и закрепление первоначальных знаний, умений, навыков, но на этом этапе в первую очередь реализуются задачи творческого развития. Этот период характеризуется углубленным изучением тем «Оригами», «Бумагопластика», «Квиллинг». Итогом работы второго года обучения является создание выставки детских творческих работ.

Ресурсное обеспечение образовательной программы предусматривает проведение учебно-воспитательной деятельности с детьми в светлом помещении, где у каждого ребёнка имеется рабочее место – отдельный стол и необходимые материалы. Помимо этого в кабине должны быть шкафы для хранения методической литературы, наглядных пособий, приспособлений, образцов изделий. Так же должна быть небольшая доска инструментов и материалов, детских работ, мультимедийное оборудование или компьютер.

Мониторинг образовательных результатов

На протяжении всего обучения ведется непрерывный педагогический мониторинг.

Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности обучающихся (вводный –сентябрь, промежуточный – январь, итоговый – май).

Показатели критериев определяются уровнем:

высокий (В) - 3 балла; средний (С) - 2 балла; низкий (Н) - 1 балл.



Таблица 7

Параметры и критерии оценивания


Параметры

Критерии

Образовательные результаты

Освоение детьми содержания образования

1. Разнообразие умений и навыков.

2. Глубина и широта знаний по предмету.

Детские практические и творческие достижения.

3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.

4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб).

5. Развитие общих познавательных способностей (сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание).

Эффективность воспитательных воздействий

1. Культура поведения ребенка.

2. Характер отношений в коллективе.

Социально-педаго­гические результаты

1. Забота о здоровье.

Критерии оценивания:

1 год обучения - овладение основными знаниями, умениями, навыками работы с бумагой.

Высокий уровень:

1. Ребенок знает, как выполнять и выполняет следующие операции верно:

  • разметка контура по шаблону;

  • вырезание деталей строго по контуру;

  • складывание простейших базовых форм в технике «оригами»;

  • точное и аккуратное выполнение надрезов и разрезов.

2. Без особых затруднений ребенок способен изготовить любую базовую форму. Точно соблюдает правила безопасности труда и личной гигиены.

3. Владеет основными навыками работы с различными видами бумаги.

4. Умеет пользоваться чертежами и схемами.

5. Проявляет творчество и фантазию в создании работ.

6. Стремится к совершенству и законченности в работе.

Средний уровень:

1. Ребенок знает, как выполнять операции, предусмотренные программой, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки.

2. Недостаточно точно размечает материал с помощью шаблонов и трафаретов.

3. Испытывает некоторые затруднения при складывании моделей.

4. Не всегда самостоятельно пользуется чертежами и схемами.

  1. Работа не всегда выглядит завершенной, требуется помощь при композиционном оформлении работы.

Низкий уровень:

  1. Ребенок знает, как выполнять операции, предусмотренные программой, но при их непосредственном выполнении испытывает трудности и нуждается в помощи учителя.

  1. Неточно размечает материал с помощью инструментов и шаблонов.

  2. Не может без помощи и руководства учителя выполнять чертежи.

  3. Испытывает затруднения при складывании моделей.

  4. Проявляет небрежность при выполнении работы.

Второй год обучения - овладение основными знаниями, умениями, навыками работы с бумагой и декоративными материалами.

Высокий уровень:

  1. Обучающийся знает и выполняет все операции и технологические процессы, предусмотренные программой 1 -го года обучения.

  2. Свободно владеет инструментами и приспособлениями.

  3. Без особых затруднений выполняет операции, предусмотренные программой 2-го года обучения.

  4. Умеет компоновать растительный и геометрический орнамент в ленте, круге, овале.

  5. Проявляет творчество и фантазию в создании работ. Стремится к совершенству и законченности в работе.

  6. Умеет пользоваться литературным и иллюстративным материалом при создании модели.

Средний уровень:

  1. Испытывает некоторые затруднения при разметке материала линейкой.

  2. Требуется незначительная помощь при составлении технологических карт.

  3. Недостаточно четко представляет законченный вариант работы.

  4. Требуются консультации по работе с иллюстративным материалом.

Низкий уровень:

  1. Испытывает серьезные затруднения при разметке материала линейкой.

  2. Нуждается в помощи учителя или товарищей при составлении технологических карт.

  3. Работает только по образцу, небрежное выполнение работ.

  4. Плохо ориентируется в литературном и иллюстративном материале.

Срез творческих и эстетических знаний и умений учебной группы.












Список литературы

Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.

Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.

Афонькин С. Все об оригами. – М.: ОНИКС, 2004.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1998.

Выгонов В.В. Изделия из бумаги. – М. МСП, 2001.

Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000

Мерцалова М. П. Костюм разных времен и народов. – М.: Молодая гвардия, 1997.

Нерсесов Н. В. История моды. – М.: АСТ, 1998.

Пармон Ф. И. Композиция костюма. – М.: Искусство, 1985.

Пармон Ф. И. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. – М.: Искусство, 1994.

Преснякова Т.Н. Творческая мастерская – М.: Учебная литература, 2004.

Рюмина И. М. Куклы наших бабушек. – М.: Малыш, 1989.

Семенова М. С. Мы славяне. – СПБ. Азбука, 1998.

Соколова-Кубай Н. П. Узоры из бумаги. – Т.: Культура и традиции, 2006.


































Приложение 1

Мониторинговые карты

Детское объединение «Умелые ручки»

Группа №

1 года обучения

Фамилия, имя обучаюшегося

Организация рабочего места

Основы оригами

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями

Знание базовых форм и условных обозначений

Владение разнообразными приемами

Овладение основными навыками работы с различными видами бумаги

Умение пользоваться чертежами и схемами

Моделирование художественно-выразительных форм

Проявление творчества и фантазии в создании работ

Стремление к совершенству и законченности в работе

Система оценок: «3»- уровень низкий, «4»- уровень средний, «5»- уровень высокий


























2 года обучения.

Фамилия, имя обучающегося

Организация рабочего места

Свободное владение инструментами и приспособлениями

Умение компоновать растительный и геометрический орнаменты в ленте, круге, овале

Умение пользоваться эскизом

Умение использовать знание пропорций человеческой фигуры в разных положениях, в движении

Обращение к литературному и иллюстрированному материалу при создании куклы-образа

Проявление творчества и фантазии в создании работ

Стремление к совершенству и законченности в работе

Система оценок: «3»- уровень низкий, «4»- уровень средний, «5»- уровень высокий






















28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!