СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX в. 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX в. 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX в. 8 класс»

Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX в. 8 класс

Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX в.

8 класс

ПЛАН Теория официальной народности П.Я. Чаадаев о судьбе России А.И. Герцен и В.Г. Белинский в русском общественном движении Петрашевцы

ПЛАН

  • Теория официальной народности
  • П.Я. Чаадаев о судьбе России
  • А.И. Герцен и В.Г. Белинский в русском общественном движении
  • Петрашевцы
Главными вопросами общественной мысли России второй четверти XIX века были: «Каково настоящее и будущее России?» «По какому пути в своем развитии должна идти Россия?»

Главными вопросами общественной мысли России второй четверти XIX века были:

  • «Каково настоящее и будущее России?»
  • «По какому пути в своем развитии должна идти Россия?»
Направление Русской общественной мысли Консервативное Либерально- оппозиционное  Радикально- демократическое

Направление

Русской

общественной

мысли

Консервативное

Либерально-

оппозиционное

Радикально-

демократическое

Направления русской общественной мысли Консервативное направление – Сторонники неизменности политического строя, быта и т.д. Либерально-оппозиционное направление – сторонники демократических свобод. Радикально-демократическое – сторонники проведения демократических изменений, направленных на коренное переустройство государства. Изменения планировалось проводить крайними, насильственными методами.

Направления русской общественной мысли

  • Консервативное направление – Сторонники неизменности политического строя, быта и т.д.
  • Либерально-оппозиционное направление – сторонники демократических свобод.
  • Радикально-демократическое – сторонники проведения демократических изменений, направленных на коренное переустройство государства. Изменения планировалось проводить крайними, насильственными методами.
Консерваторы Сергей Семёнович Уваров — граф, российский государственный деятель, при Николае I занимал пост министра народного просвещения, являлся президентом Российской академии наук Погодин Михаил Петрович Уваров Сергей Семенович

Консерваторы

Сергей Семёнович Уваров — граф, российский государственный деятель, при Николае I занимал пост министра народного просвещения, являлся президентом Российской академии наук

Погодин Михаил Петрович

Уваров Сергей Семенович

Теория официальной народности Представители Наилучший государственный строй Уваров С.С., Погодин М.П. Отношение к крепостному праву  Существующая в России абсолютная монархия Нормальное, естественное состояние, обеспечивающее  защиту крестьян

Теория официальной народности

Представители

Наилучший государственный строй

Уваров С.С.,

Погодин М.П.

Отношение к крепостному праву

Существующая в России абсолютная монархия

Нормальное, естественное состояние, обеспечивающее защиту крестьян

Теория официальной народности – консервативное направление Отношение ПРАВИТЕЛЬСТВА Отношение к крестьянской общине правительству важно было объединить все слои общества на основе единой государственной идеологии — официальной системы взглядов, идей, обеспечивающих поддержку' существующей власти. Отношение к влиянию Запада  Основа существования и дальнейшего развития России. необходимо ограждать общество от влияния разрушительных революционных идей, распространённых в Европе. Для этого важно «укрепить отечество на твёрдых основаниях». Эти «основания» он усматривал в трёх опорах российского государственного строя — православии, самодержавии, народности.

Теория официальной народности – консервативное направление

Отношение ПРАВИТЕЛЬСТВА

Отношение к крестьянской общине

правительству важно было объединить все слои общества на основе единой государственной идеологии — официальной системы взглядов, идей, обеспечивающих поддержку' существующей власти.

Отношение к влиянию Запада

Основа существования и дальнейшего развития России.

необходимо ограждать общество от влияния разрушительных революционных идей, распространённых в Европе. Для этого важно «укрепить отечество на твёрдых основаниях». Эти «основания» он усматривал в трёх опорах российского государственного строя — православии, самодержавии, народности.

Консервативное  (самодержавно-охранительное) течение Теория официальной  народности Православие Самодержавие С.С. Уваров, Н.И. Греч, М.П. ПогодинФ.Ф. Булгарин,  С.П. Шевырев, Н.В. Кукольник, М.П. Загоскин и другие Народность

Консервативное (самодержавно-охранительное) течение

Теория официальной

народности

Православие

Самодержавие

С.С. Уваров, Н.И. Греч,

М.П. ПогодинФ.Ф. Булгарин,

С.П. Шевырев, Н.В. Кукольник,

М.П. Загоскин и другие

Народность

П.Я. Чаадаев о судьбе России   Пётр Яковлевич Чаадаев — философ, публицист. Он происходил из богатой дворянской семьи, учился в Московском университете, затем стал военным. За участие в войнах был удостоен наград за «безупречную храбрость».  В 1836 г. в журнале «Телескоп» были опубликованы «Философические письма» П.Я. Чаадаева. Основная тема «Философических писем» — боль за судьбу России. Но власти резко отреагировали на эту публикацию — журнал был закрыт. Главную причину бед и несчастий страны П.Я. Чаадаев видел в её оторванности европейского мира. Перспективы прогресса для своей страны он видел не в особом, а в общем для всех европейских государств пути развития. Неизвестный художник. Портрет П.Я. Чаадаева. Середина XIX в.

П.Я. Чаадаев о судьбе России

  • Пётр Яковлевич Чаадаев — философ, публицист. Он происходил из богатой дворянской семьи, учился в Московском университете, затем стал военным. За участие в войнах был удостоен наград за «безупречную храбрость».
  • В 1836 г. в журнале «Телескоп» были опубликованы «Философические письма» П.Я. Чаадаева. Основная тема «Философических писем» — боль за судьбу России. Но власти резко отреагировали на эту публикацию — журнал был закрыт.
  • Главную причину бед и несчастий страны П.Я. Чаадаев видел в её оторванности европейского мира. Перспективы прогресса для своей страны он видел не в особом, а в общем для всех европейских государств пути развития.
  • Неизвестный художник. Портрет П.Я. Чаадаева. Середина XIX в.
Либерально-оппозиционное общественное течение Либеральное  течение Славянофилы Западники

Либерально-оппозиционное общественное течение

Либеральное

течение

Славянофилы

Западники

Славянофилы Аксаков Иван Сергеевич Хомяков Алексей Степанович

Славянофилы

Аксаков Иван Сергеевич

Хомяков Алексей Степанович

Славянофилы Представители Наилучший государственный строй Хомяков А.С. Аксаков К.С. Киреевский Отношение к крепостному праву  Монархия + совещательное народное представительство – земское собрание; демократические права и свободы Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху

Славянофилы

Представители

Наилучший государственный строй

Хомяков А.С.

Аксаков К.С.

Киреевский

Отношение к крепостному праву

Монархия + совещательное народное представительство – земское собрание; демократические права и свободы

Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху

Славянофилы Отношение к преобразования Петра Великого Отношение к крестьянской общине Отрицательное. Петр внедрил западные порядки и обычаи, они сбили Россию с истинного , самобытного пути развития Отношение к влиянию Запада  Основа существования и дальнейшего развития России осуждали бездумное подражание западноевропейскому образу жизни.

Славянофилы

Отношение к преобразования Петра Великого

Отношение к крестьянской общине

Отрицательное. Петр внедрил западные порядки и обычаи, они сбили Россию с истинного , самобытного пути развития

Отношение к влиянию Запада

Основа существования и дальнейшего развития России

осуждали бездумное подражание западноевропейскому образу жизни.

Западники Тимофей Николаевич Грановский — профессор всеобщей истории Московского университета, происходил из дворянской семьи. Грановский Тимофей Николаевич Соловьев Сергей Михайлович

Западники

Тимофей Николаевич Грановский — профессор всеобщей истории Московского университета, происходил из дворянской семьи.

Грановский Тимофей Николаевич

Соловьев Сергей Михайлович

Западники Представители Наилучший государственный строй К.Д. Кавелин, С.М. Соловьёв, литераторы П.В. Анненков, М.Н. Катков. Примыкали к западникам И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин. Отношение к крепостному праву  Ограниченная монархия, парламентский строй, демократические свободы. были сторонниками отмены крепостного права

Западники

Представители

Наилучший государственный строй

К.Д. Кавелин, С.М. Соловьёв, литераторы П.В. Анненков, М.Н. Катков. Примыкали к западникам И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Отношение к крепостному праву

Ограниченная монархия, парламентский строй, демократические свободы.

были сторонниками отмены крепостного права

Идейные воззрения западников  и славянофилов Различия  1. Взгляды на историческое развитие России.   2. Взгляды на государственный строй  СХОДСТВА  Необходимость изменений в российской действительности.  Отмена крепостного права.  Надежда на мирный и эволюционный характер преобразований под руководством верховной власти.  Вера в возможность движения России к процветанию.

Идейные воззрения западников и славянофилов

Различия

1. Взгляды на историческое развитие России.

2. Взгляды на государственный строй

СХОДСТВА

  • Необходимость изменений в российской действительности.
  • Отмена крепостного права.
  • Надежда на мирный и эволюционный характер преобразований под руководством верховной власти.
  • Вера в возможность движения России к процветанию.
Революционеры-демократы Герцен Александр Иванович Огарев Николай Платонович

Революционеры-демократы

Герцен Александр Иванович

Огарев Николай Платонович

А.И. Герцен и В.Г. Белинский в русском общественном движении    Александр Иванович Герцен — писатель, философ, общественный деятель, происходил из дворянской семьи. В 16 лет он вместе со своим другом Николаем Огарёвым на Воробьёвых горах в Москве дал клятву в вечной дружбе и неизменном решении посвятить свою жизнь борьбе за свободу народа  А.И. Герцен, находясь большую часть жизни в Европе, не видел положительного начала в существующем там капитализме и пришёл к выводу, что будущее России — в социализме. Его основу Герцен усматривал в сельской крестьянской общине с её коллективными формами управления и хозяйствования. А.И. Герцен стал первым, кто разрабатал теорию русского крестьянского социализма.

А.И. Герцен и В.Г. Белинский в русском общественном движении

  • Александр Иванович Герцен — писатель, философ, общественный деятель, происходил из дворянской семьи. В 16 лет он вместе со своим другом Николаем Огарёвым на Воробьёвых горах в Москве дал клятву в вечной дружбе и неизменном решении посвятить свою жизнь борьбе за свободу народа
  • А.И. Герцен, находясь большую часть жизни в Европе, не видел положительного начала в существующем там капитализме и пришёл к выводу, что будущее России — в социализме.
  • Его основу Герцен усматривал в сельской крестьянской общине с её коллективными формами управления и хозяйствования.
  • А.И. Герцен стал первым, кто разрабатал теорию русского крестьянского социализма.
Революционеры - демократы Представители Наилучший государственный строй Герцен А.И., Огарев Н.П. В.Г. Белинский Отношение к крепостному праву  Отрицание самодержавного строя Убежденные сторонники отмены крепостного права

Революционеры - демократы

Представители

Наилучший государственный строй

Герцен А.И.,

Огарев Н.П.

В.Г. Белинский

Отношение к крепостному праву

Отрицание самодержавного строя

Убежденные сторонники отмены крепостного права

Революционеры-демократы Отношение к крестьянской общине главными вопросами в России являются уничтожение крепостного права, отмена телесных наказаний, строгое выполнение законов. Отношение к влиянию Запада  Крестьянская община, коллективное владение землей и мирское самоуправление – основа социалистического общества Избежать «язв капитализма», которые существуют В Западной Европе.

Революционеры-демократы

Отношение к крестьянской общине

главными вопросами в России являются уничтожение крепостного права, отмена телесных наказаний, строгое выполнение законов.

Отношение к влиянию Запада

Крестьянская община, коллективное владение землей и мирское самоуправление – основа социалистического общества

Избежать «язв капитализма», которые существуют В Западной Европе.

Петрашевцы  Наибольшую известность имел кружок петрашевцев, названный по имени его организатора М.В. Буташевича-Петрашевского.  Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский — выпускник Царскосельского лицея и Петербургского университета, кандидат правоведения, служил переводчиком в Министерстве иностранных дел. Он относился к самодержавию, заявляя, что в России «самое нечеловеческое правление».  С 1844 г. квартира М.В. Петрашевского превратилась в политический клуб прогрессивной интеллигенции — чиновников, литераторов, офицеров, учителей. Здесь бывали писатели Ф.М. Достоевский и М.Е. Салтыков-Щедрин, поэты А.Н. Майков и А.Н. Плещеев.  Велись разговоры об отмене крепостного права, о введении свободы книгопечатания, о преобразовании суда.  Михаи́л Васи́льевич Петраше́вский (Буташевич-Петрашевский; 1 ноября 1821 — 7 декабря 1866

Петрашевцы

  • Наибольшую известность имел кружок петрашевцев, названный по имени его организатора М.В. Буташевича-Петрашевского.
  • Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский — выпускник Царскосельского лицея и Петербургского университета, кандидат правоведения, служил переводчиком в Министерстве иностранных дел. Он относился к самодержавию, заявляя, что в России «самое нечеловеческое правление».
  • С 1844 г. квартира М.В. Петрашевского превратилась в политический клуб прогрессивной интеллигенции — чиновников, литераторов, офицеров, учителей. Здесь бывали писатели Ф.М. Достоевский и М.Е. Салтыков-Щедрин, поэты А.Н. Майков и А.Н. Плещеев.
  • Велись разговоры об отмене крепостного права, о введении свободы книгопечатания, о преобразовании суда.
  • Михаи́л Васи́льевич Петраше́вский (Буташевич-Петрашевский;
  • 1 ноября 1821 — 7 декабря 1866
Петрашевцы В кружке вынашивались планы создания тайного общества, разработки программы республиканского устройства в России. Петрашевцы выпустили «Карманный словарь иностранных слов», в котором под видом разъяснения таких понятий, как «демократия», пропагандировались революционные идеи. Они создали целую библиотеку запрещённой литературы. В апреле 1849 г. по доносам провокатора начались аресты членов кружка. На суде М.В. Петрашевский с товарищами держались с достоинством, отвергая попытки обвинить их в политическом заговоре. Из 22 обвиняемых 21 был приговорён к смертной казни; в последний момент её заменили на разные сроки каторжных работ.

Петрашевцы

  • В кружке вынашивались планы создания тайного общества, разработки программы республиканского устройства в России.
  • Петрашевцы выпустили «Карманный словарь иностранных слов», в котором под видом разъяснения таких понятий, как «демократия», пропагандировались революционные идеи. Они создали целую библиотеку запрещённой литературы.
  • В апреле 1849 г. по доносам провокатора начались аресты членов кружка. На суде М.В. Петрашевский с товарищами держались с достоинством, отвергая попытки обвинить их в политическом заговоре.
  • Из 22 обвиняемых 21 был приговорён к смертной казни; в последний момент её заменили на разные сроки каторжных работ.
История 30-50-х гг. XIX в. показывает, что теория официальной народности не стала единственной и всеобъемлющей идейной основой российского общества. В эти годы постепенно изменился состав участников общественного движения в России. Если в первой четверти века это были преимущественно дворяне-офицеры, то теперь в него включились разночинцы, представители разных сословий, в первую очередь русская интеллигенция — деятели науки и культуры, студенчество.

История 30-50-х гг. XIX в. показывает, что теория официальной народности не стала единственной и всеобъемлющей идейной основой российского общества. В эти годы постепенно изменился состав участников общественного движения в России. Если в первой четверти века это были преимущественно дворяне-офицеры, то теперь в него включились разночинцы, представители разных сословий, в первую очередь русская интеллигенция — деятели науки и культуры, студенчество.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПАРАГРАФ 8-9 ВОПРОСЫ СТР.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • ПАРАГРАФ 8-9
  • ВОПРОСЫ СТР.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!