Обществознание, 11
Урок № 63
Заключительный урок. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Д.З.: § 29 /часть 1/, ?? (с.343)
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- Изучить основные положения процессуального права; дать представления об административной юрисдикции, особенностях конституционного судопроизводства.
- Развивать критическое мышление учащихся, речь, умение выражать мысли, коммуникативные способности.
- Содействовать правовому воспитанию.
Универсальные учебные действия
- Уметь находить и анализировать информацию, объяснять значение понятий, характеризовать проблемы по теме;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения
Понятия, термины
- глобальные проблемы современности;
- постиндустриальное (информационное) общество.
Изучение нового материала
- Особенности современного мира.
- Компьютерная революция.
- Знания, умения и навыки в информационном обществе.
Вспомните. Можно ли предвидеть будущее? Каким будет XXI век? Есть ли возможность в новом веке решить проблемы, оставшиеся в наследство от века ХХ?
1. Особенности современного мира.
Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы , являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня.
Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали прежде и были актуальны во все времена.
Другие глобальные проблемы, как, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду.
Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными), вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т. е. «проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества».
Происхождение и сущность
глобальных проблем
Ныне, на рубеже тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин "глобальный" ведёт своё происхождение от латинского слова "глобус", то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.
Происхождение и сущность
глобальных проблем
Будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития человечества, глобальные проблемы представляют собой специфическое порождение именно современной эпохи, следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития.
Классификация глобальных проблем
- Экологические проблемы.
- Угроза термоядерной войны.
- Международный терроризм.
- Преодоление экономической отсталости стран «третьего мира».
- Социально-демографические проблемы.
- Наркомания и наркобизнес.
- Отставание с разработкой методов лечения и профилактики опасных заболеваний.
- Проблемы предотвращения опасных последствий НТП, использования его результатов во вред человечеству.
- Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике, на транспорте.
- Рост неграмотности. Угроза культуре, духовному развитию.
Классификация глобальных проблем
Глобальные проблемы обладают следующими общими чертами:
- Н осят планетарный, общемировой характер и, в силу этого, затрагивают жизненные интересы всех народов, всех государств.
- У грожают (в случае, если не будет найдено решение) или гибелью цивилизации как таковой, или серьезным регрессом в условиях жизни, в развитии общества.
- Т ребуют для своего решения коллективных усилий всех государств, всего мирового сообщества.
Классифицировать глобальные проблемы можно по следующим группам:
- Г руппа актуальных политических проблем, которая включает в себя недопущение военных действий между государствами с применением оружия массового поражения, прекращение производства ядерного и иных особо смертоносных видов оружия (химического, бактериологического).
- Э кологическая группа глобальных проблем, связанных с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации.
- С амостоятельную группу образуют проблемы ресурсообеспечения настоящего и будущих поколений людей. Это проблемы обеспечения продовольствием и энергией, проблемы экономного, рационального использования истощающихся минерально-сырьевых, водных и других природных ресурсов.
- Г руппа актуальных социальных и медико-биологических проблем, к которым относятся: демографическая проблема, проблема борьбы с наиболее опасными, быстро распространяющимися заболеваниями (СПИД, туберкулез и др).
Классифицировать глобальные проблемы можно по следующим группам:
- Н егативной тенденцией современного мирового экономического развития остается непрекращающийся разрыв между экономически развитыми странами и многими странами «третьего мира». В настоящее время для стран «третьего мира» характерна углубляющаяся экономическая отсталость.
- К числу новых, все более обостряющихся глобальных проблем относится международный терроризм , бросающий вызов современному обществу. Его проявления весьма многообразны. К ним относится, прежде всего, создание и поддержание «горячих точек» в нестабильных районах мира. Именно международный терроризм, связанный с экстремистским течением в исламе, породил «горячие точки» на территории бывшего Советского Союза (Чечня, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан). К другим проявлениям международного терроризма относятся: преступление против личности, захват транспортных средств и другие.
Поиски путей разрешения
глобальных проблем
Вновь обретает приоритетное место среди глобальных проблем вопрос предотвращения мировой термоядерной войны со всеми её тяжелейшими последствиями для судеб человечества; первостепенное внимание учёных и политиков приковывает процесс разрушения среды обитания человечества и поиск путей её сохранения.
Поиски путей разрешения
глобальных проблем
Только общими усилиями всего мирового сообщества можно постепенно исключить войны из жизни общества, предотвратить экологическую катастрофу, справиться с эпидемиологическими заболеваниями, одолеть голод и нищету на нашей планете, поставить общий заслон наркобизнесу и международному терроризму, остановить нарастание кризисных диспропорций в развитии разных регионов мира.
Поиски путей разрешения
глобальных проблем
Человечество уже переступило ту черту, когда существующий тип экономического роста с его экстенсивным, высокоотходным, ресурсоемким производством становится неприемлемым с точки зрения того ущерба, который он наносит окружающей среде и здоровью людей.
Одна из важнейших задач сегодняшнего дня – устранение противоречия между экономическим развитием общества и потребностью сохранения природных экосистем. Отсюда – стремление к созданию принципиально новых, ресурсосберегающих, малоотходных или безотходных технологий, поиски путей надежного захоронения всевозможных (радиоактивных, химических) смертоносных отходов, разработка эффективных методов и предохранения и очистки природной среды от различного вида промышленных загрязнений и т.п.
Практические выводы
1
2
3
4
Практические выводы
3
4
Контрольные вопросы
- Может ли наука предвидеть будущее?
- Назовите и охарактеризуйте основные проблемы ХХ I века.
- Каковы возможные пути решения каждой из глобальных проблем?
- В чём состоит ведущая тенденция в жизни общества в начале ХХ I века?
- Что означает предлагаемые учёными названия нового этапа в развитии общества?
- Чем отличается постиндустриальное (информационное) общество от индустриального?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно жить и работать в меняющемся обществе?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
ЛИТЕРАТУРА
- Обществознание. Учебник для 11кл. Базовый уровень.
- Под редакцией Л. Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой, А.И. Матвеева. М., Просвещение,2008.
- Ресурсы сети Интернет.
- Бабынин Сергей Анатольевич, преподаватель истории и обществознания ГОУ НПО ПУ №16, г. Строитель Белгородской области