Обществознание, 8 класс
Урок № 04
Общество
как форма
жизнедеятельности
людей
Д.З.: § 3, ?? (с.26), задания (с.26-27), «Вспомним» к §4, словарь темы
© А.И. Колмаков
Задачи урока:
- Сформировать целостное представление об обществе и его структуре.
- Создать условия для формирования у учащихся заинтересованности в развитии различных сторон жизни общества.
- Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: анализ объектов с целью выделения существенных признаков; выбор критериев для сравнения объектов; синтез как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; доказательство, аргументация своей позиции; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; учёт позиций других людей.
Знать и уметь (УУД)
- Выделять существенные признаки общества.
- Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления.
- Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни
Понятия, термины
- общество;
- общественные отношения;
- сферы жизни общества;
- социальная норма;
- формы социальных норм (дозволение, предписание, запрет);
- ступени развития общества
Проверка знаний учащихся
1. Каковы основные значения понятия «природа»?
2. В чём выражается природное единство мира?
3. Какова роль природы в жизни человека и общества?
4. Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера?
5. Какие возможности открыл перед человечеством разум?
6. Присущ ли прогресс развитию природы?
7. В чём проявляется неразумность отношения человека к природе?
Экспресс-тест
1. Выберите неверное утверждение.
2. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами и находящаяся под их воздействием, называется
- природа — это естественная среда обитания человека
- природа — это всё, что возникло вместе с человеком
- под природой понимают биосферу планеты Земля
- природа — это определяющие свойства какого-либо объекта, выражающие его сущность
1) биосферой
2) атмосферой
3) ноосферой
4) гидросферой
Экспресс-тест
3. Область планеты Земля, охваченная разумной деятельностью человека, — это
4. Высший тип мыслительной деятельности
- биосфера
- литосфера
- гидросфера
- ноосфера
- понимание
- поведение
- разум
- гениальность
Экспресс-тест
5. Выберите неверное выражение.
6. Выберите неверное выражение.
- для цивилизации как стадии развития общества характерно её выделение из природы;
- в эпоху первобытности общество жило по жёстким правилам поведения, которые исследователи называют мононормами;
- в первобытном обществе люди руководствовались нормами морали;
- возникновение государства означало переход человечества от первобытного стада к общественной организации людей.
- мораль была выработана в процессе эволюции человека для сдерживания чрезмерного индивидуализма;
- мораль выражает личные или общественные ценности;
- мораль является одним из социальных регуляторов поведения человека;
- мораль устанавливается государством и поддерживается его принудительной силой
Экспресс-тест
7. Большинство исследователей считают, что биологический вид современного человека появился впервые в
8. Биологическую теорию происхождения человека разработал
1) В.И. Вернадский;
2) Европе;
2) Ч. Дарвин;
3) Азии;
4) Австралии
4) Э. Фромм
Экспресс-тест
9. Установите соответствие между латинскими терминами, означающими этапы эволюции человека как биологического вида, и аналогичными терминами на русском языке: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
10. Установите соответствие между биосферой, ноосферой и их элементами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
А) мораль;
Б) экосистема;
В) нижняя часть атмосферы;
Г) разум
1) биосфера;
2) ноосфера
ТЕРМИНЫ НА
РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1) человек прямоходящий;
2) неандерталец;
3) человек разумный;
4) человек умелый
ЛАТИНСКИЕ
ТЕРМИНЫ
А. Homo habilis;
Б. Homo erectus;
В. Homo neanderthalensis;
Г) Homo sapiens
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
А
Б
В
Г
Экспресс-тест
11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
«Первыми …….. (1) человека были камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой и ……. (2). Важнейшим этапом в развитии человека стало появление ….. (3). Люди научились выражать абстрактные ….. (4) «вода вообще», «зверь вообще». Это привело к возможности обучать потомство….. (5), а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т.д.»
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову
.
А) собирательство; Б) орудия труда; В) земледелие; Г) язык;
Д) скотоводство; Е) понятия;
Ж) слова
1
2
3
4
5
Изучение нового материала
- Общество как форма жизнедеятельности людей.
- Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Общественные отношения
Вспомним. Подумаем.
- ВСПОМНИМ. Как история объясняет происхождение человека и общества?
- ПОДУМАЕМ. Может ли человек жить вне общества? Является ли общество простой суммой живущих людей? Зависит ли судьба человека от судьбы общества?
Общество
- Совокупность людей , объединённых для общения, удовлетворения общих интересов.
- Определенный этап исторического развития.
- Всё человечество в прошлом, современности и перспективе, все население Земли.
Основные сферы жизни общества
Духовная сфера
Политическая сфера
Социальная сфера
Экономическая сфера
Ступени развития общества
Аграрное /традиционное/ общество
(Древний мир, Средневековье)
Постиндустриальное общество
Индустриальное общество
(США, Япония)
(Россия)
Вариант на выбор
Общество как форма жизнедеятельности людей
Вариант на выбор
Общество как форма жизнедеятельности людей
Категории сравнения
Общество (1- е значение)
по-простому (в узком смысле):
Общество (2- е значение)
группа людей (семья, население страны, всё человечество)
по научному (в широком смысле):
этап в историческом развитии
часть материального мира которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы их взаимодействия и формы их объединения
саморазвивающаяся система, которая способна, изменяясь, сохранять свою сущность и качественную определенность
Общество в широком смысле слова – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения и совместной жизнедеятельности людей.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.
Каковы основные элементы духовной сферы?
Какую роль в жизни общества играет политика?
Все сферы тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют
Что представляет собой социальная сфера?
Как «выглядит» экономика?
Внутри общества на каждом этапе развития все его элементы (производство, техника, наука, язык, большие группы людей, первичные коллективы), все отношения между людьми (производственные, межгрупповые, межнациональные, семейные, бытовые, политические, духовные), все четыре сферы взаимосвязаны и составляют единое целое , т. е. конкретное общество, имеющее определённый облик.
Общественные отношения
Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности их исполнения: побуждающие (к чему-то), запрещающие (что-то), императивные (установленные законом, обязательные к исполнению силой государственного принуждения).
Разрешение вести себя определённым образом
Указание на действия, которые не следует совершать
Указание на требуемые действия
Ступени развития общества
Должен ли человек приспосабливаться к общественным условиям, которые его окружают? Или люди должны преобразовывать эти условия, делая их более удобными для своей жизни?
Проверь себя
1. Каково значение научного понятия «общество»?
2. Что представляют собой общественные отношения?
3. Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество?
4 . Чем отличаются друг от друга социальные нормы в форме дозволения, предписания и запрета?
5. Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы?
6. Как изменялась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Экспресс-тест/ Ответы:
Часть 1:
Часть 2:
№ ??
1
отв.
2
2
3
1
4
4
5
3
3
6
7
4
8
1
2
№ ??
9
отв.
10
4123
11
2112
БАГЕЖ
Литература
- Обществознание. 8 класс : учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
- Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 174 с.
- Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
- Иллюстрации из сети Интернет.
- Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2017. — 191, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
©шаблон презентации, источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIIIвида. г. Балашов Сайт: http://pedsovet.su/