СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, 10, профильный класс. Истина и её критерии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Истина и её критерии" предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание, 10, профильный класс. Истина и её критерии»

Урок 56-57 Обществознание, профильный уровень ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ   Д.З: § 22, ?? (с.234), задания (с.234-236)  © ред. А.И. Колмаков

Урок 56-57

Обществознание, профильный уровень

ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ

Д.З: § 22, ?? (с.234),

задания (с.234-236)

© ред. А.И. Колмаков

 содействовать философскому осознанию истины, её критериев, абсолютности и относительности истины  продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических); способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
  • содействовать философскому осознанию истины, её критериев, абсолютности и относительности истины
  • продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Универсальные учебные действия Знать: основные подходы к пониманию истины и ее критериев, анализировать абсолютную и относительную истину, соотносить истину и заблуждение. Уметь: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности, объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов

Универсальные учебные действия

  • Знать: основные подходы к пониманию истины и ее критериев, анализировать абсолютную и относительную истину, соотносить истину и заблуждение.
  • Уметь: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности, объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов
 эмпиризм;  рационализм;  объективная истина;  абсолютная истина;  относительная истина;  критерий;  практика;  научное познание;  эмпирики;  рационалисты;  конвенционалисты;  практики
  • эмпиризм;
  • рационализм;
  • объективная истина;
  • абсолютная истина;
  • относительная истина;
  • критерий;
  • практика;
  • научное познание;
  • эмпирики;
  • рационалисты;
  • конвенционалисты;
  • практики
Изучение нового материала  Понятие научной истины.  Относительность истины.  Истина и заблуждение.  Вспомните. Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания? В чем выражается взаимосвязь чувственного и рационального познания? Как менялась оценка роли и места познающего субъекта в познании?

Изучение нового материала

  • Понятие научной истины.
  • Относительность истины.
  • Истина и заблуждение.

Вспомните. Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания? В чем выражается взаимосвязь чувственного и рационального познания? Как менялась оценка роли и места познающего субъекта в познании?

Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». (В.С.Соловьев, русский философ) - Какое знание следует считать истинным?  - В какой мере оно доступно познающему человеку?  -Какими способами достигается?

Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно».

(В.С.Соловьев, русский философ)

- Какое знание следует считать истинным? - В какой мере оно доступно познающему человеку? -Какими способами достигается?

 важнейшее свойство истинного знания — его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов. Какие трактовки истины дают философы? «истина есть тождество вещи и представления» «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету». Фома Аквинский Р. Декарт Аристотель Работа с учебником (стр. 227)

важнейшее свойство истинного знания — его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.

Какие трактовки истины дают философы?

«истина есть тождество вещи и представления»

«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».

Фома Аквинский

Р. Декарт

Аристотель

Работа с учебником (стр. 227)

«…одно и то же существует и не существует, оно и плохо и хорошо, другие противолежащие друг другу высказывания также верны…»  Позиция Протагора  « Что каждому кажется, то и достоверно».  На чьей стороне вы? Аргументируйте своё утверждение! Критика  позиции Протагора Аристотелем

«…одно и то же существует и не существует, оно и плохо и хорошо, другие противолежащие друг другу высказывания также верны…»

Позиция Протагора

« Что каждому кажется, то и достоверно».

На чьей стороне вы? Аргументируйте своё утверждение!

Критика позиции Протагора Аристотелем

Критерий истины Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете? Сколько позиций представлено в учебнике? В чём их суть? Назовите слабые стороны каждой? Работа с учебником (стр. 228-230)

Критерий истины

Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?

  • Сколько позиций представлено в учебнике?
  • В чём их суть?
  • Назовите слабые стороны каждой?

Работа с учебником (стр. 228-230)

Постарайтесь во время изучения составить системную таблицу-опору, которая наглядно сохранит в памяти отличительные черты каждого направления

Постарайтесь во время изучения составить системную таблицу-опору, которая наглядно сохранит в памяти отличительные черты каждого направления

Эмпирики (взгляды) Критика позиции эмпириков на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;  чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности; многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем; чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации. источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт; ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты); мышление рассматривается как производное от ощущений;

Эмпирики

(взгляды)

Критика позиции эмпириков

  • на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
  • чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
  • многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
  • чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
  • источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
  • ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
  • мышление рассматривается как производное от ощущений;
Критика рационалистов Рационалисты (взгляды) Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции; Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?  критерием истины выступает разум; За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.

Критика рационалистов

Рационалисты

(взгляды)

  • Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
  • Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
  • критерием истины выступает разум;
  • За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
 Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.  «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре ) Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты . При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.

Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.

«Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре )

Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты .

При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.

Критерии истины Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, полностью исчерпывающее предмет, которая не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Относительная истина – неполное, ограниченное знание. Критерий истины – практика:  практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим, материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент. ИСТИНА КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ: 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Критерии истины

Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, полностью исчерпывающее предмет, которая не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.

Относительная истина – неполное, ограниченное знание.

Критерий истины – практика:

практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,

материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.

ИСТИНА

КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:

1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО

2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины  Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута ?  Отказ от идеи развития знания Критерий истинности - теория Истина – это знание, соответствующее предмету познания, совпадающее с ним.

Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины

Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута ?

Отказ от идеи

развития знания

Критерий истинности - теория

Истина – это знание, соответствующее предмету познания, совпадающее с ним.

Свойства истины 2 1 это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества зависимость истины  от места, времени и  других условий её получения Объективность Конкретность Формы истины научная истина обыденная или житейская истина художественная истина нравственная истина

Свойства истины

2

1

это такое содержание

наших знаний, которое

не зависит ни от человека,

ни от человечества

зависимость истины

от места, времени и

других условий её получения

Объективность

Конкретность

Формы истины

  • научная истина
  • обыденная или житейская истина
  • художественная истина
  • нравственная истина
Причины относительности истины  Мир бесконечно изменчив Познавательные возможности человека ограничены Возможности познания зависят от реальных исторических условий развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента своего времени и определяются уровнем Особенности познавательной деятельности человека

Причины относительности истины

Мир бесконечно изменчив

Познавательные возможности человека ограничены

Возможности познания зависят от реальных исторических условий развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента своего времени и определяются уровнем

Особенности познавательной деятельности человека

Причины заблуждений – в особенностях сознания «Идолы сознания» Р. Бэкона

Причины заблуждений – в особенностях сознания

«Идолы сознания» Р. Бэкона

Связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, воспитанием и т.д. В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры . В какой «пещере» человек обитает, с такими представлениями и взирает на мир. Одному нравятся танцы, но он ненавидит живопись. Другой – никогда не восхитится водопадом, он любит футбол и играть на барабане в новогоднюю ночь. Такова сущность людей.

Связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, воспитанием и т.д.

В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры .

В какой «пещере» человек обитает, с такими представлениями и взирает на мир. Одному нравятся танцы, но он ненавидит живопись. Другой – никогда не восхитится водопадом, он любит футбол и играть на барабане в новогоднюю ночь. Такова сущность людей.

Труднее поддаются устранению призраки театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу. Это всем хорошо известные суеверия и предрассудки, пропаганда, мода. Люди отводят себе и окружающим некие роли, как на сцене театра, играют эти роли, не удосуживаясь задуматься, а таков ли я или тот джентльмен на самом деле.

Труднее поддаются устранению призраки театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу.

Это всем хорошо известные суеверия и предрассудки, пропаганда, мода. Люди отводят себе и окружающим некие роли, как на сцене театра, играют эти роли, не удосуживаясь задуматься, а таков ли я или тот джентльмен на самом деле.

Нелегко победить также идолов площади, источник которых - само общение людей, предполагающее использование языка. Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка, и тем самым опять-таки оказываемся в плену заблуждений. Таковы стереотипы обыденного сознания, закрепляющиеся в общении. 

Нелегко победить также идолов площади, источник которых - само общение людей, предполагающее использование языка.

Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка, и тем самым опять-таки оказываемся в плену заблуждений.

Таковы стереотипы обыденного сознания, закрепляющиеся в общении. 

Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека и освободиться от них всего труднее. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все, что в нем отражается.  Например, люди с трудом отказываются от однажды принятых и закреплённых догм, и новые факты стремятся подогнать под уже имеющиеся объяснения.

Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека и освободиться от них всего труднее. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все, что в нем отражается.

Например, люди с трудом отказываются от однажды принятых и закреплённых догм, и новые факты стремятся подогнать под уже имеющиеся объяснения.

Проверь себя 1) Каково классическое определение истины как философского понятия? 2) В чём выражается объективность истины? 3) Чем, по мнению эмпириков, обеспечивается истинность наших знаний? 4) Покажите познавательную и мировоззренческую ограниченность эмпиризма? 5) Каков главный критерий истины с позиций рационалистов? 6) В чём недостатки этого подхода? 7) Что включает в себя практика как критерий истины? 8) Раскройте возможности и границы использования критерия «практика» в оценке результатов познавательной деятельности. 9) Дайте определение понятию «абсолютная истина». 10) В чём выражается относительность добываемых нами истин? 11) Каковы, на взгляд философов и психологов, истоки человеческих заблуждений?

Проверь себя

1) Каково классическое определение истины как философского понятия?

2) В чём выражается объективность истины?

3) Чем, по мнению эмпириков, обеспечивается истинность наших знаний?

4) Покажите познавательную и мировоззренческую ограниченность эмпиризма?

5) Каков главный критерий истины с позиций рационалистов?

6) В чём недостатки этого подхода?

7) Что включает в себя практика как критерий истины?

8) Раскройте возможности и границы использования критерия «практика» в оценке результатов познавательной деятельности.

9) Дайте определение понятию «абсолютная истина».

10) В чём выражается относительность добываемых нами истин?

11) Каковы, на взгляд философов и психологов, истоки человеческих заблуждений?

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
Верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики, называется: а) истиной; б) догмой; в) понятием; г) суждением. Учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира: а) эмпиризм; б) рационализм; в) агностицизм; г) алогизм.
  • Верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики, называется:

а) истиной; б) догмой; в) понятием;

г) суждением.

  • Учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира:

а) эмпиризм; б) рационализм;

в) агностицизм; г) алогизм.

3. Критерий истины для рационалистов: а) опыт; б) разум; в) эксперимент; г) практика. 4.Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется: а) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной; г) относительной истиной.

3. Критерий истины для рационалистов:

а) опыт; б) разум; в) эксперимент;

г) практика.

4.Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется:

а) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;

г) относительной истиной.

5. Полное, исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем: А) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной; г) относительной истиной. 6. Научные истины, не создающие полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете и которые в процессе познания будут изменяться, углубляться новыми, называются: А) объективными; б) абсолютными; в) относительными; г) абстрактными.

5. Полное, исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем:

А) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;

г) относительной истиной.

6. Научные истины, не создающие полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете и которые в процессе познания будут изменяться, углубляться новыми, называются:

А) объективными; б) абсолютными;

в) относительными; г) абстрактными.

7. Расположите в правильной последовательности этапы любого исследования: 1) сбор материала 2) выработка гипотезы исследования 3) подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и т.п.) 4) выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) 5) поиск и предложение возможных вариантов решения 6) анализ и обобщение полученных данных. 8. Кто из ученых предложил использование термина «научные революции» для отображения коренных изменений в системе научных знаний: А) Т.Кун; б) Ф.Бэкон; в) Р.Декарт; г) Ф.Ницше.

7. Расположите в правильной последовательности этапы любого исследования:

1) сбор материала 2) выработка гипотезы исследования 3) подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и т.п.) 4) выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) 5) поиск и предложение возможных вариантов решения 6) анализ и обобщение полученных данных.

8. Кто из ученых предложил использование термина «научные революции» для отображения коренных изменений в системе научных знаний:

А) Т.Кун; б) Ф.Бэкон; в) Р.Декарт; г) Ф.Ницше.

9. «Гипотез не измышляю», - выражение, принадлежащее: А) И.Ньютону; б) В.Гилберу; в) Б.Спинозе; г) Д.Локку. 10. Вставьте пропущенное слово: «……. в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р.Декарт).

9. «Гипотез не измышляю», - выражение, принадлежащее:

А) И.Ньютону; б) В.Гилберу; в) Б.Спинозе; г) Д.Локку.

10. Вставьте пропущенное слово:

«……. в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р.Декарт).

Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.  Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009. Гульнара Равильевна Хамитова; Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ№ 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.
  • Источники
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
  • Гульнара Равильевна Хамитова;
  • Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ№ 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.
КЛЮЧИ К ТЕСТУ «Истина и ее критерии» А В Б Б В В 4,2,5,1,6,3 А А  Истина

КЛЮЧИ К ТЕСТУ «Истина и ее критерии»

  • А
  • В
  • Б
  • Б
  • В
  • В
  • 4,2,5,1,6,3
  • А
  • А
  • Истина


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!