СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, 10, профильный класс. Исторический процесс и его участники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Исторический процесс и его участники" предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание, 10, профильный класс. Исторический процесс и его участники»

Урок 33-35 Обществознание, профильный уровень  // Д.З: § 14, ?? (с.145), задания (с.146-147)  © А.И. Колмаков

Урок 33-35

Обществознание, профильный уровень

//

Д.З: § 14, ?? (с.145), задания (с.146-147)

© А.И. Колмаков

 рассмотреть подходы к изучению истории и общества;  развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;  осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;  способствовать выработке научной позиции учащихся.
  • рассмотреть подходы к изучению истории и общества;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке научной позиции учащихся.
Универсальные учебные действия Знать смысл и направленность исторического процесса, характеризовать роли его участников, типы социальной динамики, исследовать факторы изменения социума; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

Универсальные учебные действия

  • Знать смысл и направленность исторического процесса, характеризовать роли его участников, типы социальной динамики, исследовать факторы изменения социума; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
  • Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
 исторический процесс;  типы социальной динамики;  факторы социальных изменений;  субъекты исторического процесса;  философия истории;  эволюция;  революция;  реформа;  народные массы;  историческая личность.
  • исторический процесс;
  • типы социальной динамики;
  • факторы социальных изменений;
  • субъекты исторического процесса;
  • философия истории;
  • эволюция;
  • революция;
  • реформа;
  • народные массы;
  • историческая личность.
Изучение нового материала  Типы социальной динамики.  Факторы изменения социума.   Роль народа в историческом процессе.  Социальные группы и общественные объединения. Исторические личности  Вспомните. К ак решают философы вопрос о смысле и направленности общественного развития? В чем состоят различия формационного и цивилизационного подходов к проблеме развития общества?

Изучение нового материала

  • Типы социальной динамики.
  • Факторы изменения социума.
  • Роль народа в историческом процессе.
  • Социальные группы и общественные объединения.
  • Исторические личности

Вспомните. К ак решают философы вопрос о смысле и направленности общественного развития? В чем состоят различия формационного и цивилизационного подходов к проблеме развития общества?

1. Типы социальной динамики. Исторический процесс – «ход, условия и успехи человеческого общежития или же человечества в его развитии и результатах».   В.О. Ключевский Исторический процесс – «зерцало бытия и деятельность народов». Н.М. Карамзин Исторический процесс - это общество в динамике, т.е. в развитии, в движении, в изменении. Исторический процесс  – это последовательная череда, сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

1. Типы социальной динамики.

Исторический процесс – «ход, условия и успехи человеческого общежития или же человечества в его развитии и результатах». В.О. Ключевский

Исторический процесс – «зерцало бытия и деятельность народов». Н.М. Карамзин

  • Исторический процесс - это общество в динамике, т.е. в развитии, в движении, в изменении.
  • Исторический процесс – это последовательная череда, сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
«Картина всемирной истории и осознание ситуации в настоящее время определяют друг друга. Так же как я вижу целостность прошлого, я познаю и настоящее. Чем более глубоких пластов я достигаю в прошлом, тем интенсивнее я участвую в ходе настоящего.  К чему я принадлежу, во имя чего я живу – все это я узнаю в зеркале истории».
  • «Картина всемирной истории и осознание ситуации в настоящее время определяют друг друга. Так же как я вижу целостность прошлого, я познаю и настоящее.
  • Чем более глубоких пластов я достигаю в прошлом, тем интенсивнее я участвую в ходе настоящего.
  • К чему я принадлежу, во имя чего я живу – все это я узнаю в зеркале истории».
Diagram Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния  в другое, появление у них новых свойств,  функций, отношений. Постепенные непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. эволюция Коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества. Соц. революция Переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующего общественного строя. реформа

Diagram

Социальные изменения - это переход тех

или иных социальных объектов из одного состояния

в другое, появление у них новых свойств,

функций, отношений.

Постепенные непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.

эволюция

Коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества.

Соц.

революция

Переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующего общественного строя.

реформа

Исторический процесс – это общество в …

Исторический процесс – это общество в …

Социальное движение -типы социальной динамики. 3 1 2 Спиралевидный тип – ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но на новом уровне. Циклический тип- процесс возникновения, расцвета и распада социальных систем. Линейное движение- восходящая и нисходящая линия развития изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переход всей системы в новое состояние.

Социальное движение -типы социальной динамики.

3

1

2

Спиралевидный тип – ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но на новом уровне.

Циклический тип- процесс возникновения, расцвета и распада социальных систем.

Линейное движение- восходящая и нисходящая линия развития

  • изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переход всей системы в новое состояние.
Движущая сила исторического процесса-  ФАКТОРЫ

Движущая сила исторического процесса- ФАКТОРЫ

Фактор – причина, движущая сила исторического процесса. Что движет историческим процессом? П.2 параграф 14. Факторы изменения социума факторы Сущность взглядов природные духовные материальные техногенный комбинированный

Фактор – причина, движущая сила исторического процесса.

  • Что движет историческим процессом?
  • П.2 параграф 14.
  • Факторы изменения социума

факторы

Сущность взглядов

природные

духовные

материальные

техногенный

комбинированный

Словарь урока Эволюция - постепенные, непрерывные изменения, переходящее одно в другое без скачков и перерывов. Социальная революция- это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества. Реформа социальная - это переустройство какой- либо стороны общественной жизни при сохранении существующего общественного строя. Элита – сравнительно небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты.

Словарь урока

Эволюция - постепенные, непрерывные изменения, переходящее одно в другое без скачков и перерывов.

Социальная революция- это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества.

Реформа социальная - это переустройство какой- либо стороны общественной жизни при сохранении существующего общественного строя.

Элита – сравнительно небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты.

Влияние природных и исторических закономерностей Вращение Земли вокруг Солнца Землетрясения Изменения климата Природные и исторические землетрясения играют важную роль в развитии общества Определите исторические закономерности!

Влияние природных и исторических закономерностей

Вращение Земли вокруг Солнца

Землетрясения

Изменения климата

Природные и исторические землетрясения играют важную роль в развитии общества

Определите исторические закономерности!

Географические условия Первые крупные цивилизации древнего мира возникли в странах, имеющих достаточно тёплый климат Почти все крупные города находятся рядом с водными артериями (реками, озёрами, морями)

Географические условия

Первые крупные цивилизации древнего мира возникли в странах, имеющих достаточно тёплый климат

Почти все крупные города находятся рядом с водными артериями (реками, озёрами, морями)

Социальные группы

Социальные группы

Цель- защита  интересов группы

Цель- защита

интересов группы

 «Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени.  Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других.  Он решает научные задачи…, он указывает новые общественные нужды…, он берет на себя почин удовлетворения этих нужд.»

«Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени.

Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других.

Он решает научные задачи…, он указывает новые общественные нужды…, он берет на себя почин удовлетворения этих нужд.»

Политический или общественный деятель, действия которого оказывают индивидуальное воздействие на ход исторического процесса. Историческая личность Учёт особенностей исторического периода

Политический или общественный

деятель, действия которого

оказывают индивидуальное

воздействие на ход исторического

процесса.

Историческая

личность

Учёт особенностей исторического

периода

ЛИЧНОСТЬ Г.В. Плеханов В.О. Ключевский служит благу государства и народа, -умение вникнуть в условия жизни, -совестливость, -целесообразность действий.  -служит обществу, -видит дальше других, -хочет сильнее других, -берет на себя инициативу.

ЛИЧНОСТЬ

Г.В. Плеханов

В.О. Ключевский

служит благу государства и народа,

-умение вникнуть в

условия жизни,

-совестливость,

-целесообразность

действий.

-служит обществу,

-видит дальше

других,

-хочет сильнее

других,

-берет на себя

инициативу.

Выдающиеся исторические личности Будда Платон  Александр Македонский Пифагор  Конфуций Иисус Христос Мухаммед Сергий Радонежский М.В.Ломоносов Юлий Цезарь Мысли и дела выдающихся личностей повлияли на жизнь миллионов людей

Выдающиеся исторические личности

Будда

Платон

Александр Македонский

Пифагор

Конфуций

Иисус Христос

Мухаммед

Сергий Радонежский

М.В.Ломоносов

Юлий Цезарь

Мысли и дела выдающихся личностей повлияли на жизнь миллионов людей

Участники исторического процесса 1 народ 2 Социальные группы и объединения 3 Исторические личности К. Маркс: «Народ – творец истории.»

Участники исторического процесса

1

народ

2

Социальные группы и объединения

3

Исторические личности

К. Маркс: «Народ – творец истории.»

Общественное развитие – процесс, который может носить реформистский или революционный характер. Реформа Какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальный основы. Революция виды Коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания. Прогрессив-ные Регрессивные- (реакционные) виды Кратковре-менные Долговремен-ные

Общественное развитие – процесс, который может носить реформистский или революционный характер.

Реформа

Какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальный основы.

Революция

виды

Коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания.

Прогрессив-ные

Регрессивные-

(реакционные)

виды

Кратковре-менные

Долговремен-ные

Традиционное общество (Аграрная цивилизация)  Индустриальное общество Основной фактор производства Земля (с/х) Информационное общество (Постиндустриальная цивилизация) Капитал (промышленный)    Основной продукт производства  Пища Знания Пром. изделия  Черты производства  Ручной труд, внеэкономическое принуждение Механизмы, технологии; экономическое принуждение Услуги Автоматизация, компьютеризация; индустрия малых форм

Традиционное общество

(Аграрная цивилизация)

Индустриальное общество

Основной фактор производства

Земля (с/х)

Информационное общество

(Постиндустриальная цивилизация)

Капитал (промышленный)

Основной продукт производства

Пища

Знания

Пром. изделия

Черты производства

Ручной труд, внеэкономическое принуждение

Механизмы, технологии; экономическое принуждение

Услуги

Автоматизация, компьютеризация; индустрия малых форм

Характер труда индивидуальный стандартный Занятость населения с/х – 75% творческий с/х – 10%, пром. – 85% Основной вид экспорта с/х – 3%, пром. – 33%, услуги – 66% Сырьё Продукты производства Воздействие человека на природу Локальное, неконтролируемое, приспособление Услуги Глобальное, неконтролируемое, подчинение Глобальное, контролируемое, ресурсо- и энергосберегающие технологии

Характер труда

индивидуальный

стандартный

Занятость населения

с/х – 75%

творческий

с/х – 10%, пром. – 85%

Основной вид экспорта

с/х – 3%, пром. – 33%, услуги – 66%

Сырьё

Продукты производства

Воздействие человека на природу

Локальное, неконтролируемое, приспособление

Услуги

Глобальное, неконтролируемое, подчинение

Глобальное, контролируемое, ресурсо- и энергосберегающие технологии

Ритм деятельности Ритмы природы часы Социальная дифференциация Сословия, касты классы Социальная ценность Профессиональная, по уровню образования По происхождению За личные качества Формирование нравственных качеств Коллективизм, взаимопомощь Индивидуализм, прагматизм, общество потребления Человеческое общение как лекарство от эмоционального обеднения; разумная опора на традицию; борьба с гедонизмом

Ритм деятельности

Ритмы природы

часы

Социальная дифференциация

Сословия, касты

классы

Социальная ценность

Профессиональная, по уровню образования

По происхождению

За личные качества

Формирование нравственных качеств

Коллективизм, взаимопомощь

Индивидуализм, прагматизм, общество потребления

Человеческое общение как лекарство от эмоционального обеднения; разумная опора на традицию; борьба с гедонизмом

Тип личности созерцательный Секуляризация общественного сознания Общество регулировалось Традициями Сочетание разл. цивилизационных характеристик Законами Характеристика государства Законы, общечел-кие ценности Гос-во подчиняет себе об-во; стабильность, публичный авторитет публичной власти, иногда - теократическое Становление правового государства, гражданского общества

Тип личности

созерцательный

Секуляризация общественного сознания

Общество регулировалось

Традициями

Сочетание разл. цивилизационных характеристик

Законами

Характеристика государства

Законы, общечел-кие ценности

Гос-во подчиняет себе об-во; стабильность, публичный авторитет публичной власти, иногда - теократическое

Становление правового государства, гражданского общества

Проверь себя 1) В чём заключается смысл понятия «исторический процесс»? 2) Чем различаются существующие в науке представления о типах социальной динамики? 3) Каковы возможные варианты коренного, качественного обновления общества? 4) Какие факторы воздействуют на характер исторического процесса? 5) Какие участники исторического процесса являются движущими силами истории? 6) Как соотносятся в историческом процессе роли народных масс и выдающихся личностей?

Проверь себя

1) В чём заключается смысл понятия «исторический процесс»?

2) Чем различаются существующие в науке представления о типах социальной динамики?

3) Каковы возможные варианты коренного, качественного обновления общества?

4) Какие факторы воздействуют на характер исторического процесса?

5) Какие участники исторического процесса являются движущими силами истории?

6) Как соотносятся в историческом процессе роли народных масс и выдающихся личностей?

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
Тест. Исторический процесс и его участники.

Тест. Исторический процесс и его участники.

Тест. Исторический процесс и его участники.

Тест. Исторический процесс и его участники.

Тест. Исторический процесс и его участники.

Тест. Исторический процесс и его участники.

Тест. Исторический процесс и его участники.

Тест. Исторический процесс и его участники.

Тест. Исторический процесс и его участники.

Тест. Исторический процесс и его участники.

Тест. Исторический процесс и его участники.

Тест. Исторический процесс и его участники.

Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.  Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
  • Источники
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!