СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, 10, профильный класс. Онтология и теория познания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Онтология и теория познания" предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание, 10, профильный класс. Онтология и теория познания»

Обществознание, профильный уровень Урок 54-55 ОНТОЛОГИЯ  И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ  / Проблема познаваемости мира / Д.З: § 21, ?? (с.224), задания (с.224-226)  © ред. А.И. Колмаков

Обществознание, профильный уровень

Урок 54-55

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ / Проблема познаваемости мира /

Д.З: § 21, ?? (с.224),

задания (с.224-226)

© ред. А.И. Колмаков

раскрыть и осмыслить содержание ряда понятий и категорий познавательной деятельности: «знание», «позна­вательная деятельность», «онтология», «гносеология»,«чувственное познание», «рациональное познание», «ощущения», «восприятие», «представление», «понятие», «суждение», «агностицизм», «априор­ные идеи», «мыслительные операции», «абстрагирование»; ознакомить с особенностями познавательной деятельности; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических); способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
  • раскрыть и осмыслить содержание ряда понятий и категорий познавательной деятельности: «знание», «позна­вательная деятельность», «онтология», «гносеология»,«чувственное познание», «рациональное познание», «ощущения», «восприятие», «представление», «понятие», «суждение», «агностицизм», «априор­ные идеи», «мыслительные операции», «абстрагирование»;
  • ознакомить с особенностями познавательной деятельности;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Универсальные учебные действия Знать: характеристику познавательной деятельности, проблему познаваемости мира. Уметь: сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствие между существенными признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, различать факты и мнения, аргументы и выводы.

Универсальные учебные действия

  • Знать: характеристику познавательной деятельности, проблему познаваемости мира.
  • Уметь: сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствие между существенными признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, различать факты и мнения, аргументы и выводы.
 знание;  онтология;  гносеология;  познавательная деятельность;  чувственное познание, рациональное познание;  ощущение, восприятие, представление, понятие;  суждение;  агностицизм  априорные идеи;  мыслительные операции;  абстрагирование
  • знание;
  • онтология;
  • гносеология;
  • познавательная деятельность;
  • чувственное познание, рациональное познание;
  • ощущение, восприятие, представление, понятие;
  • суждение;
  • агностицизм
  • априорные идеи;
  • мыслительные операции;
  • абстрагирование
Изучение нового материала Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.  Вспомните. Какие органы чувств есть у человека? Как координируется их деятельность? Что такое сознание человека? Как оно связано с речью? Какова структура любой деятельности?

Изучение нового материала

  • Проблема познаваемости мира.
  • Понятие об агностицизме.
  • Познавательная деятельность.
  • Чувственное и рациональное познание.

Вспомните. Какие органы чувств есть у человека? Как координируется их деятельность? Что такое сознание человека? Как оно связано с речью? Какова структура любой деятельности?

«Знание — сила», — эти слова принадлежат английскому философу Ф. Бэкону (1561—1626 гг.). знания об окружающем мире и самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности; знания дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей и природных явлений; в знаниях спрессован многотысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей;  Особый тип знаний составляют наши представления и идеи о том, как формируется не знание отдельной предметной области, а наиболее общие принципы человеческого познания, его соотношение с реальным миром, граница между знанием и верой, пределы познавательных возможностей человека .

«Знание — сила», — эти слова принадлежат английскому философу Ф. Бэкону (1561—1626 гг.).

  • знания об окружающем мире и самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности;
  • знания дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей и природных явлений;
  • в знаниях спрессован многотысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей;

Особый тип знаний составляют наши представления и идеи о том, как формируется не знание отдельной предметной области, а наиболее общие принципы человеческого познания, его соотношение с реальным миром, граница между знанием и верой, пределы познавательных возможностей человека .

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ  Знать, ведать, разуметь-  значит обладать информацией ( совокупностью сведений) о тех или иных областях реальности.  Знание - это результат познания.  Познание - это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. « Я знаю только то, что ничего не знаю»

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ

Знать, ведать, разуметь- значит обладать информацией ( совокупностью сведений) о тех или иных областях реальности.

Знание - это результат познания.

Познание - это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

« Я знаю только то, что ничего не знаю»

Проблема познаваемости мира. Онтология ( ontos – сущее, logos – учение, греч.) -  учение о бытии, его структуре, свойствах, изменении и развитии. Основные онтологические вопросы: Есть ли в основании мира единая первооснова (вопрос о целостности мира) Есть ли в мире нечто существующее всегда (вопрос о пространственно-временной конечности мира) Структура познавательной деятельности  1 . Цель : получение знания о рассматриваемом предмете, его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами.  2. Средства : наблюдения, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в других науках, а также в ненаучном познании.  3 . Результат : получение достоверного знания об изучаемом предмете.

Проблема познаваемости мира.

Онтология ( ontos – сущее, logos – учение, греч.) -

учение о бытии, его структуре, свойствах, изменении и развитии.

Основные онтологические вопросы:

  • Есть ли в основании мира единая первооснова (вопрос о целостности мира)
  • Есть ли в мире нечто существующее всегда (вопрос о пространственно-временной конечности мира)

Структура познавательной деятельности

1 . Цель : получение знания о рассматриваемом предмете, его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами.

2. Средства : наблюдения, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в других науках, а также в ненаучном познании.

3 . Результат : получение достоверного знания об изучаемом предмете.

Проблема познаваемости мира. БЫТИЕ  Неизменная основа мира, причина всего. Не возникает, не исчезает − Предельно общее понятие о реальности; − То, что придает картине мира целостность и стабильность; − Не нуждающееся ни в каких основаниях, т.к. само по себе является основанием для всего существующего  СУЩЕЕ Совокупность многообразных вещей и явлений окружающего мира НЕ БЫТИЕ Полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто

Проблема познаваемости мира.

БЫТИЕ

Неизменная основа мира, причина всего. Не возникает, не исчезает

Предельно общее понятие о реальности;

То, что придает картине мира целостность и стабильность;

Не нуждающееся ни в каких основаниях, т.к. само по себе является основанием для всего существующего

СУЩЕЕ

Совокупность многообразных вещей и явлений окружающего мира

НЕ БЫТИЕ

Полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто

Эволюция представлений о материи в истории философии проблемы познания мира рассматриваются в разделе философии, названном гносеологией  Категория «бытие» — одна из центральных в философии. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, называется онтологией (от греч. слов «сущее» и «понятие», «учение»).

Эволюция представлений о материи в истории философии

проблемы познания мира рассматриваются в разделе философии, названном гносеологией

Категория «бытие» — одна из центральных в философии. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, называется онтологией (от греч. слов «сущее» и «понятие», «учение»).

Сущность и формы рационального познания Неразрывна связь отдельных форм чувственного и рационального познания.  Такие формы чувственного познания, как восприятие и представление, содержат элементы, присущие мышлению.   «Познание начинается с удивления». Аристотель

Сущность и формы рационального познания

Неразрывна связь отдельных форм чувственного и рационального познания.

Такие формы чувственного познания, как восприятие и представление, содержат элементы, присущие мышлению.

«Познание начинается с удивления». Аристотель

ВЫВОД Две стороны познания Пути приобретения знаний Объект познания Субъект познания Организованный Стихийный С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я Сенсуализм Чувственное познание (эмпирики) (с помощью пяти основных чувств) Восприятие Представление Ощущения Рациональное познание Рационализм (с помощью мышления, разума) (рационалисты) Суждение Понятие Умозаключение

ВЫВОД

Две стороны познания

Пути приобретения знаний

Объект познания

Субъект познания

Организованный

Стихийный

С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я

Сенсуализм

Чувственное познание

(эмпирики)

(с помощью пяти основных чувств)

Восприятие

Представление

Ощущения

Рациональное познание

Рационализм

(с помощью мышления, разума)

(рационалисты)

Суждение

Понятие

Умозаключение

Проверь себя 1) В чём заключается философский смысл категории «бытие»? 2) Что такое онтология? 3) Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания (сознания)? 4) Что изучает гносеология? 5) В чём смысл философского вопроса о познаваемости мира? 6) Какова структура познания как вида деятельности? 7) Как менялись представления о роли субъекта в познавательной деятельности? 8) Каковы основные формы чувственного познания? Дайте им краткую характеристику. 9) Раскройте роль и покажите границы чувственного познания в постижении мира. 10) Назовите основные формы рационального мышления. Кратко охарактеризуйте их. 11) В чём проявляется неразрывная связь чувственного и рационального познания?

Проверь себя

1) В чём заключается философский смысл категории «бытие»?

2) Что такое онтология?

3) Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания (сознания)?

4) Что изучает гносеология?

5) В чём смысл философского вопроса о познаваемости мира?

6) Какова структура познания как вида деятельности?

7) Как менялись представления о роли субъекта в познавательной деятельности?

8) Каковы основные формы чувственного познания? Дайте им краткую характеристику.

9) Раскройте роль и покажите границы чувственного познания в постижении мира.

10) Назовите основные формы рационального мышления. Кратко охарактеризуйте их.

11) В чём проявляется неразрывная связь чувственного и рационального познания?

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
1. Оцените с позиций научного знания приведенное ниже суждение о познавательном процессе. • Процесс познания является духовной активностью общества, направленной на постижение содержания природных и общественных закономерностей. Какие ошибки присутствуют в приведенном тексте? Найдите и исправьте их. Свои действия аргументируйте.

1. Оцените с позиций научного знания приведенное ниже суждение о познавательном процессе.

Процесс познания является духовной активностью общества, направленной на постижение содержания природных и общественных закономерностей.

Какие ошибки присутствуют в приведенном тексте? Найдите и исправьте их. Свои действия аргументируйте.

2. Ознакомьтесь с фрагментом статьи. В процессе познания чувственная сторона является исходной, определяющей и самодовлеющей. Рациональная сторона познания не имеет самостоятельного значения, а всего лишь систематизирует конкретные чувственные данные... Вопросы к документу.  1) С каким гносеологическим направлением вы бы связали утверждения, содержащиеся в приведенном отрывке? 2) В чём односторонность этих утверждений? 3) В каком направлении можно было бы исправить их, чтобы отразить диалектическое единство чувственной и рациональной сторон познания?

2. Ознакомьтесь с фрагментом статьи.

В процессе познания чувственная сторона является исходной, определяющей и самодовлеющей. Рациональная сторона познания не имеет самостоятельного значения, а всего лишь систематизирует конкретные чувственные данные...

Вопросы к документу. 

1) С каким гносеологическим направлением вы бы связали утверждения, содержащиеся в приведенном отрывке?

2) В чём односторонность этих утверждений?

3) В каком направлении можно было бы исправить их, чтобы отразить диалектическое единство чувственной и рациональной сторон познания?

3. Прочитайте текст. Мир невозможно познать потому, что: а) данные наших органов чувств недостаточно верны; б) впечатления от данных органов чувств складываются в картину, которая зависит от нашего прошлого опыта и его ошибок; в) наши мысли по поводу впечатлений, производимых органами чувств, несистематичны и не дают целостной, законченной картины. Эти мысли — наши, а другие люди имеют свои чувственные впечатления и свои мысли. Вопросы к документу.  К какому из философских направлений можно отнести позицию, изложенную в приведённом отрывке? Верно ли эта позиция отражает проблемы познания, представленные в истории человеческого общества и в философии? Аргументируйте свой ответ.

3. Прочитайте текст.

Мир невозможно познать потому, что:

а) данные наших органов чувств недостаточно верны;

б) впечатления от данных органов чувств складываются в картину, которая зависит от нашего прошлого опыта и его ошибок;

в) наши мысли по поводу впечатлений, производимых органами чувств, несистематичны и не дают целостной, законченной картины. Эти мысли — наши, а другие люди имеют свои чувственные впечатления и свои мысли.

Вопросы к документу. 

  • К какому из философских направлений можно отнести позицию, изложенную в приведённом отрывке?
  • Верно ли эта позиция отражает проблемы познания, представленные в истории человеческого общества и в философии? Аргументируйте свой ответ.
3. В настоящее время в каждой развитой стране существует система научно-исследовательских институтов, выполняющая задачи познания природы, общества и человека. Объясните, почему этих институтов очень много и их количество продолжает увеличиваться. Соответственно увеличиваются и ассигнования на научные исследования. Почему, как вы полагаете, научно-исследовательская работа в современном мире требует больших финансовых затрат?

3. В настоящее время в каждой развитой стране существует система научно-исследовательских институтов, выполняющая задачи познания природы, общества и человека.

Объясните, почему этих институтов очень много и их количество продолжает увеличиваться. Соответственно увеличиваются и ассигнования на научные исследования.

Почему, как вы полагаете, научно-исследовательская работа в современном мире требует больших финансовых затрат?

4. В стране  N ., имеющей 2 млн. населения, выделяется 50 млрд. условных единиц на обучение 2000 студентов, ординаторов и аспирантов в медицинских вузах и колледжах. В стране  Z ., имеющей 10 млн. населения, выделяется 5 млрд. тех же условных единиц на обучение 2,5 тыс. медиков разных уровней. В какой стране подготовка врачей и медицинских работников более основательна, учитывая расходы на дорогостоящую медицинскую технику? Аргументируйте свои расчеты.

4. В стране  N ., имеющей 2 млн. населения, выделяется 50 млрд. условных единиц на обучение 2000 студентов, ординаторов и аспирантов в медицинских вузах и колледжах.

В стране  Z ., имеющей 10 млн. населения, выделяется 5 млрд. тех же условных единиц на обучение 2,5 тыс. медиков разных уровней.

В какой стране подготовка врачей и медицинских работников более основательна, учитывая расходы на дорогостоящую медицинскую технику?

Аргументируйте свои расчеты.

5. Двое приятелей спорили о том, каким образом лучше достичь достоверного знания. Один утверждал, что для этого необходимо запастись новыми приборами для проведения экспериментов. Другой же полагал, что достоверное знание — результат практического применения тех знаний, которые получены наукой на предыдущих этапах познания. Кто из участников спора, по-вашему, прав? Аргументируйте ответ.

5. Двое приятелей спорили о том, каким образом лучше достичь достоверного знания.

Один утверждал, что для этого необходимо запастись новыми приборами для проведения экспериментов.

Другой же полагал, что достоверное знание — результат практического применения тех знаний, которые получены наукой на предыдущих этапах познания.

Кто из участников спора, по-вашему, прав? Аргументируйте ответ.

6. При обсуждении проблем познавательной деятельности на практическом занятии в учебной группе неожиданно возник спор по поводу важности проверки конкретно-чувственных данных и рациональных положений в процессе познания. Одни утверждали, что такая проверка должна состояться в ходе эксперимента. Другие горячо возражали, заявляя, что многие эксперименты в общественной жизни либо невозможны, либо граничат с издевательством. Смогли бы вы убедить спорящие стороны, если бы оказались на месте учителя? Какими аргументами вы бы при этом воспользовались? Дайте развернутый ответ.

6. При обсуждении проблем познавательной деятельности на практическом занятии в учебной группе неожиданно возник спор по поводу важности проверки конкретно-чувственных данных и рациональных положений в процессе познания.

Одни утверждали, что такая проверка должна состояться в ходе эксперимента. Другие горячо возражали, заявляя, что многие эксперименты в общественной жизни либо невозможны, либо граничат с издевательством.

Смогли бы вы убедить спорящие стороны, если бы оказались на месте учителя? Какими аргументами вы бы при этом воспользовались? Дайте развернутый ответ.

7. Соотношение чувственного и рационального познания в учебной деятельности. 8. Понятия и суждения в познавательной деятельности. 9. «Познание вещей позволяет дать им имена» (П. А. Флоренский (1882—1937) — русский философ). 10. Какую роль играет чувственное и рациональное познание в изучении школьниками физических явлений? а в познании общественных явлений?

7. Соотношение чувственного и рационального познания в учебной деятельности.

8. Понятия и суждения в познавательной деятельности.

9. «Познание вещей позволяет дать им имена» (П. А. Флоренский (1882—1937) — русский философ).

10. Какую роль играет чувственное и рациональное познание в изучении школьниками физических явлений? а в познании общественных явлений?

Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.  Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
  • Источники
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!