Обществознание, профильный уровень
Урок 54-55
ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ / Проблема познаваемости мира /
Д.З: § 21, ?? (с.224),
задания (с.224-226)
© ред. А.И. Колмаков
- раскрыть и осмыслить содержание ряда понятий и категорий познавательной деятельности: «знание», «познавательная деятельность», «онтология», «гносеология»,«чувственное познание», «рациональное познание», «ощущения», «восприятие», «представление», «понятие», «суждение», «агностицизм», «априорные идеи», «мыслительные операции», «абстрагирование»;
- ознакомить с особенностями познавательной деятельности;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Универсальные учебные действия
- Знать: характеристику познавательной деятельности, проблему познаваемости мира.
- Уметь: сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствие между существенными признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, различать факты и мнения, аргументы и выводы.
- знание;
- онтология;
- гносеология;
- познавательная деятельность;
- чувственное познание, рациональное познание;
- ощущение, восприятие, представление, понятие;
- суждение;
- агностицизм
- априорные идеи;
- мыслительные операции;
- абстрагирование
Изучение нового материала
- Проблема познаваемости мира.
- Понятие об агностицизме.
- Познавательная деятельность.
- Чувственное и рациональное познание.
Вспомните. Какие органы чувств есть у человека? Как координируется их деятельность? Что такое сознание человека? Как оно связано с речью? Какова структура любой деятельности?
«Знание — сила», — эти слова принадлежат английскому философу Ф. Бэкону (1561—1626 гг.).
- знания об окружающем мире и самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности;
- знания дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей и природных явлений;
- в знаниях спрессован многотысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей;
Особый тип знаний составляют наши представления и идеи о том, как формируется не знание отдельной предметной области, а наиболее общие принципы человеческого познания, его соотношение с реальным миром, граница между знанием и верой, пределы познавательных возможностей человека .
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
Знать, ведать, разуметь- значит обладать информацией ( совокупностью сведений) о тех или иных областях реальности.
Знание - это результат познания.
Познание - это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
« Я знаю только то, что ничего не знаю»
Проблема познаваемости мира.
Онтология ( ontos – сущее, logos – учение, греч.) -
учение о бытии, его структуре, свойствах, изменении и развитии.
Основные онтологические вопросы:
- Есть ли в основании мира единая первооснова (вопрос о целостности мира)
- Есть ли в мире нечто существующее всегда (вопрос о пространственно-временной конечности мира)
Структура познавательной деятельности
1 . Цель : получение знания о рассматриваемом предмете, его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами.
2. Средства : наблюдения, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в других науках, а также в ненаучном познании.
3 . Результат : получение достоверного знания об изучаемом предмете.
Проблема познаваемости мира.
БЫТИЕ
Неизменная основа мира, причина всего. Не возникает, не исчезает
− Предельно общее понятие о реальности;
− То, что придает картине мира целостность и стабильность;
− Не нуждающееся ни в каких основаниях, т.к. само по себе является основанием для всего существующего
СУЩЕЕ
Совокупность многообразных вещей и явлений окружающего мира
НЕ БЫТИЕ
Полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто
Эволюция представлений о материи в истории философии
проблемы познания мира рассматриваются в разделе философии, названном гносеологией
Категория «бытие» — одна из центральных в философии. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, называется онтологией (от греч. слов «сущее» и «понятие», «учение»).
Сущность и формы рационального познания
Неразрывна связь отдельных форм чувственного и рационального познания.
Такие формы чувственного познания, как восприятие и представление, содержат элементы, присущие мышлению.
«Познание начинается с удивления». Аристотель
ВЫВОД
Две стороны познания
Пути приобретения знаний
Объект познания
Субъект познания
Организованный
Стихийный
С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я
Сенсуализм
Чувственное познание
(эмпирики)
(с помощью пяти основных чувств)
Восприятие
Представление
Ощущения
Рациональное познание
Рационализм
(с помощью мышления, разума)
(рационалисты)
Суждение
Понятие
Умозаключение
Проверь себя
1) В чём заключается философский смысл категории «бытие»?
2) Что такое онтология?
3) Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания (сознания)?
4) Что изучает гносеология?
5) В чём смысл философского вопроса о познаваемости мира?
6) Какова структура познания как вида деятельности?
7) Как менялись представления о роли субъекта в познавательной деятельности?
8) Каковы основные формы чувственного познания? Дайте им краткую характеристику.
9) Раскройте роль и покажите границы чувственного познания в постижении мира.
10) Назовите основные формы рационального мышления. Кратко охарактеризуйте их.
11) В чём проявляется неразрывная связь чувственного и рационального познания?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
1. Оцените с позиций научного знания приведенное ниже суждение о познавательном процессе.
• Процесс познания является духовной активностью общества, направленной на постижение содержания природных и общественных закономерностей.
Какие ошибки присутствуют в приведенном тексте? Найдите и исправьте их. Свои действия аргументируйте.
2. Ознакомьтесь с фрагментом статьи.
В процессе познания чувственная сторона является исходной, определяющей и самодовлеющей. Рациональная сторона познания не имеет самостоятельного значения, а всего лишь систематизирует конкретные чувственные данные...
Вопросы к документу.
1) С каким гносеологическим направлением вы бы связали утверждения, содержащиеся в приведенном отрывке?
2) В чём односторонность этих утверждений?
3) В каком направлении можно было бы исправить их, чтобы отразить диалектическое единство чувственной и рациональной сторон познания?
3. Прочитайте текст.
Мир невозможно познать потому, что:
а) данные наших органов чувств недостаточно верны;
б) впечатления от данных органов чувств складываются в картину, которая зависит от нашего прошлого опыта и его ошибок;
в) наши мысли по поводу впечатлений, производимых органами чувств, несистематичны и не дают целостной, законченной картины. Эти мысли — наши, а другие люди имеют свои чувственные впечатления и свои мысли.
Вопросы к документу.
- К какому из философских направлений можно отнести позицию, изложенную в приведённом отрывке?
- Верно ли эта позиция отражает проблемы познания, представленные в истории человеческого общества и в философии? Аргументируйте свой ответ.
3. В настоящее время в каждой развитой стране существует система научно-исследовательских институтов, выполняющая задачи познания природы, общества и человека.
Объясните, почему этих институтов очень много и их количество продолжает увеличиваться. Соответственно увеличиваются и ассигнования на научные исследования.
Почему, как вы полагаете, научно-исследовательская работа в современном мире требует больших финансовых затрат?
4. В стране N ., имеющей 2 млн. населения, выделяется 50 млрд. условных единиц на обучение 2000 студентов, ординаторов и аспирантов в медицинских вузах и колледжах.
В стране Z ., имеющей 10 млн. населения, выделяется 5 млрд. тех же условных единиц на обучение 2,5 тыс. медиков разных уровней.
В какой стране подготовка врачей и медицинских работников более основательна, учитывая расходы на дорогостоящую медицинскую технику?
Аргументируйте свои расчеты.
5. Двое приятелей спорили о том, каким образом лучше достичь достоверного знания.
Один утверждал, что для этого необходимо запастись новыми приборами для проведения экспериментов.
Другой же полагал, что достоверное знание — результат практического применения тех знаний, которые получены наукой на предыдущих этапах познания.
Кто из участников спора, по-вашему, прав? Аргументируйте ответ.
6. При обсуждении проблем познавательной деятельности на практическом занятии в учебной группе неожиданно возник спор по поводу важности проверки конкретно-чувственных данных и рациональных положений в процессе познания.
Одни утверждали, что такая проверка должна состояться в ходе эксперимента. Другие горячо возражали, заявляя, что многие эксперименты в общественной жизни либо невозможны, либо граничат с издевательством.
Смогли бы вы убедить спорящие стороны, если бы оказались на месте учителя? Какими аргументами вы бы при этом воспользовались? Дайте развернутый ответ.
7. Соотношение чувственного и рационального познания в учебной деятельности.
8. Понятия и суждения в познавательной деятельности.
9. «Познание вещей позволяет дать им имена» (П. А. Флоренский (1882—1937) — русский философ).
10. Какую роль играет чувственное и рациональное познание в изучении школьниками физических явлений? а в познании общественных явлений?
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
- Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.