СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, 10 профильный класс. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания" предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«обществознание, 10 профильный класс. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания.»

Урок13-14 Обществознание, профильный уровень Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания Д.З: § 5-6, ?? (с.65), задания (с.6-66)  © А.И. Колмаков

Урок13-14

Обществознание, профильный уровень

Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания

Д.З: § 5-6, ?? (с.65), задания (с.6-66)

© А.И. Колмаков

 познакомить с особенностями профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля;  выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля;  охарактеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля;  развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;  осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;  способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
  • познакомить с особенностями профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля;
  • выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля;
  • охарактеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Универсальные учебные действия Знать  особенности профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля; выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля; уметь: характеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение

Универсальные учебные действия

  • Знать особенности профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля; выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля; уметь: характеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
  • Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение
 «профессия»;  «должность»;  «профессия социально-гуманитарного профиля»;  «профессиограмма»;  Вспомните! Какие крупные общественные разделения труда происходили в истории человечества? Когда и почему появился рынок труда? Каковы его особенности? Какие профессии социально-гуманитарного профиля вам известны?
  • «профессия»;
  • «должность»;
  • «профессия социально-гуманитарного профиля»;
  • «профессиограмма»;

Вспомните! Какие крупные общественные разделения труда происходили в истории человечества? Когда и почему появился рынок труда? Каковы его особенности? Какие профессии социально-гуманитарного профиля вам известны?

Изучение нового материала 1. Общественные потребности и мир профессий. 2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. 3. Мотивы выбора профессии. 4. Особенности профессий социально-гуманитарного профиля.  Однажды прохожий увидел, как несколько человек несут тяжелые камни. Подошёл он к одному и спросил: «Что ты делаешь?» - «Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой». С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ: «Деньги зарабатываю». А третий на этот же вопрос ответил: «Строю Шартрский собор!» - О чем эта притча? - Как ты ее понимаешь? - Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?

Изучение нового материала

1. Общественные потребности и мир профессий.

2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.

3. Мотивы выбора профессии.

4. Особенности профессий социально-гуманитарного профиля.

Однажды прохожий увидел, как несколько человек несут тяжелые камни. Подошёл он к одному и спросил: «Что ты делаешь?» - «Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой».

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ: «Деньги зарабатываю».

А третий на этот же вопрос ответил: «Строю Шартрский собор!»

- О чем эта притча?

- Как ты ее понимаешь?

- Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?

        Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной связи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии.  Общественные потребности и мир профессий Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда Мотивы выбора профессии Особенности профессий социально-гуманитарной направленности Профессия ПОЛИТОЛОГ Профессия СОЦИОЛОГ Профессия ПСИХОЛОГ Профессия ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

        Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной связи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии.

  • Общественные потребности и мир профессий
  • Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда
  • Мотивы выбора профессии
  • Особенности профессий социально-гуманитарной направленности
  • Профессия ПОЛИТОЛОГ
  • Профессия СОЦИОЛОГ
  • Профессия ПСИХОЛОГ
  • Профессия ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
Увеличение объёма знаний, возрастание требований общества к результатам  труда более 20 тысяч профессий  род трудовой деятельности,  занятий, требующих определенной подготовки ПРОФЕССИЯ  ЭТО Например:  профессия  — учитель, специальность  —русский язык и литература, должность  — директор школы. Специальность  - вид трудовой Должность  - трудовой пост,  деятельности, более узкий, чем профессия, определяет вид трудовой деятельности в  рамках профессии связанный с определённым  кругом обязанностей и  полномочий

Увеличение объёма знаний,

возрастание требований

общества к результатам

труда

более 20 тысяч

профессий

род трудовой деятельности,

занятий, требующих

определенной подготовки

ПРОФЕССИЯ

ЭТО

Например: профессия  — учитель, специальность  —русский язык и литература, должность  — директор школы.

Специальность - вид трудовой

Должность - трудовой пост,

деятельности, более узкий,

чем профессия, определяет

вид трудовой деятельности в

рамках профессии

связанный с определённым

кругом обязанностей и

полномочий

Качество образования Условия успешного трудоустройства   Наличие стажа работы Владение  практическими навыками  Коммуникативные  умения  Профессиограмма -  описание профессии, даёт информацию как о её особенностях, так и об особенностях профессиональной деятельности.

Качество

образования

Условия

успешного

трудоустройства

Наличие

стажа

работы

Владение

практическими

навыками

Коммуникативные

умения

Профессиограмма - описание профессии, даёт информацию как о её особенностях, так и об особенностях профессиональной деятельности.

1. Резюме должно иметь выраженную структуру и простой язык изложения, чтобы у работодателя ушло минимум времени на просмотр резюме и принятие решения. В тексте должны бросаться в глаза ваши ключевые способности, достижения, опыт.

2. Резюме должно быть правильно оформленным , важно, чтобы при его чтении не рассеивалось внимание. Необходимо сочетать аккуратные промежутки, ровные поля и не пренебрегать абзацами. Печатать резюме лучше на лазерном принтере - так ваш текст будет выглядеть более презентабельно.

3. Резюме должно быть кратким . Оптимальный объем -1 страница. Останавливайтесь подробно на опыте за последние 5-7 лет. Обязательно излагайте смысл грамотно, избегайте второстепенных деталей.

4. Резюме должно быть продуманным , его содержание должно полностью соответствовать направлению работы, на которую вы претендуете. Если вы можете занимать разные должности, отправляйте несколько резюме.

5. Резюме должно быть доказательным . Приведите результаты последней работы, используя числа и проценты; покажите реальный результат вашей деятельности.

6. Резюме должно быть точным . Остерегайтесь общих мест и лишних определений.

7. Резюме должно быть аккуратным . Указывая на свой положительный опыт, не заговаривайтесь, не хвастайте.

8. Резюме должно быть внешне привлекательным . Используйте качественную бумагу, желательно кремовую или белую. Шрифт должен быть хорошо читаемым, как правило, в диапазоне от 12 до 14 пунктов.

9. Резюме должно быть простым . Не увлекайтесь графическими рисунками, вычурными рамками, виньетками и прочей ерундой. Ни в коем случае не усложняйте текст аббревиатурами, которые, кстати, могут быть неизвестны работодателю. Полностью пишите названии школ, институтов и городов.

10. Резюме должно быть энергичным . Используйте глаголы действия, характеризуя свой опыт: «устроил» «организовал», «наладил» и пр.

11. Резюме должно быть корректным . Пользуйтесь краткими фразами и не увлекайтесь длинными словосочетаниями. Употребляя при необходимости специфические технические термины, позаботьтесь, чтобы они были понятны неспециалистам.

12. Резюме должно быть безупречным . Не доверяйте компьютерному редактору. Обязательно перечитайте текст вслух, чтобы убедиться в отсутствии ошибок и двусмысленностей.

13. Резюме должно быть читабельным. Помните, что неразборчивое резюме чаще всего остается непрочитанным.

14. Резюме должно быть официальным . Не перегружайте его данными личного характера, а именно: сведениями о родственниках, вашем весе, росте, здоровье. Ни в коем случае не прилагайте к резюме свою фотографию (кроме тех случаев, когда это требует работодатель).

15. Резюме должно быть законченным . Работодатели отлично понимают, что если они затребуют рекомендации, то вы их предоставите. Поэтому не пишите в резюме: «Рекомендации прилагаются».

Мотивы выбора профессии Внешние  Внутренние   1) престижность и знаковость профессии; 2) заработок; 3) возможность продвижения по службе  1)общественная и личная значимость профессии;  2)удовлетворение, которое  приносит профессия; 3)возможность общения;  4)возможность руководства другими людьми

Мотивы выбора

профессии

Внешние

Внутренние

1) престижность и

знаковость профессии;

2) заработок;

3) возможность

продвижения

по службе

1)общественная и личная

значимость профессии;

2)удовлетворение, которое

приносит профессия;

3)возможность общения;

4)возможность руководства

другими людьми

наличие способностей; престижность профессии; материальная обеспеченность; привлекательность содержания образования; желание родителей; традиции семьи; интерес к данной профессии. советы молодым людям, которые выбирают будущую профессию: 1. Необходимо убедиться в том, что при выборе профессии вы не ошиблись в оценке собственных способностей и потребностей . 2. Вы должны хорошо себе представлять, где ваши знания впоследствии вам пригодятся, где они будут востребованы . 3. Выбирая будущую профессию, вы должны хорошо знать, чем вам придется заниматься, т. е. представлять круг ваших обязанностей, плюсы и минусы будущей работы . 4. Соотнесите понравившуюся вам специальность с общественными потребностями общества.
  • наличие способностей;
  • престижность профессии;
  • материальная обеспеченность;
  • привлекательность содержания образования;
  • желание родителей;
  • традиции семьи;
  • интерес к данной профессии.

советы молодым людям, которые выбирают будущую профессию:

1. Необходимо убедиться в том, что при выборе профессии вы не ошиблись в оценке собственных способностей и потребностей .

2. Вы должны хорошо себе представлять, где ваши знания впоследствии вам пригодятся, где они будут востребованы .

3. Выбирая будущую профессию, вы должны хорошо знать, чем вам придется заниматься, т. е. представлять круг ваших обязанностей, плюсы и минусы будущей работы .

4. Соотнесите понравившуюся вам специальность с общественными потребностями общества.

Группа профессий Примеры  Человек—природа Биологи, физики, геологи  Человек-техника Инженеры, конструкторы, водители  Человек-человек Учителя, психологи, журналисты  Человек-знаковая система Филологи, программисты, статистики  Человек-художественный образ Художники, актеры, поэты, музыканты

Группа профессий

Примеры

Человек—природа

Биологи, физики, геологи

Человек-техника

Инженеры, конструкторы, водители

Человек-человек

Учителя, психологи, журналисты

Человек-знаковая система

Филологи, программисты, статистики

Человек-художественный образ

Художники, актеры, поэты, музыканты

Социально-гуманитарные знания  – это Система «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» знания о человеке и общественных отношениях, о том, что окружает человека, что оказывает влияние на развитие как человека, так и общества Качества, необходимые в социально-гуманитарной сфере Умение общаться с людьми Эмпатия – ( коммуникативные способности);  умение поставить себя  на место другого личные качества: (уважение, толерантность и т.д.); творчество , способность к импровизации; хорошие знания из смежных областей; эмпатия; постоянное  самообразование; умение неординарно мыслить .

Социально-гуманитарные знания – это

Система

«ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

знания о человеке и общественных

отношениях, о том, что окружает

человека, что оказывает влияние

на развитие как человека, так

и общества

Качества, необходимые в

социально-гуманитарной сфере

  • Умение общаться с людьми

Эмпатия

( коммуникативные способности);

умение

поставить себя

на место другого

  • личные качества: (уважение,

толерантность и т.д.);

  • творчество , способность к импровизации;
  • хорошие знания из смежных областей;
  • эмпатия;
  • постоянное самообразование;
  • умение неординарно мыслить .
определите особенности профессий социально-гуманитарного профиля: библиотекаря, журналиста, социолога, учителя гуманитарных дисциплин, философа, прокурора, адвоката, политолога, лингвиста, литературоведа, археолога, экскурсовода, переводчика и т. д. Используйте следующий план – это и будет профессиограммой: 1. Круг обязанностей. 2. Необходимые способности и черты характера, необходимые для данной профессии. 3. Плюсы профессии. 4. Минусы профессии. 5. Возможные трудности. 6. Особенности профессиональной деятельности.

определите особенности профессий социально-гуманитарного профиля: библиотекаря, журналиста, социолога, учителя гуманитарных дисциплин, философа, прокурора, адвоката, политолога, лингвиста, литературоведа, археолога, экскурсовода, переводчика и т. д.

Используйте следующий план – это и будет профессиограммой:

1. Круг обязанностей.

2. Необходимые способности и черты характера, необходимые для данной профессии.

3. Плюсы профессии.

4. Минусы профессии.

5. Возможные трудности.

6. Особенности профессиональной деятельности.

Урок13-14-15 Обществознание, профильный уровень Д.З: повторить § 1-6 по ?? (с.69-70)  © А.И. Колмаков

Урок13-14-15

Обществознание, профильный уровень

Д.З: повторить § 1-6 по ?? (с.69-70)

© А.И. Колмаков

Политология Теоретическая политология : Прикладная политология :   природа власти, её назначение в обществе, теория политических партий, политического лидерства и т. д.  проблемы политического маркетинга,  политического консалтинга, политической рекламы Политический маркетинг  – разработка и проведение в жизнь различных политических акций, которые способствуют продвижению политических идей Политический консалтинг  - это консультации на стадиях подготовки, запуска и проведения политических проектов

Политология

Теоретическая политология :

Прикладная политология :

природа власти,

её назначение

в обществе, теория

политических партий,

политического лидерства

и т. д.

проблемы

политического

маркетинга,

политического

консалтинга,

политической рекламы

Политический маркетинг – разработка и проведение

в жизнь различных политических акций, которые

способствуют продвижению политических идей

Политический консалтинг - это консультации на стадиях

подготовки, запуска и проведения политических проектов

Социолог  – специалист, который собирает и обрабатывает многообразную информацию о различных сторонах общественной жизни теоретическая социология прикладная социология Исследование проблем социальных групп, классов, слоев; Изучение проблем межличностных и межгрупповых взаимодействий, различных социальных конфликтов  Опрос общественного мнения Составление анкет

Социолог – специалист, который собирает и

обрабатывает многообразную информацию о

различных сторонах общественной жизни

теоретическая

социология

прикладная

социология

  • Исследование проблем социальных групп, классов, слоев;
  • Изучение проблем межличностных и межгрупповых взаимодействий, различных социальных конфликтов
  • Опрос общественного мнения
  • Составление анкет
Психология теоретическая С. Рубинштейн Л. Выготский анкетирование, тестирование, наблюдения и т. д. прикладная Помощь людям, разрешение конфликтных ситуаций и т. д.

Психология

теоретическая

С. Рубинштейн

Л. Выготский

анкетирование,

тестирование,

наблюдения и т. д.

прикладная

Помощь людям,

разрешение

конфликтных

ситуаций и т. д.

Преподаватель и социальный педагог сложность, многогранность работы в разных по содержанию, форме и деятельности социальных группах; творчество; знание психологии, педагогики, социологии; личностные качества: чуткость, деликатность, терпимость

Преподаватель и социальный педагог

  • сложность, многогранность работы в разных по содержанию, форме и деятельности социальных группах;
  • творчество;
  • знание психологии, педагогики, социологии;
  • личностные качества: чуткость, деликатность, терпимость
Социальные педагоги  Осуществление социальной защиты детей, оказавшихся в сложной ситуации Специалисты по соц. работе  организация общественной защиты прав несовершеннолетних правонарушителей,  консультирование по вопросам социальной защиты, подготовка материалов по лишению родительских прав или об ограничении в родительских правах

Социальные педагоги

Осуществление социальной защиты детей, оказавшихся в сложной ситуации

Специалисты по соц. работе

организация общественной защиты прав несовершеннолетних правонарушителей,

консультирование по вопросам социальной защиты, подготовка материалов по лишению родительских прав или об ограничении в родительских правах

Проверь себя - Что такое «профессия»? Чем профессия отличается от специальности? Покажите эти различия на примерах. Какая из обсуждаемых профессий вам понравилась больше всего? Почему? - Сегодня многие молодые люди на первое место ставят материальные стимулы при выборе будущей профессии. Вопрос этот, к сожалению, не нов... Послушайте притчу и прокомментируйте ее. Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. На деньги можно купить: • постель - но не сон; • еду - но не аппетит; • лекарства - но не здоровье; • слуг - но не друзей; • женщин - но не любовь; • жилище - но не домашний очаг; • развлечения - но не радость; • учителей - но не ум. И даже то, что названо, не исчерпывает списка. - Охарактеризуйте общественные блага, которые дает образование. Докажите, что эти блага имеют значимость для каждого человека. - Чем вы можете объяснить, что профессия преподавателя имеет очень низкий рейтинг в профессиональных предпочтениях выпускников?

Проверь себя

- Что такое «профессия»? Чем профессия отличается от специальности? Покажите эти различия на примерах. Какая из обсуждаемых профессий вам понравилась больше всего? Почему?

- Сегодня многие молодые люди на первое место ставят материальные стимулы при выборе будущей профессии. Вопрос этот, к сожалению, не нов... Послушайте притчу и прокомментируйте ее.

Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. На деньги можно купить:

постель - но не сон;

еду - но не аппетит;

лекарства - но не здоровье;

слуг - но не друзей;

женщин - но не любовь;

жилище - но не домашний очаг;

развлечения - но не радость;

учителей - но не ум.

И даже то, что названо, не исчерпывает списка.

- Охарактеризуйте общественные блага, которые дает образование. Докажите, что эти блага имеют значимость для каждого человека.

- Чем вы можете объяснить, что профессия преподавателя имеет очень низкий рейтинг в профессиональных предпочтениях выпускников?

Проверь себя

1. Назовите профессии, появившиеся совсем недавно, но просуществовавшие очень недолго. Проанализируйте причины, приведшие к их ранней «смерти».

2. Опираясь на знания обществоведческого курса и знания истории, раскройте причины актуализации проблемы выбора профессии в XX в.

3. Охарактеризуйте общественные блага, которые дает образование. Докажите, что эти блага имеют значимость для каждого человека.

4. Чем вы можете объяснить, что профессия преподавателя имеет очень низкий рейтинг в профессиональных предпочтениях выпускников?

5. Ученые утверждают, что образование и правильно выбранная профессия позволяют человеку быть социально мобильным. Докажите связь профессионального выбора и личной мобильности. Объясните, какое значение для человека имеет возможность мобильности.

6. В параграфе дана профессиограмма лишь небольшого количества профессий. Составьте профессиограмму любых двух профессий: журналист, психолог, телеведущий, искусствовед, экскурсовод, воспитатель детского сада.

7. Как, по-вашему, в чем причины конкурентной борьбы на рынке профессионального образования? Какое влияние эта конкуренция оказывает на качество образовательных услуг? Используя знания обществоведческого курса и опираясь на свой жизненный опыт, сформулируйте критерии, которые следует учитывать абитуриенту при выборе учебного заведения.

8. Опираясь на знания литературы, приведите примеры литературных героев, причиной драмы которых стала их невостребованность.

9. В параграфе говорится, что, работая в разных сферах профессиональной деятельности, специалист обогащает свои знания и совершенствует свою профессиональную деятельность. Докажите правильность этого утверждения.

10. В параграфе говорится о том, что обществознание является необходимым учебным предметом для гуманитария. Опираясь на материал § 2—3, определите, что дают знания философии, социологии, политологии, социальной психологии для выбранной вами профессии.

Что такое профессия? Чем профессия отличается от специальности? Покажите эти различия на примерах. Каковы плюсы и минусы профессии научного работника? Чем привлекательна профессия преподавателя? Что объединяет характер прикладной деятельности социологов, политологов, психологов?
  • Что такое профессия?
  • Чем профессия отличается от специальности? Покажите эти различия на примерах.
  • Каковы плюсы и минусы профессии научного работника?
  • Чем привлекательна профессия преподавателя?
  • Что объединяет характер прикладной деятельности социологов, политологов, психологов?
рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!