Обществознание, профильный уровень
Урок 63-64
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Д.З: § 25, ?? (с.267),
задания (с.267-268)
© ред. А.И. Колмаков
- содействовать осознанию форм и методов социального научного познания;
- продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Универсальные учебные действия
- Знать: сущность и особенности научного познания, познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания.
- Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы.
- научное социальное знание;
- методы социального познания;
- обыденное знание;
- социальный факт, смысл, ценности, интерпретация, понимание;
- идеальный тип;
- культурный контекст;
- конкретно-исторический подход
Изучение нового материала
- Научное познание природы и общества.
- Основные принципы научного социального познания.
- Идеальный тип — инструмент научного социального познания.
- Обыденное и научное социальное знание.
- Социальные науки и гуманитарное знание.
Вспомните. В чём состоит отличие социальных наук от наук о природе? Каковы особенности деятельности в духовной сфере?
Материальный мир =
природа
общество
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Естественнонаучное познание
Социальное познание
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
6
комплекс дисциплин, объектом которых является общество
6
Отличия естествознания от обществознания:
Параметры
Естествознание
1. Предмет изучения
Обществознание
Природа и человек в ней
2. Цели изучения
Общество и человек в нем
Получение достоверных знаний о явлениях и процессах в живой и неживой природе, раскрытие объективных законов ее развития, расширение знаний о биологической природе человека
3. Методы изучения
Получение достоверных знаний об обществе на основе закономерностей и тенденций его развития, о социальной сущности человека, процессе его социализации
Наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез, анализ, моделирование опыта и др.
4.Позиция исследователя, ее влияние на результат
Наблюдение, анализ документов, реконструкция прошлого, социологические опросы и др.
Результат изучения носит объективный характер, а приборы и оборудование играют вспомогательную роль
Позиция исследователя очень важна, так как в оценках он опирается на собственный социальный опыт и часто вынужден учитывать интересы общности, к которой принадлежит
Характеристика социального познания:
Общее с естествознанием
Особенное
1. Чувственное и рациональное познание
1. S и О совпадает
Включенность исследователя в изучаемые процессы
2. Проблема объективности и истинности знаний
2.Сложность изучаемого объекта (множество различных событий, процессов; действуют люди) Множественность мнений об одних и тех же событиях
3. Выдвигаются гипотезы, разрабатываются теории
3. Ограниченность методов
4. Ставятся эксперименты
- Имеются ли особенности в деятельности учёных, изучающих природу и общество?
Какие мнения по этому поводу предложены в нашем учебнике?
- Назовите сторонников каждого пути.
Принципы научного социального познания
Принципы научного социального познания
принципы
сущность
Руководство научными методами
Опора на факты.
Строгость и однозначность теоретических понятий.
Доказательность рассуждений.
Логическая непротиворечивость рассуждений.
Объективность научных выводов.
« Участвующее наблюдение»
Способность сопереживания, сочувствия.
Способность увидеть и почувствовать так как видят и чувствуют другие.
« Соблюдение дистанции к объекту»
Быть предельно внимательным к предпосылкам своего мышления, которые взяты из собственной жизни, из традиций образования, воспитания и научной школы.
Конкретно-исторический подход
Полнота описания особенностей изучаемого объекта.
Рассмотрение социального явления в его историческом развитии и культурном контексте во взаимосвязи с другими социальными явлениями.
Выбор значимого в явлении
Интерпретация социального факта, оценка учёным его роли в происходящем
Инструмент научного социального познания
Идеальный тип- инструмент научного социального познания
Образ идеального типа позволяет:
- запечатлеть важнейшие, устойчиво повторяющиеся черты субъекта определённой эпохи;
- выйти за рамки имеющейся ситуации и описать типичные характеристики;
- Получить знания об отношениях больших групп людей;
- заглянуть в будущее.
Идеальный тип как инструмент социального анализа
Не является описанием поведения конкретного человека
Это персонаж научной картины социального прогресса
- рассматривать социальную действительность в развитии (предыстория события, как возникает, видоизменение, этапы и т. п.);
- изучать общественные явления в многообразных связях;
- выявлять общее и особенное на основе изучения конкретных процессов в конкретных исторических условиях.
КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Изучать в контексте конкретных исторических условий, выделяя общее и особенное
Изучать общественные явления в многообразных
связях и развитии
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Конкретная страна, конкретные условия, определённое время
КАК? ПОЧЕМУ? В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО? ПОСЛЕ ЧЕГО?
16
Познание общества начинается с восприятия социальных фактов
Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать !
Факт (лат. faktum - сделанное, свершившееся) – действительное реальное событие или явление ; то, что существует, происходит или происходило
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТЫ
НАУЧНЫЕ ФАКТЫ – научные знания, зафиксированные особым способом
событие, имевшее место, может быть не зафиксировано
16
НАУЧНАЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ!!!
Как учёный обществовед работает с фактами?
Сбор социальных фактов
Систематизация и отбор
Толкование, объяснение, раскрытие смысла (научное понятие, связи, конкретная ситуация )
Интерпретация
Оценка факта -собственное отношение + или –
«НЕ выносить приговор, а понять»
16
Проверь себя
- В чём состоит своеобразие социального знания в сравнении с естественно-научным? Чем отличается объективность естественно-научного, социального и гуманитарного знания?
- Можно ли отождествить факт социальной науки с событием, с тем, что случилось в жизни?
- В чём состоит проблема интерпретации текста, поступка, исторического документа? Что значит правильное понимание? Можно ли достичь единственно правильного понимания?
- Чем отличается идеальный тип от художественного образа? Можно ли считать идеальный тип научным описанием конкретного человека?
- Согласны ли вы с утверждением, что обыденное знание ошибочно, а научное истинно? Зачем нужно изучать общественное мнение?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Источники
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
- Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
- Блинова О. В., Учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ № 76» г. Пермь
- Хамитова Гульнара Равильевна
- Сафонова Н.С., учитель обществознания и истории. Лицей №7, г. Саяногорск, Республика Хакасия
- Матвеева Светлана Владимировна
1. Что включают учёные в понятие человеческого знания?
а) результат познавательной деятельности человека;
б) деятельность, в результате которой создается новое;
в) социальные потребности человека;
г) результат любой творческой деятельности человека.
2. Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?
а) мифы и легенды о сотворении мира;
б) теория относительности;
в) закон всемирного тяготения;
г) закон соответствия спроса и предложения.
3. Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?
а) открытие Архимедом выталкивающей силы;
б) миф о сотворении человека из глины;
в) гипотеза Птолемея о шарообразности Земли;
г) закон сохранения и превращения энергии.
4. Что из перечисленного относится к научным знаниям?
а) библейская легенда о сотворении мира;
б) предание о Великом потопе;
в) находки археологов клинописного архива цивилизации шумеров;
г) сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами.
5. Что из перечисленного относится к научным знаниям?
а) представление о мире, стоящем на трех китах;
б) расшифровка египетских иероглифов;
в) предание о Ноевом ковчеге;
г) библейская легенда о сотворении человека из глины.
6. К чувственному познанию относится:
а) суждение;
б)восприятие;
в) ощущение;
г) наблюдение.
7. Что из названного является этапом чувственного познания?
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) представление;
г) гипотеза.
8. К рациональному познанию относится:
а) суждение;
б)восприятие;
в) ощущение;
г) наблюдение.
9. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно:
а) разделяется большинством людей;
б) соответствует познаваемому объекту;
в) не противоречит предшествующим представлениям;
г) использует только формы рационального познания.
10. Что понимают ученые под абсолютной истиной?
а) исчерпывающее, точное знание об объекте исследования;
б) объективные знания об объекте, достигнутые на определенном этапе познания;
в) знание, осуществляемое только при помощи художественных образов;
г) знание, полученное в результате применения только форм рационального познания.
11. Утверждение «Физическое тело, погруженное в воду, равно массе вытесненной воды» является примером:
а)научного знания;
б) обыденного знания;
в) мифологического знания;
г) народной мудрости.
12. Высказывание «Век живи - век учись» является примером:
а) научного знания;
б) народной мудрости;
в) мифологического знания;
г) паранаучного знания.
13. Наука, изучающая закономерности хозяйственной деятельности человека, это:
а) история;
б) политология;
в) экономика;
г) психология.
14. Наукой, изучающей поведение человека в обществе, является:
а) социальная психология;
б) история;
в) философская антропология;
г) социология.
15. Какой из названных признаков характерен исключительно для социального познания?
а) преобладание эксперимента как способа получения знания;
б) возможность получения достоверного знания;
в) возможность получения субъективной оценки;
г) обусловлено интересами познающего субъекта;
16. К особенностям социального познания относятся:
а) совпадение объекта и субъекта познания;
б) в качестве объекта познания выступает общество;
в) значительная степень субъективности;
г) преобладание эксперимента;
д) в качестве объекта познания выступает природа;
е) целью познания является получение достоверного знания.