СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, 10, профильный класс. Сознание и познание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Сознание и познание" предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание, 10, профильный класс. Сознание и познание»

Обществознание, профильный уровень Урок 70 СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ Д.З: индивидуально повторить § 21-27 по ?? (с.288-290)  © ред. А.И. Колмаков

Обществознание, профильный уровень

Урок 70

СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Д.З: индивидуально

повторить § 21-27 по ?? (с.288-290)

© ред. А.И. Колмаков

 способствовать обобщению, повторению и закреплению изученного в данной теме материала;  содействовать развитию у учащихся навыков самоконтроля и взаимоконтроля, самопроверки и взаимопроверки;  способствовать развитию умения применять полученные знания на практике  способствовать выработке научной позиции учащихся, осознанной ответственности за результаты учебного труда.
  • способствовать обобщению, повторению и закреплению изученного в данной теме материала;
  • содействовать развитию у учащихся навыков самоконтроля и взаимоконтроля, самопроверки и взаимопроверки;
  • способствовать развитию умения применять полученные знания на практике
  • способствовать выработке научной позиции учащихся, осознанной ответственности за результаты учебного труда.
Универсальные учебные действия Уметь: обобщать и систематизация знания по теме, корректировать допущенные пробелы

Универсальные учебные действия

  • Уметь: обобщать и систематизация знания по теме, корректировать допущенные пробелы
(см. уроки № 54-69) знание, онтология, гносеология, понятие, представление, суждение, агностицизм эмпиризм, рационализм, абсолютная истина, относительная истина, критерий уровни человеческих знаний, жизненный опыт, здравый смысл, эсхатология, паранаука научная теория, научный эксперимент, гипотеза, моделирование социальное знание, обыденное знание, социальный факт, идеальный тип, конкретно-исторический подход общественное сознание, индивидуальное сознание, обыденное сознание, массовое сознание, общественное мнение самосознание, самопознание, самооценка, Я-образ, идентичность

(см. уроки № 54-69)

  • знание, онтология, гносеология, понятие, представление, суждение, агностицизм
  • эмпиризм, рационализм, абсолютная истина, относительная истина, критерий
  • уровни человеческих знаний, жизненный опыт, здравый смысл, эсхатология, паранаука
  • научная теория, научный эксперимент, гипотеза, моделирование
  • социальное знание, обыденное знание, социальный факт, идеальный тип, конкретно-исторический подход
  • общественное сознание, индивидуальное сознание, обыденное сознание, массовое сознание, общественное мнение
  • самосознание, самопознание, самооценка, Я-образ, идентичность
Проверь себя 1. Обдумайте два высказывания, приведенные ниже: «Мир есть процесс безостановочных изменений, поэтому он непознаваем».        «В своей основе мир неколебим, покоен и поэтому доступен пониманию».        Есть ли среди этих высказываний правильное? Свой ответ обоснуйте. 2. Сопоставьте научное и обыденное познание по следующим критериям: объект познания, субъект познания, методы и средства познавательной деятельности, результаты познания. Сделайте выводы об общих чертах и различиях этих видов познания. Какие еще критерии вы могли бы включить в приведенный перечень? 3. Приведите фрагменты из учебника по обществознанию, которые содержат преимущественно: а) факты, б) интерпретации, в) оценки. 4. Обратитесь к собственному опыту самопознания. Менялся ли у вас с возрастом образ собственного «Я»? Как именно?

Проверь себя

1. Обдумайте два высказывания, приведенные ниже: «Мир есть процесс безостановочных изменений, поэтому он непознаваем».       «В своей основе мир неколебим, покоен и поэтому доступен пониманию».       Есть ли среди этих высказываний правильное? Свой ответ обоснуйте.

2. Сопоставьте научное и обыденное познание по следующим критериям: объект познания, субъект познания, методы и средства познавательной деятельности, результаты познания. Сделайте выводы об общих чертах и различиях этих видов познания. Какие еще критерии вы могли бы включить в приведенный перечень?

3. Приведите фрагменты из учебника по обществознанию, которые содержат преимущественно: а) факты, б) интерпретации, в) оценки.

4. Обратитесь к собственному опыту самопознания. Менялся ли у вас с возрастом образ собственного «Я»? Как именно?

Тест. Сознание и познание А1. И абсолютная, и относительная истина А2. Чувственное познание в отличие от рационального  1) содержит объективное знание о предмете 2) добывается только научным путем 3) никогда не может быть опровергнута 4) является исчерпывающим знанием о предмете 1) создает наглядный образ предмета 2) использует логические выводы 3) обогащает наши знания о мире 4) дает субъективное знание о предмете

Тест. Сознание и познание

А1. И абсолютная, и относительная истина

А2. Чувственное познание в отличие от рационального

1) содержит объективное знание о предмете

2) добывается только научным путем

3) никогда не может быть опровергнута

4) является исчерпывающим знанием о предмете

1) создает наглядный образ предмета

2) использует логические выводы

3) обогащает наши знания о мире

4) дает субъективное знание о предмете

Тест. Сознание и познание А3. Верны ли следующие суждения о социальном познании? А4. Относительная истина, в отличие от абсолютной  А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов. Б. Не все методы, используемые в естествознании, могут использоваться в изучении общества. 1) содержит объективное знание о предмете 2) всегда опирается на здравый смысл 3) может быть со временем опровергнута 4) является результатом чувственного и рационального познания. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

Тест. Сознание и познание

А3. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А4. Относительная истина, в отличие от абсолютной

А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.

Б. Не все методы, используемые в естествознании, могут использоваться в изучении общества.

1) содержит объективное знание о предмете

2) всегда опирается на здравый смысл

3) может быть со временем опровергнута

4) является результатом чувственного и рационального познания.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Тест. Сознание и познание А5. Решающую роль в познании отводили мышлению А6. Верны ли следующие суждения о социальном познании? 1) эмпирики 2) рационалисты 3) агностики 4) идеалисты. А. Особенностью социального познания является субъективность добываемых знаний. Б. Социальное познание отличается от естествознания предметом изучения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

Тест. Сознание и познание

А5. Решающую роль в познании отводили мышлению

А6. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

1) эмпирики

2) рационалисты

3) агностики

4) идеалисты.

А. Особенностью социального познания является субъективность добываемых знаний.

Б. Социальное познание отличается от естествознания предметом изучения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Тест. Сознание и познание А7. Абсолютная истина в отличие от относительной А8. Агностики отрицают 1) добывается только научным путем 2) является исчерпывающим знанием о предмете 3) требует усилий для своего понимания 4) содержит объективное знание о предмете.  1) рациональное познание 2) возможность обрести истину 3) чувственное познание 4) реальный мир.

Тест. Сознание и познание

А7. Абсолютная истина в отличие от относительной

А8. Агностики отрицают

1) добывается только научным путем

2) является исчерпывающим знанием о предмете

3) требует усилий для своего понимания

4) содержит объективное знание о предмете.

1) рациональное познание

2) возможность обрести истину

3) чувственное познание

4) реальный мир.

Тест. Сознание и познание А9. Верны ли следующие суждения о социальном познании? А10. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно А. Особенностью социального познания является использование научных понятий. Б. Социальное познание отличается от естествознания предметом изучения. 1) опирается на здравый смысл 2) использует понятия и суждения 3) создается в результате познания 4) соответствует предмету изучения  1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

Тест. Сознание и познание

А9. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А10. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно

А. Особенностью социального познания является использование научных понятий.

Б. Социальное познание отличается от естествознания предметом изучения.

1) опирается на здравый смысл

2) использует понятия и суждения

3) создается в результате познания

4) соответствует предмету изучения

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Тест. Сознание и познание А11. Эмпирические научные знания добываются в процессе А12. Верны ли следующие суждения о социальном познании? 1) математического анализа 2) построения теорий 3) Наблюдений 4) систематизации знаний  А. Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познавательной деятельности. Б. Социальное познание отличается от естествознания преимущественно индивидуальным характером познавательной деятельности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Тест. Сознание и познание

А11. Эмпирические научные знания добываются в процессе

А12. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

1) математического анализа

2) построения теорий

3) Наблюдений

4) систематизации знаний

А. Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познавательной деятельности.

Б. Социальное познание отличается от естествознания преимущественно индивидуальным характером познавательной деятельности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Тест. Сознание и познание А13. Практика как критерий истины включает А14. В научном познании истина достигается с помощью: 1) научный эксперимент 2) научные понятия 3) теоретические обобщения 4) статистические методы  1) выдвижения гипотез 2) прозрения и откровения 3) астрологического исчисления 4) художественного образа

Тест. Сознание и познание

А13. Практика как критерий истины включает

А14. В научном познании истина достигается с помощью:

1) научный эксперимент

2) научные понятия

3) теоретические обобщения

4) статистические методы

1) выдвижения гипотез

2) прозрения и откровения

3) астрологического исчисления

4) художественного образа

Тест. Сознание и познание А15. Верны ли следующие суждения о социальном познании? А16. Отрицают возможность познания мира  А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями. Б. Социальное познание не использует метод моделирования. 1) идеалисты 2) рационалисты 3) агностики 4) эмпирики 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Тест. Сознание и познание

А15. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А16. Отрицают возможность познания мира

А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями.

Б. Социальное познание не использует метод моделирования.

1) идеалисты

2) рационалисты

3) агностики

4) эмпирики

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Тест. Сознание и познание А17. Научное познание действительности происходит на уровнях А18. Верны ли следующие суждения об особенностях обыденного познания? 1) чувственном и эмпирическом 2) теоретическом и эмпирическом 3) чувственном и практическом 4) абстрактном и рациональном  А. Особенностью обыденного познания является использование метода наблюдений. Б. Обыденное познание опирается на обобщение повседневного опыта. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Тест. Сознание и познание

А17. Научное познание действительности происходит на уровнях

А18. Верны ли следующие суждения об особенностях обыденного познания?

1) чувственном и эмпирическом

2) теоретическом и эмпирическом

3) чувственном и практическом

4) абстрактном и рациональном

А. Особенностью обыденного познания является использование метода наблюдений.

Б. Обыденное познание опирается на обобщение повседневного опыта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Тест. Сознание и познание А19. Знание, соответствующее предмету познания, - это А20. Научное познание, в отличие от других видов познания истина предположение реальность критерий. 1) опирается на данные наблюдений 2) экспериментально подтверждает выводы 3) учитывает накопленный опыт 4) использует понятия и суждения

Тест. Сознание и познание

А19. Знание, соответствующее предмету познания, - это

А20. Научное познание, в отличие от других видов познания

  • истина
  • предположение
  • реальность
  • критерий.

1) опирается на данные наблюдений

2) экспериментально подтверждает выводы

3) учитывает накопленный опыт

4) использует понятия и суждения

Тест. Сознание и познание Часть 2 В1. Какое слово пропущено в схеме?  В2. Найдите в приведенном ниже списке характеристики эмпирического уровня познания и обведите цифры, под которыми они указаны. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. 1) непосредственное наблюдение 2) выработка обобщений в виде законов 3) обоснование гипотез 4) проведение научного эксперимента 5) анализ существующих взаимосвязей

Тест. Сознание и познание

Часть 2

В1. Какое слово пропущено в схеме?

В2. Найдите в приведенном ниже списке характеристики эмпирического уровня познания и обведите цифры, под которыми они указаны. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

1) непосредственное наблюдение

2) выработка обобщений в виде законов

3) обоснование гипотез

4) проведение научного эксперимента

5) анализ существующих взаимосвязей

Тест. Сознание и познание Часть 2 В3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков:  В4. Найдите в приведенном ниже списке факторы, на которых основывается научное мировоззрение.  Формы познания  1) эстетическая культура 2) логическое мышление 3) личный жизненный опыт 4) теоретические положения 1) восприятие 2) ощущение 3) суждение 4) сравнение 5) понятие Виды познания А) чувственное познание Б) рациональное познание

Тест. Сознание и познание

Часть 2

В3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков:

В4. Найдите в приведенном ниже списке факторы, на которых основывается научное мировоззрение.

Формы познания

1) эстетическая культура

2) логическое мышление

3) личный жизненный опыт

4) теоретические положения

1) восприятие

2) ощущение

3) суждение

4) сравнение

5) понятие

Виды познания

А) чувственное познание

Б) рациональное познание

Тест. Сознание и познание Часть 2 В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) На сегодняшний день известно, что наша Галактика - это гигантская звездная система, включающая сотни миллиардов звезд. (2) Если бы мы могли переместиться в пространстве и взглянуть на Млечный путь со стороны, нашему взору предстал бы звездный город в виде огромной летающей тарелки. (3) Земля и Солнце не являются геометрическим центром Мира - они расположены в одном из тихих закоулков нашей Галактики. (4) И, по всей видимости, это особое местоположение идеально подходит для возникновения и развития жизни. Определите, какие положения текста являются А) гипотезами Б) относительными истинами

Тест. Сознание и познание

Часть 2

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) На сегодняшний день известно, что наша Галактика - это гигантская звездная система, включающая сотни миллиардов звезд. (2) Если бы мы могли переместиться в пространстве и взглянуть на Млечный путь со стороны, нашему взору предстал бы звездный город в виде огромной летающей тарелки. (3) Земля и Солнце не являются геометрическим центром Мира - они расположены в одном из тихих закоулков нашей Галактики. (4) И, по всей видимости, это особое местоположение идеально подходит для возникновения и развития жизни.

Определите, какие положения текста являются

А) гипотезами

Б) относительными истинами

Тест. Сознание и познание Часть 2 В6. Установите соответствие между характерной чертой и уровнем научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.  Характерные черты  1) выявление закономерностей окружающего мира 2) проведение научного эксперимента 3) классификация фактов 4) описание наблюдаемых явлений Уровень научного познания А) теоретический Б) эмпирический

Тест. Сознание и познание

Часть 2

В6. Установите соответствие между характерной чертой и уровнем научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характерные черты

1) выявление закономерностей окружающего мира

2) проведение научного эксперимента

3) классификация фактов

4) описание наблюдаемых явлений

Уровень научного познания

А) теоретический

Б) эмпирический

Тест. Сознание и познание Часть 2 В7. Завершите фразу:  В8. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Тест. Сознание и познание

Часть 2

В7. Завершите фразу:

В8. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

"Сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, называется ..................... ".

Формы познания

1) суждение

2) восприятие

3) представление

4) умозаключение

Виды познания

А) чувственное познание

Б) рациональное познание

Тест. Сознание и познание Часть 3 С1. Приведите три примера ненаучных форм познания С2. Назовите три формы рационального познания

Тест. Сознание и познание

Часть 3

С1. Приведите три примера ненаучных форм познания

С2. Назовите три формы рационального познания

Тест. Сознание и познание Часть 3 С3.  Какой смысл философы вкладывают в понятие «познание»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания. С4.   Завершите фразу: «Смена утвердившихся в науке устойчивых представлений о явлениях и процессах реального мира, формирование новых теорий происходит в процессе...».

Тест. Сознание и познание

Часть 3

С3.  Какой смысл философы вкладывают в понятие «познание»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.

С4.   Завершите фразу: «Смена утвердившихся в науке устойчивых представлений о явлениях и процессах реального мира, формирование новых теорий происходит в процессе...».

Тест. Сознание и познание Часть 3 С9.  Напишите эссе на основе следующего высказывания: «Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса — она лишена смысла» (А. Маслоу). С9.  Напишите эссе на основе следующего высказывания: «Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса — она лишена смысла» (А. Маслоу).

Тест. Сознание и познание

Часть 3

С9.  Напишите эссе на основе следующего высказывания: «Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса — она лишена смысла» (А. Маслоу).

С9.  Напишите эссе на основе следующего высказывания: «Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса — она лишена смысла» (А. Маслоу).

рефлексия    Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008. Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.

Источники

  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!