Обществознание, 5 класс
Урок № 24-25
НАША РОДИНА - РОССИЯ
§ 11, ?? (с. 98), «в классе и дома» (с. 98)
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- Выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации для её граждан, для государства
- Формировать представления о многонациональном характере нашего государства как результате объективного исторического развития. На конкретных фактах выяснить, как складывается многонациональная культура.
- Продолжить работу над формированием умения делать выводы на основе фактов.
- Воспитывать уважительное, толерантное отношение к людям иной нации, религии, взглядам.
- подвести учащихся к пониманию сущности человеческой деятельности и процесса творчества; познакомить с различными видами творчества;
- на доступном образном материале учить сравнивать работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;
- Воспитывать уважение к труду, людям труда и результатам деятельности.
Универсальные учебные действия
1. Личностные УУД
- Представление о территории и границах России.
- Образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников.
2. Познавательные УУД
- Знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России
3. Коммуникативные УУД
- Объяснять смысл понятия «субъект РФ».
- Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.
- Характеризовать особенности России как многонационального государства.
- Объяснять значение русского языка как государственного.
- Приводить примеры проявлений патриотизма.
Понятия, термины
- Россия, Российская Федерация;
- Субъекты Федерации;
- многонациональный народ;
- единый народ;
- национальность, нация;
- толерантность;
- многонациональная культура
Изучение нового материала
- Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации.
- Многонациональное государство. Русский язык – государственный.
- Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Актуализация проблемы
Вспомни!
Как называлась наша страна в прошлом? Как называется сейчас? Какие войны нашей страны назывались Отечественными? Какие стихи о Родине ты помнишь наизусть? Какие пословицы о Родине знаешь?
Подумай!
Что такое Родина? Что значит любить Родину? За что её нужно любить? Как понимаешь пословицу: «Плоха птица, которой родное гнездо не мило»?
1)Какие выводы вы можете сделать, изучив карту?
2)Какой народ был основателем нашего огромного государства?
1
Барнаул
Каждый из участников такого объединения - субъект Федерации - имеет необходимые признаки полноценного государственного образования:
- свою территорию;
- свои органы власти;
- свой основной закон - конституцию или устав;
- свой герб, флаг.
Федерация - союз равноправных членов единого целого.
Столица Российской
Федерации –
город-герой Москва.
85 равноправных субъектов:
21 республика, 9 краёв, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города федерального значения
Россия- многонациональное государство, также подразделяется на 7 федеральных округов, в каждом из них работает полномочный представитель президента
2. Многонациональное государство. Русский язык – государственный
Признаки государственного языка:
— официальное использование его в государственном делопроизводстве (на русском языке пишутся официальные государственные документы, ведутся переговоры с другими государствами);
— обязательное изучение его в школах Российской Федерации.
Как народ относится к своему языку и какие пословицы о русском языке говорят о его значении в жизни народа?
2. Многонациональное государство. Русский язык – государственный
И. С. Тургенев
Н. В. Гоголь
А. И. Куприн
3. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом
“ Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины”.
(Словарь В. И.Даля)
“ Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.
(Словарь С.И.Ожегова)
3. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом
готовность трудиться и служить на благо Родины
любовь и уважение к Родине, гордость за нее, чувство преданности, долга и ответственности перед страной
патриотизм
готовность защищать отечество и служить в армии
Уважение к историческому прошлому Отечества
Вера в возрождение России, активное участие в этом процессе
Интернационализм, толерантность в национальном вопросе
Поддержка отечественного производителя
Участие граждан в выборах (избирать и быть избранным)
«patria» - (с греч.) патриот - Padre – (с лат.) отец - Отечество
3. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом
«Жил на свете человек»
Даль В. И. Пословицы русского народа.
- «Где жить, тем и слыть»
- «В каком народе живешь, того и обычья держись»
- «Хвали заморье (чужую сторону), а сиди дома!»
- «За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое»
- «Своя печаль чужой радости дороже»
- «Глупа та птица, которой гнездо свое немило»
- «С родной сторонки и ворона (и собачка) мила»
- «Своя земля и в горсти мила»
- «Без корня и полынь не растет»
- «Всяк кулик свое болото хвалит»
- «На чужой стороне и весна не красна»,
- «Своя ноша не тянет, свой дым глаз не ест»
- «Родимая сторона — мать, чужая — мачеха»
- «Где сосна взросла, там она и красна»
- «Где кто родится, там и пригодится»
- «С родной (родительской) земли — умри, не сходи!»
- «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине».
Владимир Иванович
Даль, энциклопедист, филолог, знаток русского языка
с. 162 учебн.: биография
Д остаточно ли родиться в том или ином месте, чтобы считаться патриотом?
К ак вы думаете, можно ли назвать В. И. Даля патриотом?
П риведите примеры таких людей, которые были истинными сынами России
Проверь себя
- Что означает слово «федерация»?
- Что такое субъект Федерация?
- Объясни, что значит быть патриотом?
- Почему русский язык является государственным в Российской Федерации?
ПОСПОРИМ
- Говорят, что никакой любви к Родине не существует: человек просто привыкает к тому месту, где родился и вырос.
- Нужно принять закон, по которому людям будет запрещено покидать свою Родину, чтобы они потом не испытывали ностальгию и не страдали от тоски по Родине.
- Говорят, что если бы на месте России образовалось несколько небольших государств, то их граждане жили бы значительно лучше.
- Курильские острова, которые отошли к нам после разгрома Японии во Второй мировой войне нужно отдать Японии за очень большие деньги. Ведь на этих островах живёт очень мало россиян и там ничего не растет.
- Полустров Крым – жемчужина Причерноморья – в советское время был ошибочно передан Украине.
ПОСПОРИМ
- Если страна находится в трудном положении, то лучше всего подождать ее выхода из этого положения, а уж потом заявлять о своем патриотизме.
- Для повышения авторитета страны не очень важно, что человек делает. Ведь никто не будет уважать стану, если ее граждане молчат о своей любви к Родине?
- Настоящий патриот не позволит другим гражданам пользоваться богатствами России, даже если они работают, обучаются в университетах, отдыхают на курортах. Пусть они это делают у себя дома.
- Нужно сделать так, чтобы все люди одной национальности поживали только в своем субъекте.
- Российская Федерация должна помогать своим субъектам, а они ей ничего не должны – она и так сильная.
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
- Вы можете использовать шаблон презентации, но при создании работы вы должны указать источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов Сайт: http :// pedsovet.su /