Обществознание, 5 класс
Урок № 1-2
Загадка человека
Д.З.: Как работать с учебником (с.5-8)4
§ 1, ?? (с.14), «в классе и дома» (с.14-15)
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- содействовать формированию представлений на доступном пятиклассникам уровне об отличиях человека от остального живого мира;
- развивать навыки сравнения и анализа;
- воспитывать осознанное, мотивированное отношение к истории появления человека и общества
Универсальные учебные действия
- раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни;
- характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека;
- сравнивать свойства человека и животных.
Понятия, термины
- речь;
- разумные существа;
- наследственность;
- инстинкт;
- эмоции;
- суждение;
- мышление;
- способности;
- образование;
- социальное существо
Урок 1
Что такое обществознание? Как работать с учебником?
1. Что мы узнаем изучая обществознание?
2. В чём учебник – наш помощник?
Что изучается на обществознании?
Этот новый школьный предмет расскажет тебе об обществе .
Где уже мы узнавали об обществе?
Правильно! Изучали в младших классах предмет «Окружающий мир», изучаем историю, читаем на уроках литературы о людях и обществе, в котором живут персонажи.
Важной частью любого общества является семья .
Можно сказать, что всё общество состоит из семей. Члены семьи – родственники .
- Т ы ходишь в школу. Кроме тебя здесь учится много других ребят.
- Ш колы есть и в крупных городах, и в маленьких посёлках. И в них, как и в твоей школе, учатся ребята от 6 до 17 лет.
- В се они относятся к общественной группе школьники .
- Ч тобы общество, в котором ты живёшь, процветало, надо трудиться.
- Труд – основа жизни любого общества: и первобытного, и современного.
- Т руд человека немыслим без творчества .
- Т ы живёшь в Российской Федерации.
- В разные исторические времена наше государство называлось по-разному. Но оно всегда было важной частью мира.
- Н а уроках обществознания ты узнаешь как устроено наше государство, какие государственные символы имеет, какими правами и обязанностями обладают его граждане.
Как же работать с учебником?
- В сё содержание учебника разбито на главы, а главы – на параграфы (§§).
- Т екст параграфов (§) надо читать, обращая внимание на выделенные жирным шрифтом слова. Эти слова объяснены в словаре.
!
- С амое важное в § выделено значком
- З адания, отмеченные звёздочкой, являются наиболее трудными - * .
- П о ходу изложения встречаются вопросы и задания к тексту. Они заставят тебя задуматься, помогут самостоятельно сделать вывод
- К аждый § завершается вопросами для самопроверки . Отвечая на них ты сможешь подготовиться к беседе на следующем уроке, проверить, всё ли усвоено. Рубрика называется «Проверим себя».
?
Каждая новая глава начинается сообщениями:
- О чём мы узнаем
- Н а какие вопросы ответим
В учебнике ты встретишь рубрики:
- «Ж ил на свете человек»
- «П утешествие в прошлое»
- «К артинная галерея»
- «В классе и дома»
- «У чимся…»
Есть в учебнике и разделы:
- П рактикум
- В опросы для итогового повторения
- С ловарь
Наши помощники
- Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012.
- Рабочая тетрадь : Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
- Методическое пособие : Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл.: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003.
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Урок 2
Глава I
Человек
Загадка человека
Изучение нового материала
- Цели и ценность человеческой жизни.
- Природа человека.
- Человек – биологическое существо.
- Отличие человека от животных.
- Наследственность.
Чем человек отличается от других живых существ
Владеет речью
Способен к творчеству
Умеет производить орудия труда
Имеет хорошо развитый головной мозг
Способен к прямохож-дению
Способен к действиям по плану
Осознаёт самого себя
Обладает фантазией
Вспомни схему и заполни пропуски в тексте:
Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________, имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________.
речью
прямохождению
по плану
головной мозг
орудия труда
Зачем человек рождается?
- О дни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни.
- Д ругие видят назначение человека
в служении Родине,
в совершении добрых поступков,
в гуманном отношении к людям.
Зачем человек рождается?
- В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка.
«Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже».
Л.Н. Толстой
Что нужно ребёнку, чтобы он рос и развивался
Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы…
Воспитываться с рождения среди людей, чтобы …
Заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (трудиться, играть, гулять), чтобы…
Давай повторим главное
По-моему, человека можно сравнить с ________________, потому что _________________.
Что такое наследственность Уч-к, стр.11-12
- Сформулируйте определение наследственности.
- В чем проявляется наследственность у животных?
- В чем проявляется биологическая сущность человека?
- Можно ли говорить, что ребенок рождается как «чистый лист»?
Наследственность – это получение любым живым существом от своих родителей (предков) определенных биологических признаков (свойств).
Наследственность у животных
Наследственность у человека
Наследственность у животного проявляется в его инстинктах, т.е. в определенных действиях (поведении), уже имеющихся при рождении
Например:
- Различать врагов
- Охотиться
- Защищаться
- Строить жилища
- Запасать на зиму корм
- Впадать в спячку
- Ухаживать за потомством
- и мн. др.
Наследственность – биологическая сущность человека
- Инстинкты (пить, есть, спать, передвигаться…)
- Способность воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить…
- Внешние черты (цвет волос, глаз, голос…)
- Внутренние характеристики (темперамент, эмоции, склонности к какому-либо делу…)
Человек – существо
биологическое,
а значит, часть природы
Проверь себя
- Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?
- Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо.
- Известны ли тебе случаи, когда человеческого детеныша воспитывали звери? Что из этого получилось?
- Можно ли влиять на наследственность?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?