СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок комбинированного типа. Обобщить и систематизировать знания об индивидуальном развитии живых организмов и выявить общие закономерности их развития.

Просмотр содержимого документа
«Общие закономерности развития. Биогенетический закон.»



Разработка урока Биологии в 9 классе

«Общие закономерности развития. Биогенетический закон».




Разработала: Калашникова Анастасия Андреевна





2018год








Класс

9

Учитель

Калашникова Анастасия Андреевна

Тема урока

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Обобщить и систематизировать знания об индивидуальном развитии живых организмов и выявить общие закономерности их развития.

Образовательные ресурсы

С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Биология. Общие закономерности. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – М. : Дрофа, 2014.

План урока

  1. Проверка домашнего задания

  2. Изучение нового материала

  3. Домашнее задание

Уровень обучения

Базовый

Методы и формы обучения

Методы: частично - поисковый, наглядный, практический Формы: фронтальная, коллективная, индивидуальная

Основные понятия

Биогенетический закон

Оборудование

Проектор, Компьютер, Экран, Таблицы.


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Формирование умения систематизировать информацию, используя различные источники; развивать познавательный интерес учащихся к биологии.


Познавательные: умение самостоятельно работать с информацией, находить необходимую информацию, сравнивать. Коммуникативные: умение высказывать собственное мнение, аргументируя его. Регулятивные: умение определять цель, проблему в учебной деятельности

Оценивание своих поступков, воспитание чувства взаимоуважения.

Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент


˗ Добрый день, ребята! Вот звенит для нас звонок.

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели, настраиваемся на урок (Слайд 1).

Фронтальная работа.

Приветствие учителя.

2. Актуализация знаний


Итак, ребята, мы сейчас с вами вспомним основные понятия по пройденной теме с целью обобщения и систематизации учебного материала по всей теме «Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)».

Напомните, пожалуйста, а что это такое – индивидуальное развитие организмов? - слушаем ответы учащихся. Хорошо, молодцы. Для вас первое задание: на интерактивной доске нужно составить опорную схему онтогенеза с использованием основных понятий этого процесса. Работаем по цепочке, т.е. по одному человеку от каждой группы (работа на интерактивной доске). (Слайды 2-4). Параллельно с этим в каждой группе работаем над своим кластером, оформляем его в цвете. Устно нужно дать определения понятий, которые вы отмечаете на доске. Не забывайте отмечать в оценочных листах плюсами ответы учащихся у доски

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Ответы учащихся: Зигота Дробление Гаструляция Первичный органогенез

ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

ОНТОГЕНЕЗ

ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Прямое развитие Непрямое развитие

Развитие с превращением

с полным превращением с неполным превращением

пресмыкающиеся насекомые прямокрылые насекомые

птицы земноводные

млекопитающие







3. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы


Определение темы урока.

Далее мы поговорим о том, как связано между собой индивидуальное развитие отдельного организма и историческое развитие всего живого мира (Слайд 5).

«Общие биологические закономерности» - именно так звучит тема нашего урока. И вот на экране вам представлена первая закономерность – взаимосвязь индивидуального и исторического развития живых организмов.

ОНТОГЕНЕЗ ФИЛОГЕНЕЗ (Слайд 6)

индивидуальное развитие историческое развитие особи от зарождения мира живых организмов до конца жизни, как в целом, так и отдельных систематических групп

Онтогенез и филогенез взаимосвязаны между собой, и доказательством этого служит, например, зародышевое сходство у позвоночных животных и человек. Обратите внимание, что на ранних стадиях развития зародыши позвоночных животных очень похожи.




  1. Фронтальная работа.












  1. Индивидуальная работа. Изучение схемы из учебника.



4. Поиск решения проблемы (открытие новых знаний)



































  1. Рассказ учителя сопровождается показом по таблицам и рисункам (Слайд 7).

В первой половине 19 века в биологии получает развитие теория «зародышевого сходства». В 1828 году появилась классическая работа Карла Максимовича Бэра (будущего петербургского академика) «История развития животных». В ней он впервые пишет о том, что на ранних стадиях развития эмбрионов обнаруживается большое сходство между различными видами в пределах типа.

«Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа».

К.М.Бэр.

Именно эта работа положила начало современной эмбриологии, которая достигла своего расцвета уже после появления теории эволюции Чарльза Дарвина.

И в самом деле, именно эмбриология, изучая зародыши разных животных, доказала, что это сходство свидетельствует об общности происхождения организмов, относящихся к разным систематическим группам.

В то же время хорошо видно, что в процессе дальнейшего развития происходит расхождение признаков зародышей, которое получило название эмбриональной дивергенции. Именно она отражает эволюцию той или иной систематической группы или вида в целом.

Таким образом, приведенные примеры указывают на глубокую связь между индивидуальным развитием организмов и их историческим развитием. Именно в этом направлении было сделано достаточно много научных исследований и были сформулированы еще несколько биологических законов (слайд 8).

Дальнейшее развитие учения Ч.Дарвина нашло отражение в трудах двух немецких биологов Фрица Мюллера (1821 – 1897г.г.) и Эрнста Геккеля (1834 – 1919г.г.), которые в конце 19 века сформулировали свой знаменитый биогенетический закон. Из этого закона следует, что сходство зародышей у представителей различных классов и различных типов свидетельствует об общем происхождении этих животных.

«Онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится».

Немалую роль в дальнейшее развитие эмбриологии внесли наши отечественные ученые (слайд 9).

В конце 19 и начале 20 веков в работах русских ученых Александра Онуфриевича Ковалевского (1840 – 1901г.г.), Алексея Николаевича Северцова (1866 – 1930г.г.), Ивана Ивановича Шмальгаузена (1884 – 1963г.г.) эмбриология получила дальнейшее развитие. Они внесли дополнения и уточнения в биогенетический закон, смысл которого заключается в том, что в индивидуальном развитии повторяются признаки не взрослых предков, а их зародышей.

Онтогенез и факторы среды (Слайд 10).
Беседа о факторах среды и их значении для развития живого организма.
Рассказ учителя о критических периодах в развитии живого организма на примере человека. С конца XIX века существует представление о наличии в онтогенетическом развитии периодов наибольшей чувствительности к повреждающему действию разнообразных факторов. Эти периоды получили название критических. Некоторые ученые полагают, что наиболее чувствительными к самым разнообразным внешним воздействиям являются периоды развития, характеризующиеся активным клеточным делением или интенсивно идущими процессами дифференцировки. У человека таких периодов три:
– совпадает с процессом имплантации зародыша (1-2 неделя);
– совпадает с формированием плаценты (3-6 неделя);
– начальные этапы органогенеза (7-8 неделя).
Завершающая часть:
Развивающийся организм можно сравнить с большим веером. Достаточно небольших нарушений у его основания, чтобы вызвать большие изменения во всем веере. Причем факторы, оказывающие повреждающее воздействие, не всегда представляют собой чужеродные для организма вещества или воздействия. Это могут быть и закономерные действия среды, обеспечивающие обычное нормальное развитие, но в других концентрациях, с другой стороны, в другое время. К ним относят кислород, питание, температуру, соседние клетки, гормоны, электрический ток, проникающее излучение. Влияние неблагоприятных условий среды (алкоголь, курение, наркотики). Проводится беседа.

1.Фронтальная работа.

2. Индивидуальная работа.




















































































































































3.Беседа с учащимися о влияние неблагоприятных условий среды на развивающий организм.

5. Применение нового знания. Решение учебной проблемы

А теперь назовите основные биологические закономерности развития: а\ закон зародышевого сходства; б\ биогенетический закон. Пожалуйста, отметьте эти законы в своих кластерах с указанием фамилий ученых, которые сформулировали эти законы (Слайд 11).



Индивидуальная работа.

6. Рефлексия

1. Лист самооценки

– Я приобрёл…

– Я научился…

– Я смог…

– Мне было сложно…..

– Меня заинтересовало… – Мне захотелось…

– Мне понравилось…

2. Оценивание учащихся за работу на уроке.

Учащиеся заполняют листы самооценки.

7. Информация о домашнем задании


1. Домашнее задание (Слайд 12).

2. Завершение урока.

˗ Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились.

Записывают домашнее задание.























Приложение 1

Стадии развития зародышей.







Приложение 2.

Биогенетический закон

(от греч. bios жизнь и genesis происхождение) - 1) в биологии соотношение, установленное в работах Ф. Мюллера, Э. Геккеля и К. Бэра (приоритет авторства открытия не вполне ясен), между индивидуальным развитием организма и историческим развитием, согласно которому онтогенез является кратким повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции группы, к которой эта особь относится. В нашем учебнике речь идет именно об этом законе.

2) независимо идея возникла в психологии, как параллелизм между развитием психики ребенка и развитием человеческого рода (работы И. Гербарта, Т. Циллера и др.). Теория рекапитуляции Г. Холла и его последователей использовала прямую аналогию с законом Э. Геккеля и рассматривала развитие ребенка как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития; важнейшие стадии автоматически воспроизводятся в строго закономерной последовательности. Теория Э. Торндайка объясняла наличие аналогии между развитием индивида и рода действием одинаковых движущих сил - случайных вариаций и целесообразного отбора. Воспроизведение полезных свойств происходит в онтогенезе в последовательности, регулируемой требованиями приспособления к среде. Теория Э. Клапареда, К. Коффки, П. Блонского (теория соответствия) объясняла параллелизм онто- и филогенеза общей логикой процесса развития - от примитивных и обобщенных форм к сложным и дифференцированным. Эволюционный подход к развитию ребенка привел к накоплению большого фактического материала по этой проблеме (атавизмы, эволюционные и культурно-исторические параллели). Однако попытки строго научными методами обосновать справедливость закона в психологии не дают убедительных доказательств в его пользы.

Список используемой литературы.

  1. В. И. Сивоглазов, «Методическое пособие. Биология. Общие закономерности. 9 класс. М. – Дрофа, 2006г.»

  2. Контрольные и проверочные работы по биологии 9 кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 2012.

  3. С. Г. Мамонтов, «Биология. Общие закономерности. 9 класс» М.: Дрофа, 2014г


Технические средства



1.Проектор

2. Компьютер

3. Экран











Ресурсы интернет

  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  2. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  3. http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения

  4. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет

  5. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей

  6. http://www.fipi.ru - ФИПИ

  7. http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ

  8. http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!