Формирование умения систематизировать информацию, используя различные источники; развивать познавательный интерес учащихся к биологии. | Познавательные: умение самостоятельно работать с информацией, находить необходимую информацию, сравнивать. Коммуникативные: умение высказывать собственное мнение, аргументируя его. Регулятивные: умение определять цель, проблему в учебной деятельности | Оценивание своих поступков, воспитание чувства взаимоуважения. |
2. Актуализация знаний | Итак, ребята, мы сейчас с вами вспомним основные понятия по пройденной теме с целью обобщения и систематизации учебного материала по всей теме «Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)». Напомните, пожалуйста, а что это такое – индивидуальное развитие организмов? - слушаем ответы учащихся. Хорошо, молодцы. Для вас первое задание: на интерактивной доске нужно составить опорную схему онтогенеза с использованием основных понятий этого процесса. Работаем по цепочке, т.е. по одному человеку от каждой группы (работа на интерактивной доске). (Слайды 2-4). Параллельно с этим в каждой группе работаем над своим кластером, оформляем его в цвете. Устно нужно дать определения понятий, которые вы отмечаете на доске. Не забывайте отмечать в оценочных листах плюсами ответы учащихся у доски | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Ответы учащихся: Зигота Дробление Гаструляция Первичный органогенез ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОНТОГЕНЕЗ ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД Прямое развитие Непрямое развитие Развитие с превращением с полным превращением с неполным превращением пресмыкающиеся насекомые прямокрылые насекомые птицы земноводные млекопитающие |
3. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы | Определение темы урока. Далее мы поговорим о том, как связано между собой индивидуальное развитие отдельного организма и историческое развитие всего живого мира (Слайд 5). «Общие биологические закономерности» - именно так звучит тема нашего урока. И вот на экране вам представлена первая закономерность – взаимосвязь индивидуального и исторического развития живых организмов. ОНТОГЕНЕЗ ФИЛОГЕНЕЗ (Слайд 6) индивидуальное развитие историческое развитие особи от зарождения мира живых организмов до конца жизни, как в целом, так и отдельных систематических групп Онтогенез и филогенез взаимосвязаны между собой, и доказательством этого служит, например, зародышевое сходство у позвоночных животных и человек. Обратите внимание, что на ранних стадиях развития зародыши позвоночных животных очень похожи. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Изучение схемы из учебника. |
4. Поиск решения проблемы (открытие новых знаний) | Рассказ учителя сопровождается показом по таблицам и рисункам (Слайд 7). В первой половине 19 века в биологии получает развитие теория «зародышевого сходства». В 1828 году появилась классическая работа Карла Максимовича Бэра (будущего петербургского академика) «История развития животных». В ней он впервые пишет о том, что на ранних стадиях развития эмбрионов обнаруживается большое сходство между различными видами в пределах типа. «Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа». К.М.Бэр. Именно эта работа положила начало современной эмбриологии, которая достигла своего расцвета уже после появления теории эволюции Чарльза Дарвина. И в самом деле, именно эмбриология, изучая зародыши разных животных, доказала, что это сходство свидетельствует об общности происхождения организмов, относящихся к разным систематическим группам. В то же время хорошо видно, что в процессе дальнейшего развития происходит расхождение признаков зародышей, которое получило название эмбриональной дивергенции. Именно она отражает эволюцию той или иной систематической группы или вида в целом. Таким образом, приведенные примеры указывают на глубокую связь между индивидуальным развитием организмов и их историческим развитием. Именно в этом направлении было сделано достаточно много научных исследований и были сформулированы еще несколько биологических законов (слайд 8). Дальнейшее развитие учения Ч.Дарвина нашло отражение в трудах двух немецких биологов Фрица Мюллера (1821 – 1897г.г.) и Эрнста Геккеля (1834 – 1919г.г.), которые в конце 19 века сформулировали свой знаменитый биогенетический закон. Из этого закона следует, что сходство зародышей у представителей различных классов и различных типов свидетельствует об общем происхождении этих животных. «Онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится». Немалую роль в дальнейшее развитие эмбриологии внесли наши отечественные ученые (слайд 9). В конце 19 и начале 20 веков в работах русских ученых Александра Онуфриевича Ковалевского (1840 – 1901г.г.), Алексея Николаевича Северцова (1866 – 1930г.г.), Ивана Ивановича Шмальгаузена (1884 – 1963г.г.) эмбриология получила дальнейшее развитие. Они внесли дополнения и уточнения в биогенетический закон, смысл которого заключается в том, что в индивидуальном развитии повторяются признаки не взрослых предков, а их зародышей. Онтогенез и факторы среды (Слайд 10). Беседа о факторах среды и их значении для развития живого организма. Рассказ учителя о критических периодах в развитии живого организма на примере человека. С конца XIX века существует представление о наличии в онтогенетическом развитии периодов наибольшей чувствительности к повреждающему действию разнообразных факторов. Эти периоды получили название критических. Некоторые ученые полагают, что наиболее чувствительными к самым разнообразным внешним воздействиям являются периоды развития, характеризующиеся активным клеточным делением или интенсивно идущими процессами дифференцировки. У человека таких периодов три: – совпадает с процессом имплантации зародыша (1-2 неделя); – совпадает с формированием плаценты (3-6 неделя); – начальные этапы органогенеза (7-8 неделя). Завершающая часть: Развивающийся организм можно сравнить с большим веером. Достаточно небольших нарушений у его основания, чтобы вызвать большие изменения во всем веере. Причем факторы, оказывающие повреждающее воздействие, не всегда представляют собой чужеродные для организма вещества или воздействия. Это могут быть и закономерные действия среды, обеспечивающие обычное нормальное развитие, но в других концентрациях, с другой стороны, в другое время. К ним относят кислород, питание, температуру, соседние клетки, гормоны, электрический ток, проникающее излучение. Влияние неблагоприятных условий среды (алкоголь, курение, наркотики). Проводится беседа. | 1.Фронтальная работа. 2. Индивидуальная работа.
3.Беседа с учащимися о влияние неблагоприятных условий среды на развивающий организм. |
7. Информация о домашнем задании | 1. Домашнее задание (Слайд 12). 2. Завершение урока. ˗ Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились. | Записывают домашнее задание. |