СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обследование детей с ринолалией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Схема обследования детей с ринолалией

Просмотр содержимого документа
«Обследование детей с ринолалией»

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

1.        Анкетные данные

2.        Анамнез.

3.        В каком возрасте перенес хирургическое вмешательство, по поводу какого дефекта (расщепление твердого, мягкого неба, односторонняя, двусторонняя расщелина и т.д.).

4.        Строение артикуляционного аппарата. Следует иметь заключение отоларинголога о состоянии слуховой функции, носовой, ротовой полостей, гортани; стоматолога и ортодонта о состоянии зубочелюстной системы, патологии губ, неба, небного свода, языка, а также при необходимости заключение психоневролога, физиотерапевта, педиатра, врача по лечебной физкультуре. Независимо от полноты заключения, логопед тщательно исследует строение и функцию артикуляционного аппарата:

§   длина небной занавески (логопед шпателем пытается довести край мягкого неба до задней стенки глотки, придерживая высунутый язык марлевой салфеткой);

§   форма небного свода (обращается внимание на слишком высокий, готический свод неба или наоборот на слишком низкий);

§   наличие послеоперационных рубцов в области твердого, мягкого неба, губы, незаращений неба, послеоперационных свищей, щелей;

§   наличие аномалий прикуса (прогения, прогнатия, открытый передний или боковой прикус, аномалии зубного ряда);

§   аномалии в строении губ (есть ли расщелина, ее вид, характер, сформированность губы после хейлопластики);

§   патология в строении языка (укорочение подъязычной связки, слишком толстый или тонкий язык и т.д.).

5.        Моторика артикуляционного аппарата. При обследовании функции артикуляционного аппарата обращается внимание не только на подвижность губ, языка, челюсти, а прежде всего:

§   на подвижность мягкого неба, которая проверяется при энергичном многократном произношении звука "а". Рот ребенка должен быть широко открыт;

§   наличие небно-глоточного смыкания, его вид и характер (пассивное, активное, функциональное смыкание небной занавески с задней стенкой глотки);

§   состояние мимической мускулатуры, наличие сопутствую-щих движений (нахмурить брови, поднять их вверх, наморщить лоб; закрыть правый, левый глаз; надуть правую, потом левую щеку, затем обе щеки одновременно).

При обследовании функции артикуляционного аппарата обращается внимание на объем (полный, неполный) и качество движений (моторная напряженность, двигательная активность, расторможенность) губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба; умение точно и продолжительно удерживать их в заданной артикуляционной лозе; возможность плавного переключения от одного движения к другому; истощаемость движении; наличие сннкинезий (содружественных движений, сопровождающих главное: щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.).

6.        Тип и характер физиологического и речевого дыхания:

§   верхне-ключичное, грудное, диафрагмальное;

§   дыхание в покое, тип дыхания, глубина и сила;

§   речевое дыхание, его тип и сила, продолжительность речевого выдоха, наличие утечки воздуха через рот при фонации.

7.        Голосовая функция:

§   сила звучания (предлагается произношение гласных звуков, слогов, слов, фраз от шепота до полного голоса: шепотом, тихим голосом, средней громкости, громким, постепенно усиливая или ослабляя голос);

§   высота голоса (произношение гласных звуков, слогов, слов с повышением или понижением голоса, пение гаммы);

§   тембр голоса (обращается внимание на степень назализации при изолированном произнесении звуков, а также в речевом потоке).

8.        Звукопроизношение. При обследовании звукопроизношеиия обращается внимание на фонетические и фонетико-фонематические дефекты (фиксируются отсутствующие, заменяемые, искаженные, смешиваемые звуки). Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю. Далее обследуется характер артикуляции всех согласных звуков: с, з, ц, ш,ж, ч, щ,р,л, к, г, х, п, б, т, д,ф, в,м, н (их мягкие пары).

9.        Слуховая функция:

§   состояние физического слуха;

§   состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.

10.    Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи. Хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли артикуляция, какова активность в речевом процессе губ, языка, щек, лобных мышц, наличие синкинезин.

11.    Просодическая сторона речи. Обращаем внимание на темп (нормальный, быстрый, медленный); ритм (нормальный, аритмия); сохранность пауз в потоке речи (норма, деление слов); громкость, разборчивость, эмоциональная выразительность.

12.    Словарь и грамматический строй речи. Обследуя словарь, нужно исследовать активный и пассивный словарный запас в количественном и качественном отношении, обратить внимание на сформированность слоговой структуры слова. При обследовании грамматического строя речи обратить внимание на характер употребляемых предложений (распространенные, нераспространенные), последовательность слов в предложении (соответствует грамматической норме или нет), состояние функции словоизменения и словообразования.

13.    Письменная речь.

14.    Психическое состояние.

15.    Заключение о состоянии речи. Необходимо указать форму ринолалии: открытая, закрытая, смешанная; характер нарушения звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи. Например, открытая ринолалия, фонетический дефект; открытая ринолалия, осложненная общим недоразвитием речи (III уровень).




Схема обследования дыхания у детей

с открытой органической ринолалией

- тип физиологического дыхания (верхне-ключичное, ключично-грудное, диафрагмально-реберное);

- частота дыхания (учащенное, норма);

- ритмичность дыхания (аритмичное, норма);

- носовое дыхание (норма, затруднено, отсутствует);

- ротовой выдох (сформирован/не сформирован);

- направленная воздушная струя (сформирована/не сформирована);

- речевое дыхание (выдох при фонации): носовое, ротовое, смешанное;

- глубина, длительность и направленность речевого выдоха (ротового выдоха при фонации).

Схема обследования качеств голоса у детей

с открытой органической ринолалией

- сила голоса (чрезмерно громкий, тихий, слабый, истощающийся)

- высота голоса (умение изменять голос по высоте, возможность голосовых модуляций): модулированный, не модулированный;

- тембр голоса (степень назализации - гиперназализация, сильная, умеренная, отсутствует; яркость, звонкость, глухость голоса, наличие осиплости или охриплости голоса, напряженности фонации).


Состояние артикуляционного аппарата и его подвижность

Губы

Строение:  (норма, толстые, тонкие, рубцы)

расщелина:  (отсутствует, скрытая, полная/неполная, односторонняя/двусторонняя, правосторонняя/левосторонняя, симметричная/ассиметричная)

подвижность губ: быстрота, точность, переключаемость, саливация, истощаемость движений

 

Прикус: (норма, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

Особенности зубного ряда: (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, брикет-система)

Строение альвеолярного отростка верхней челюсти:

Твердого нёба: 

строение: норма, высокое  узкое, широкое и плоское, пологое, крутое

расщелина: отсутствует, сквозная – односторонняя, сквозная – двусторонняя, несквозная – полная, несквозная – неполная, субмукозная (скрытая)-твердого, мягкого нёба, смешанная, наличие/отсутствие  свищей/рубцов)

Мягкое нёбо:  (норма, укороченное, слишком длинное, наличие/отсутствие расщелины, деформация)

Подвижность:                                                                                                 Парез / паралич:

Увуля: (отсутствует, укорочена, раздвоена, свисает неподвижно, по средней линии отклоняется в сторону, наличие/отсутствие пареза / паралича)

Небно-глоточное смыкание:

Активное (произнести «а»)

Пассивное (покашлять)

функционально-рефлекторное (шпателем приподнять мягкое нёбо)

               Особенности глоточного рефлекса: (сохранный, повышенный, сниженный)

              Нёбные дужки: (деформация, активность работы нижней челюсти)

                      Язык: 

строение: норма, компенсаторное положение, массивный, маленький, «географический»

подвижность (точность, объем, равномерность работы, содруж.движения)

наличие / отсутствие пареза /паралича

                     Подъязычная уздечка:  (норма, короткая, натянутая, приращенная)

        Мимика: (наличие компенсаторных движений, живая, вялая, скованная, отсутствие мимики)

Тонус: (сохранен, нарушен)

нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб; легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть правый глаз, затем левый глаз, подмигнуть.

Состояние дыхательной функции

Тип физиологического дыхания: (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное)

Тип речевого дыхания: (учащенное, носовое, ротовое)                    

 глубина вдоха:                        длительность выдоха: =      словам

Утечка воздуха через нос во время речи: (имеется, отсутствует)

Возможность направленной воздушной струи: (имеется, отсутствует)

Состояние голосовой функции

Резонанс: (гиперназальность-носовая полость, гипоназальность-ротовая полость, тупиковый)

Тембр:   огрубелость (пониженная высота, слабость, сдавленность, резкость)

  охриплость (сочетание огрубелости с предыханием)

  напряженность

  глухость

        Высота: (низкий голос, высокий, смешанный, нормальный)

        Сила: (нормальный, громкий, чрезмерно тихий)

Характер спонтанной речи

Разборчивость: (разборчивая, неразборчивая, смазанная)

Степень назализации: (умеренная, слабая, сильная)

Темп речи: (нормальный, замедленный, ускоренный)

Паузация: (частые, соответствуют синтагме, внутри слов, между словами)

Выразительность: (выразительна, не выразительна)

Состояние звукопроизношения (по результатам наблюдения и на основе знакомства с речевой картой)

Отсутствие звуков:

Замены звуков:

Искажения звуков:

[а] астра, игла, сало                        Аня купила арбуз и апельсина

[ э] эхо, каратэ, поэт        Эля услышала эхо

[ о] облако, молоко, море        Над морем пролетают облака

[ ы] часы, рыба                                 У девочки ноты, она одета в боты.

[ у] ухо, какаду, шуба                       Ульяна купила какаду

[ и] игры, угли, липа                       У Миши инструменты

[ я] яблоко, земля         Яблоко упало на землю

[е] ель, море, орех                          Емеля искупался в море

[ё] ёлка,  остриё, берёза                    На опушке растут ёлки и берёзы

[ю] Юля, играю, ключи                         Юля потеряла ключи

[р]  рыба, комар, пирог, краб                          У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.

[р’] рюкзак, снегирь ,варенье, скрепка           В рюкзаке у Риты лежит варенье

[л] ласточка, стол ,  мыло , слон                      Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.

[л'] люк, июль, Аленка, слеза                            В июле Аленка купалась в реке

[ч] часы, врач, печень, счёт                               Чирикал черный чижик, Что он не чижик-пыжик.

[щ] щука, хвощ, пещера, морщины               Щеткой чищу я щенка - Щекочу ему бока.

[ж] журавль, морж, кожа, обжора                  Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке.

[ш] шапка, малыш, крыша, чашка                   Смешные шутки у Саши и Мишутки.

[ц] цыпленок, заяц, курица, сцена                  Цыпленок и курица пьют водицу на улице

[з] заяц, мороз, узор, праздник                        У Зои заболели зубы.            

[3'] зебра,  мазь, узелок, корзина                   Зебра из узелков сплела корзину

[с] сушка, матрас, коса, маска                           Саше дали кашу,  А Клаше - простоквашу.

[с']  сети, гусь, письмо                                         Сёма купил гуся

[г] голубь, сапог, огонь, гнездо                          Галка села на забор Грач завел с ней разговор

[к] комар, цветок, море, окно                            Коля катается на коньках.

[х]    хомяк,  мех, муха, хлеб                                Мухи сели на хлеб.

[б]   булка,  лоб,  обед , обруч                             Бабушка была больна

[п] пингвин, клоп, топор, штопор                      Петя пилил пилой пень.

[д]  дерево, обед, удав, дворец                         Тетя Дина сидит на диване

[т] телевизор, крот, уточка, утро                        Вырастил Толя тополь за полем.  

[в] волк, остров, кровать, вторник                    Валя промочила валенки.

[ф] фантик, телеграф, сарафан, вафли              Филипп сказал фразу.

[м] масло, сом, комар, космос                           Не жалела мама мыла.

[н] носок, телефон, граната, ножницы              Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный                         дымоход.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!