СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ
1. Анкетные данные
2. Анамнез.
3. В каком возрасте перенес хирургическое вмешательство, по поводу какого дефекта (расщепление твердого, мягкого неба, односторонняя, двусторонняя расщелина и т.д.).
4. Строение артикуляционного аппарата. Следует иметь заключение отоларинголога о состоянии слуховой функции, носовой, ротовой полостей, гортани; стоматолога и ортодонта о состоянии зубочелюстной системы, патологии губ, неба, небного свода, языка, а также при необходимости заключение психоневролога, физиотерапевта, педиатра, врача по лечебной физкультуре. Независимо от полноты заключения, логопед тщательно исследует строение и функцию артикуляционного аппарата:
§ длина небной занавески (логопед шпателем пытается довести край мягкого неба до задней стенки глотки, придерживая высунутый язык марлевой салфеткой);
§ форма небного свода (обращается внимание на слишком высокий, готический свод неба или наоборот на слишком низкий);
§ наличие послеоперационных рубцов в области твердого, мягкого неба, губы, незаращений неба, послеоперационных свищей, щелей;
§ наличие аномалий прикуса (прогения, прогнатия, открытый передний или боковой прикус, аномалии зубного ряда);
§ аномалии в строении губ (есть ли расщелина, ее вид, характер, сформированность губы после хейлопластики);
§ патология в строении языка (укорочение подъязычной связки, слишком толстый или тонкий язык и т.д.).
5. Моторика артикуляционного аппарата. При обследовании функции артикуляционного аппарата обращается внимание не только на подвижность губ, языка, челюсти, а прежде всего:
§ на подвижность мягкого неба, которая проверяется при энергичном многократном произношении звука "а". Рот ребенка должен быть широко открыт;
§ наличие небно-глоточного смыкания, его вид и характер (пассивное, активное, функциональное смыкание небной занавески с задней стенкой глотки);
§ состояние мимической мускулатуры, наличие сопутствую-щих движений (нахмурить брови, поднять их вверх, наморщить лоб; закрыть правый, левый глаз; надуть правую, потом левую щеку, затем обе щеки одновременно).
При обследовании функции артикуляционного аппарата обращается внимание на объем (полный, неполный) и качество движений (моторная напряженность, двигательная активность, расторможенность) губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба; умение точно и продолжительно удерживать их в заданной артикуляционной лозе; возможность плавного переключения от одного движения к другому; истощаемость движении; наличие сннкинезий (содружественных движений, сопровождающих главное: щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.).
6. Тип и характер физиологического и речевого дыхания:
§ верхне-ключичное, грудное, диафрагмальное;
§ дыхание в покое, тип дыхания, глубина и сила;
§ речевое дыхание, его тип и сила, продолжительность речевого выдоха, наличие утечки воздуха через рот при фонации.
7. Голосовая функция:
§ сила звучания (предлагается произношение гласных звуков, слогов, слов, фраз от шепота до полного голоса: шепотом, тихим голосом, средней громкости, громким, постепенно усиливая или ослабляя голос);
§ высота голоса (произношение гласных звуков, слогов, слов с повышением или понижением голоса, пение гаммы);
§ тембр голоса (обращается внимание на степень назализации при изолированном произнесении звуков, а также в речевом потоке).
8. Звукопроизношение. При обследовании звукопроизношеиия обращается внимание на фонетические и фонетико-фонематические дефекты (фиксируются отсутствующие, заменяемые, искаженные, смешиваемые звуки). Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю. Далее обследуется характер артикуляции всех согласных звуков: с, з, ц, ш,ж, ч, щ,р,л, к, г, х, п, б, т, д,ф, в,м, н (их мягкие пары).
9. Слуховая функция:
§ состояние физического слуха;
§ состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.
10. Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи. Хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли артикуляция, какова активность в речевом процессе губ, языка, щек, лобных мышц, наличие синкинезин.
11. Просодическая сторона речи. Обращаем внимание на темп (нормальный, быстрый, медленный); ритм (нормальный, аритмия); сохранность пауз в потоке речи (норма, деление слов); громкость, разборчивость, эмоциональная выразительность.
12. Словарь и грамматический строй речи. Обследуя словарь, нужно исследовать активный и пассивный словарный запас в количественном и качественном отношении, обратить внимание на сформированность слоговой структуры слова. При обследовании грамматического строя речи обратить внимание на характер употребляемых предложений (распространенные, нераспространенные), последовательность слов в предложении (соответствует грамматической норме или нет), состояние функции словоизменения и словообразования.
13. Письменная речь.
14. Психическое состояние.
15. Заключение о состоянии речи. Необходимо указать форму ринолалии: открытая, закрытая, смешанная; характер нарушения звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи. Например, открытая ринолалия, фонетический дефект; открытая ринолалия, осложненная общим недоразвитием речи (III уровень).
Схема обследования дыхания у детей
с открытой органической ринолалией
- тип физиологического дыхания (верхне-ключичное, ключично-грудное, диафрагмально-реберное);
- частота дыхания (учащенное, норма);
- ритмичность дыхания (аритмичное, норма);
- носовое дыхание (норма, затруднено, отсутствует);
- ротовой выдох (сформирован/не сформирован);
- направленная воздушная струя (сформирована/не сформирована);
- речевое дыхание (выдох при фонации): носовое, ротовое, смешанное;
- глубина, длительность и направленность речевого выдоха (ротового выдоха при фонации).
Схема обследования качеств голоса у детей
с открытой органической ринолалией
- сила голоса (чрезмерно громкий, тихий, слабый, истощающийся)
- высота голоса (умение изменять голос по высоте, возможность голосовых модуляций): модулированный, не модулированный;
- тембр голоса (степень назализации - гиперназализация, сильная, умеренная, отсутствует; яркость, звонкость, глухость голоса, наличие осиплости или охриплости голоса, напряженности фонации).
Состояние артикуляционного аппарата и его подвижность
Губы
Строение: (норма, толстые, тонкие, рубцы)
расщелина: (отсутствует, скрытая, полная/неполная, односторонняя/двусторонняя, правосторонняя/левосторонняя, симметричная/ассиметричная)
подвижность губ: быстрота, точность, переключаемость, саливация, истощаемость движений
Прикус: (норма, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
Особенности зубного ряда: (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, брикет-система)
Строение альвеолярного отростка верхней челюсти:
Твердого нёба:
строение: норма, высокое узкое, широкое и плоское, пологое, крутое
расщелина: отсутствует, сквозная – односторонняя, сквозная – двусторонняя, несквозная – полная, несквозная – неполная, субмукозная (скрытая)-твердого, мягкого нёба, смешанная, наличие/отсутствие свищей/рубцов)
Мягкое нёбо: (норма, укороченное, слишком длинное, наличие/отсутствие расщелины, деформация)
Подвижность: Парез / паралич:
Увуля: (отсутствует, укорочена, раздвоена, свисает неподвижно, по средней линии отклоняется в сторону, наличие/отсутствие пареза / паралича)
Небно-глоточное смыкание:
Активное (произнести «а»)
Пассивное (покашлять)
функционально-рефлекторное (шпателем приподнять мягкое нёбо)
Особенности глоточного рефлекса: (сохранный, повышенный, сниженный)
Нёбные дужки: (деформация, активность работы нижней челюсти)
Язык:
строение: норма, компенсаторное положение, массивный, маленький, «географический»
подвижность (точность, объем, равномерность работы, содруж.движения)
наличие / отсутствие пареза /паралича
Подъязычная уздечка: (норма, короткая, натянутая, приращенная)
Мимика: (наличие компенсаторных движений, живая, вялая, скованная, отсутствие мимики)
Тонус: (сохранен, нарушен)
нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб; легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть правый глаз, затем левый глаз, подмигнуть.
Состояние дыхательной функции
Тип физиологического дыхания: (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное)
Тип речевого дыхания: (учащенное, носовое, ротовое)
глубина вдоха: длительность выдоха: = словам
Утечка воздуха через нос во время речи: (имеется, отсутствует)
Возможность направленной воздушной струи: (имеется, отсутствует)
Состояние голосовой функции
Резонанс: (гиперназальность-носовая полость, гипоназальность-ротовая полость, тупиковый)
Тембр: огрубелость (пониженная высота, слабость, сдавленность, резкость)
охриплость (сочетание огрубелости с предыханием)
напряженность
глухость
Высота: (низкий голос, высокий, смешанный, нормальный)
Сила: (нормальный, громкий, чрезмерно тихий)
Характер спонтанной речи
Разборчивость: (разборчивая, неразборчивая, смазанная)
Степень назализации: (умеренная, слабая, сильная)
Темп речи: (нормальный, замедленный, ускоренный)
Паузация: (частые, соответствуют синтагме, внутри слов, между словами)
Выразительность: (выразительна, не выразительна)
Состояние звукопроизношения (по результатам наблюдения и на основе знакомства с речевой картой)
Отсутствие звуков:
Замены звуков:
Искажения звуков:
[а] астра, игла, сало Аня купила арбуз и апельсина
[ э] эхо, каратэ, поэт Эля услышала эхо
[ о] облако, молоко, море Над морем пролетают облака
[ ы] часы, рыба У девочки ноты, она одета в боты.
[ у] ухо, какаду, шуба Ульяна купила какаду
[ и] игры, угли, липа У Миши инструменты
[ я] яблоко, земля Яблоко упало на землю
[е] ель, море, орех Емеля искупался в море
[ё] ёлка, остриё, берёза На опушке растут ёлки и берёзы
[ю] Юля, играю, ключи Юля потеряла ключи
[р] рыба, комар, пирог, краб У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.
[р’] рюкзак, снегирь ,варенье, скрепка В рюкзаке у Риты лежит варенье
[л] ласточка, стол , мыло , слон Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.
[л'] люк, июль, Аленка, слеза В июле Аленка купалась в реке
[ч] часы, врач, печень, счёт Чирикал черный чижик, Что он не чижик-пыжик.
[щ] щука, хвощ, пещера, морщины Щеткой чищу я щенка - Щекочу ему бока.
[ж] журавль, морж, кожа, обжора Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке.
[ш] шапка, малыш, крыша, чашка Смешные шутки у Саши и Мишутки.
[ц] цыпленок, заяц, курица, сцена Цыпленок и курица пьют водицу на улице
[з] заяц, мороз, узор, праздник У Зои заболели зубы.
[3'] зебра, мазь, узелок, корзина Зебра из узелков сплела корзину
[с] сушка, матрас, коса, маска Саше дали кашу, А Клаше - простоквашу.
[с'] сети, гусь, письмо Сёма купил гуся
[г] голубь, сапог, огонь, гнездо Галка села на забор Грач завел с ней разговор
[к] комар, цветок, море, окно Коля катается на коньках.
[х] хомяк, мех, муха, хлеб Мухи сели на хлеб.
[б] булка, лоб, обед , обруч Бабушка была больна
[п] пингвин, клоп, топор, штопор Петя пилил пилой пень.
[д] дерево, обед, удав, дворец Тетя Дина сидит на диване
[т] телевизор, крот, уточка, утро Вырастил Толя тополь за полем.
[в] волк, остров, кровать, вторник Валя промочила валенки.
[ф] фантик, телеграф, сарафан, вафли Филипп сказал фразу.
[м] масло, сом, комар, космос Не жалела мама мыла.
[н] носок, телефон, граната, ножницы Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.