Тема: Развитие речи. Обучающее изложение текста «Осенняя ёлочка» по вопросам.
Тип урока: подробное обучающее изложение
Цели и задачи:
формировать умения передавать содержание текста, озаглавливать его, определять темы частей в тексте, составлять план в виде вопросов; использовать в изложении языковые средства выразительности для передачи авторского отношения .
Планируемые результаты:
Предметные: научатся воспринимать услышанный и читаемый текст; определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст; научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства, составлять план текста, выделяя микротемы; научатся переходить от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце; осуществлять самопроверку, проводить орфографическую работу с проговариванием.
Метапредметные: обогащать словарный запас языковыми средствами языка; развивать связную речь, мышление, память, кругозор, орфографическую зоркость, каллиграфию, умение чётко формулировать свои мысли.
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру.
Ход урока
І. Оргмомент
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
ІІ. Вступительная беседа
- Посмотрите за окно. Как вы считаете, почему осень, которая сейчас стоит, называется золотой?
- какие деревья вам особенно нравятся?
- Найдите среди листьев на доске листья осины (На доске прикреплены листья разных деревьев)
- Какого они цвета? На что они похожи?
- А листья клёна? Ивы?
- Писатели, которые пишут об осени, любуются и восхищаются осенними красками деревьев и находят для их описания меткие, образные сравнения.
ІІІ. Сообщение темы, цели урока
— Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о чем будет текст, вам нужно отгадать загадку.
Её всегда в лесу найдёшь —
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)
IV. Изучение нового материала
1. Ознакомление с текстом. Подбор заголовка.
- Прочтите рассказ Н. Сладкова.
(Текст даётся без заглавия)
Ёлочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листву.
Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клён роняет оранжевые звёзды. Ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.
- Какую картину представили себе, читая рассказ?
- О чем этот рассказ? Скажите коротко. ( О том, как деревья дарили ёлочке подарки.)
- Что мы определили, отвечая на этот вопрос? (Тему текста)
- Что это были за подарки?
- Чего нет в рассказе? (Заголовка)
- Давайте подберём точное заглавие к рассказу. Как вы считаете, что для этого нужно определить? (О чём этот рассказ – тему, а так же, что в рассказе главное – основную мысль.)
- Подберите заголовки.
(На доске записываются варианты заголовков, которые предлагают дети.)
- Какие из этих заголовков отражают главное в рассказе? (Осенняя ёлочка. Осенние подарки.)
- Что мы сделали, чтобы подобрать к рассказу точный заголовок?
2. Анализ содержания и языка текста
- Сейчас мы будем писать изложение. Как вы думаете, на что необходимо обратить внимание, чтобы передать содержание рассказа близко к тексту? (На слова и выражения, которые употребил в рассказе автор.)
- Прочтём рассказ выразительно.
- Какие слова и выражения вам хотелось бы использовать в своих изложениях?
- Чтобы их запомнить, нужно понять, почему Н. Сладков сказал именно так. Давайте попробуем в этом разобраться.
- С чем сравнивает автор листья осины? Почему? Листья клёна? Ивы?
- Какие слова Н. Сладков использовал, чтобы не повторять слово «дарят»? (Роняет, засыпает.)
- Как вы думаете, какое дерево оказалось самым щедрым? Каких листьев на ёлочке больше всего? Докажите. (Ива засыпает ёлочку.)
- Какой стала ёлочка осенью? Что в ней необычного?
- Какое интересное сравнение использовал автор, говоря о ветках ёлочки? (Ладошки)
- Прочтите выразительно предложение с этим словом.
- Какие слова в тексте показывают, что ёлочка автору очень нравится? (Ёлочка, лапки, фонарики, нарядная, рыбки, разноцветная, нарядная.)
- Что мы уже сделали для подготовки к изложению?
- Чтобы к другим изложениям вы могли подготовиться самостоятельно, для вас в учебнике есть памятка 7 на с. 147 «Как подготовиться к изложению».
- Давайте посмотрим эту памятку и определим, что мы уже выполнили, а что нам еще предстоит сделать, чтобы успешно написать изложение.
3. Анализ структуры текста. Составление вопросов к частям.
- Что вам помогло в предыдущем изложении вспомнить содержание текста? (Вопросы.)
- Сегодня вопросы к частям текста поставим сами. Как будем работать? ( Определим количество частей в тексте. Прочтём каждую часть. Выделим главное. Составим вопрос.)
- Сколько частей в тексте?
Прочтите вводную часть. Сколько в ней предложений? О чем из неё узнали? Поставим вопрос. (Когда появилась ёлочка?)
- Как называется следующая часть? (Основная.)
- О чем в ней говорится? Поставьте вопрос. (Какие подарки получила ёлочка в день рождения от осины, клёна, ивы?)
- Как называется последняя часть? (Концовка.) О чём в ней говорится? Поставьте вопрос. (Какая стоит ёлочка?)
ВОПРОСЫ:
Когда появилась ёлочка?
Какие подарки получила ёлочка в день рождения от осины, клёна, ивы?
Какая стоит ёлочка?
4. Орфографическая подготовка
- Найдите слова с разделительным Ь. (Осенью, деревья)
- Посмотрите на доску. Тут выписаны трудные слова. Чтобы не сделать в них ошибок, поработаем над ними.
На доске: з…сыпает, …сина, к…тайские, п…дарки,
з…л…тые, ф…нар…ки, …ранж…вые, …см…трелась
р…скинула, ёл…чка, л…дошки, сч…стливая
- Какое задание нужно выполнить?
- Что нужно сделать, чтобы вставить пропущенные буквы? (Подобрать проверочные слова или найти эти слова в тексте.)
- Вставьте пропущенные буквы. Прочтите слова так, как они пишутся.
Повторное чтение текста.
Запись изложения.
Проверка изложения.
- Прочтите своё изложение и проверьте, не пропустили ли вы чего-нибудь важного.
- Обратите внимание, правильно ли поставлены точки. Прочтите каждое предложение.
- Проверьте, правильно ли вы написали трудные слова. Сравни со словами, написанными на доске.
V. Итог урока
- Чему мы научились сегодня на уроке?
- Понравился ли вам текст, с которым мы работали?