СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающее изложение по вопросам и коллективно составленному плану ("Осенняя елочка" по Н. Сладкову)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:  подробное обучающее изложение

Цели и задачи:

формировать умения передавать содержание текста, озаглавливать его, определять темы частей в тексте, составлять план в виде вопросов; использовать в изложении языковые средства выразительности для передачи авторского отношения .

Планируемые результаты:

Предметные: научатся воспринимать услышанный и читаемый текст; определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст; научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства, составлять план текста, выделяя микротемы; научатся переходить от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце; осуществлять самопроверку, проводить орфографическую работу с проговариванием.

Метапредметные: обогащать словарный запас языковыми средствами языка; развивать связную речь, мышление, память, кругозор, орфографическую зоркость, каллиграфию, умение чётко формулировать свои мысли.

Личностные:  формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Обучающее изложение по вопросам и коллективно составленному плану ("Осенняя елочка" по Н. Сладкову)»

Тема: Развитие речи. Обучающее изложение текста «Осенняя ёлочка» по вопросам.


Тип урока:  подробное обучающее изложение

Цели и задачи:

формировать умения передавать содержание текста, озаглавливать его, определять темы частей в тексте, составлять план в виде вопросов; использовать в изложении языковые средства выразительности для передачи авторского отношения .

Планируемые результаты:

Предметные: научатся воспринимать услышанный и читаемый текст; определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст; научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства, составлять план текста, выделяя микротемы; научатся переходить от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце; осуществлять самопроверку, проводить орфографическую работу с проговариванием.

Метапредметные: обогащать словарный запас языковыми средствами языка; развивать связную речь, мышление, память, кругозор, орфографическую зоркость, каллиграфию, умение чётко формулировать свои мысли.

Личностные:  формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру.



Ход урока

І. Оргмомент

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.


ІІ. Вступительная беседа

- Посмотрите за окно. Как вы считаете, почему осень, которая сейчас стоит, называется золотой?

- какие деревья вам особенно нравятся?

- Найдите среди листьев на доске листья осины (На доске прикреплены листья разных деревьев)

- Какого они цвета? На что они похожи?

- А листья клёна? Ивы?

- Писатели, которые пишут об осени, любуются и восхищаются осенними красками деревьев и находят для их описания меткие, образные сравнения.




ІІІ. Сообщение темы, цели урока

— Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о чем будет текст, вам нужно отгадать загадку.

Её всегда в лесу найдёшь —

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель.)


IV. Изучение нового материала

1. Ознакомление с текстом. Подбор заголовка.

- Прочтите рассказ Н. Сладкова.

(Текст даётся без заглавия)

Ёлочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листву.

Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клён роняет оранжевые звёзды. Ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.


- Какую картину представили себе, читая рассказ?

- О чем этот рассказ? Скажите коротко. ( О том, как деревья дарили ёлочке подарки.)

- Что мы определили, отвечая на этот вопрос? (Тему текста)

- Что это были за подарки?

- Чего нет в рассказе? (Заголовка)

- Давайте подберём точное заглавие к рассказу. Как вы считаете, что для этого нужно определить? (О чём этот рассказ – тему, а так же, что в рассказе главное – основную мысль.)

- Подберите заголовки.

(На доске записываются варианты заголовков, которые предлагают дети.)

- Какие из этих заголовков отражают главное в рассказе? (Осенняя ёлочка. Осенние подарки.)

- Что мы сделали, чтобы подобрать к рассказу точный заголовок?


2. Анализ содержания и языка текста

- Сейчас мы будем писать изложение. Как вы думаете, на что необходимо обратить внимание, чтобы передать содержание рассказа близко к тексту? (На слова и выражения, которые употребил в рассказе автор.)

- Прочтём рассказ выразительно.

- Какие слова и выражения вам хотелось бы использовать в своих изложениях?

- Чтобы их запомнить, нужно понять, почему Н. Сладков сказал именно так. Давайте попробуем в этом разобраться.

- С чем сравнивает автор листья осины? Почему? Листья клёна? Ивы?

- Какие слова Н. Сладков использовал, чтобы не повторять слово «дарят»? (Роняет, засыпает.)

- Как вы думаете, какое дерево оказалось самым щедрым? Каких листьев на ёлочке больше всего? Докажите. (Ива засыпает ёлочку.)

- Какой стала ёлочка осенью? Что в ней необычного?

- Какое интересное сравнение использовал автор, говоря о ветках ёлочки? (Ладошки)

- Прочтите выразительно предложение с этим словом.

- Какие слова в тексте показывают, что ёлочка автору очень нравится? (Ёлочка, лапки, фонарики, нарядная, рыбки, разноцветная, нарядная.)

- Что мы уже сделали для подготовки к изложению?

- Чтобы к другим изложениям вы могли подготовиться самостоятельно, для вас в учебнике есть памятка 7 на с. 147 «Как подготовиться к изло­жению».

- Давайте посмотрим эту памятку и определим, что мы уже выполнили, а что нам еще предстоит сделать, чтобы успешно написать изложение.


3. Анализ структуры текста. Составление вопросов к частям.

- Что вам помогло в предыдущем изложении вспомнить содержание текста? (Вопросы.)

- Сегодня вопросы к частям текста поставим сами. Как будем работать? ( Определим количество частей в тексте. Прочтём каждую часть. Выделим главное. Составим вопрос.)

- Сколько частей в тексте?

Прочтите вводную часть. Сколько в ней предложений? О чем из неё узнали? Поставим вопрос. (Когда появилась ёлочка?)

- Как называется следующая часть? (Основная.)

- О чем в ней говорится? Поставьте вопрос. (Какие подарки получила ёлочка в день рождения от осины, клёна, ивы?)

- Как называется последняя часть? (Концовка.) О чём в ней говорится? Поставьте вопрос. (Какая стоит ёлочка?)


ВОПРОСЫ:

  1. Когда появилась ёлочка?

  2. Какие подарки получила ёлочка в день рождения от осины, клёна, ивы?

  3. Какая стоит ёлочка?


4. Орфографическая подготовка

- Найдите слова с разделительным Ь. (Осенью, деревья)

- Посмотрите на доску. Тут выписаны трудные слова. Чтобы не сделать в них ошибок, поработаем над ними.


На доске: з…сыпает, …сина, к…тайские, п…дарки,

з…л…тые, ф…нар…ки, …ранж…вые, …см…трелась

р…скинула, ёл…чка, л…дошки, сч…стливая


- Какое задание нужно выполнить?

- Что нужно сделать, чтобы вставить пропущенные буквы? (Подобрать проверочные слова или найти эти слова в тексте.)

- Вставьте пропущенные буквы. Прочтите слова так, как они пишутся.


  1. Повторное чтение текста.


  1. Запись изложения.


  1. Проверка изложения.

- Прочтите своё изложение и проверьте, не пропустили ли вы чего-нибудь важного.

- Обратите внимание, правильно ли поставлены точки. Прочтите каждое предложение.

- Проверьте, правильно ли вы написали трудные слова. Сравни со словами, написанными на доске.


V. Итог урока

- Чему мы научились сегодня на уроке?

- Понравился ли вам текст, с которым мы работали?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!