СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающий семинар для молодых специалистов "Сущность технологии развития критического мышления через чтение и письмо"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по критическому мышлению,которую показывала на занятии с молодыми специалистами своей школы.

Просмотр содержимого документа
«Обучающий семинар для молодых специалистов "Сущность технологии развития критического мышления через чтение и письмо"»

Сущность  технологии развития критического мышления через чтение и письмо Обучающий семинар Рахимжанова Г.А.

Сущность технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Обучающий семинар

Рахимжанова Г.А.

Сущность  технологии развития критического мышления через чтение и письмо Обучающий семинар

Сущность технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Обучающий семинар

Что такое КМ? Критическое мышление – это:   способность ставить новые, полные смысла вопросы ;   вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;   принимать независимые продуманные решения .  …

Что такое КМ?

Критическое мышление – это:

  • способность ставить новые, полные смысла вопросы ;

  • вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;

  • принимать независимые продуманные решения .

Что такое КМ? Критическое мышление – это:   исследование, целью которого является оценить, понять, решить;   квалифицированное, ответственное мышление, облегчающее принятие взвешенных решений, т.к. оно основано на фактах;

Что такое КМ?

Критическое мышление – это:

  • исследование, целью которого является оценить, понять, решить;

  • квалифицированное, ответственное мышление, облегчающее принятие взвешенных решений, т.к. оно основано на фактах;

Критическое мышление - это   мышление оценочное, рефлексивное, для которого знание является не конечной, а отправной точкой; аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.  И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек

Критическое мышление - это

 мышление оценочное, рефлексивное, для которого знание является не конечной, а отправной точкой;

  • аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек

 Ключевой тезис всей технологии «Конструирование» собственного знания  в рамках собственной поисковой деятельности

Ключевой тезис всей технологии

«Конструирование» собственного знания

в рамках собственной поисковой деятельности

Критическое мышление имеет  5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)

  • Во-первых – это мышление самостоятельное
  • Во-вторых – это мышление обобщенное
  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
  • В четвертых – это мышление аргументированное
  • В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Сущность ТРКМЧП

Сущность ТРКМЧП

Через ТРКМ формируются:

Через ТРКМ формируются:

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими Запоминание Понимание простых и сложный идей Творческое, интуитивное мышление спортсмена, художника, музыканта

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Виды интеллектуальной деятельности,

которые нельзя назвать критическими

Запоминание

Понимание простых и сложный идей

Творческое, интуитивное мышление

спортсмена, художника, музыканта

Цель технологии РКМЧП :  Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни  (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)

Цель технологии РКМЧП :

Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни

(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)

Структура урока с использованием ТРКМ

Структура урока с использованием ТРКМ

Технологический алгоритм урока  13

Технологический алгоритм урока

13

Технологические этапы 1-я стадия ВЫЗОВ 2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ Актуализация знаний Побуждение интереса к получению новой информации Постановка учеником собственных целей обучения 3-я стадия РЕФЛЕКСИЯ Получение новой информации Корректировка поставленных учеником целей обучения Рождение нового знания Постановка учеником новых целей обучения

Технологические этапы

1-я стадия ВЫЗОВ

2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ

  • Актуализация знаний
  • Побуждение интереса к получению новой информации
  • Постановка учеником собственных целей обучения

3-я стадия РЕФЛЕКСИЯ

  • Получение новой информации
  • Корректировка поставленных учеником целей обучения
  • Рождение нового знания
  • Постановка учеником новых целей обучения

Фаза  рефлексии  (reflection). Фаза вызова  (evocation).  Фазы урока Фаза реализации смысла  (realization of meaning).

Фаза

рефлексии

(reflection).

Фаза

вызова

(evocation).

Фазы урока

Фаза

реализации

смысла

(realization

of meaning).

Стадия вызова Деятельность учителя : вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы; Деятельность учащихся : ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ; Возможные приёмы и методы :   составление списка «известной информации»;  предположение по ключевым словам;  систематизация материала (кластеры, таблицы);  верные и неверные утверждения;  перепутанные логические цепочки и т.д. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Стадия вызова

  • Деятельность учителя : вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы;
  • Деятельность учащихся : ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ;
  • Возможные приёмы и методы :

составление списка «известной информации»;

предположение по ключевым словам;

систематизация материала (кластеры, таблицы);

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Стадия осмысления (реализация ) Деятельность учителя : сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, продвижение от знания «старого» к «новому»; Деятельность учащихся : ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения. Делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации; Возможные приёмы и методы:  маркировка с использованием значков « V», «+», «­», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);  ведение различных записей типа бортовых журналов;  поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. Непосредственный контакт с новой информацией  (текст, фильм, материал параграфа);  работа ведётся индивидуально или в парах

Стадия осмысления (реализация )

  • Деятельность учителя : сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, продвижение от знания «старого» к «новому»;
  • Деятельность учащихся : ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения. Делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации;
  • Возможные приёмы и методы:

 маркировка с использованием значков « V», «+», «­», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

 ведение различных записей типа бортовых журналов;

 поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Непосредственный контакт с новой информацией

(текст, фильм, материал параграфа);

работа ведётся индивидуально или в парах

Формы урока с использованием технологии РКМЧП Урок №1 Тип урока Работа с информаци Урок №2 Вызов онным текстом Мозговой штурм, кластер Осмыс Работа с научным текстом Урок №3 Взаимо Инсерт, ление Рефлек Мозговой штурм Урок№4 обучение ПМИ Урок№5 Верные-неверные утверждения сия Возвраще Дискуссия Чтение с остановками ние к кластеру Зигзаг Урок-исследо Толстые вопросы Кластер вание Перекрёстная дискуссия Парная мозговая атака Концепту Заполне альная таблица Эссе ние таблицы ЗХУ Дальней шее целепола гание

Формы урока с использованием технологии РКМЧП

Урок №1

Тип урока

Работа с информаци

Урок №2

Вызов

онным текстом

Мозговой штурм, кластер

Осмыс

Работа с научным текстом

Урок №3

Взаимо

Инсерт,

ление

Рефлек

Мозговой штурм

Урок№4

обучение

ПМИ

Урок№5

Верные-неверные утверждения

сия

Возвраще

Дискуссия

Чтение с остановками

ние к кластеру

Зигзаг

Урок-исследо

Толстые вопросы

Кластер

вание

Перекрёстная дискуссия

Парная мозговая атака

Концепту

Заполне

альная таблица

Эссе

ние таблицы ЗХУ

Дальней

шее целепола

гание

Приёмы и стратегии технологии РКМЧП Учимся воспринимать информацию; Учимся прогнозировать; Учимся работать с текстом; Учимся творчески интерпретировать информацию

Приёмы и стратегии технологии РКМЧП

  • Учимся воспринимать информацию;
  • Учимся прогнозировать;
  • Учимся работать с текстом;
  • Учимся творчески интерпретировать информацию

Творчески интерпретируем информацию Задаем вопросы Работаем с текстом Прогнозируем Воспринимаем  информацию ИНФОРМАЦИЯ

Творчески интерпретируем

информацию

Задаем вопросы

Работаем с текстом

Прогнозируем

Воспринимаем

информацию

ИНФОРМАЦИЯ

Стадия рефлексии Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие или практические задания на основе изученной информации; Деятельность учащихся: соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления; Возможные приёмы и методы:     заполнение кластеров, таблиц;   возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;   ответы на поставленные вопросы; написание творческих работ (синквейн, РАФТ, эссе ) Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально - в парах – группах.

Стадия рефлексии

  • Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие или практические задания на основе изученной информации;
  • Деятельность учащихся: соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;
  • Возможные приёмы и методы:

 заполнение кластеров, таблиц;

 возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

 ответы на поставленные вопросы;

  • написание творческих работ (синквейн, РАФТ, эссе )

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации;

работа ведётся индивидуально - в парах – группах.

 Воспринимаем  информацию  Приемы: 1.Знаю – хочу узнать – узнал. 2.Продвинутая лекция. 3.Зигзаг

Воспринимаем

информацию

Приемы:

1.Знаю – хочу узнать – узнал.

2.Продвинутая лекция.

3.Зигзаг

Некоторые стратегии технологии развития критического мышления

Некоторые стратегии технологии развития критического мышления

1 этап Вызов

1 этап

Вызов

Кластеры (гроздья)

Кластеры (гроздья)

«ВЕРНЫЕ – НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ» Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что? Имена существительные изменяются по родам. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы; В предложении существительное может быть сказуемым; Имена существительные изменяются по числам и падежам.

«ВЕРНЫЕ – НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»

  • Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
  • Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?
  • Имена существительные изменяются по родам.
  • Собственные имена существительные пишутся с большой буквы;
  • В предложении существительное может быть сказуемым;
  • Имена существительные изменяются по числам и падежам.

 «Понятийное колесо»   Ключевое понятие

«Понятийное колесо»

Ключевое понятие

ОБЩЕСТВО Класс Люди Страна Футбольная Понятийное колесо на уроке обществознания  Тема «Что такое общество»   Французы Богатые, Русское Дворянское Рабовладельческое Общество

ОБЩЕСТВО

Класс

Люди

Страна

Футбольная

Понятийное колесо на уроке обществознания Тема «Что такое общество»

Французы

Богатые,

Русское

Дворянское

Рабовладельческое

Общество

Простой  вопрос Уточняющий  вопрос Оценочный  вопрос Творческий  вопрос Вопрос  интерпретация Практический  вопрос ? Ромашка Блума

Простой вопрос

Уточняющий вопрос

Оценочный вопрос

Творческий вопрос

Вопрос интерпретация

Практический вопрос

?

Ромашка Блума

Ромашка Блума Простые вопросы  (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т,ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы  – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие  вопросы (объясняющие) –  побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы  (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы  (прогноз) – «Как вы думаете , что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Ромашка Блума

  • Простые вопросы (фактические вопросы) требуют знания фактического материала т,ориентированы на работу памяти
  • Уточняющие вопросы «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
  • Интерпретирующие вопросы (объясняющие) побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
  • Оценочные вопросы (сравнение) необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
  • Творческие вопросы (прогноз) «Как вы думаете , что произойдет дальше…?»
  • Практические вопросы «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

2 этап Осмысление

2 этап

Осмысление

РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ Приемы: 1.Чтение с остановками. 2.Чтение с пометками INSERT. 3.Двойной дневник. 4.Кластер.

РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ

  • Приемы:
  • 1.Чтение с остановками.
  • 2.Чтение с пометками INSERT.
  • 3.Двойной дневник.
  • 4.Кластер.
 Стратегия ЗХУ   «З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали

Стратегия ЗХУ

«З» знаем

«Х» хотим узнать

«У» узнали

3 этап Рефлексия

3 этап

Рефлексия

Стратегия ЗХУ на уроке истории древнего мира «З» знаем  «Х» хотим узнать Кто такие археологи  Как работают археологи «Х» хотим узнать    Как находят археологические памятники      Какие существуют виды исторических источников  Что такое исторические источники

Стратегия ЗХУ на уроке истории древнего мира

«З» знаем

«Х» хотим узнать

Кто такие археологи

Как работают археологи

«Х» хотим узнать

Как находят археологические памятники

Какие существуют виды исторических источников

Что такое исторические источники

ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)  автор Эдвард де Боно «Плюс»  (+)  записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей  «Что в этом интересного?»

ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно

  • «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
  • «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
  • «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей

«Что в этом интересного?»

Стратегия «Инсерт»   («Условные значки»)  I – interactive N – noting самоактивизирующая (диалоговая)  системная разметка  для эффективного  чтения и размышления S – system «  » – уже знал E – effective  « + » – новое « – » – думал иначе R - reading & « ? » – есть вопросы T – thinking

Стратегия «Инсерт» («Условные значки»)

I – interactive

N – noting

самоактивизирующая (диалоговая) системная разметка для эффективного чтения и

размышления

S – system

« » – уже знал

E – effective

« + » – новое

« » – думал иначе

R - reading &

« ? » – есть вопросы

T – thinking

Прием  «Чтение с пометками INSERT». V + Я это знал Новое для - меня ? Я думал иначе Интересно Непонятно Нужно разобрать-ся

Прием «Чтение с пометками INSERT».

V

+

Я это знал

Новое для

-

меня

?

Я думал иначе

Интересно

Непонятно

Нужно разобрать-ся

Таблицы вопросов «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто…? Что…? Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Когда…? Может…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? Будет…? Как звали…? В чем различие…? Что, если…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Таблицы вопросов

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Дайте три объяснения, почему…

Объясните, почему…

Когда…?

Может…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

Будет…?

Как звали…?

В чем различие…?

Что, если…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

“ Жүрек кардиограммасы ” + оң қасиеттері - теріс қасиеттері

“ Жүрек кардиограммасы ”

  • + оң қасиеттері
  • - теріс қасиеттері
Кластер Участники Содержание Образовательный процесс  Методы Предметные области

Кластер

Участники

Содержание

Образовательный процесс

Методы

Предметные области

Составление кластера Например, при изучении творчества И.А.Бунина в 7 классе: «Тут, в глубочайшей полевой тишине, среди...богатейшей природы, и прошло все мое детство»- И.А.Бунин «Я происхожу из старинного дворянского рода...», из него же В.А.Жуковский Много странствует по Европе и Азии Брат Юлий пробудил любовь к книгам И.А.Бунин Литературная судьба складывалась счастливо, его именовали «певцом осени, грусти и дворянских гнезд» В 1905 поселяется в Москве, дружит с М.Горьким, А.П.Чеховым
  • Составление кластера

Например, при изучении творчества И.А.Бунина в 7 классе:

«Тут, в глубочайшей полевой

тишине, среди...богатейшей

природы, и прошло все мое

детство»- И.А.Бунин

«Я происхожу из старинного

дворянского рода...», из него

же В.А.Жуковский

Много странствует

по Европе и Азии

Брат Юлий пробудил

любовь к книгам

И.А.Бунин

Литературная судьба

складывалась счастливо,

его именовали «певцом осени,

грусти и дворянских гнезд»

В 1905 поселяется

в Москве, дружит

с М.Горьким,

А.П.Чеховым

Кластер толтыру. Абайды кім деп білеміз?

Кластер толтыру.

Абайды кім деп білеміз?

Сыншы  Композитор Ұлы ақын  Философ  Аудармашы  Махаббат лирикасы Табиғат лирикасы Табиғат лирикасы

Сыншы

Композитор

Ұлы ақын

Философ

Аудармашы

Махаббат лирикасы

Табиғат лирикасы

Табиғат лирикасы

Синквейны полезны в качестве:   Инструмента для обобщения и синтеза сложной информации Средства оценки словарного запаса школьников Средства творческого самовыражения  Синквейн о синквейне: Синквейн. Стройный, лаконичный. Мыслит, обобщает, собирает. Помни: краткость – сестра таланта. Резюме    44

Синквейны полезны в качестве:

  • Инструмента для обобщения и синтеза сложной информации
  • Средства оценки словарного запаса школьников
  • Средства творческого самовыражения

Синквейн о синквейне:

Синквейн.

Стройный, лаконичный.

Мыслит, обобщает, собирает.

Помни: краткость – сестра таланта.

Резюме

44

Диаманта –  стихотворение в форме алмаза, состоящее из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Алгоритм написания диаманты : 1-я строка – тема (существительное)  2-я строка – определение (2 прилагательных)  3-я строка – действие (3 причастия)  4-я строка –  ассоциации (4 существительных)  5-я строка –  действие (3 причастия)  6-я строка –  определение( 2 прилагательных)  7-я строка – тема (существительное).

Диаманта –  стихотворение в форме алмаза, состоящее из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением.

Алгоритм написания диаманты :

1-я строка – тема (существительное) 2-я строка – определение (2 прилагательных) 3-я строка – действие (3 причастия) 4-я строка –  ассоциации (4 существительных) 5-я строка –  действие (3 причастия) 6-я строка –  определение( 2 прилагательных) 7-я строка – тема (существительное).

Фишбоун Диаграмма Ишикавы – диаграмма рыбного скелета (fishbone diagram).

Фишбоун

Диаграмма Ишикавы – диаграмма рыбного скелета (fishbone diagram).

Схема модели Фишбоун Факт Факт Вывод Проблема Причина Причина

Схема модели Фишбоун

Факт

Факт

Вывод

Проблема

Причина

Причина

«Бортовые журналы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

«Бортовые журналы»

Что мне известно

по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Сюжетные таблицы Кто? Что? Когда? Где? Почему?

Сюжетные таблицы

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

 С И Н К В Е Й Н  Колумб,  Колумб, Лживый, бездушный, Смелый, настойчивый, Командовал, торговал, обогащался. Открывал, торговал, обогащал, Делал всё для достижения цели. Воссоединил мир и потряс человечество. Авантюрист. Герой.

С И Н К В Е Й Н

Колумб,

Колумб,

Лживый, бездушный,

Смелый, настойчивый,

Командовал, торговал, обогащался.

Открывал, торговал, обогащал,

Делал всё для достижения цели.

Воссоединил мир и потряс человечество.

Авантюрист.

Герой.

Диаманта Онегин Зрелый, холодный, Унывающий, разочарованный, утомлённый, Камень, лёд - волна, пламень, Влюбчивый, увлечённый, восторженный, Пылкий, чувствительный Ленский. Остап Безупречный, надёжный, Восхищающий, удивляющий, покоривший, Мужество, отвага – измена, предательство, Утончённый, избалованный, любящий, Чуткий, тонкий Андрий.

Диаманта

Онегин

Зрелый, холодный,

Унывающий, разочарованный, утомлённый,

Камень, лёд - волна, пламень,

Влюбчивый, увлечённый, восторженный,

Пылкий, чувствительный

Ленский.

Остап

Безупречный, надёжный,

Восхищающий, удивляющий, покоривший,

Мужество, отвага – измена, предательство,

Утончённый, избалованный, любящий,

Чуткий, тонкий

Андрий.

Что такое хайку? Алгоритм написания хайку:  1-я строчка: «Я видел» кого-то или что-то  2-я строчка: Какого?  3-я строчка: Как? Деревня Я видел деревню,  С разноцветными домами,  Красиво…

Что такое хайку?

Алгоритм написания хайку:

1-я строчка: «Я видел» кого-то или что-то 2-я строчка: Какого? 3-я строчка: Как?

Деревня

Я видел деревню, С разноцветными домами, Красиво…

Прием составления глоссария Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки» Из списка слов – каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов –глоссов При этом никто не знает о выборе другого игрока Создается выставка  и все отгадывают рисунки друг друга После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его Можно составить словарь – глоссарий

Прием составления глоссария

  • Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки»
  • Из списка слов – каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов –глоссов
  • При этом никто не знает о выборе другого игрока
  • Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга
  • После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его
  • Можно составить словарь – глоссарий
 С И Н К В Е Й Н  Учитель. Внимательный, вдумчивый, размышляющий. Сидит, слушает и ждёт. Когда окончится эта пытка? Бедолага!

С И Н К В Е Й Н

Учитель.

Внимательный, вдумчивый, размышляющий.

Сидит, слушает и ждёт.

Когда окончится эта пытка?

Бедолага!

Приём «Синквейн» учитель творческий мудрый воспитывает развивает учит учителя работа нравится мне наставник

Приём «Синквейн»

учитель

творческий

мудрый

воспитывает

развивает

учит

учителя

работа

нравится

мне

наставник

«Для меня сегодняшний урок» Урок Я на уроке 1) Интересно Итог 1) Работал 2) Скучно 2) Отдыхал 1) Понял материал 3) Безразлично 2) Узнал больше, чем знал 3) Помогал 3) Не понял

«Для меня сегодняшний урок»

Урок

Я на уроке

1) Интересно

Итог

1) Работал

2) Скучно

2) Отдыхал

1) Понял материал

3) Безразлично

2) Узнал больше, чем знал

3) Помогал

3) Не понял

«Мишень»

«Мишень»

«Пантомима» Руки вверх – довольны Голова вниз – не довольны. Закрыть лицо руками - безразлично

«Пантомима»

  • Руки вверх – довольны
  • Голова вниз – не довольны.
  • Закрыть лицо руками - безразлично
«Оценочная лесенка»

«Оценочная лесенка»

 Ресурсы Интернета Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70 Учебная программа курса «Технологии компетентностно-ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» С.В.Столбунова. Лекция №1. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» Е.В.Зачесова «Пример использования РКМЧП, текст «Морские черепахи» А.Ковальчукова «Нарисуйте счастье» И.Васюта, А.Махотина «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы» Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»: «Хайку по биологии, синквейны по физике», «Чтобы узнать – нарисуй!», «Пишите письма на уроке!», «Уроки с оглядкой»

Ресурсы Интернета

  • Сайт международного журнала

о критическом мышлении «Перемена»

http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru

  • Фестиваль педагогических идей

http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

  • Газета «Первое сентября»

http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70

  • Учебная программа курса «Технологии

компетентностно-ориентированного образования:

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

  • Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического

мышления через чтение и письмо»

  • С.В.Столбунова. Лекция №1. «Технология развития критического

мышления через чтение и письмо»

  • Е.В.Зачесова «Пример использования РКМЧП, текст «Морские

черепахи»

  • А.Ковальчукова «Нарисуйте счастье»
  • И.Васюта, А.Махотина «Использование приемов развития

критического мышления на уроках литературы»

  • Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»:

«Хайку по биологии, синквейны по физике», «Чтобы узнать – нарисуй!»,

«Пишите письма на уроке!», «Уроки с оглядкой»

Творческих успехов, коллеги!

Творческих успехов,

коллеги!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!