СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение детей орфоэпическим нормам адыгейского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад может помочь учителчм адыгейского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Обучение детей орфоэпическим нормам адыгейского языка.»

Русскоязычное население нашей республики стало проявлять интерес к языку коренной национальности, одному из государственных языков Республики Адыгея. Сотни детей учатся не родному для них адыгейскому языку. В этой связи можно вспомнить слова известного адыгского просветителя Шоры Ногмова: «Цель моя будет достигнута, если мои соотечественники начнут изучать адыгейский язык и русский... И если русские, столь способные к изучению языков, обратят внимание на наш язык, обильный, древний, европейцам неизвестный, представляющий богатую жатву для филологии и истории».

Сейчас многие представители разных национальностей взялись за изучение адыгейского языка. Ведь в языке отражаются традиции, обычаи, быт, нравы, история народа. Без знания языка со всем этим познакомиться невозможно, невозможно понять душу народа. Недаром гласит народная мудрость: «Сколько языков знаешь, столько раз ты и человек».

Моя задача, я считаю, состоит в том, чтобы активно прививать детям и их родителям интерес к адыгейскому языку, к культуре русской и адыгейской речи, т.к. культура речи - это неотъемлемая составная часть общей культуры любого человека, зеркало его духовного богатства, отношения к своей и чужой культуре.

В общую речевую культуру человека входит такая часть норм современного языка, как орфоэпические нормы.

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит существующее в сознании человека представление о «речевом идеале», образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильная с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам.

Основной задачей культуры речи является кодификация языка, т.е. официальное признание и описание норм в грамматиках, словарях, справочниках. И пока словарь или грамматика отмечают ту или иную форму, только она считается верной. Любые отклонения от нормы являются речевой ошибкой. Знакомить детей с нормами, зафиксированными в словарях адыгейского языка, развивать у них умение осознанно и правильно эти нормы применять – одна из задач учителя.

При обучении детей орфоэпическим нормам прежде всего необходимо переосмыслить стратегию современного обучения адыгейскому языку – его направленность не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции, интереса, бережного и вдумчивого отношения к слову, к книге и в целом к знаниям, на становление у школьников самого главного учебного умения – умения и желания учиться. Произносительные нормы должны усваиваться параллельно с другими (фонетическими, грамматическими нормами) и восприниматься детьми как единственно правильные, образцовые.

В выполнении этой задачи для меня большое значение имеет проведение на уроках различных игр, в том числе с мультимедийным сопровождением.

Детская игра имеет свою неповторимую специфику. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, её задач, когда их выполнение составляет главную её прелесть.

С помощью игр я решаю познавательные задачи, поставленные в занимательной форме. Само решение познавательных задач связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, учащиеся учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать; описывать предмет, называя его действия и качества; проявляют сообразительность и находчивость.

Игры помогли мне в том, что ребята приучились сдерживать себя, контролировать свое поведение, в результате чего у них воспитывается воля, дисциплинированность, честность, правдивость, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам друзей. То есть вырабатывается учебная компетентность.

Сегодня я ставлю перед собой задачу не только научить детей учиться, но и вызвать интерес к учебе, к изучению не родного для них языка. Этот интерес я вырабатываю на уроках при помощи разнообразных приемов. Одним из таких приемов является ролевая игра.

Усваивая разные понятия на уроках, учащиеся становятся «участниками» событий, представляют себя специалистами разных профессий. Участвуя в игре, дети стараются говорить на правильном адыгейском языке.

На уроках в русскоязычных группах при изучении букв и звуков я использую речевые игры, помогающие осознать звуковой состав слова.

Вот пример такой игры.

Уч-ль: В нашем классе у меня рассыпались звуки одного слова. Помогите, пожалуйста, подобрать их... Мимо Вани катится звук [т]... Ваня, задержи его...(Ваня быстро нагибается, делает вид, что «ловит» звук и, отдает учителю).

Уч-ль: Спасибо, Ваня. («Берет» звук). Дети, какой звук принес мне Ваня?

Дети (хором)- [т].

Уч-ль: Буду крепко держать его в руке, чтобы снова не уронить...

Так учитель находит в кудряшках, возле ног, на парте ещё звуки [х], [ы], [лъ] и проводится такая же работа. Так из звуков собирается слово тхылъ.

Для того, чтобы успешно применять игры, важно чтобы каждая игра имела свою логику, отличную от логики учебного задания. Суть этого отличия состоит в том, что игра развертывается лишь в условиях, воображаемой ситуации, где ребенку надо что-то делать для развития игрового сюжета.

Приведу здесь пример: игра «Помоги животным».

Её можно проводить по темам «Дикие животные», «В зоопарке» в форме экскурсии.

Учитель говорит учащимся, что они сегодня отправляются на экскурсию в зоопарк, но смогут туда попасть, если они освободят животных, которых похитил злой Иныжъ (великан) и заточил в пещеру. (На экране появляется пещера, заваленная камнями). Для спасения животных предлагается задание. Например, выписать из пословиц слова со сложными согласными звуками, правильно их прочитать.

ЛIыр лIызэ мэлIэжьы.

Жъы зимыIэм кIэ иIэп.


После выполнения детьми задания, камни падают, пещера открывается, и оттуда «выбегают» спасённые животные. Учащиеся правильно называют этих животных, проверяют себя по компьютеру. Можно продолжить игру, сказав, что спасены не все животные и предложив ещё одно задание. Выполнив второе задание, дети спасают ещё одну группу животных и проводится такая же работа с их названиями.

На уроках развития речи целесообразно проводить игру «Мозаика». (На экране появляются фрагменты какой-нибудь сюжетной картинки). Учащиеся получают задание собрать картинку, составить связный рассказ и передать его вслух, правильно произнося трудные сложные звуки.

Для выработки правильного произношения сложных звуков, которые отсутствуют в русском языке можно проводить различные игры.

Игра «Паровоз». На экране появляется паровозик. Машинист топит углём печку. Из трубы «летят облачка» с буквами. Детям предлагается прочитать их правильно.

Игра «Цветик-семицветик». Проводится беседа по сказке «Цветик-семицветик». Дети вспоминают, что в сказке цветик-семицветик исполнял желания. Учитель говорит, что на уроке он будет загадывать задания, а дети должны их выполнять.

Разноцветные лепестки по очереди падают и улетают. Учащиеся называют цвет каждого лепестка на адыгейском языке и находят в словах сложные (гласные, простые согласные) звуки.

Можно провести разные варианты этой игры с использованием макета цветка. На обратной стороне лепестков можно располагать разные задания, в том числе по орфоэпии. Например, ученик срывает лепесток, читает вслух слово предлагает детям назвать звуки, которые есть в слове, то есть определить звуковой состав слова.

Игра «Помоги словам попасть домой». На экране появляются изображения двух домиков, на которых написаны сложные буквы (например, ХЬ и ХЪ). Рядом изображаются предметы, в названиях которых есть звуки, образующиеся буквами ХЬ и ХЪ. Задача детей заключается в том, чтобы правильно произнести названия предмета и «помочь» ему попасть в свой домик.

Игра всегда пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются четко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми, внимательными. Воспитывается дисциплина, воля, характер, развивается память, речь и, что для меня имеет большое значение поддерживается и усиливается интерес к адыгейскому языку и произведениям литературы, к познанию окружающего мира.

На уроках практически нет необходимости делать замечания детям. Игра поглощает их. Но это происходит тогда, когда мы несем эмоциональный заряд, заинтересовываем их постановкой вопросов и заданий, особенно творческого характера. И чем эстетичнее мы сумеем оформить свои уроки, тем увлеченнее будут играть дети, отвечая на наши вопросы, и результаты урока будут надежнее.

Орфоэпические нормы очень важны в ситуации общения. Учить детей выразительной, убеждающей речи, учить искусству общения надо постепенно и методично, формируя навыки правильной речи на протяжении всего курса изучения адыгейского языка и литературы.

Уроки развития речи, на которых происходит овладение учащимися орфоэпическими нормами, приносят ли свои плоды. Именно на таких уроках у учащихся появляется возможность проявить свои творческие способности, применить полученные знания на практике.

Уроки по развитию языковой способности помогают ученикам овладеть эмоциональной стороной речи, увидеть нравственную силу слова, почувствовать себя творческой личностью, что особенно актуально в современных условиях.

Дети начинают ощущать силу слова. Именно учитель должен научить ребят чувствовать окраску слова, музыку разных звуков: мягкие звуки – узкие, твёрдые – широкие, бывают они и светлыми, яркими, тусклыми, грустными.

Путь к слову – трудный путь. Научить детей творчески мыслить, стараться сделать уроки развития речи эмоционально притягательными, заинтересовать их самим процессом работы над словом, найти стимулы для движения вперёд – вот задачи, которые учитель адыгейского языка должен решать в своей работе.



Литература

  1. Тхаркахов Ю. А. Секреты адыгейских букв.- Майкоп: изд-во МГТИ, 2000 г.

  2. Блягоз З. У., Блягоз Р. Н. Русско-адыгейский разговорник. – Майкоп: 1990 г.

  3. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. – Москва: 1984 г.

  4. Панов М. В. О стилях произношения. Сборник «Развитие современного русского языка». – Москва: 1993 г.

  5. Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. – Москва: 1995 г.

  6. Щерба Л. В. О номах образцового русского произношения. Книга «Избранные работы по русскому языку.- Москва: 1997 г.

  7. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Москва, Просвещение, 1981 г.

  8. Воробьёва Е. В. Детское словотворчество и языковая игра. Начальная школа. – 2001. – № 9.

  9. Воронова В.Я. Творческие игры. – М., 1981.


















Методические рекомендации.

Для повышения уровня знаний по орфоэпии на уроках адыгейского языка в начальной школе надо:


  1. Проводить на уроках артикуляционную гимнастику.

  2. Проводить на уроках фонетическую разминку.

  3. Отрабатывать произношение сложных звуков, отсутствующих в русском языке.

  4. Обращать внимание на гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э], произношение которых отличается от русского языка.

  5. Для активизации работы учащихся на уроках проводить различные игры и занимательные упражнения.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!