«Обучение детей творческому рассказыванию по картине»
в основе технологии Т.А. Ткаченко
Творческое рассказывание детей-
«вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций».
Актуальность.
Известный педагог К.Д.Ушинский говорил:
«Дайте ребёнку картину, и он заговорит».
С классиком трудно не согласиться.
Проблема обучения детей рассказыванию достаточно актуальна.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.
Особый интерес вызывает обучение детей рассказыванию по картине, серии сюжетных картин, так как их подготовка и проведение всегда были и остаются одним из самых трудных как для детей, так и для педагога
Задачи:
1. Совершенствовать лексическую, грамматическую и фонетическую стороны речи детей, обогащение словаря.
2. Воспитать умения рассказывать логично, содержательно, интересно и выразительно.
3. Формировать интеллектуальные, творческие способности детей (умение составлять творческие рассказы).
Требования к отбору картин:
1. Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
2. Картина должна быть высокохудожественной:
изображения персонажей, животных и других
объектов должны быть реалистическими;
3. Картина должна быть доступна не только по
содержанию, но и по изображению. Не должно
быть картин с чрезмерным нагромождением
деталей, иначе дети отвлекаются от главного
Виды рассказывания по картине:
1. Описание предметных картин – это
связное последовательное описание
изображенных на картине предметов или
животных, их качеств, свойств, действий.
2. Описание сюжетной картины – это
описание
изображенной на картине ситуации,
не выходящей за пределы содержания картины.
3. Рассказ по последовательной сюжетной
серии картин: ребенок рассказывает о
содержании каждой сюжетной
картинки из серии связывая их
в один рассказ.
4. Повествовательный рассказ по
сюжетной картине : ребенок
придумывает начало и конец к
изображенному на картине эпизоду.
Ему требуется не только осмыслить
содержание картины, передать его,
но и с помощью воображения
создать предшествующие и
последующие события
5. Описание пейзажной картины и
натюрморта.
Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» : «Растаял снег, и
затопило все кругом. Деревья
стоят в воде, а на горке домики.
Их не затопило. В домиках живут
рыбаки, они ловят рыбу».
Этапы обучения рассказыванию по картинам Ткаченко Т.А.:
1. Анализ содержания картины (место действия; время действия; свойства объектов и предметов; цели действия каждого персонажа; причино-следственные связи между объектами и явлениями).
2. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания (интерес; внимание; память; инициативность; воображение; мышление ).
3. Составление исходного рассказа по картине (закрепить либо улучшить навык составления связного рассказа).
Таблицы и картины для обучения детей творческому рассказыванию по Ткаченко Т.А.
2 .«Настольный теннис».
3.«Пугающая еда».
4.«Киносъемка».
5.«Признание».
6.«Магнитофонная запись».
7. «Катание с горки».
8. «Неудачная поездка».
9. «Прятки».
10. «Приключение на реке».
11. «Живой уголок»
12. «Справедливое возмущение»
13. «На рыбалке»
14. «Вот так палка»
15. «Рисунок с натуры»
Спасибо за внимание