СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамоте. Конспект урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Школа России" Тема урока: "Согласный звук [ш], буквы Ш, ш." Педагогическая цель создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления ...

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте. Конспект урока.»

Обучение грамоте. Конспект урока. 1 класс

Программа "Школа России"

Тема урока: "Согласный звук [ш], буквы Ш, ш."

Педагогическая цель:

Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Распознают в словах и характеризуют звук [ш] как глухой и всегда твёрдый, обозначают буквой, устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше – е; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы

Личностные результаты

Понимают важность различения «красивого» и «некрасивого», эмоционально «проживают» текст, иллюстрации

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.

Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного; логические – характеризуют букву ш.

Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе

Основное содержание темы, понятия и термины

Твердый глухой согласный звук [ш]; буквы Ш, ш; слого-звуковой анализ слов; правописание ши.


Ход урока:


Этапы.


Действия учителя.

(типичные фразы диалога)

Действия учеников.

(предполагаемые)

Доска и оборудование

Мотивация к учебной

деятельности.

- Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в необычное, познавательное путешествие по ступенькам «лесенки-чудесенки». И сейчас вы не просто мальчики и девочки первого класса, а сейчас вы все – открыватели. Ведь во время нашего путешествия мы должны добыть и открыть новые знания.- Ребята, а с каким настроением вы отправитесь в это путешествие? Подойдите к стенду, и выберите: какой погоде соответствует ваше настроение.- Ребята, я рада, что мы отправляемся в путь с хорошим, радостным настроением. А ведь это отличный залог нашего здоровья.- Как вы думаете, что мы будем делать на первой ступеньке? (Показываю на первую ступеньку).

Дети выходят к доске и прикрепляют кружочки к определённой картинке.

















+ Мы будем работать по ленте букв.

* На доске рисунок «лесенки-чудесенки».



* На стенде висят картинки с изображением определённого состояния погоды:

- ясно;

- пасмурно;

- переменно и т.д.



* Кружочки.

Актуализация знаний.

- Совершенно, верно. Назовите изученные гласные, являющиеся знаком мягкости для согласного звука. - Какие гласные вы ещё знаете? Назовите их. - Назовите изученные парные согласные звуки.

- Почему мы их называем парными?

- Назовите звонкие, твёрдые непарные согласные звуки.

- Назовите имя этой буквы. (Показываю).

- Какой звук она обозначает? Произнесите его.

- Что вы о нём знаете?

- Назовите букву, которая не обозначает звука.

- Ребята, вы показали хорошие знания изученных звуков и букв. Молодцы!

+ я. и. е

+ а, о, у, ы

+ Дети называют парные согласные звуки по твёрдости и мягкости.

+ Они образуют пары звуков, из которых один звонкий. Они вверху. Другой – глухой. Они внизу.

+ Дети называют их.

+ Чч. (че)

+ Дети произносят.

+ Согласный, глухой, непарный, всегда мягкий.

+ Мягкий знак.

* Таблица висит над доской.

Создание проблемной ситуации.

- Уважаемые открыватели, а вы ничего необычного не заметили в таблице?

- Подумайте, что вы можете сказать о звуке, который он обозначает?

- А можем ли мы, глядя на этот значок, назвать звук?

- Вы, наверное, догадались, что мы будем делать на второй ступеньке? (Показываю). Что нам сейчас предстоит выяснить?

+ Заметили звуковой значок.

+ Мы ничего не можем сказать о звуке.

+ Мы не можем назвать этот звук, потому что мы его не знаем.

+ На этой ступеньке мы познакомимся с новым звуком. Выясним, какими буквами он обозначается.

* Таблица: «Лента-букв».




Открытие нового знания.

Отгадайте загадки:

1). Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные …

2). Стоит высокий светлый дом,

Ребят проворных много в нём:

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.

- Ребята, как вы думаете: что означает слово школа?

- Представляю, как вы сейчас удивитесь, узнав, что школа по-гречески значит «досуг». Не правда ли странно: школа – и вдруг досуг? Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а беседы мудрецов-учёных со своими учениками о разных науках. Позднее появились самые настоящие занятия.

- Дети, а вам нравится наша школа? А что вы о ней можете рассказать?

- А теперь, давайте, подумаем: что общего в этих отгадках? (Показываю на картинки).

- Произнесём звук (ш), используя зеркальце

- Что вам напомнило произношение этого звука?

- Дадим характеристику звука.

- Сравним наш вывод с таблицей: «Лента-букв». (С ячейки снимаю карточку со звуковым значком.) Что можно сказать?

- Дорогие открыватели, внимание! Настало время поработать самостоятельно в группах. Каждой группе надо выполнить задание в течение 1 минуты:

1 группа (1ряд): придумать слова, в которых звук (ш) в начале слова.

2 группа (2 ряд): придумать слова, в которых звук (ш) в середине слова.

3 группа (3ряд): придумать слова, в которых звук (ш) в конце слова.

- Время вышло. Будем проверять задание у своих коллег при помощи сигнальных кружочков: красный – неправильно; зелёный – правильно.

- Умники! Как все хорошо работают! Ребята, звук (ш) обозначается буквой Ш, ш. Найдите в учебнике алфавит и прочитайте, как она называется.

+ Шары.





+ Школа.





+ Здание, где получают знания; храм науки; второй дом…



+ Наша школа большая и красивая. В ней учатся прилежные и трудолюбивые ребята. Все классы в школе просторные, светлые, уютные. Есть в школе столовая, библиотека, большой физкультурный зал. Мы любим нашу школу. Скоро ей исполнится 20 лет.



+ Звук (ш).



+ Дети произносят несколько раз этот звук.

+ Шипение змеи, гуся; шелест листьев.

+ Согласный, парный, глухой, шипящий, твёрдый.

+ Мы справились с заданием; всё правильно. Мы, молодцы!





+ Шутка, шуба…

+ Мишка, чашка…

+ Карандаш, камыш…



+ Эта буква называется (ша).


* Картинки с изображением шаров и школы.





























* Зеркальце.













* Таблица: «Лента-букв».



* Сигнальные кружки.



* Учебник.


Формулирование проблемы (темы и цели урока).

- Какая же будет тема урока?

- Какие задачи ставим на урок?

- Определите, что будем делать на следующей ступеньке?

(Показываю).


+ Согласный звук (ш). Буквы Ш,ш.



+ Познакомиться с новым звуком и буквами; научиться читать слоги-слияния, слова; показать свои знания и умения…..



+ Конструировать, печатать, учить стишок, сравнивать, думать…


Формулирование нового знания.

- Посмотрите (показываю на образец) это какие буквы?

- А это?

- Сравните их: в чём сходство; в чём отличие? - Когда употребляется заглавная буква?

- Найдите в своих кассах эту букву. Покажите.

- Давайте поселим нашу знакомую в классной кассе букв.

- А сейчас поработаем в парах и выполним творческое задание: сконструировать согласную букву Ш, ш (ша) из пластилина.

Индивидуальное задание для трёх учащихся

- Напечатать согласную букву Ш, ш (ша) на листе бумаги.

- На что похожа эта буква?

- Выучим небольшое стихотворение:

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

Физкультминутка.

- Мы дружно трудились,

Немного устали,

Быстро все сразу

За партами встали.

Руки поднимем,

Потом разведём

И очень глубоко

Всей грудью вздохнём,

И левую руку поднимем вперёд,

И дальше мы сядем

Продолжим урок.

- Что нас ожидает на этой ступеньке? (Показываю).

+ С заглавной буквы мы будем набирать, печатать, писать первое слово в предложении, имена людей, фамилии, отчества; название городов, рек и т.д.

+ Дети находят и показывают букву. Один из учащихся вставляет карточки с буквами Ш,ш в кармашек классной кассы букв.

+ На вилы, на табуретку…

+ Мы будем учиться читать слоги, слова; работать с текстом.


* Касса букв и слогов (классная и индивидуальная).



* Пластилин; чистый лист бумаги и фломастер синего цвета.

Первичное применение нового знания.


- Прочитаем хором слоги:

1) начиная с гласного; 2) начиная с согласного.

шу ши ош-шо

ша ше ыш

уш иш шут

аш еш шум

- Что скажете о выделенных слогах?

- Прочитаем, слоги изменяя порядок.

- Прочитайте слова, в которых 2 слога; 3 слога; 4 слога:

карандаши Миша наши

карандаш Гриша школьник

школа Наташа пишу

кошка Настя ваш

- Что скажете о выделенных словах? (Показываю).

- О чём хотите спросить?

- Давным-давно люди договорились между собой, что не смотря на то, что звук (ш) – твёрдый, но после буквы Ш (ша) нужно писать букву и! Поэтому, слышим (ы), а пишем и.

- Что скажете об этих словах? (Показываю).

Что скажете об этих словах? (Показываю).

Гимнастика для глаз.

- Рассмотрите рисунок в «Азбуке» на стр. 111.

- Кого мы видим? Чем заняты дети?

- Как вы, думаете, о чём пойдёт речь в тексте?

- Узнаем об этих ребятах, прочитав рассказ.

- Кто главные герои?

- Чем они занимались?

- Кто кем был в этой игре?

- Задайте вопросы о Грише и Наташе?

- Подумайте, как можно озаглавить этот текст?

- Друг другу прочитайте текст. Подготовьте пересказ.

Индивидуальное задание для (слабых) учащихся

- Подчеркните в словах букву ш.

- Кто заполнил содержание рассказа и готов его пересказать?

+ Буквы е; и не влияют на произношение согласного звука. Звук (ш) всегда остаётся твёрдым.

+ На конце этих слов мы слышим звук (ы).

+ Почему мы слышим звук (ы), а пишем букву и?

+ Карандаши – это много предметов, а карандаш – это один предмет.

+ В этих словах есть общая часть. Это родственные слова.

+ Мы видим детей. Они рисуют.

+ Как дети играли в школу.

+ Дети читают «цепочкой».



+ Миша, Гриша, Наташа.

+ Играли в школу.



+ Миша – учителем, а Гриша и Наташа – учениками.



+ Что нарисовал Гриша? Что нарисовала Наташа? Какие у них получились рисунки? и т.д.



+ Игра в школу. Урок рисования



* Доска.























* Учебник.

Самостоятельная работа.






- А сейчас почитаем про себя другие тексты. Для этого разделимся на 2 группы:

1 группа (1 вариант) – читают текст в пособии «Читаем сами», стр. 42.

2 группа (2 вариант) – читают текст в пособии «Буква за буквой», стр. 34-35.

- Что мы будем делать на этой ступеньке? (Показываю)

+ Подводить итоги урока.



* Пособие «Читаем сами», пособие «Буква за буквой».

Итог урока.


- Юные открыватели, что же вы сегодня добыли, открыли?



- Что ещё узнали, запомнили, понравилось? Что хотелось бы пожелать? Что особенно было вам интересно на уроке?

+ Мы познакомились с буквой Ш,ш (ша). Узнали, что она обозначает звук (ш) и т.д.





Домашнее задание рекомендательного характера

- Читать тексты в пособии «Буква за буквой» стр.34,35, 36.






Самооценка.


- Подойдите к доске и оцените на данном луче свои знания.

1 2 3 4 5

- Наше путешествие по лесенке-чудесенке подошло к концу. Я вами довольна. Спасибо за хорошую работу. Молодцы!

+ Дети выходят к доске и прикрепляют кружочки к определённой оценке.






* Кружочки.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!