Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления
Распознают в словах и характеризуют звук [ш] как глухой и всегда твёрдый, обозначают буквой, устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше – е; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы
Понимают важность различения «красивого» и «некрасивого», эмоционально «проживают» текст, иллюстрации
Твердый глухой согласный звук [ш]; буквы Ш, ш; слого-звуковой анализ слов; правописание ши.
Этапы. | Действия учителя. (типичные фразы диалога) | Действия учеников. (предполагаемые) | Доска и оборудование |
Мотивация к учебной деятельности. | - Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в необычное, познавательное путешествие по ступенькам «лесенки-чудесенки». И сейчас вы не просто мальчики и девочки первого класса, а сейчас вы все – открыватели. Ведь во время нашего путешествия мы должны добыть и открыть новые знания.- Ребята, а с каким настроением вы отправитесь в это путешествие? Подойдите к стенду, и выберите: какой погоде соответствует ваше настроение.- Ребята, я рада, что мы отправляемся в путь с хорошим, радостным настроением. А ведь это отличный залог нашего здоровья.- Как вы думаете, что мы будем делать на первой ступеньке? (Показываю на первую ступеньку). | Дети выходят к доске и прикрепляют кружочки к определённой картинке.
+ Мы будем работать по ленте букв. | * На доске рисунок «лесенки-чудесенки».
* На стенде висят картинки с изображением определённого состояния погоды: - ясно; - пасмурно; - переменно и т.д.
* Кружочки. |
Актуализация знаний. | - Совершенно, верно. Назовите изученные гласные, являющиеся знаком мягкости для согласного звука. - Какие гласные вы ещё знаете? Назовите их. - Назовите изученные парные согласные звуки. - Почему мы их называем парными? - Назовите звонкие, твёрдые непарные согласные звуки. - Назовите имя этой буквы. (Показываю). - Какой звук она обозначает? Произнесите его. - Что вы о нём знаете? - Назовите букву, которая не обозначает звука. - Ребята, вы показали хорошие знания изученных звуков и букв. Молодцы! | + я. и. е + а, о, у, ы + Дети называют парные согласные звуки по твёрдости и мягкости. + Они образуют пары звуков, из которых один звонкий. Они вверху. Другой – глухой. Они внизу. + Дети называют их. + Чч. (че) + Дети произносят. + Согласный, глухой, непарный, всегда мягкий. + Мягкий знак. | * Таблица висит над доской. |
Создание проблемной ситуации. | - Уважаемые открыватели, а вы ничего необычного не заметили в таблице? - Подумайте, что вы можете сказать о звуке, который он обозначает? - А можем ли мы, глядя на этот значок, назвать звук? - Вы, наверное, догадались, что мы будем делать на второй ступеньке? (Показываю). Что нам сейчас предстоит выяснить? | + Заметили звуковой значок. + Мы ничего не можем сказать о звуке. + Мы не можем назвать этот звук, потому что мы его не знаем. + На этой ступеньке мы познакомимся с новым звуком. Выясним, какими буквами он обозначается. | * Таблица: «Лента-букв».
|
Открытие нового знания. | - Отгадайте загадки: 1). Сегодня всё ликует! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные … 2). Стоит высокий светлый дом, Ребят проворных много в нём: Там пишут и считают, Рисуют и читают. - Ребята, как вы думаете: что означает слово школа? - Представляю, как вы сейчас удивитесь, узнав, что школа по-гречески значит «досуг». Не правда ли странно: школа – и вдруг досуг? Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а беседы мудрецов-учёных со своими учениками о разных науках. Позднее появились самые настоящие занятия. - Дети, а вам нравится наша школа? А что вы о ней можете рассказать? - А теперь, давайте, подумаем: что общего в этих отгадках? (Показываю на картинки). - Произнесём звук (ш), используя зеркальце - Что вам напомнило произношение этого звука? - Дадим характеристику звука. - Сравним наш вывод с таблицей: «Лента-букв». (С ячейки снимаю карточку со звуковым значком.) Что можно сказать? - Дорогие открыватели, внимание! Настало время поработать самостоятельно в группах. Каждой группе надо выполнить задание в течение 1 минуты: 1 группа (1ряд): придумать слова, в которых звук (ш) в начале слова. 2 группа (2 ряд): придумать слова, в которых звук (ш) в середине слова. 3 группа (3ряд): придумать слова, в которых звук (ш) в конце слова. - Время вышло. Будем проверять задание у своих коллег при помощи сигнальных кружочков: красный – неправильно; зелёный – правильно. - Умники! Как все хорошо работают! Ребята, звук (ш) обозначается буквой Ш, ш. Найдите в учебнике алфавит и прочитайте, как она называется. | + Шары.
+ Школа.
+ Здание, где получают знания; храм науки; второй дом…
+ Наша школа большая и красивая. В ней учатся прилежные и трудолюбивые ребята. Все классы в школе просторные, светлые, уютные. Есть в школе столовая, библиотека, большой физкультурный зал. Мы любим нашу школу. Скоро ей исполнится 20 лет.
+ Звук (ш).
+ Дети произносят несколько раз этот звук. + Шипение змеи, гуся; шелест листьев. + Согласный, парный, глухой, шипящий, твёрдый. + Мы справились с заданием; всё правильно. Мы, молодцы!
+ Шутка, шуба… + Мишка, чашка… + Карандаш, камыш…
+ Эта буква называется (ша). | * Картинки с изображением шаров и школы.
* Зеркальце.
* Таблица: «Лента-букв».
* Сигнальные кружки.
* Учебник. |
Формулирование проблемы (темы и цели урока). | - Какая же будет тема урока? - Какие задачи ставим на урок? - Определите, что будем делать на следующей ступеньке? (Показываю). | + Согласный звук (ш). Буквы Ш,ш.
+ Познакомиться с новым звуком и буквами; научиться читать слоги-слияния, слова; показать свои знания и умения…..
+ Конструировать, печатать, учить стишок, сравнивать, думать… | |
Формулирование нового знания. | - Посмотрите (показываю на образец) это какие буквы? - А это? - Сравните их: в чём сходство; в чём отличие? - Когда употребляется заглавная буква? - Найдите в своих кассах эту букву. Покажите. - Давайте поселим нашу знакомую в классной кассе букв. - А сейчас поработаем в парах и выполним творческое задание: сконструировать согласную букву Ш, ш (ша) из пластилина. Индивидуальное задание для трёх учащихся - Напечатать согласную букву Ш, ш (ша) на листе бумаги. - На что похожа эта буква? - Выучим небольшое стихотворение: Посмотри на букву Ш – Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё. Физкультминутка. - Мы дружно трудились, Немного устали, Быстро все сразу За партами встали. Руки поднимем, Потом разведём И очень глубоко Всей грудью вздохнём, И левую руку поднимем вперёд, И дальше мы сядем Продолжим урок. - Что нас ожидает на этой ступеньке? (Показываю). | + С заглавной буквы мы будем набирать, печатать, писать первое слово в предложении, имена людей, фамилии, отчества; название городов, рек и т.д. + Дети находят и показывают букву. Один из учащихся вставляет карточки с буквами Ш,ш в кармашек классной кассы букв. + На вилы, на табуретку… + Мы будем учиться читать слоги, слова; работать с текстом. | * Касса букв и слогов (классная и индивидуальная).
* Пластилин; чистый лист бумаги и фломастер синего цвета. |
Первичное применение нового знания. | - Прочитаем хором слоги: 1) начиная с гласного; 2) начиная с согласного. шу ши ош-шо ша ше ыш уш иш шут аш еш шум - Что скажете о выделенных слогах? - Прочитаем, слоги изменяя порядок. - Прочитайте слова, в которых 2 слога; 3 слога; 4 слога: карандаши Миша наши карандаш Гриша школьник школа Наташа пишу кошка Настя ваш - Что скажете о выделенных словах? (Показываю). - О чём хотите спросить? - Давным-давно люди договорились между собой, что не смотря на то, что звук (ш) – твёрдый, но после буквы Ш (ша) нужно писать букву и! Поэтому, слышим (ы), а пишем и. - Что скажете об этих словах? (Показываю). - Что скажете об этих словах? (Показываю). Гимнастика для глаз. - Рассмотрите рисунок в «Азбуке» на стр. 111. - Кого мы видим? Чем заняты дети? - Как вы, думаете, о чём пойдёт речь в тексте? - Узнаем об этих ребятах, прочитав рассказ. - Кто главные герои? - Чем они занимались? - Кто кем был в этой игре? - Задайте вопросы о Грише и Наташе? - Подумайте, как можно озаглавить этот текст? - Друг другу прочитайте текст. Подготовьте пересказ. Индивидуальное задание для (слабых) учащихся - Подчеркните в словах букву ш. - Кто заполнил содержание рассказа и готов его пересказать? | + Буквы е; и не влияют на произношение согласного звука. Звук (ш) всегда остаётся твёрдым. + На конце этих слов мы слышим звук (ы). + Почему мы слышим звук (ы), а пишем букву и? + Карандаши – это много предметов, а карандаш – это один предмет. + В этих словах есть общая часть. Это родственные слова. + Мы видим детей. Они рисуют. + Как дети играли в школу. + Дети читают «цепочкой».
+ Миша, Гриша, Наташа. + Играли в школу.
+ Миша – учителем, а Гриша и Наташа – учениками.
+ Что нарисовал Гриша? Что нарисовала Наташа? Какие у них получились рисунки? и т.д.
+ Игра в школу. Урок рисования |
* Доска.
* Учебник. |
Самостоятельная работа.
| - А сейчас почитаем про себя другие тексты. Для этого разделимся на 2 группы: 1 группа (1 вариант) – читают текст в пособии «Читаем сами», стр. 42. 2 группа (2 вариант) – читают текст в пособии «Буква за буквой», стр. 34-35. - Что мы будем делать на этой ступеньке? (Показываю) | + Подводить итоги урока. |
* Пособие «Читаем сами», пособие «Буква за буквой». |
Итог урока. | - Юные открыватели, что же вы сегодня добыли, открыли?
- Что ещё узнали, запомнили, понравилось? Что хотелось бы пожелать? Что особенно было вам интересно на уроке? | + Мы познакомились с буквой Ш,ш (ша). Узнали, что она обозначает звук (ш) и т.д.
| |
Домашнее задание рекомендательного характера | - Читать тексты в пособии «Буква за буквой» стр.34,35, 36. |
| |
Самооценка. | - Подойдите к доске и оцените на данном луче свои знания. 1 2 3 4 5 - Наше путешествие по лесенке-чудесенке подошло к концу. Я вами довольна. Спасибо за хорошую работу. Молодцы! | + Дети выходят к доске и прикрепляют кружочки к определённой оценке.
|
* Кружочки. |