СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамоте_"Звуки [б], [б']Прописная буква "Б""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте_"Звуки [б], [б']Прописная буква "Б""»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕЖД»







Конструкт урока по русскому языку

на тему: «Звуки [б], [б’], буква «Б»»

УМК «Школа России», 1 класс






Выполнил(а): Чувашева Анна 316н

Методист: Сорокожердьева Елена Александровна

Учитель: Степанова Снежана Анатольевна




Тема: Звуки [б], [б’], буква «Б»

Перспективная цель: Формирование представлений о многообразии букв и звуков в русском языке.

Актуальная цель: Ознакомление со звуками [б], [б’], с буквой «Б»



Задачи:

Обучающая – актуализировать знания о звуках, изученных ранее, обучить написанию заглавной буквы «Б» в процессе выполнения учебных заданий.

Развивающая – развивать речь через фонематические упражнения; развивать мелкую моторику в процессе работы с прописью.

Воспитательная – воспитывать ответственность в процессе работы над заданиями; воспитывать интерес к изучению русского языка.


Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • вычленять звуки из слова;

  • различать гласные и согласные звуки;

  • различать ударные и безударные гласные звуки;

  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие;

  • различать понятия «звук» и «буква»;

  • определять количество слогов в слове; делить слова на слоги; определять в слове ударный слог;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, и;

  • правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

  • писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

  • использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.


Метапредметные результаты:

У обучающихся будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:

Коммуникативные:

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога;

  • в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;

  • строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова.

Познавательные:

  • сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей;

  • сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей;

  • устанавливать основания для сравнения звуков, слов (на основе образца);

  • характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры гласных звуков; твёрдых согласных, мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с заданным звуком.

  • проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем правилу, подбирать слова к модели;

  • формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова.

Регулятивные:

  • выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова

  • удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа

  • оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения участников совместной работы;

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.


Личностные:

У обучающихся будут сформированы следующие личностные новообразования:

  • первоначальные представления о научной картине мира (в  том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании



Оборудование: Компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, наглядный и раздаточный материал.

Тип урока: открытие нового знания.

Вид урока: урок-практикум.

Принципы: наглядность, научность, доступность, воспитания и развития, активности учащихся в обучении, психологической комфортности.

Методы, приемы: словесные (учебный диалог, объяснение, инструктаж), наглядные (демонстрационный материал на доске, компьютерная презентация), практические (учебные задания).

Литература: Примерная рабочая программа по русскому языку НОО.

Азбука 1 класс, автор: В.Г.Горецкий и др.

Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

    1. Мотивационный этап


Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Добрый день, ребята.

Проверим готовность к уроку.

На партах у вас лежит азбука, пропись и пенал. Сядьте правильно: выпрямим спину, ноги согнуты в коленях, расстояние от края стола до вашего туловища - ширина ладони, проверьте, пожалуйста.


Объясните, пожалуйста, смысл цитаты: «Ученья корень горек, да плод его сладок».









Ответы детей.


Личностные: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка



    1. Актуализация знаний и целеполагание


Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке

Вы изучили уже очень много букв и звуков, которые они обозначают.


Проведем небольшую викторину.

https://learningapps.org/watch?v=p81dk0oxj22


Посмотрите, перед нами буквы и иллюстрации. Ваша задача соотнести букву и картинку, чтобы это сделать правильно, необходимо проговорить вслух слово, которое на картинке, выделить звук и найти букву, которая обозначает данный звук.


Молодцы, вы отлично показали свои знания предыдущего материала.


Послушайте стихотворение и скажите, какой звук вы услышите чаще всего.


Был у бабушки баран,

Бил он бойко в барабан.

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.


Вспомните, какая буква обозначает эти звуки.


Верно. На прошлом уроке вы уже научились писать строчную букву «б», какая цель будет на этом уроке?





Буква «пэ» - иллюстрация палитры, твердый звук [п].

Буква «эм» - иллюстрация медведя, мягкий звук [м’]

Буква «зэ» - иллюстрация зонта, твердый звук [з]












Звук [б]


Буква «б».


Научиться писать прописную букву «Б».

предметные

  • правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

  • писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова

метапредметные

в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу

личностные:

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании

    1. Открытие нового знания


Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия

Организация работы по изучения нового знания, применения нового способа действия


Прикрепляет на доску прописную букву «Б».


Из какого количества элементов она состоит?

Кто может назвать эти элементы?


Обратите внимание, что эту букву написать безотрывно у нас не получится.


Откроем пропись на странице 13.
В верхнем правом углу пропишем элементы буквы.
Как закончите, покажите посадкой.
Далее прописываем непосредственно букву в первой строке:

Ставлю карандаш чуть нише добавочной линии, прописываю наклонную с закруглением вправо, далее полуовал, отрываю карандаш. Ставлю карандаш чуть ниже добавочной линии, пишу горизонтальную прямую с закруглением.

Третью букву в этой строке пропишем под счет:
Раз-и-два-и

(прямая с закруглением) и - раз


А теперь посмотрите на доску, вижу вот такие неправильные в написании буквы.

Крепит на доску неправильные варианты.

Скажите, что неверно в написании этих букв?

Исправляет названные ошибки.



Теперь можете дописать букву до конца строки.

Не забываем выделять зеленым цветом самую красивую букву.


Откроем азбуку на странице 97

Найдите справа слоги.
Читаем все вместе вслух по порядку.
А теперь прочитаем снизу вверх.


Замечательно, скажите, а в каких слогах буква «б» обозначает мягкий звук, а в каком твердый?



А как вы это определили?



Назовите эти гласные.


А сейчас эти слоги пропишем во второй строке прописи.

Первый слог «Ба», какое здесь соединение?

Верно, прописываем этот слог, диктуя себе: [бббббаааа]

Второй слог «Би», а какое здесь соединение?

Правильно, диктуем себе [бббиии]

И третий слог «Бе», здесь какое соединение?


Откроем азбуку на страннице 102.

Найдем текст. Какое название у данного текста?

Кого обычно называют таким именем?

Посмотрите, что изображено на иллюстрации. Предположите, о чем будет идти речь в тексте?


Проверим ваши предположения. После того, как мы прочитаем этот текст, вам придется ответить на следующие вопросы: чем же занимался Барсик? Как звали мальчика, который составил слово?

Итак, верно ли мы предположили?


Посмотрите на доску.


Прикрепляет на доску буквы: «К», «О», «М», «П», «О», «Т»


Один человек сейчас в роли кота откатит три буквы так, чтобы получилось слово «кот».



Откроем пропись, найдет четвертую строку. Нужно закончить это предложение.

Так как же звали кота у Бориса?

Пропишем это слово.

Как мы прописываем слова, что мы в это время делаем?


Верно.





Осваивают новые способы действия при изучении нового знания




Из трех.


Наклонная с закруглением вправо, полуовал и горизонтальная прямая с закруглением.







Прописывают элементы буквы.





Прописывают букву.





Говорят ошибки в написании.











Читают слоги.




Ба, бо, бу, бы – твердый звук

Бе, би – мягкий.



Есть гласные буквы, которые обозначают мягкость.


Е, и.



Нижнее.


Верхнее.


Нижнее.



«Барсик»

Кота.


Ответы детей.






Да/нет.







Убирает три буквы: «м», «о», «п».



Диктуем себе.


Барсик.


Диктуем себе.




предметные

  • вычленять звуки из слова

  • различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]);

  • различать ударные и безударные гласные звуки;

  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);

  • различать понятия «звук» и «буква»;

  • определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;

  • правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

  • писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

  • составлять предложение из набора форм слов;

  • использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.


метапредметные

  • сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей;

  • сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей;

  • устанавливать основания для сравнения звуков, слов (на основе образца);

  • характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры гласных звуков; твёрдых согласных, мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с заданным звуком.

  • проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем правилу, подбирать слова к модели;

  • формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова.

  • выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова

  • удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа

  • оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений


личностные

  • первоначальные представления о научной картине мира (в  том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании

    1. Динамическая пауза

Два желающих проведите, пожалуйста, физкультминутку.

Выполняют физкультминутку.

Метапредметные:

Осуществлять контроль собственной деятельности

    1. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.


Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила)

Организация работы по закреплению нового знания с проговариванием во внешней речи




Какое количество элементов в заглавной букве «Б»? Назовите их.

Верно. Какие два звука обозначает буква «Б»?


Приведите примеры таких слов.


В каких случаях мы пишем заглавную букву?




Отлично, проверим, как вы сможете отличить слова, которые следует написать с заглавной буквы, а какие нет.

Сейчас я буду называть слова, если вы считаете, что слово нужно написать с заглавной буквы - хлопайте, если нет, то не хлопаете.


Борис

Белизна

Богдан

Бобер

Барсик

Биноколь

Баран

Бронислав

Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия нового материала, способа действия


Три. Наклонная линия с закруглением вправо, полуовал и горизонтальная линия с закруглением.

Твердый [б] и мягкий [б’].

Ответы детей.


В начале предложения, имена, фамилии, отчества, названия географических объектов.





предметные

  • различать гласные и согласные звуки

  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие;

  • различать понятия «звук» и «буква»;

  • писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

  • использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.


Метапредметные

в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу

личностные

  • первоначальные представления о научной картине мира (в  том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании


    1. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)


Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму

Организует работу по закреплению и систематизации знаний, выполнение практических упражнений под своим контролем


Сейчас будем работать по плану списывания.

Мы с вами закончили предложение в 4 строке

Ставим точку в пятой строке.

Справа проставили цифры от 1 до 6.

Итак, 1 пункт плана «Читаю и запоминаю».

Сколько слов в предложении?

Закрываем глаза и повторяем предложение.


Второй пункт плана «Выделяю опасные места».

Что у нас в начале предложения?

Какой фигурой его обводим?

Какой знак мы поставим между предлогом и вторым словом? Почему?

Поставим ударение в словах.

Позовем второе слово.

Поставим ударение.

Позовем последнее слово.

Поставим ударение.

Выделяем опасные места в этих словах зеленым цветом.

Выделяем красным цветом главные буквы.

Разделим эти слова на слоги. Скандируем. Бо-ри-са.

Выделяем дугами слоги.

Бар-сик. Выделяем дугами слоги.


Третий пункт плана «Читаю орфографически».

Внимательно произносим так, как написано.



Самостоятельное выполнение практических упражнений по предложенному алгоритму



Ставят точку в 5 строке.


Ставят цифры от 1 до 6.


4. Читают по очереди каждое слово.

«У Бориса кот Барсик».


Подчеркивают начало и конец предложения.

Предлог.

Треугольником.

Галочку, потому что вы можем вставить любое слово.


[борииииса]

Ставят ударение на «и».

[баааарсик]

Ставят ударение на «а».

Ставят точки под безударными гласными.

Ставят точки под гласными.



Выделяют дугами слоги.


Читают так, как написано.




предметные

  • составлять предложение из набора форм слов;

  • использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач

метапредметные

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения участников совместной работы;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога.

личностные

  • первоначальные представления о научной картине мира (в  том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

    1. Самостоятельная работа и проверка по эталону



Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой

Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме



Четвертый пункт плана «Пишу и диктую по слогам».

Теперь начинаем писать в той строке, где поставили точку.

Пишем предложение самостоятельно.


Пятый пункт плана «Выделяю опасные места».

Все опасные места, которые мы выделили в предложении выше, выделите и в своем.


Шестой пункт плана «Проверяю».

Рисуем рядом с цифрами волшебную линеечку. Оцениваем себя за правильность.



Синтез. Самостоятельное выполнение упражнений с самопроверкой или взаимопроверкой


Самостоятельно прописывают предложение.



Выделяют опасные места в написанном предложении.



Проверяют правильность и ее оценивают.





предметные

  • вычленять звуки из слова

  • различать гласные и согласные звуки;

  • различать ударные и безударные гласные звуки;

  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие;

  • различать понятия «звук» и «буква»;

  • определять количество слогов в слове; делить слова на слоги; определять в слове ударный слог;

  • правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

  • писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

  • составлять предложение из набора форм слов;

  • использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.


метапредметные

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

  • выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова

  • удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа



личностные

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

    1. Рефлексия


Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся




Давайте вспомним ключевые моменты с урока.

С какой новой буквой мы сегодня познакомились?

Из какого количества элементов состоит эта буква?

Какие два звука обозначает эта буква?


Посмотрите на слайд, перед вами лесенка успеха.

На ней три ступени.

1 ступень. Поднимите руки те ребята, которым было очень тяжело на этом уроке, и у вас остались вопросы.

2 ступень. Поднимите руки те ребята, которые хорошо поработали на уроке.

3 студень. Поднимите руки те ребята, которые поработали отлично, вопросов у вас не осталось.



Помогают учителю подвести итоги.

Рефлексия.


Проводят рефлексию деятельности.



Со заглавной буквой «Б».

Из трех.

Наклонная с закруглением вправо, полуовал и горизонтальная прямая с закруглением.

предметные

использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач


метапредметные

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.


Личностные

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!